Рабочая программа по истории (10 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: история
Класс: 10 класс
Год обучения: 2017-2018 гг.
Количество часов: в год: 102ч, в неделю: 3ч
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
1.Федеральный закон от 21.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» (для 4-11 классов).
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» (вступил в силу с 01.09.2012)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Распоряжение Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
8.Распоряжение Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год»;
9.ООП ГБОУ школы№601 для 7-11 кл., составленная на основе ФБУП-2004 (принята на п/с протокол№1 от 28.08.15, утверждена приказом №102 от 31.08.15г);
10.Устав ГБОУ школы № 601 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением КО №3249-р от 24.07.2014г.
11.Примерная основная образовательная программа по истории.(Автор: Волобуев О.В. «Россия и мир. История XX в.». М., «Дрофа», 2014г.)
Общая характеристика предмета
Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану календарно-тематический план предусматривает обучение в объеме: «История России» -67 часов, «Всеобщая история» — 33 часов, уроков итогового обобщения – 2ч.
Программа учитывает особенности современной системы исторического образования в полной (средней) школе и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2012), к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) образования, примерной программы по истории, фундаментального ядра содержания общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Школьный предмет «История» входит в предметную область «Общественные науки».
Предмет изучается на базовом уровне.
Содержание курса нацелено на основные мировоззренческие положения, гуманитарные ценности, ориентиры демократического общества и является фактором самоидентификации и консолидации обучающихся.
При объективизированном освещении исторических событий предусматривается включение элементов историографического и методологического характера, изложение различных научных подходов, взглядов и оценок (многоперспективность), что обеспечивает условия для приобретения школьниками личного опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию у них ценностного отношения к социальному опыту, культурному наследию человечества.
В старших классах средней школы историческое развитие стран и народов мира, России рассматривается преимущественно с позиций модернизационной теории, прочно вошедшей в мировое обществоведение и историческую науку. В широком смысле модернизация — это переход от традиционного общества древности и Средневековья к современному, от аграрного — к индустриальному. Этот длительный исторический период (примерно с XVI в.) не завершен во многих странах до сих пор. Комплексный процесс модернизации охватывает все сферы жизнедеятельности общества (экономическую, социальную, политическую, культурную).
В курсе Всеобщей истории для учащихся 10 классов содержание отбирается прежде всего с точки зрения актуальности проблем, излагаются общие тенденции исторического развития и предъявляются модели, иллюстрирующие особенности развития зарубежных стран с древнейших времен до середины XIX века; основное учебное содержание курса составляет изучение исторического опыта решения общественно значимых проблем.
Изучение Истории России в 10 классе посвящено изучению особенностей исторического развития Руси Древней и Средневековой, перехода к Новому времени и начала модернизации в России (примерно с XVIII до середины XIX в.).
Значительное место отводится сведениям о повседневной жизни, социально-исторической психологии общества, знакомству с духовно-нравственным наследием предшествующих поколений. В программах для средней школы вопросы историографии, проблемы дискуссионного характера выделены курсивом как материал, не обязательный для усвоения учащимися при изучении предмета на базовом уровне. Система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования - перехода от знаниевой к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса.
Целями и задачами изучения истории в старшей школе на базовом уровне являются:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Образовательные результаты освоения предмета
Содержание предмета ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных развивающих технологий обучения.
В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта содержание и методический аппарат учебника направлены не только на предметные результаты обучения, но и на формирование личностных, метапредметных образовательных результатов.
Достижению личностных результатов как системы ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу – уделено серьезное внимание.
Идеи воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России проходят через все содержание курсов.
Под метапредметными (компетентностными) результатами понимаются освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, в социальной действительности.
Предметные результаты достигаются через усвоение школьниками системы исторических знаний, выполнение заданий на развитие специальных умений и навыков, на расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности, например, на усвоение учащимися гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, на приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, установления причинно-следственных связей.
Основные требования к предметным результатам освоения базового курса истории:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Учащиеся должны знать/понимать:
-основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
-периодизацию отечественной и всемирной истории;
-современные версии и трактовки современных проблем;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Учащиеся должны уметь:
-проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
-критически анализировать исторический источник;
-анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (карта, схема, таблица, аудиовизуальный ряд и т.п.);
-устанавливать причинно-следственные связи;
-участвовать в дискуссиях, формулируя собственную позицию;
-представлять результаты изучения исторического материала в конспектах, рефератах, рецензиях.
Учащиеся должны владеть информационно-коммуникативной, рефлексивной компетенциями; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для понимания и осмысления исторических процессов и ситуаций;
-выработки собственной гражданской позиции;
-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
-осуществления коммуникативного взаимодействия с другими людьми;
-осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Структура учебно-тематического плана
Учебно-тематический план по истории в 10 классе
№п/п
|
Название темы
|
Количество
часов
|
1
|
Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья
|
7
|
2
|
Тема 2. Древняя Русь
|
18
|
3
|
Тема 3. Западная Европа в XI – XV веках.
|
4
|
4
|
Тема 4. Российское государство в XIV-XVII
|
17
|
5
|
Тема 5. Запад и Новое время
|
8
|
6
|
Тема 6. Российская империя в XVIII веке.
|
11
|
7
|
Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации.
|
9
|
8
|
Тема 8. Россия на пути модернизации.
|
21
|
9
|
Тема 9. Культура XIX века.
|
5
|
10
|
Итоговое повторение. Резервные уроки
|
2
|
|
Итого:
|
102
|
Содержание курса
Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья (7ч)
Ранние цивилизации и их особенности. Понятия: присваивающее хозяйство, цивилизация, деспотия, полис, аристократическая и демократическая формы правления. Личн.: Солон, Перикл, Александр Македонский
Тема 2. Древняя Русь.(18ч)
Предки славян, основные восточнославянские племена. Особенности первых государств на территории восточной Европы. Показывать на карте территорию расселения славян.
Понятия: природно-географическая среда и хозяйственно- культурные типы, индоевропейская языковая общность.
Тема 3. Западная Европа в XI – XV веках.(4ч)
Особенности экономического и политического развития стран Западной Европы. Рост городов и сословный строй в Европе.
Понятия: династические войны, Столетняя война.
Личн.: Филипп II Август, Людовик IX святой, Генрих II Плантагенет, Людовик XI,, Генрих VII Тюдор, Карл IV, Филипп IV Красивый, Ян Гус.
Тема 4. Российское государство в XIV-XVII (17ч)
Особенности процесса государственного объединения русских земель, причины возвышения Москвы. Черты сходства и различия в целях князей, методы их достижения.
Понятия: ясак, национальное самосознание.
Тема 5. Запад и Новое время(8ч)
Изменения в экономике и социальной структуре Европы в раннее Новое время. Причины и последствия Великих географических открытий. Причины и итоги Реформации.
Понятия: великие путешественники, колонии, религиозные войны.
Тема 6. Российская империя в XVIII веке.(11ч)
Предпосылки петровских преобразований. Основные направления внутренней и внешней политики Петра I и Екатерины II. Особенности российского варианта политики «просвещённого абсолютизма».
Понятия: «окно в Европу», Сенат, фискалы, коллегии, губерния, провинция, «табель о рангах», ассамблея, календарь, Ништадский мир, империя, «жалованная грамота дворянству».
Личн.: Петр I, царевич Алексей, Екатерина II, Пётр III, Пугачёв, Павел I.
|