Рабочая программа по технологии
7-8 класс
Образовательный стандарт основного общего
образования по технологии
Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по технологии (Приказ Министерства образования РФ от 03.06. 2008 №164, Приказ Министерства образования РФ от 31.08 2009 № 320, Приказ Министерства образования РФ от 19.10.2009 №427, Приказ Министерства образования РФ от 10.11.2011 №2643 о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089), с учётом программы «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко
Общая характеристика учебного предмета
В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе:
опытом изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда; подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности; рациональное размещение инструментов и оборудования; применение инструментов и оборудования; использование безопасных приемов труда в технологическом процессе; контроль хода процесса и результатов своего труда;
опытом организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределение работ при коллективной деятельности;
опытом работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий и ресурсов Интернета; применение информации при решении технологических задач;
опытом проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности; определение способов и средств достижения цели; воплощение проекта в виде законченного продукта; оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
опытом оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей; проба сил в различных сферах профессиональной деятельности; построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с образовательной программой МАОУ Тоболовской СОШ на изучение предмета Технология в 5-8 классе выделено 5-7 класс 2ч в неделю, 204ч в год 8 класс 1 ч в неделю, 34 ч в год.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи курса
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Учебно-методический комплект
Технология учебник для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2005г
Технология учебник для обучающихся 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2004г
Тематическое планирование
7 КЛАСС
№№
тем
|
Тема
|
Основное содержание тем
|
Кол-во часов (не менее)
|
Характер основных видов деятельности учащихся
|
1
|
Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений
|
Технологические свойства древесины. Пороки и дефекты древесины. Сушка древесины. Многодетальное изделие и его графическое изображение. Правила чтения сборочных чертежей. Виды соединений деталей и их графическое изображение. Чертеж детали с конической поверхностью. Изготовление плоских изделий криволинейной формы. Приемы обтачивания конических и фасонных деталей на токарном станке. Изготовление шипового соединения. Декоративно-прикладная обработка древесины. Выполнение геометрической резьбы. Перспективные технологические процессы при обработке древесины
|
14
|
Выбор пиломатериалов и заготовок. Чтение сборочных чертежей. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
|
2
|
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей
|
Технологические свойства стали. Классификация и маркировка стали. Термическая обработка металлов и сплавов. Сечения и разрезы на чертежах деталей.
.
Сущность токарной обработки. Назначение и устройство токарно-винторезного станка Назначение и виды токарных резцов. Элементы токарного резца. Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей. Обработка торцовых поверхностей и уступов. Общие понятия о резьбе и резьбовых поверхностей. Основные элементы резьбы. Нарезание наружной резьбы ручными инструментами. Нарезание внутренней резьбы ручными инструментами.
Понятие о полимере. Свойства пластмасс. Технология ручной обработки пластмасс.
|
16
|
Чтение чертежа детали цилиндрической и призматической формы и сборочного чертежа. Организация рабочего места токаря и фрезеровщика. Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке. Изготовление деталей призматической формы на фрезерном станке. Пользование штангенциркулем и инструментальный контроль качества деталей. Изготовление резьбовых соединений. Сборка изделий. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
|
3
|
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам
|
Кинематическая схема токарного станка. Механические автоматические устройства. Элементы механической автоматики на токарном станке. Условные обозначения элементов автоматических устройств. Схемы различных видов механических автоматических устройств.
|
6
|
Изучение кинематической схемы токарного станка.
Чтение схем механических устройств автоматики. Составление схемы и разработка конструкции модели механического автомата. Сборка и испытание модели.
|
4
|
Изготовление электротехнических устройств с элементами автоматики
|
Понятия о датчиках преобразования неэлектрических сигналов в электрические. Виды и назначение автоматических электротехнических устройств. Простейшие схемы электротехнических устройств автоматики.
|
16
|
Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей электроконструктора модели автоматических устройств. Соблюдение правил безопасности труда.
|
5
|
Творческая, проектная деятельность
С/Х труд
|
Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Классификация производственных технологий. Этапы выполнения проекта: подготовительный этап, конструкторский этап, технологический этап, этап изготовления изделия, заключительный этап, защита творческого проекта. Пример проекта.
|
|
Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей или на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации. Применение ЭВМ при проектировании изделий. Ознакомление со стандартами на массовые изделия. Конструирование и дизайн-проектирование. Выполнение эскиза изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара.
|
8 КЛАСС
№№
тем
|
Тема
|
Основное содержание тем
|
Кол-во часов (не менее)
|
Характер основных видов деятельности учащихся
|
1
|
Электротехника
|
Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее характеристика принципов работы двигателей постоянного и переменного тока. Аппаратура управления электродвигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
|
14
|
Разборка и сборка устройств с электродвигателем. Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора.
|
2
|
Технологии ухода и мелкого ремонта напольных покрытий, стен, деталей интерьера, мебели
|
Виды ремонтно-отделочных работ в доме. Современные строительные и отделочные материалы. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Способы декорирования интерьера.
Технологии ухода за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Ремонт покрытий стен. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
|
4
|
Ознакомление с инструментами и приспособления для выполнения малярных работ. Мелкий ремонт половых покрытий, стен, мебели, элементов интерьера. Изучение через инструкции пользователя, используя Интернет, эксплуатационных характеристик бытовой техники. Соблюдение правил безопасности труда.
|
3
|
Домашняя экономика
|
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Потребительские качества товаров и услуг. Права потребителя и их защита.
|
12
|
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности. Подбор современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи.
|
4
|
Творческая, проектная деятельность
|
Порядок выбора темы проекта. Методы обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления. Методы поиска информации об изделии и материалах. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Себестоимость. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов. Виды проектной документации. Способы экономической оценки.
|
4
|
Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей или на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации. Применение ЭВМ при проектировании изделий. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Конструирование и дизайн-проектирование. Выполнение эскиза изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
|
|