Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Азова
Утверждена
приказом директора МБОУ СОШ № 2
от «____» ______ 2017 г. №_____
________ И.П.Дьяченко
Рабочая программа
по технологии
Класс 3-б
Учитель : Бондаренко Наталья Вячеславовна
Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе:
основной образовательной программы(ООП) основного или среднего общего образования;
учебного плана МБОУ СОШ № 2;
положения о рабочей программе по предмету технология МБОУ СОШ № 2.
учебно-методического комплекса «Гармония» Н.М. Конышева «Технология»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Обучающиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,
осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (31 часа)
Тема
|
Содержание программного материала
|
Универсальные учебные действия
|
Проекты
|
Формы и образы природы - образец для мастера (8 ч)
|
Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров- силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
|
Ориентироваться в учебнике,воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Распределять общий объем работы. Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании.
|
Коллаж. Маски зайца, кролика. Цветы и другие изделия из бисера.
|
Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 ч)
|
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений. Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
|
Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место.
Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный образ изделия.
|
«Домик».
Дед Мороз и Снегурочка из бумаги. Фонарик из кругов. Звезда на новогоднюю ёлку.
|
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10ч)
|
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани. Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
|
Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Рассматривать и анализировать образцы. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Анализировать и оценивать полученные результаты.
|
Кухонная прихватка. Чайная грелка. Обложка из ткани для книги. Записная книжка в мягкой обложке.
|
От мира природы - к миру вещей
(4 ч)
|
Чудесный материал - соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
|
Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур. Решать задачи на плоскостное конструирование. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.
|
Простые конструкции из соломки. Модель ракеты.
|
Подготовка к выполнению проекта (2 ч)
«Дизайнерский чайный сервиз»
|
Подготовка к выполнению проекта. Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов. Подведение итогов года. Итоговая выставка.
|
Анализировать задание. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Проявлять проектно-исследовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов.
|
Дизайнерский сервиз (лепка).
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Содержание программного материала
|
Количество
часов
|
1
|
Формы и образы природы - образец для мастера
|
8ч.
|
2
|
Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия
|
7ч
|
3
|
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля
|
10ч
|
4
|
От мира природы к миру вещей
|
4ч
|
5
|
Подготовка к выполнению проекта
|
2ч
|
|
Итого
|
31ч
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ТЕХНОЛОГИИ»
№
|
Дата план
|
Дата факт
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
1
|
2.09
|
|
Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.
|
1
|
2
|
09.09
|
|
Образы природы в оригами.
|
1
|
3
|
16.09
|
|
Образы природы в оригами. Изделия: фигурки курицы, голубя
|
1
|
4
|
23.09
|
|
Образы природы в оригами. Изделия: маски зайца, кролика.
|
1
|
5
|
30.09
|
|
Силуэт: красота линий и форм. Узоры в квадрате.
|
1
|
6
|
7.10
|
|
Образы природы в коллаже (из ткани или бумаги). Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе.
|
1
|
7
|
14.10
|
|
Силуэт: красота линий и форм.
|
1
|
8
|
21.10
|
|
Лепка животных по наблюдениям.
|
1
|
9
|
11.11
|
|
Цветы и другие изделия из бисера.
|
1
|
10
|
18.11
|
|
Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Открытка с окошком.
|
1
|
11
|
25.11
|
|
Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Фигурная открытка.
|
1
|
12
|
02.12
|
|
Упаковка. Связь упаковки и предмета. Упаковка для подарка «Домик».
|
1
|
13
|
09.12
|
|
Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики.
|
1
|
14
|
16.12
|
|
Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка из бумаги.
|
1
|
15
|
23.12
|
|
Разметка деталей с помощью циркуля. Звезда на новогоднюю ёлку.
|
1
|
16
|
13.01
|
|
Настольная карточка.
|
1
|
17
|
20.01
|
|
Кухонная прихватка. Сборка изделия.
|
1
|
18
|
27.01
|
|
Кухонная прихватка. Отделка изделия. Стилевое единство предметов.
|
1
|
19
|
03.02
|
|
Грелка на чайник. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани.
|
1
|
20
|
10.02
|
|
Грелка на чайник. Сборка изделия.
|
1
|
21
|
17.02
|
|
Грелка на чайник. Отделка изделия.
|
1
|
22
|
03.03
|
|
Обложка для книги.
|
1
|
23
|
10.03
|
|
Стебельчатый шов. Монограмма.
|
1
|
24
|
17.03
|
|
Конструкция и образ записной книжки. Записная книжка в мягкой обложке.
|
1
|
25-26
|
07.03
14.04
|
|
Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки.
|
2
|
27
|
21.04
|
|
Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях.
|
1
|
28
|
28.04
|
|
Творческое конструирование (дизайн-проект сооружений с подвижным и неподвижным соединением деталей).
.
|
1
|
29
|
05.05
|
|
Конструирование из разных материалов. Модель ракеты
|
1
|
30
|
12.05
|
|
Решение проектно- конструкторских задач, выполнение эскизов.
|
1
|
31
|
19.05
|
|
Обобщающий урок по теме «Как создается рукотворный мир: от мира природы - к миру вещей».
Подведение итогов года. Итоговая выставка.
|
1
|
|