Рязанский филиал
НОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Рязанского филиала
НОУ ВПО МАЭП
_________ Комогоркин В.А.
14 января 2010г
Ивличев П.С.
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДИСЦИПЛИН
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА
по специальности
030501.65 – «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Рязань 2010
Рецензент:
Андреев В.В.
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой
естественно-научных и социально-экономических дисциплин
дисциплин Рязанского филиала НОУ ВПО МАЭП
(Протокол № 2от 12.01.2010г.)
Рассмотрено и одобрено
Советом Рязанского филиала НОУ ВПО МАЭП
Протокол № 2 от 12. 01. 2010 г.
Ивличев П.С.
Рязанский филиал НОУ ВПО 2010
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………
|
4
|
I. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………………………………..
|
4
|
I. 1. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………
|
5
|
I. 1. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕОЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……….
|
5
|
I. 1. 3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ………………………………..
|
7
|
I. 1. 4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………...
|
8
|
I. 1. 5. ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………………………………………..
|
13
|
I. 1. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………
|
18
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………..………………………………..
|
18
|
I. 1. 7. ГЛОССАРИЙ………………………………….…………………………………………………
|
19
|
II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………
|
43
|
III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………………
|
48
|
III 1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ……………………………………
|
48
|
III 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ……………………………………………………………………………………….
|
49
|
III 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ…………….
|
50
|
III 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД КОНСПЕКТОМ ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ…………..
|
51
|
III 5. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ…………….
|
52
|
III 6. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………….
|
53
|
III 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ……………………………………………………………………………………………………
|
59
|
III 8. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ……………………………………………………………
|
59
|
IV. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ…………………………………………………………………………………………..
|
66
|
IV. 1. ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ……………………………………………………………………
|
66
|
IV. 2. ИТОГОВАЯ (КУРСОВАЯ, СЕМЕСТРОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ…………………………….
|
66
|
IV. 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЕДИНИЦАМ…..
|
70
|
V. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………
|
70
|
I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I.1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Учебный курс «Информатика» рассчитан на студентов вузов и предназначен для формирования у них представления о современных информационных технологиях, возможностях сбора, обработки, хранения и использования информации с применением компьютерной техники и специального программного обеспечения.
Программа дисциплины разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Данный курс делится на четыре основные части: основы работы в системе Windows, текстовой редактор Word, электронные таблицы Excel и интеграция офисных программных продуктов, то есть их взаимодействие и комплексное совместное использованию при подготовке электронных документов.
Спецификой данного курса является то, что он состоит, в основном, из практических и семинарских занятий и роль преподавателя заключается в том, чтобы на практических примерах научить студентов работе на компьютере в условиях современного офиса.
Кроме того, в данном курсе предусматривается получение студентами основных навыков работы в локальной сети и глобальной сети Internet. При этом основное внимание уделяется приобретению навыков поиска необходимой информации в сети, пересылки её и обработки приложениями MS Office.
Вся учебная работа в рамках данного курса предполагает использование безбумажной технологии, как на этапе обучения, так и на этапах контроля.
Данный учебно-методический комплекс кроме программы курса включает в себя глоссарий основных слов и понятий, используемых в изучении дисциплины, а также сборник тестов для самоконтроля студентов и таблицу ответов на них. Приложением к учебно-методическому комплексу, кроме базовых учебников, могут служить электронные учебные пособия по информатике: Учебник по ИНФОРМАТИКЕ; Устройство компьютера; Операционная система Windows XP; Текстовой редактор WORD; Электронные таблицы EXCEL; Презентации POWER POINT; СУБД ACCESS 2002, 2003; Алгоитмизация в ПАСКАЛЕ; Всё о Visual Basic for Application; Тезаурус криптографических терминов; Защита информации в EXCEL; Архиваторы WinRAR и ZIP; Сканирование и распознавание.
Настоящий учебно-методический комплекс служит для помощи преподавателю в изложении материала дисциплины, а студенту позволяет всегда иметь «под рукой» развернутый тематический план лекционных и практических занятий, вопросы итогового контроля, методики работы с учебным материалом, словарь терминов и определений дисциплины, а также облегчает усвоение курса в процессе работы над тестовыми заданиями.
I.1.1. Цель и задачи дисциплины
Цель:
Адаптация студентов к использованию компьютерных технологий при обработке документации современного офиса, а также разработке функциональных задач и производстве финансово-экономических расчетов.
Задачи:
Рассмотрение основных понятий и теории информатики и кодирования информации;
Создание представления у студентов о технических и программных средствах реализации информационных процессов;
Исследование применения компьютерных технологий для решения функциональных задач;
Формирование навыков работы с электронными таблицами при обработке финансово-экономической информации;
Выработка представлений о технологиях и языках программирования;
Изучение состава и назначения основных и дополнительных устройств персонального компьютера;
Формирование навыков использования возможностей локальных сетей, глобальной сети Internet, электронной почты;
Выработка понимания методов защиты информации, составляющей коммерческую и государственную тайну.
I.1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
Свойства, формы представления, системы передачи информации;
Общие характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;
Меры и единицы измерения и хранения информации;
Системы счисления;
Логические основы ЭВМ;
Алгоритмы и элементы программирования
Основные этапы развития вычислительной техники. Архитектуры ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы;
Состав и назначение основных элементов персонального компьютера.
Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики;
Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики;
Классификацию программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики;
Понятие и назначение операционной системы. Разновидности операционных систем. Служебное (сервисное) программное обеспечение;
Файловую структуру операционных систем;
Программное обеспечение обработки текстовых данных;
Электронные таблицы;
Электронные презентации;
Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных и банками знаний;
Компоненты вычислительных сетей;
Принципы построения вычислительных сетей;
Сервисы Интернета. Средства использования сетевых сервисов;
Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.
уметь:
Правильно и быстро оформлять служебную документацию;
Обрабатывать финансово-экономическую информацию с помощью электронных таблиц Excel;
Работать с базами данных;
Создавать электронные презентации;
Пользоваться поисковыми системами Internet;
Использовать локальную сеть организации для совместной обработки документации;
Формировать электронные архивы документов;
Работать с электронной почтой в Outlook Express;
Защищать электронные документы от вирусов, несанкционированного доступа и порчи информации;
Обрабатывать большие объемы текстовой информации с созданием автоматических списков, гиперссылок, стилей форматирования и других специальных функций текстового редактора;
Повышать эффективность и качество обработки документации.
I.2.3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
План учебного процесса для специальности
№
|
Формы обучения
|
Объем часов
|
Форма отчетности
|
Всего
|
Аудиторные занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Очная форма обучения
|
300
|
84
|
экзамен
|
|