Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
(ЦЕНТР СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЯНТАРЬ»)
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для педагогов образовательных учреждений
ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Педагог-психолог МКОУ «ЦДиК»
Л.М. Максимова
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Психологическое сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников при подготовке к ЕГЭ, ГИА 6
Рекомендации учителям 12
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ ГИА-9 и ЕГЭ 12
Дети групп риска и стратегии работы с ними 13
Дети, имеющие личностные трудности 15
Инфантильные дети 15
Тревожные дети 16
Неуверенные дети 17
Перфекционисты и «отличники» 19
Дети с познавательными трудностями 20
Правополушарные дети 20
Дети-синтетики 22
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации 23
Астеничные дети 24
Гипертимные дети 25
Застревающие дети 26
Аудиалы и кинестетики 27
Материал для проведения родительского собрания «ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКИ» 28
Родительское собрание в 9 классе 33
Советы родителям:
Как помочь детям подготовиться к экзаменам 39
Рекомендации выпускникам 41
Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ 41
Деятельность мозга и питание 44
Беседа на тему: 47
«Так вы преодолеете страх перед экзаменами» 47
Памятка 5 49
Советы школьного психолога тем, кто сдаёт экзамен 49
Советы школьного психолога «Как готовиться к экзаменам» 50
Советы школьного психолога тем, кому предстоят экзамены 51
Тест оценки страха перед экзаменами 52
ЛИТЕРАТУРА 55
Психологическое сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников при подготовке к ЕГЭ, ГИА
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, которые действительны два года, где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике.
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001г. в 5 регионах России по восьми учебным дисциплинам. В 2006 его уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 ЕГЭ сдавало свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно.
C 2009 года все выпускники школ сдают ЕГЭ по русскому языку и математике, а также любое количество дополнительных экзаменов по своему выбору.
Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.
Задания по каждому предмету делятся на три части (блока): A, B, C.
Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.
На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.
Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развернутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определенный вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.
КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию текста.
Содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демо-версией экзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом
Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет первичный балл испытуемого.
Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от сложности заданий и статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзамена и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкала не является линейной, например, на экзамене по русскому языку в 2008 году 30 первичных баллов из 60 переводились в 52 тестовых балла, а на экзамене по математике 18 первичных баллов из 37 переводились в 58 тестовых баллов. Другой особенностью шкалы пересчета является то, что небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичном балле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительному изменению тестового балла (например, 1 первичный балл соответствует 6 тестовым баллам по всем предметам, кроме иностранных языков), в то время как посередине шкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1 или 2.
После получения результатов ЕГЭ, участник ЕГЭ может подать апелляцию в конфликтную комиссию субъекта РФ для пересмотра результатов проверки работы. При этом формальная подача апелляции является единственной возможностью для участника экзамена ознакомиться со своей работой после её проверки.
Апелляция может быть подана только в двух случаях:
В случае несогласия участника экзамена с распознаванием ответов в заданиях частей А и B, то есть тех заданий, по которым проводится компьютерная проверка. Участник экзамена получает бланк своей работы и распечатку того, как ответы были распознаны компьютером. В случае некорректного распознавания ответа, он может быть исправлен решением конфликтной комиссии.
В случае несогласия участника экзамена с результатами проверки части С экспертами. В этом случае оценка может быть пересмотрена после дополнительной проверки работы конфликтной комиссией.
Стоит отметить, что ЕГЭ как форма экзамена появилась сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена. В связи с этим такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Ко всему прочему, ЕГЭ – является для выпускников стрессовой ситуацией. Все это привело к необходимости создания рекомендаций по психологическому сопровождению детей к ЕГЭ и внедрению их в общеобразовательные учреждения с целью помощи ученикам более эффективно подготовиться к экзаменам.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Подготовка и сдача экзаменов связаны с чрезвычайно большим напряжением для учащихся. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние растущего организма. Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение уже имеющихся заболеваний.
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен возможностям. Предэкзаменационный период важен не только с точки зрения подготовки проверки знаний, но может стать «тренингом» самостоятельности. Психологическая помощь подросткам в период подготовки к экзаменам позволяет им более полно реализовать возможности личностного роста.
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны нервно-психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей (стрессоустойчивости) школьников.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания;
- психофизические и личностные особенности : тревожность, астеничность , неуверенность в себе ;
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
После окончания школы перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ЕГЭ и ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей, педагогов и психологов – помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ЕГЭ и ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Своеобразие ЕГЭ, ГИА его непохожесть на традиционный экзамен, сопряжены с определенным рядом трудностей. С ними подросткам приходится сталкиваться как в подготовительный период к ЕГЭ, ГИА, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется учащимся именно на подготовительном этапе и может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и их родителей, составление рекомендаций для всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке к сдаче ЕГЭ, ГИА и относящихся к так называемым, группам риска. Для этого можно использовать разные способы, которые будут строиться, и опираться на итоги разного рода диагностики, на результаты наблюдений и итоги экспертных оценок учителей.
Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний (сравнительный анализ дан в приложении). Наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ, ГИА:
высокая мобильность, переключаемость;
высокий уровень организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
сформированность внутреннего плана действий.
Следовательно, к имеющейся системе психологического сопровождения государственной (итоговой) аттестации необходимо добавить:
фронтальную подготовку учащихся, предоставляющую им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕГЭ, ГИА и направленную на выработку индивидуального стиля работы;
выработку индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
привлечение родителей, ознакомление их со спецификой ЕГЭ, ГИА.
Надеемся, что последовательная реализация данных направлений позволит нашим выпускникам более эффективно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.
Проблема подготовки к ЕГЭ, ГИА рассматривается как общеобразовательная задача, поэтому к этому процессу должны быть подключены все педагоги, и особенно учителя начальной и средней школы. Очень важно, чтобы все учителя прочувствовали тот не малый вклад, который они вносят в общее дело, и свою причастность к успеху ребенка на экзамене.
|