«Обработка графических изображений» 11 класс Карпызина Вита Валерьевна ГБОУ школа №477
Тема урока: «Создание фрактальных изображений средствами Photoshop. Запись макросов.»
Вид и тип урока: комбинированный урок, изучение новых знаний, закрепление полученных ранее навыков.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
познакомить с фрактальной живописью как видом компьютерной графики;
формировать навыки работы в среде Photoshop;
познакомить с понятием макроса, научить записывать макросы в Photoshop;
Воспитательные:
воспитывать умение работать самостоятельно, используя алгоритм выполнения;
обратить внимание на связь на связь с математическими науками;
повысить интерес к изучению предмета информатика;
Развивающие:
расширить кругозор учащихся;
содействовать развитию творческого подхода для решения задачи;
Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок по теме «Обработка графических изображений»
Основной метод проведения урока: комбинированный метод, который объединяет в себе объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (компьютерный практикум).
Программное обеспечение:
программа Adobe Photoshop.
Оборудование урока:
Компьютерный класс, проектор.
Материал к занятию:
Презентация «Фрактальная графика».
Презентация «Технология создания фрактального изображения».
Инструкция по выполнению работы.
Карточка с клавиатурными сокращениями.
Видеоролик «Елочка» (физминутка)
План урока: (45 мин)
Организационный момент (1 мин):
-
Актуализация ранее изученного материала (5 мин):
Вопрос-ответ.
-
Теоретическая часть (10 мин):
Сообщение темы, целей урока;
Знакомство с новым материалом. (Презентация «Фрактальная живопись») (5 мин.)
Объяснение технологии работы. (Презентация «Технология создания фрактального изображения) – 1 часть. (5 мин.)
-
Практическая часть (5 мин)
Самостоятельная работа учащихся
Физкультминутка (2 мин);
-
Теоретическая часть +практическая часть (17 мин)
Объяснение технологии работы. (Презентация «Технология создания фрактального изображения) – 2 часть. (7 мин.)
Самостоятельная работа учащихся. (10 мин.)
-
Практическая часть
Творческая работа учащихся. Создание собственного изображения. (при оставшемся времени)
Подведение итогов урока (3 мин).
Этап урока
|
Время
|
Цель
|
Методы работы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
I. Организационный
|
1 мин.
|
Проверка готовности учащихся, их настрой на работу
|
«Настройка на урок»
|
Отмечает присутствующих. Обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии.
|
Участвуют в перекличке, проверяют свою собственную готовность к уроку (наличие на столах учебных принадлежностей).
|
II. Актуализация ранее изученного материала
|
5 мин.
|
Проверить, усвоен ли материал предыдущего урока, подвести к новой теме
|
Фронтальный опрос
|
Проводит устный опрос учащихся:
Какие виды компьютерной графики вы знаете?
В чем отличие векторной графики от растровой?
Какие преимущества имеет каждый вид графики?
|
Учащиеся устно отвечают на вопросы.
1. Существует растровая графика и векторная.
2. В растровой изображение состоит из пикселей, а в векторной из графических примитивов, которые описываются математическими формулами.
3. Растровая – фотографическое качество, реалистичность;
Векторная – возможность масштабирования без потери качества, использование в полиграфии и дизайне.
|
III. Теоретическая часть
|
10 мин.
|
Познакомить с особым видом изображений – фрактальной графикой. Передача учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности
|
Объяснительно-иллюстративный
|
Сообщает тему и цель урока.
- Отдельно в компьютерной графике принято выделять фрактальную графику. Она отличается от двух других внешне и технологией создания. Создавая фрактальные изображения можно получить эстетическое удовольствие. Для этого не нужно иметь особых навыков художника. Попробовать создать такое изображение может каждый.
Добавлю, что фрактальные изображения создаются специальными программами, а мы попробует создать такое изображение средствами Photoshop.
|
Слушают, настраиваются на восприятие нового материала.
|
Просмотр презентации «Фрактальная живопись» и беседа после просмотра.
- Что же такое фрактал?
- А где еще вы встречали фрактальные изображения, объекты?
|
Смотрят на экран, слушают материал, по окончанию просмотра отвечают на вопросы преподавателя.
|
Объяснение технологии работы (просмотр презентации «Технология создания фрактального изображения») – 1 часть, до 15 слайда.
- Фрактальное изображение состоит из самоподобных объектов. Подумайте, какие приемы работы при создании изображений вы будете использовать?
|
Смотрят на экран, слушают материал, по окончанию просмотра отвечают на вопросы преподавателя.
- Копирование и трансформацию.
|
IV. Практическая часть
|
5 мин.
|
Закрепление знаний и формирование умений и навыков.
|
Репродуктивный
|
Учитель предлагает создать «базовое» изображение.
Обращает внимание:
на использование клавиатурных комбинаций, для скорости работы (карточки лежат на столах)
на возможность использовать инструкцию для работы (указывается месторасположение файла с инструкцией)
помогает учащимся, испытывающим сложности.
|
Учащиеся начинают работу. Создают фрактал – базовое изображение. Допускается использование своих цветов.
|
V. Физкультминутка
|
2 мин.
|
Снятие напряжения с позвоночника
|
|
Включение видеоролика, демонстрация на экране.
|
Повторяют действия.
|
VI. Теоретическая часть+ Практическая часть
|
17 мин.
|
Передача учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности.
|
Объяснительно-иллюстративный
|
Продолжение просмотра презентации «Технология создания фрактального изображения».
Учитель объясняет что такое «макрос» и как его записать.
Рассказывает дальнейшую последовательность работы.
|
Учащиеся наблюдают за действиями учителя.
|
Закрепление знаний и формирование умений и навыков
|
Репродуктивный
|
Учитель наблюдает за работой учащихся, помогает.
Обращает внимание на самостоятельную работу с помощью «инструкции».
При необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
|
Учащиеся продолжают свою работу. Заканчивают построение фракталов.
Начинают запись макросов и построение фрактального изображения.
|
VII. Практическая часть
|
При оставшемся времени
|
Закрепление знаний и формирование умений и навыков. Творческая работа учащихся.
|
Репродуктивный метод
|
Предлагает учащимся создать свои изображения на основе полученных знаний и навыков.
|
На основании полученных навыков, учащиеся создают свое изображение. При этом возможно изменить форму фрактала, размер, цвет ит.д.
|
VIII. Подведение итогов урока
|
3 мин.
|
Проверка умений, навыков и творческой самостоятельности учащихся
|
Метод устного контроля и самоконтроля
|
Учитель оценивает выполненные работы учащихся.
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
|
Демонстрируют свою работу. Осуществляют самооценку, оценку работ одноклассников. Формулируют конечный результат работы на уроке
|
Дополнительный материал:
Текст презентации.
Фрактал— это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Другими словами, если взять часть фрактала по нему можно восстановить весь фрактал. Совмещает в себе красоту с простотой. Так, некоторые фракталы приближенно можно сделать с помощью ручки и бумаги.
Понятие появилось в 1975, а закрепилось в 1977 году с выходом книги "Фрактальная геометрия природы" Бенуа Мандельброта. В частности, в ней рассматривалась проблема измерения длины границы побережья. Ученый выяснил что при разных масштабах карты, длина побережья меняется, при более крупном масштабе граница становится более подробной, появляются новые более мелкие подробности..
рассмотрим простейшие геометрические фракталы.
Кривая Коха (снежинка Коха)
Процесс её построения выглядит следующим образом: берём единичный отрезок, разделяем на три равные части и заменяем средний интервал равносторонним треугольником без этого сегмента. В результате образуется ломаная, состоящая из четырех звеньев длины 1/3. На следующем шаге повторяем операцию для каждого из четырёх получившихся звеньев и т. д… Предельная кривая и есть кривая Коха.
Кривая дракона
Берём отрезок, сгибаем его пополам. Затем многократно повторяем итерацию. Если после этого снова разогнуть получившуюся (сложенную) линию так, чтобы все углы были равны 90°, мы получим драконову ломаную.
Геометрические фракталы.
Фрактал Мандельброта
Фракталы звезда и снежинка
Колбаса Минковского
Фрактал лабиринт
Фрактал коробка
Пятиугольник Дарена
Круговой фрактал
Дерево Пифагора
Треугольник Серпинского
Кривая Гильберта
Кривая Леви
Создаваемая математическими формулами, фрактальная графика, один из современных и оригинальных видов искусства, завоевывает все больше поклонников. Для его создания не нужны карандаши или краски, все проще и сложнее одновременно.
Фракталы широко применяются в компьютерной графике для построения изображений природных объектов, таких как деревья, кусты, горные ландшафты, поверхности морей и так далее. Существует множество программ, служащих для генерации фрактальных изображений.
В природе фрактальными свойствами обладают многие объекты
Лист папоротника, сердцевина ромашки, снежные узоры на стеклах, и даже мыльная пена
Ярким примером фрактала в природе является «Романеску», она же «романская брокколи» или «цветная коралловая капуста».
Макрокоманда или макрос — программный алгоритм действий, записанный пользователем. Часто макросы применяют для выполнения рутинных действий, которые вы либо уже десятки раз выполняли раньше, либо которые вам нужно повторить много раз.
Можно автоматизировать практически любую рутинную работу и повторяющуюся работу. Можно выполнить эту автоматизированную работу МГНОВЕННО, просто выбрать одну команду, нажав клавишу либо щелкнув на панели инструментов.
Во многих продуктах при обработке макроса автоматически выполняется заданная для каждого макроса последовательность действий — нажатия на клавиши, выбор пунктов меню и т. д. Предоставляется интерфейс для записи новых и перезаписи существующих макросов.
Используя макросы, можно значительно (в десятки, а то и в сотни раз) увеличить эффективность работы с приложением.
Ссылки:
http://rusproject.narod.ru/article/fractals.htm
http://www.decoder.ru/list/all_3/topic_12_3/
http://clubs.ya.ru/4611686018427462574/
http://design.tutsplus.com/tutorials/how-to-simulate-fractals-in-photoshop--psd-340 - авторский урок
http://www.photoshop-master.ru/lessons.php?rub=1&id=2286 – еще одна идея.
|