Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская основная общеобразовательная школа
Павлово – Посадского муниципального района
Московской области
Программа экологического воспитания учащихся:
«Формирование эко-культуры подрастающего поколения через проведение природоохранных акций»
Кубецкая Тамара Викторовна;
учитель химии и биологии,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская основная общеобразовательная школа
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
контактный телефон:74-290(раб.)
8-(906)-703-81-79(моб.)
e-mail: kubetzkaya.t @yandex.ru
2016-2017 учебный год
г. Павловский -Посад
Аннотация
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Программа направлена на активное участие в природоохранной деятельности, сохранение биоразнообразия родного края, пропаганду экологических знаний и общечеловеческих ценностей, на формирование новой эко-культуры. Реализация программы проходит через проведение тематических природоохранных акций, мероприятий экологического содержания, как в школе, так и за ее пределами.
Содержание(оглавление)
1.Введение стр.3-4
2.Основная часть стр.4-7
3.Содержание программы стр.8-14
4. Мероприятия по реализации программы. стр.14-18
5.Мониторинг. стр.18-19
6.Заключение. стр.19
7.Список литературы. стр.19
8.Приложения. стр.20-24
а) план акции;
б) пример листовки.
1.Введение
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.
Цель программы :
1.Формирование эко-культуры подрастающего поколения;
2.Привлечение внимания подрастающего поколения к экологическим проблемам родного края.
Задачи программы:
1.Развитие творческой деятельности , знаний, умений и навыков в сфере охраны окружающей среды.
2.Приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности.
3.Сохранение биоразнообразия родного края.
4.Формирование здорового образа жизни учащихся.
Основная часть
Состояние экологического воспитания школьников в Российской Федерации.
Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы. Особенно катастрофично этот процесс сказывается на познавательной ценности природы для школьников. Так, за последние пять лет у старшеклассников происходит снижение познавательного интереса к экологическим знаниям вдвое по сравнению с младшими школьниками (с 64 до 27%). С пятого по восьмой класс у подростков отмечается снижение опыта практической деятельности экологической направленности с 83 до 58%, а к десятому классу этот показатель падает до 43%. Это значит, что дошкольники и младшие школьники на их уровне владеют значительно большим набором практических умений и навыков экокультурного взаимодействия с миром природы, а содержание и организация школьного образования ведут к их утрате.
В ситуациях нравственного выбора 57% старших школьников демонстрирует более эгоистическую позицию по отношению к природе в сравнении с учащимися начальных классов, нежелание пожертвовать собственными интересами для сохранения и поддержания жизни природы (соответствующий показатель у третьеклассников – 36%, у восьмиклассников – 48%). Все это указывает на парадоксальный факт: несмотря на введение экологических знаний в учебные курсы общеобразовательной школы на деле происходит ориентация учащихся на антропоцентрические ценности, закрепляемые в повседневной практике их отношений с миром, усваивается культура человека-потребителя, доминирующая среди взрослых поколений.
Следует отметить обнадеживающую тенденцию: к моменту окончания средней школы усиливается гражданская направленность ценностной мотивации выпускников. Так, количество старшеклассников, связывающих экологические проблемы с экономическими и социально-политическими тенденциями развития общества, поднимается до 68%. Но такая тенденция характерна лишь для учащихся тех школ, где экология серьезно изучается и как учебный предмет, и как вариативный курс, ведется соответствующая внеклассная работа в системе дополнительного образования детей и молодежи хорошо подготовленными специалистами. Таких школ немного, несмотря на существующий явно выраженный социальный образовательный заказ – необходимость экологического просвещения населения признают 70% выпускников.
Причина низкой эффективности экологического воспитания связана с методологией школьного обучения. Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении населения, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействии как целостной системы в учебниках экологии фактически отсутствуют. Подобные знания, лежащие в основе экологического мировоззрения, представляют собой достижение всей человеческой культуры — науки, религии, философии, искусства. Усвоение же их учащимися не может быть достигнуто только лишь дидактическими методами, через усвоение только лишь научных постулатов.
Следовательно, в настоящее время неизбежно возрастает роль воспитания, а содержание образования переориентируется на метапредметы социокультурной направленности. Основную роль играют массовые природоохранные акции.
Состояние экологического воспитания в школе.
Для определения уровня экологической воспитанности обучающихся используется методика диагностики личностного роста школьника (авто – Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешов И.В.). Одним из критериев изучения в данной диагностике является «отношение подростка к Земле (природе)».Сравним показатели диагностических исследований учащихся 5-6-х и 9-8-х классов в 2013-2014году.
Результаты проведения диагностических исследований
по определению уровня воспитанности учащихся 5-6х классов в 2013-2014 учебном году
№
|
Критерий
|
Результат (%)
|
Интерпретация
|
Устойчиво-позитивное
|
Ситуативно-позитивное
|
Ситуативно-негативное
|
Устойчиво-негативное
|
|
|
Отношение подростка к Земле (природе)
|
74
|
26
|
|
|
У 74% подростков вполне развитое экологическое сознание. Для них естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; они готовы убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберут и накормят брошенного щенка, не забудут полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).
26% подростков заботятся о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно им. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично. Они не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примут вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то они ею, скорее всего, воспользуется.
|
Результаты проведения диагностических исследований
по определению уровня воспитанности учащихся 8-9-х классов в 2013-2014 учебном году
№
|
Критерий
|
Результат (%)
|
Интерпретация
|
Устой-чиво-позитивное
|
Ситуа-тивно-позитивное
|
Ситуа-тивно-негативное
|
Устой-чиво-негативное
|
|
|
Отношение подростка к Земле (природе)
|
44
|
30
|
26
|
|
У 44% подростков вполне развитое экологическое сознание. Для них естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; они готовы убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберут и накормят брошенного щенка, не забудут полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живут).
30% подростков заботятся о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно им. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично. Они не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примут вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то они ею, скорее всего, воспользуется.
26%: собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
|
|