Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская гуманитарно-техническая академия»
(НОУ ВПО «МГТА»)
«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «МГТА»
д.э.н., профессор
А.Л. Ломакин
_________________________
«___» ______________ 2012 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об инновационной деятельности
негосударственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Московская гуманитарно-техническая академия»
Москва 2012
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует порядок осуществления инновационной деятельности в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская гуманитарно-техническая академия» (далее Академия).
1.2. Положение разработано на основании «Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ, Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике и другими нормативными правовыми актами.
1.3. Под инновационной деятельностью вуза понимается процесс последовательного проведения работ по созданию (разработке), освоению и распространению нововведений и/или преобразований, вносящих в научно-образовательную среду элементы новшества, улучшающих характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом, а также приносящих доход на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, продвижения на рынок инновационных образовательных программ и научных продуктов.
2. Цели и задачи инновационной деятельности
2.1. Основными целями инновационной деятельность в Академии являются:
- обеспечение условий для подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, а также проведения инновационных научных исследований и разработок прикладного характера, востребованных современной экономикой;
- переход Академии к инновационной модели развития;
- внедрение инновационного стиля руководства - системы управления знаниями сотрудников и обучаемых, способных к инновациям и поиску наиболее эффективных путей решения поставленных задач;
- внедрение современной модели образования, объединяющей обучение, воспитание, исследования и инновации;
- коммерциализация результатов научных исследований и усиление инвестиционной привлекательности Академии, формирование пакета конкурентоспособных идей и разработок для различных отраслей современной экономики России.
2.2. Для достижения поставленных целей в Академии решаются следующие основные задачи:
- создание и развитие инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические, научно-образовательные и учебно-деловые центры, структурные подразделения, управляющие разработкой и внедрением инновационных проектов, центры коллективного пользования научных данных и оборудования, а также совокупность ресурсов и средств, обеспечивающих организационно-методическое, информационное, консультативное и иное обслуживание инновационной деятельности;
- концентрация организационных мер и ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной деятельности в целях повышения спроса реального сектора экономики на прикладные научно-исследовательские работы и инновационные проекты;
- обеспечение благоприятных финансовых условий для активизации инновационной деятельности в Академии и совершенствование системы стимулирования ученых, научных коллективов, педагогических школ, способных обеспечить эффективное ведение инновационной деятельности;
- создание и развитие системы менеджмента качества (СМК) инновационной деятельности;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
- обеспечение тесного партнерства Академии с отраслями, регионами, корпорациями, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами по вопросам инновационной деятельности и совершенствования научно-образовательного процесса.
3. Направления инновационной деятельности
3.1. Инновационная деятельность в Академии осуществляется по следующим направлениям:
- создание современной системы многоуровневой и непрерывной подготовки кадров, включающей подготовку по программам различных ступеней, в том числе исследовательским (магистерским программам), обеспечивающим каждому обучаемому возможность формирования индивидуальной образовательной траектории, а также послевузовское сопровождение выпускников Академии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре), способствующее их карьерному росту;
- интеграция с профессиональными сообществами;
- разработка инновационных основных образовательных программ на основе образовательных и профессиональных стандартов, научно-инновационной деятельности Академии с учетом лучших отечественных и международных аналогов;
- повышение инновационного потенциала основных образовательных программ и научных проектов на основе диалога с академической и отраслевой наукой, работодателями, представителями рынка труда и бизнес-сообществ;
- разработка и внедрение активных методов, основанных на изучении практики («case-studiеs»), и проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач;
- создание современного контента учебно-методических материалов (виртуальной библиотеки цифровых образовательных ресурсов - электронных мультимедийных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических материалов по инновационным технологиям и др.) и обеспечение студентам и преподавателям доступа к электронно-библиотечным системам;
- проведение кафедрами научно-исследовательских работ по дисциплинам учебного плана с целью внедрения результатов НИР в учебный процесс, овладения студентами методологией и методами научного познания;
- разработка и внедрение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности всех категорий работников Академии;
- создание системы социальной поддержки студентов, преподавателей и сотрудников Академии.
4. Планирование и организация инновационной деятельности в Академии
4.1. Академия самостоятельно осуществляет перспективное и текущее планирование инновационной деятельности, определяет виды работ, условия финансирования, состав исполнителей. Результаты перспективного планирования инновационной деятельности отражаются в Концепции развития Академии, текущего - в ежегодных планах работы структурных подразделений (кафедр и других структурных подразделений Академии).
4.2. Координатором процесса планирования инновационной деятельности в Академии являются следующие структурные подразделения: Ректорат в лице проректора по научно-методической работе и проректора по учебной работе, Отдел аспирантуры и Учебно-методическое управление.
4.3. Структура управления инновационной деятельностью в Академии включает как управленческие подразделения, так и структуры методической, информационной и консультационной поддержки участников инновационной деятельности.
4.4. Инновационный стиль руководства основывается на внутривузовской системе обеспечения качества образовательной, научной и инновационной деятельности, управлении инновационным развитием основных и обеспечивающих процессов.
В Академии осуществляется внедрение автоматизированной системы управления и корпоративной информационной системы.
4.5. Участниками инновационной деятельности в Академии являются:
- администрация в лице ректора, проректоров, членов Ученого совета Академии;
- разработчики, т.е. сотрудники, являющиеся авторами инноваций;
- научные руководители инновационных проектов;
- исполнители (члены временных творческих коллективов): преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, магистранты и студенты, непосредственно участвующие в инновационной деятельности;
- руководители и сотрудники инновационных структур Академии, осуществляющих организационно-методическое,
информационное, консультативное и иное обслуживание инновационной деятельности.
Участниками инновационной деятельности вне Академии могут быть:
- инвесторы, т.е. распорядители или собственники финансовых ресурсов, которые несут расходы по выполнению инновационных проектов;
- стратегические партнеры в лице организаций, заинтересованных в результатах инновационной деятельности и участвующих в определенных стадиях этой деятельности, и др.;
4.6. В целях организации эффективной инновационной деятельности руководство Академии обеспечивает:
- функциональность организационно-управленческих структур Академии, централизацию и устранение дублирующих функций звеньев управления, корректировку положений о структурных подразделениях с учетом изменения выполняемых функций и работ;
- внедрение информационных инновационных структур Академии;
- доступ всех участников инновационной деятельности к информационным ресурсам на сайте Академии;
- развитие инновационной инфраструктуры Академии;
- мониторинг и оценку текущего состояния показателей инновационной деятельности в Академии и отчетность о выполнении планов;
- совершенствование внутренней (локальной) нормативной базы в области управления интеллектуальной собственностью и стимулирование внедрения инноваций в научно-образовательный процесс.
5. Финансирование инновационной деятельности
5.1. Руководство Академии создает условия и осуществляет финансовую поддержку всех направлений инновационной деятельности, контролирует внедрение ее результатов в учебно-образовательный процесс.
5.2. Основными источниками финансирования инновационной деятельности в Академии выступают:
- собственные средства Академии, в том числе полученные от ведения хоздоговорных научных работ;
- средства, полученные Академией по проектам международных фондов;
- спонсорские средства организаций-партнеров и др.
5.3. Руководство Академии осуществляет и развивает финансовую поддержку инновационных проектов и научных работ молодых исследователей (аспирантов и студентов).
6. Мониторинг и оценка инновационной деятельности
6.1. В Академии разрабатываются порядок проведения мониторинга, методика и критерии оценки инновационной деятельности, форма и порядок представления сведений, содержащих результаты оценки, с учетом требований и рекомендаций Министерства образования и науки РФ.
6.3. Оценка инновационной деятельности проводится в ходе проведения внутренних и внешних проверок системы менеджмента качества Академии, при самообследовании, а также в ходе работы комиссии по внешней экспертизе при государственной аккредитации образовательного учреждения.
Объектом контроля выступают инновационная деятельность и инновационный потенциал Академии в целом (институциональная оценка), а также инновационный потенциал отдельных основных образовательных программ по специальностям и направлениям высшего профессионального образования (специализированная оценка).
6.4. Оценка инновационной деятельности осуществляется сертифицированными внешними экспертами, которые привлекаются Рособрнадзором для работы в составе комиссии по государственной аккредитации образовательного учреждения (отдельной образовательной программы).
Приложение 1
Перечень инновационных структур НОУ ВПО «МГТА»
Наименование инновационной структуры
|
Руководители инновационных структур
|
Центры коллективного использования научных данных (читальный зал, фойе первого этажа, аудитории, оборудованные беспроводным сетевым доступом WI-FI к образовательным ресурсам (вузовской электронной библиотеке, электронным ресурсам на основе удаленного доступа)
|
Начальник отдела информационных технологий Кукаркин Илья Алексеевич
|
Бизнес инкубатор юридического консультирования
|
Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, к.ю.н. Глинка Владлен Игоревич
|
Техно-парк инновационных педагогических технологий с использованием современных мультимедийных средств обучения иностранным языкам
|
Зав. кафедрой второго иностранного языка, к.пед.н., доцент Стародубцева Елена Алексеевна
|
Бизнес инкубатор психологического консультирования
|
Доцент кафедры психологии Калинкина Татьяна Владимировна
|
Приложение 2
Перечень инновационных структур Липецкого филиала НОУ ВПО «МГТА»
Наименование инновационной структуры
|
Руководители инновационных структур
|
Бизнес инкубатор Студенческий предметный (научный) клуб кафедры экономики
|
Зав. кафедрой экономики Липецкого филиала МГТА к.э.н. Рыбина И.А.
|
Бизнес инкубатор Юридическая клиника
|
Зав. кафедрой юриспруденции Липецкого филиала МГТА, к.ю.н.,
доцент Калинина Е.В.
|
Бизнес инкубатор Лаборатория практической психологии
|
Зав. кафедрой психологии Липецкого филиала МГТА к.псх. н. Драганова О.А.
|
Бизнес инкубатор Студенческий предметный (научный) Английский клуб
|
Зав. кафедрой лингвистики Липецкого филиала МГТА, к.ист.н. Шкурат П.А.
|
|