Скачать 243.64 Kb.
|
Стоматология – Латинский язык МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины - заложить основы терминологической подготовки будущих специалистов, научить студентов сознательно и грамотно применять медицинские термины на латинском языке, а также термины греко-латинского происхождения на русском языке. При этом задачами дисциплины являются: - формирование у студентов представления об общеязыковых закономерностях, характерных для европейских языков; - формирование у студентов навыков изучения научной литературы и подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области стоматологии; - приобретение студентами знаний латинской грамматики, которые требуются для понимания и грамотного использования терминов на латинском языке; - обучение студентов основам медицинской терминологии в трех ее подсистемах: анатомо-гистологической, клинической и фармацевтической; - научить студентов грамотно употреблять анатомические и гистологические термины, которые они изучают параллельно на кафедрах нормальной анатомии и гистологии; - научить студентов строить термин по данным терминоэлементам или по данным значениям, определять общий смысл термина на основании знания смысла отдельных его компонентов; - сформировать у студентов умение быстро и грамотно переводить рецепты с русского языка на латинский и наоборот; - формирование у студентов представления об органической связи современной культуры с античной культурой и историей; формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА Дисциплина «Латинский язык» относится к гуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин ФГОС по специальности ….Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в первом и втором семестрах. Для изучения данной дисциплины студент должен обладать знаниями основ общей биологии, анатомии, грамматики русского языка, иностранного языка, общей химии в рамках школьной программы, иметь навык работы с первоисточниками и общекультурные компетенции, а так же уметь применять эти знания для решения практических задач. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (психология, педагогика; история Отечества). 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ) Процесс изучения фтизиатрии направлен на формирование у выпускника медицинского вуза следующих компетенций: а) общекультурными (ОК): способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2); способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3); способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4); способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5); способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6); способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10); способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12). б) профессиональными (ПК): научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47); способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - о краткой истории латинского и древнегреческого языков и их роли в становлении и развитии медицинской терминологии; - о принципах создания международных номенклатур на латинском языке; - о культуре речи и профессиональной грамотности; - о понятиях терминоведения (терминоэлемент, термин, терминосистема, терминообразовательная модель и др.); - латинский алфавит, правила произношения и ударения; - элементы латинской грамматики, необходимые для понимания и образования медицинских терминов, а также для написания и перевода рецептов; - типологические особенности терминов в разных разделах медицинской терминологии; - основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке; - официальные требования, предъявляемые к оформлению рецепта на латинском языке; - способы и средства образования терминов в анатомической, клинической и фармацевтической терминологии; - 900 терминологических единиц и терминоэлементов на уровне долговременной памяти в качестве активного терминологического запаса и 100 латинских пословиц и афоризмов, студенческий гимн «Gaudeamus». Уметь: - читать и писать на латинском языке; - переводить без словаря с латинского языка на русский и с русского на латинский анатомические, клинические и фармацевтические термины и рецепты, а также пословицы и афоризмы; - определять общий смысл клинических терминов в соответствии с продуктивными моделями; - грамотно оформлять латинскую часть рецепта; - формировать названия на латинском языке химических соединений (кислот, оксидов, солей) и переводить их с латинского языка на русский и с русского на латинский; - вычленять в составе наименований лекарственных средств частотные отрезки, несущие определенную информацию о лекарстве. Владеть: - навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов; - базовыми технологиями преобразования информации, техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
5.4. Лекции
5.5. Практические занятия
5.6. Семинары не предусмотрены 5.7. Самостоятельная работа
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. История создания анатомической номенклатуры. Сравнительная характеристика Базельской, Йенской, Парижской и Римской анатомических номенклатур. 2. Этимология отдельных терминов (по подсистемам). 3. Типы заимствований медицинских терминов в русском языке. 4. Знаменитые врачи античности. 5. Гиппократ – отец медицины. Клятва Гиппократа. Афоризмы Гиппократа. 6. Медицинские эмблемы. 7. Латинские сочинения русских врачей. 8. Происхождение русских имен. Названия лекарственных растений греко-латинского происхождения. 9. Отражение античных мифов в современной медицинской терминологии. 10. Античные сюжеты в живописи, скульптуре. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ РАЗДЕЛ 1. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ 1. Выберите все правильные ответы: Термины, в которых буква «С» читается как [Ц]: 1). plicae 2). auricula 3). chiasma 4). cellula 5). сalyx 2. Выберите все правильные ответы: Термины с ударением на третьем слоге от конца: 1). medulla 2). membranaceus 3). triquetrum 4). contortus 5). palatinus 3. Выберите все правильные ответы: Существительные мужского рода: 1). crus, cruris 2). humerus,i 3). tempus,oris 4). tractus,us 5). glomus, eris 4. Установите соответствие: Термины Недостающие части прилагательных 1). cornu inferi…А/. -or 2). lobus superi…Б/. -us 3). facies anteri… 4). foramen min… 5). fissura superi… 5. Дополните окончание: Горизонтальная щель правого легкого - Fissura horizontalis pulm… dextr… РАЗДЕЛ 2. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. 1. Выберите один правильный ответ: Наука о возникновении и развитии болезни – 1). pathomorphosis 2). pathogenesis 3). nosologia 4). pathologia 5). logopathia 2. Выберите все правильные ответы: Термины, обозначающие опухоли – 1). tumor, oris m 2). ischaemia, ae, f 3). oedema, atis, m 4). coma, atis, n 5). blastoma, atis n 3. Выберите один правильный ответ: Хирургическая операция по рассечению кости – 1). osteoma 2). osteotomia 3). osteochondrosis 4). ostitis 5). osteomalacia 4. Установите соответствие: Латинские префиксы Греческие синонимы 1). trans- А/. syn- 2). con- Б/. an- 3). contra- В/. anti- 4). in- Г/. hyper- 5). super- Д/. dia- 5. Дополните термин: повышенное напряжение – гипер… РАЗДЕЛ 3. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. 1. Выберите один правильный ответ: Антибиотикам, продуцируемым лучистым грибом, соответствует частотный отрезок – 1). –cyclin- 2). –myco- 3). –cillin- 4). –mycin- 2. Выберите все правильные ответы: Болеутоляющие средства – 1). Pentalginum 2). Nitrofunginum 3). Testosteronum 4). Prochodolum 5). Hydrocortisonum 3. Установите частотные отрезки, обозначающие «сосуд»: 1). Angioxine 2). Vasocor 3). Angiovital 4). Cordiaminum 5). Aminocor 4. Выберите все правильные ответы: Oleum Ricini - … … 1). скипидар 2). касторовое масло 3). масло тимьяна 4). масло терпентинное 5). масло клещевины 5. Выберите один правильный ответ: В названиях солей кислородных кислот с большей степенью окисления используется суффикс – 1). –at-um 2). –ic-um 3). –os-um 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: а) основная литература М.Н.Чернявский. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Москва, “Медицина”, 2007. б) дополнительная литература Л. А. Бахрушина (под редакцией В. Ф. Новодрановой). Латинско-русский и русско-латинский словарь наиболее употребительных анатомических терминов. 2 издание. Москва, Геотар Медиа, 2010. А. Г. Кочкарева, В. Ф. Новодранова, З. А. Рыжкина. Толковый латинско-русский словарь терминов терапевтической стоматологии. Москва, Геотар медиа, 2006. А. Г. Кочкарева, В. Ф. Новодранова. Толковый латинско-русский словарь кардиологических терминов. Москва, Геотар медиа, 2008. Т. В. Тритенко. Элементы древнегреческого языка и медицинская терминология. Москва. «Лабиринт», 2009. А. Г. Кочкарева, З. А. Рыжкина (под редакцией В. Ф. Новодрановой). Античная мудрость студентам. Москва. Авторская академия, 2009. в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрователи, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы. Наборы слайдов по различнм разделам дисциплины. Набор таблиц по различным разделам дисциплины. Ситуационные задачи, видеофильмы. Доски. 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Обучение складывается из аудиторных занятий (72 ч.) и самостоятельной работы (36 ч). Основное учебное время выделяется на практическую работу по усвоению материала. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. В целях реализации компетентностного подхода рекомендуется широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в виде визуализированных компьютерных задач, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуационных задач, проведение научных стендовых сессий и студенческих олимпиад в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой, в виде выполнения авторизированного изложения предлагаемых для разбора вопросов и написание рефератов. По каждому разделу на кафедре разработаны методические рекомендации для студентов, тематические графологические структуры для практических занятий, а также методические указания для преподавателей. Все разработанные на кафедре методические рекомендации для лекций и практических занятий имеются в методическом кабинете Университета. Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом и контрольной письменной работой. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют сопособность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Системно-терминологический принцип обучения создает прочную мотивационную базу учебно-познавательной деятельности студента, концентрирует его внимание на возможностях эффективного усвоения медицинской терминологии, опирающегося, в первую очередь, на логические способы и приемы. Усвоению латинского языка и основ медицинской терминологии способствуют схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, задания для самоконтроля, обучающие программы и тесты, наглядные и технические средства обучения. На каждом занятии должна быть предусмотрена индивидуальная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Для нее должно выделяться до 60% учебного времени в зависимости от трудоемкости новой темы, нуждающейся в объяснении преподавателя. Реализация профессиональных задач развивает логику мышления, сознательность и грамотность в использовании терминов, свободную ориентацию в различных подсистемах медицинской терминологии. Помимо профессиональной и общеобразовательной задач перед курсом латинского языка и медицинской терминологии стоит также задача общекультурного развития и нравственного воспитания студентов. Эта задача реализуется путем включения в учебный материал специально отобранных крылатых выражений, пословиц и поговорок, а также при активной самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе. Успешное формирование знаний медицинской терминологии и умений применять ее на практике в значительной степени зависит от систематического контроля успеваемости. Основные формы текущего контроля - проверка заданий, выполненных самостоятельно в аудитории или дома, устный или письменный контроль терминологического минимума, компьютерный контроль исходного уровня усвоения. Основные формы промежуточного контроля - тематические письменные контрольные работы (четыре в каждом семестре), тестовый контроль на материале изучаемых подсистем медицинской терминологии. По результатам этих работ оценивается уровень усвоения и выставляется зачет. Форма итогового контроля - письменный экзамен в конце второго семестра первого курса. Разработчики:
Эксперты:
|
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации № uk 2010 г. 2010 г Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации |
Курсовая работа на тему : «Учет затрат на производство и исчисление... Министерство образования и науки российской федерации министерство сельского хозяйства российской федерации |
||
Министерство образования и науки российской федерации Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г.,... |
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Министерство Образования и Науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного... |
||
Министерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального Цель дисциплины подготовка студентов, обучающихся по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования... |
В. П. Архипов [и др.]; Министерство образования и науки Российской... Министерство образования и науки Российской Федерации, фгбоу во "Казанский национальный исследовательский технологический университет".... |
||
Российская Федерация Министерство образования и науки Муниципальное... Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, на основе примерных программ внеурочной деятельности... |
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской... Разработка мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в учреждениях здравоохранения |
||
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской... Разработка мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в маоу сош №25 |
Министерство образования и науки российской федерации приказ Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской... |
||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... |
Правительство Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Отд статистики, анализа данных и демографии, 4 курс, специализация "Демография", курс по выбору подготовки бакалавра |
||
1 Всероссийские соревнования по футболу среди команд общеобразовательных... Организаторами соревнований на всех их этапах являются Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации (далее... |
Макет образовательной программы высшего образования Министерство... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования |
||
Министерство образования и науки российской федерации Варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению |
Методическая разработка по дисциплине «Профессионально-ориентированный перевод» Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... |
Поиск |