Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детства и юношества
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТНО
Педагогическим советом
Образовательного учреждения
Протокол №___________
от «___» ________20__ г.
|
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. директора И.М. Ольгамец
_________________________
Протокол №___________
от «__» ____________ 20__ г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Беседы о хореографическом искусстве»
Для детей 6 – 14 лет
Рассчитана на 3 года обучения
Автор-составитель:
Усачева Наталия Леонидовна
/педагог дополнительного образования/
Санкт-Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Новизна дополнительной образовательной программы
Педагогическая целесообразность
Цель
Задачи
Педагогические технологии
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Организационно-педагогические условия
возраст детей
возрастные особенности
условия набора детей в группы
условия формирования групп
срок реализации
режим занятий
формы и методы проведения занятий
Ожидаемые результаты, способы их фиксации, критерии оценки
Подведение итогов реализации
II. Учебный план
III. Календарный график
IV. Содержание программы
V. Оценочно-методические материалы
VI. Рабочая программа
VII. Литература для педагогов
Литература для учащихся
Литература для родителей
VIII. Приложение к образовательной программе
педагогические технологии (приложение 1)
контрольные вопросы (приложение 2)
тесты (приложение 3)
диагностические материалы (приложение 4)
инструкции (приложение 5)
II. Пояснительная записка
Данная программа разработана для использования в методике преподавания предмета «Классический танец», а так же как самостоятельная дисциплина «Беседы о хореографическом искусстве». Предмет посвящен изучению основ искусства балета и основным векам его развития. Изучение истории балета, его техники и жанров является частью теоретической подготовки учащихся студии детского классического балета.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Уровень освоения – общекультурный.
Актуальность данной программы в том, что она дает учащимся знания о возникновении и развитии хореографического искусства, балетного театра, формировании ведущих школ классического танца, значении русского балета в развитии мирового хореографического искусства, современных течений в отечественном и зарубежном хореографическом искусстве, творчестве ведущих мастеров. Это позволяет расширить кругозор, развить творческий интеллект учащихся.
Новизна образовательной программы заключается в том, что способствует более активному и прочному усвоению методики классического танца, используя знания учащихся по другим предметам. История хореографического искусства излагается параллельно с анатомией и теорией классического танца.
Педагогическая целесообразность
В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые программы по предметам, которые утверждены Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий. Данная учебная программа основана на примерной программе для детских хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. Введение дисциплины обусловлено образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Ввиду того, что воспитанники студии детского классического балета являются учащимися начальной школы, программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Цель программы
выработать представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы – балета, сформировать навыки и умения аналитического восприятия анатомии, теории и истории танца.
Задачи программы
Задачи образовательные:
дать необходимые теоретические знания по истории хореографического искусства
дать знания о жизни и творчестве выдающихся хореографов и балетмейстеров
дать знания об особенностях ведущих школ классического танца
дать знания об особенностях художественных стилей хореографического искусства;
научить оценивать явления современного балетного спектакля
дать навыки анализа хореографических произведений
научить самостоятельно пополнять знания, работать с литературой
дать необходимые теоретические знания анатомии человека
Задачи развивающие:
развить эстетический и художественный вкус
развить образное мышление
развить аналитическое восприятие
развить творческий интеллект
развить культурный уровень
Задачи воспитательные:
воспитать человека высокой культурой и глубокими знаниями
воспитать трудолюбие, усидчивость и самостоятельность
воспитать чувства такта, благородства, уважения друг к другу
воспитать дисциплинированность, обязательность, аккуратность
привить любовь к искусству
Педагогические технологии
Образовательный процесс дополнительного образования детей по своей специфике имеет развивающий характер, направленный, прежде всего, на реализацию интересов детей, на развитие интеллектуальных и творческих способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Для эффективного освоения программы и в соответствии с педагогическими целями и задачами используются:
личностно-ориентированная технология
культуро-воспитывающая технология
здоровье сберегающая технология
анатомическая технология
Отличительные особенности программы
Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по способностям.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Теоретические знания и практические занятия предполагают содержательное единство.
Организационно-педагогические условия
Возраст
Данная программа рассчитана на детей 6-14 лет
Возрастные особенности
Программа затрагивает два этапа возрастной периодизации обучающихся: дошкольный, младший школьный возраст (6-10 лет) и подростковый (10-14 лет).
Дошкольники и младшие школьники отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста – ярко выраженная эмоциональность. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление, поэтому для занятий оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы обучения. К возрастной особенности относится сравнительно небольшая устойчивость внимания.
Приоритетное развитие этого компонента отнесено ко второму классу, поскольку именно в этом возрасте происходит активное визуальное познание и восприятие мира. Заметные сдвиги в интеллектуальном развитии второклассника определяются тем, что его ведущей деятельностью становится усвоение систем понятий по различным предметам.
К подростковому возрасту развивается способность к словесно-логическому мышлению, которое осуществляется при помощи логических операций с понятиями, когда человек может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Однако подростки часто испытывают конфликты с самим собой и сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, совместные интересы дают возможность подростку смотреть на себя по-новому.
Для результативной реализации программы целесообразно формировать разновозрастные группы, но в пределах возрастных особенности детей (три периода).
Условия набора
Прием детей на хореографическое отделение осуществляется на основе письменного заявления одного из родителей ребенка.
Вступительные испытания на конкурсной основе не проводятся, но осуществляется выявление творческих задатков ребенка. Дети первого года обучения проходят собеседование для определения уровня знаний о танце, проверка общей эрудиции. Организация предварительной беседы направлена на педагогический контроль над развитием детей в процессе обучения.
Учащиеся второго и третьего года обучения приносят самостоятельные работы в форме доклада, рассказа на произвольно выбранную тему о танце.
Условия формирования групп
Формирование групп проводится в начале учебного года. Во все группы набираются дети, пришедшие на обучение в студию детского классического балета «Арабеск» или продолжающие свое образование.
В группу 1-го года обучения принимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет). Группа 2-го года формируется из детей, ранее прошедших подготовку в группе 1-го года обучения (7-9 лет). Группа 3-го года обучения формируется из детей, прошедших обучение в предыдущих группах (8-11 лет), а также выпускников и детей, прошедших трехлетнее обучение, но желающих продолжить образование.
Допускается дополнительный набор обучающихся на второй и третий год обучения на основании результатов собеседования, тестирования.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек; третий год обучения – 10 человек. Уменьшение числа учащихся на втором и третьем году обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Срок реализации
Программа рассчитана на 3 года обучения – 432 часа.
Режим занятий
1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа
3 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа
Формы и методы проведения занятий
Формы организации деятельности учащихся по количеству детей:
групповая
индивидуальная
работа по парам
индивидуально-групповая
Формы проведения занятий по особенностям коммуникативного взаимодействия:
лекция
урок
фронтальный опрос
викторина
Урок – традиционная форма организации учебного процесса, но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, доклады, презентация, проведение диспутов, викторин, дискуссий.
Формы проведения занятий по дидактической цели:
вводное занятие
занятие по углублению знаний
по контролю знаний, умений и навыков
комбинированные формы занятий
Методы проведения занятий:
Словесные методы обучения:
устное изложение истории хореографического искусства
объяснение методики классического танца
анализ структуры музыкальных произведений
объяснение пластической анатомии человека
Наглядные методы обучения:
показ презентаций в соответствии с темой занятия
работа с иллюстративным материалом, фото
просмотр балетных спектаклей, видео
Практические методы обучения:
теоретические викторины
теоретические олимпиады
творческие задания
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
частично-поисковый
Ожидаемые результаты, способы их фиксации, критерии оценки
Первый год обучения
К концу учебного года дети должны овладеть определенными знаниями:
определять роль и значение танца в сознании первобытного человека
знать функций хореографии в Древнем мире
понимать взаимосвязь танца с другими видами искусств
различать понятия «танец», «балет», «пантомима»
знать виды хореографии
анализировать музыкально-хореографические образы
знать плоскости, в которых совершаются движения танцовщика
понимать работу мышц и значение позвоночника
знать методику исполнения танцевальных движений
ориентироваться по точкам зала
знать геометрические фигуры, понятия «диагональ»
быть вежливым, опрятным, организованным, трудолюбивым
Второй год обучения
К концу 2-го года обучения дети должны знать:
танцевальную культуру эпохи Средневековья
исторические аспекты возникновения танца
связь искусства Ренессанс с культурой Античной Греции;
особенности формирования школы классического танца в эпоху Возрождения
сущность реформы Ж. Ж. Новерра
значение теории К. Блазиса для развития системы классического танца
вклад в развитие хореографии Филиппо и Марии Тальони
историческую роль романтического балета
роль мускулатуры в танцевальных движениях
дыхание в различных ситуациях, восстановление дыхания
методику исполнения движений классического экзерсиса
положение своего тела в пространстве
быть вежливым, организованным
быть трудолюбивым и терпеливым
быть активным и изобретательным
Третий год обучения
К концу 3-го года обучения дети должны знать:
истоки русского балета
значение искусства скоморохов для развития русской хореографии
придворно-церемониальное и развлекательное значение танца
становление в России школы классического танца
роль крепостного балета в развитии самобытных черт отечественной хореографии
нововведения в хореографии первой половины XIX века
особенности русского романтизма
эпоху М. И. Петипа
историческое значение «Русских сезонов»
становление в 20-е годы школы А. Я. Вагановой
классическое наследие
методику исполнения движений классического экзерсиса
быть активным, организованным и самостоятельным
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются виды контроля:
начальный контроль (сентябрь)
текущий контроль (в течение всего учебного года)
промежуточный контроль (декабрь)
итоговый контроль (май)
Способы и формы определения результативности
Способы и формы выявления результатов
|
Способы и формы фиксации результатов
|
Способы и формы предъявления результатов
|
Беседа, опрос, наблюдение
Открытые и итоговые занятия
Диагностика
Анкетирование, тестирование
Анализ результатов детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности
Анализ приобретенных знаний, умений, навыков
Анализ приобретенных навыков общения
Взаимное обучение детей
|
Анкеты
Тесты
Протоколы диагностики
Видеозаписи
Фотоальбомы
Отзывы
|
Викторины
Олимпиады
Отчеты
Проекты
Открытые занятия
Переводные, итоговые занятия
Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю
Диагностические карты
|
|