МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московская государственная академия
ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К.И. Скрябина
Лист /
Факультет
Товароведения и экспертизы сырья животного происхождения
|
Утверждаю
|
|
Проректор по учебной работе,
член-корреспондент РАН,
профессор_________ И.И. Кочиш
|
|
«___»_______2016г.
|
Кафедра: Товароведения, технологии сырья и продуктов животного и растительного происхождения имени С.А. Каспарьянца
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции» на 2016-2017 учебный год
по направлению подготовки 19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья», профиль «Технология хранения и переработки зерна»
для студентов __3___ курса
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения ___________очная______________
Курс лекций читает: старший преподаватель Сухинина Т.В.
Практические занятия ведет: старший преподаватель Сухинина Т.В.
Рассмотрено:
на заседании кафедры
«30» сентября 2016 г.
Зав кафедрой ________ А.И. Сапожникова
|
Одобрено:
Декан факультета ________ М.В. Новиков
«___»___________________2016г.
|
Москва 2016г.
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цели освоения дисциплины
Основная цель дисциплины «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции» заключается в формировании у студентов-бакалавров факультета «Товароведения и экспертизы сырья животного происхождения» профессиональных компетенций теоретического и прикладного характера в области управления качеством и безопасностью пищевых продуктов.
1.2. Задачи дисциплины:
Ознакомить с основами международной законодательно-правовой базой систем менеджмента в области обеспечения безопасности и качества;
Ознакомить с основами законодательно-правовой базой систем менеджмента в области обеспечения безопасности и качества продуктов питания на территории РФ;
Сформировать практические навыки по использованию нормативных документов в области безопасности продуктов питания;
Ознакомить с принципами системы менеджмента качества и безопасности при производстве пищевой продукции на основе идентификации опасных факторов;
Рассмотреть методы и способы контроля качества и безопасности продуктов питания, а также обнаружения фальсификации продукции;
Ознакомить с основами и особенностями внедрение систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции на предприятиях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции» (Б3.Б.24) включена в дисциплины базовой части (общепрофессиональная часть) структуры ООП подготовки бакалавров по направлению 19.03.02. «Продукты питания из растительного сырья», профиль «Технология хранения и переработки зерна».
Изучение данной дисциплины осуществляется в 5 семестре и базируется на комплексе знаний и компетенций, усвоенных в ходе изучения дисциплин гуманитарного (Основы научных исследований, Экономика, Системы управления технологическими процессами, информационные технологии) и естественнонаучного (Химия, Микробиология, Физика, Экология, Товароведение растительного сырья, Технология производства продукции растениеводства) циклов:
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);
способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1).
В свою очередь, дисциплина «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции» создает методологическую базу для дальнейшего изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана и формирует достаточные теоретические знания и практические навыки для понимания и осмысления информации, излагаемой в последующих курсах, и способствует всесторонней подготовке специалистов в области технологии переработки сельскохозяйственной продукции.
Полученные в результате изучения дисциплины «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции» знания и умения являются необходимой основой для прохождения производственной практики и выполнения выпускной квалификационной работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции».
Процесс изучения дисциплины «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-6,ОПК-2, ПК-15, ПК-22.
Способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);
Способностью разрабатывать мероприятия по совершенствованию технологических процессов производства продуктов питания из растительного сырья (ОПК-2);
Готовностью участвовать в производственных испытаниях и внедрении результатов исследований и разработок в промышленное производство (ПК-15);
Способностью использовать принципы системы менеджмента качества и организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-22);
3.1 В результате изучения дисциплины «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции» студент должен:
Знать:
общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);
методы и способы разработки мероприятий по совершенствованию технологических процессов производства продуктов питания из растительного сырья (ОПК-2);
способы определения и анализа показателей свойств сырья и полуфабрикатов, влияющих на оптимизацию технологического процесса, качество, в том числе и безопасность готовой продукции, ресурсосбережение, эффективность и надежность процессов производства (ПК-1);
принципы системы менеджмента качества и организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-22).
Уметь:
использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);
разрабатывать мероприятия по совершенствованию технологических процессов производства продуктов питания из растительного сырья (ОПК-2);
определять и анализировать показатели свойства сырья и полуфабрикатов, влияющие на оптимизацию технологического процесса, безопасность и качество готовой продукции, ресурсосбережение, эффективность и надежность процессов производства (ПК-1);
использовать принципы системы менеджмента качества и организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-22).
Владеть:
Способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе при внедрении систем менеджмента безопасности на предприятия перерабатывающей сырье растительного происхождения (ОК-6);
Способностью разрабатывать мероприятия по совершенствованию технологических процессов производства продуктов питания из растительного сырья для обеспечения безопасности и качества в соответствии с требованиями систем менеджмента безопасности на основе принципов HAССP (ХАССП) (ОПК-2);
Способностью определять и анализировать свойства сырья и полуфабрикатов, влияющие на оптимизацию технологического процесса, с целью обеспечения качества, безопасности готовой продукции, а также ресурсосбережение, эффективность и надежность процессов производства (ПК-1);
Способностью использовать принципы системы менеджмента безопасности, качества и организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-22).
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Объем дисциплины
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
144
|
Аудиторные
занятия
|
Всего
|
72
|
в том числе:
|
Лекционные
|
36
|
Лабораторные
|
-
|
Практические
|
36
|
Самостоятельная работа
|
72
|
Контрольная работа
|
-
|
Вид итогового контроля
|
экзамен
|
Тематика лекций
Раздел 1. КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПРОДУКЦИИ.
Термины и определения.
Основные этапы развития форм и методов обеспечения качества пищевых продуктов.
Законодательно-правовая база системы качества и безопасности для пищевой промышленности в Российской Федерации.
Раздел 2. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ.
Показатели качества. Факторы, влияющие на качество пищевой продукции.
Контроль как одно из средств обеспечения качества пищевой продукции.
Методы и средства контроля качества пищевой продукции.
Раздел 3. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ.
Идентификация потенциального риска или рисков.
Выявление критических контрольных точек в производстве.
Установление и соблюдение предельных значений параметров.
Разработка системы мониторинга. Разработка процедур внутренних проверок. Разработка корректирующих действий. Документирование системы ХАССП.
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В СИСТЕМЕ ХАССП.
Общие требования ХАССП.
Основные опасные факторы и предупреждающие действия. Критические контрольные точки. Критические переделы.
Документация системы ХАССП.
Раздел 5. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ
Построение блок-схемы производственного процесса. Анализ рисков по диаграмме. Метод «Дерева принятия решений» для определения критических контрольных точек.
Форма рабочего листа контроля качества и безопасности продукции.
4.2 Структура дисциплины
Распределение часов по отдельным темам и видам занятий
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя
семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную
работу студентов,
трудоемкость (часы)
|
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
|
Раздел 1.
КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
ПРОДУКЦИИ.
|
5
|
1-4
|
Лекция 8ч,
практическое
занятие 8ч,
самостоятельная работа 10ч.
|
Опрос по лекционному материалу, защита практического занятия. Выполнение контрольной работы и тестового задания
|
Раздел 2.
КОНТРОЛЬ
КАЧЕСТВА
ПИЩЕВОЙ
ПРОДУКЦИИ.
|
5
|
5-7
|
Лекция 6ч,
практическое занятие 4ч, самостоятельная работа 10ч.
|
Раздел 3.
ПРИНЦИПЫ
СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПИЩЕВОЙ
ПРОДУКЦИИ.
|
5
|
8-10
|
Лекция 6ч,
практическое
занятие 8ч,
самостоятельная работа 14ч.
|
Раздел 4.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В СИСТЕМЕ ХАССП.
|
5
|
11-14
|
Лекция 8ч,
практическое
занятие 8ч,
самостоятельная работа 10ч.
|
Опрос по лекционному материалу, защита практического занятия. Тестирование.
|
Раздел 5.
ВНЕДРЕНИЕ
СИСТЕМ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ
ПРОДУКЦИИ
|
5
|
15-18
|
Лекция 8ч,
практическое
занятие 8ч,
самостоятельная работа 10ч.
|
Опрос по лекционному материалу, защита практического занятия.
Тестирование.
Защита рефератов. Рубежная аттестация.
|
4.3 Содержание дисциплины
4.3.1. Лекции и практические занятия
Наименование раздела и темы
|
Часы
|
всего
|
лекции
|
практические занятия
|
СР
|
Раздел 1. Качество и безопасность как основные свойства продукции
|
Термины и определения.
|
8
|
-
|
2
|
6
|
Основные этапы развития форм и методов обеспечения качества пищевых продуктов.
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Законодательно-правовая база системы качества и безопасности для пищевой промышленности в Российской Федерации.
|
16
|
6
|
4
|
6
|
Раздел 2. Контроль качества пищевой продукции
|
Показатели качества. Факторы, влияющие на качество пищевой продукции.
|
5
|
2
|
1
|
4
|
Контроль как одно из средств обеспечения качества пищевой продукции.
|
6
|
2
|
1
|
4
|
Методы и средства контроля качества пищевой продукции.
|
3
|
2
|
2
|
6
|
Раздел 3. Принципы системы менеджмента качества при производстве пищевой
продукции на основе идентификации опасных фактов и управления рисками
|
Идентификация потенциального риска или рисков.
|
8
|
1
|
1
|
6
|
Выявление критических контрольных точек в производстве.
|
9
|
1
|
2
|
6
|
Установление и соблюдение предельных значений параметров.
|
8
|
1
|
1
|
6
|
Разработка системы мониторинга. Разработка процедур внутренних проверок. Разработка корректирующих действий. Документирование системы ХАССП.
|
13
|
3
|
4
|
6
|
Раздел 4. Организация работ в системе ХАССП
|
Общие требования ХАССП.
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Основные опасные факторы и предупреждающие действия. Критические контрольные точки. Критические переделы.
|
8
|
2
|
4
|
2
|
Документация системы ХАССП.
|
12
|
4
|
2
|
6
|
Раздел 5. Внедрение систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции
|
Построение блок-схемы производственного процесса. Анализ рисков по диаграмме. Метод «Дерева принятия решений» для определения критических контрольных точек.
|
18
|
6
|
6
|
6
|
Форма рабочего листа контроля качества и безопасности продукции.
|
8
|
2
|
2
|
4
|
ИТОГО:
|
144
|
36
|
36
|
72
|
5 Образовательные технологии
Вид занятий
|
Образовательные технологии, средства и методы
|
Лекционное
|
Неимитационные активные инновационные методы:
проблемные лекции, лекция-беседа, лекция-консультация.
Информационные технологии: мультимедийное обучение.
Информационные системы: электронные библиотеки, электронные базы учебно-методических ресурсов.
|
Практическое
|
Неигровые имитационные методы: упражнения – действия по инструкции (лабораторные практические работы по инструкции).
Информационные технологии: интерактивное обучение (специальные компьютерные программы); сетевые компьютерные технологии (Интернет)
Информационные системы: электронные библиотеки, электронные базы учебно-методических ресурсов.
|
Самостоятельная
работа
|
Информационные технологии: мультимедийное обучение, интерактивное обучение (специальные компьютерные программы); сетевые компьютерные технологии (Интернет)
Информационные системы: электронные библиотеки, электронные базы учебно-методических ресурсов.
|
В соответствии с требованиями ФГОС ВО в учебном процессе предусмотрено использование активных форм проведения занятий, развивающих коммуникативные способности и речь обучающихся, направленных на их привлечение к самостоятельной познавательной деятельности, вызывающих личностный интерес к решению проблемных задач.
6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
6.1 Указания о порядке выполнения рефератов и самостоятельных проектов
Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение рефератов по предложенным темам.
Реферат должен быть представлен в сроки, определенные учебным графиком, но не позднее, чем за з дня до защиты реферата.
Реферат, выполненный не по указанному распределению, не зачитывается.
Написание реферата и его защита должны показать умение студента самостоятельно работать с литературными источниками, отбирать, обобщать и анализировать необходимый материал, кратко, четко и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
При подготовке реферата полезно и необходимо использовать не только приведенные в списке литературные источники, но и практический опыт, личные наблюдения и обобщения, материалы периодических изданий и т.д.
Порядок написания и оформления рефератов и самостоятельных проектов представлен в «Методических рекомендациях по написанию и оформлению письменных работ» ФГБОУ ВПО МГАВМиБ 2013г.
Существуют универсальные требования к оформлению письменной работы, свойственные академическому миру в целом. Все работы должны иметь следующие составляющие:
титульный лист;
оглавление (содержание);
введение;
основную часть, состоящую из глав и параграфов или только из глав;
заключение;
список литературы;
приложения.
Все виды письменных работ оформляются на стандартных листах бумаги А4 (210 х 297 мм) с одной стороны. На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк. Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускается разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания оформляются на той странице, к которой они относятся.
Размеры полей ограничивающих текст по всем четырем сторонам печатного листа: левое – 20 мм, правое, верхее и нижнее – не менее 10 мм. В академии принято оформление материалов в следующем электронном формате: - Word 6.0, Word 7.0, шрифты: Arial 12 кегель, Times New Roman 14 кегель, текст в таблицах и сноски допускается печатать 10 кегель. Текст работы отпечатывается через полтора интервала. Постраничные сноски оформляются через один интервал. Выравнивание текста работы необходимо производить по ширине листа, отступ первой строки абзаца установить 1,27 см (0,5 дюйма).
Во всех видах письменных работ используется верхний колонтитул. Колонтитул содержит следующие сведения: логотип вуза, наименование министерства, наименование вуза (сокращенное), наименование факультета, кафедры, обозначение письменной работы (шифр), номер листа и общее число листов (см. пример: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, название глав, заключение, список литературы, приложения и т.д.), печатаются заглавными буквами, располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом, а заголовки параграфов – с заглавной буквы строчными буквами и выравниваются по левому краю текста без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом.
Названия глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.
Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых оформляется красной строки. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединенных общей мыслью. Работа подписывается студентом (слушателем) с указанием даты ее подписания.
Титульный лист является первой страницей работы, на которой помещается следующая информация:
- наименование ведомства, вуза, факультета, кафедры, номер листа и
общее число листов (верхний колонтитул);
- вид письменной работы;
- название дисциплины;
- название работы;
- фамилия, имя, отчество студента/слушателя, факультет, курс, группа;
- фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного
руководителя;
- название города и год написания работы.
Оглавление включает перечень заголовков всех структурных элементов работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте: сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности не допускается.
6.2 Требования оформления списка использованных источников литературы
Примеры оформления библиографического описания книг, статей из периодических изданий, электронных ресурсов по ГОСТ 7.1-2003
Книга одного автора
Егоров Г.А. Технология муки. Технология крупы: 4-е изд., перераб. и доп. для студ. вузов/ Г.А. Егоров.- М.: КолосС, 2005. — 296 с.: ил.
Мельников Е.М. Технология крупяного производства: для студ. вузов / Е.М. Мельников . - М.: Агропромиздат, 1991, 207 с.
Книга двух авторов
Матвеева И.В. Пищевые добавки и хлебопекарные в производстве мучных изделий: учеб. пособие для студ. вузов/ И.В. Матвеева, И.Г. Белявская. -М.: МГУПП, 2000. - 115 с.
Книга четырех авторов
В сведениях об ответственности могут быть указаны все авторы или один со словами «[и др.]» – по усмотрению библиографирующего учреждения.
Автоматизированные информационные технологии в экономике / М. И.Семенов [и др.] ; под общ. ред. И. Т. Трубилина. – М. : Финансы и статистика, 2003.– 415 с.
Запись под заглавием
Основное заглавие может быть тематическим или типовым, т.е. состоять только из обозначения вида издания
Атлас мира / глав. ред. Я. А. Топчиян. – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. – 71 с.
Нормативные документы по стандартизации
1.Система стандартов безопасности труда : сборник. – М. : Издательство Стандартов, 2002. – 102 с. : ил. – (Межгосударственные стандарты). – Содерж.: 16 док. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб. : Профессия, 2003. – 576 с. 2.
2 .ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004-01-07. – М. : Издательство стандартов, 2004. – 156 с.
Словари, справочники
Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Гуро. – М. : Инфра М, 2004. – 578 с. – (Библиотека словарей).
Вечканов, Г. С. Микро- и макро- экономика : энциклопедический словарь /Г.С.Вечканов. – СПб. : Лань, 2000. – 352 с.
Статья из книги, журнала
Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах с неоднородным заполнением /А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, М. Д. Малых // Вест. Моск. ун-та. Сер. 3. Физика.Астрономия. – 2002. - № 5. – С. 23-25.
Долженко, В. И. На пути совершенствования ассортимента средств защиты растений / В. И. Долженко // Защита и карантин растений. – 2004. - № 8. – С. 20-23.
Официальные и законодательные материалы
Запись под заголовком
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.
Электронные ресурсы
При описании электронных ресурсов в качестве специфических сведений указывают вид и объем ресурса
Стандарт ГОСТ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standartgost.ru- Подзаг. с экрана.
7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Тематика контрольных работ
Какова область распространения ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»?
Каковы полномочия РФ, её субъектов и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, определённые ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»?
Дайте характеристику общим требованиям к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, закреплённым в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Какие определения закон ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» даёт понятиям:
- «безопасность пищевых продуктов»;
- «продовольственное сырьё»;
- «пищевые продукты»;
- «качество пищевых продуктов».
Кто осуществляет производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий?
Какое продовольственное сырьё допускается при изготовлении продуктов питания?
Каким требованиям должны удовлетворять предназначенные для реализации пищевые продукты
Для чего проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения
Какую ответственность могут нести лица, нарушившие ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»?
-
Составьте таблицу «Разграничение полномочий РФ и её субъектов в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов».
Сфера
|
Полномочия
|
РФ
|
субъекта РФ
|
отношения к единой государственной политике
|
|
|
разработки и реализации целевых программ
|
|
|
нормирования, регистрации, сертификации
|
|
|
контроля качества
|
|
|
Показатели качества пищевой продукции и факторы, влияющие на них.
Методы и средства контроля качества пищевой продукции.
Выявление критических контрольных точек в производстве пищевой продукции.
Установление, соблюдение предельных значений параметров при производстве пищевой продукции и разработка системы мониторинга.
Разработка процедуры проверки и корректирующих мероприятий в системе ХАССП.
Контрольные вопросы к экзамену:
Термины и определения в области управления качеством пищевой продукции на основе принципов НАССР (ХАССП)
Термины и определения в области безопасности пищевой продукции
Основные принципы НАССР (ХАССП).
Общие требования ХАССП.
Факторы, влияющие на качество пищевой продукции
Основные опасные факторы и предупреждающие действия
Контроль качества пищевой продукции
|