Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год


Скачать 217.36 Kb.
Название Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа




Программа по робототехнике и ИКТ для 5 класса ФМЛ №239

Филиппов С.А., 2013-2014 учебный год

Цели

  1. Формирование информационной культуры учащихся, соответствующей требованиям современного мира.

  2. Развитие базовых навыков использования компьютеров и управляемых микропроцессорных устройств.


Обобщенный тематический план и ожидаемые результаты

Тема

Часы

Ожидаемые знания

Навыки

Знакомство с компьютером

8

Назначение компьютера и его основных устройств. Интерфейс операционной системы. Информационные структуры. Алгоритмы работы компьютера.

Управление работой компьютера: запуск программ, отслеживание состояния задач, переходы между окнами с помощью мыши

Работа с информацией

14

Информационные процессы: хранение, обработка, передача. Алгоритмы обработки информации, кодирование информации. Единицы измерения информационного объема. Информационная схема компьютера. Понятие объекта.

Измерение объема информации. Кодирование и раскодирование, шифрование сообщений с известным кодом (шифром). Работа с клавиатурой: набор и редактирование текста.

Знакомство с программным обеспечением

8

Файловая система. Проводник. Назначение и основные возможности программного обеспечения: графический редактор, текстовый редактор. Составление презентаций.

Уметь найти, скопировать, открыть, отредактировать, создать и сохранить документ. Создать рисунок в графическом редакторе с использованием примитивов. Установить или изменить его размеры. Набрать текст в графическом редакторе, отформатировать абзацы, вставить рисунок, разместить его в тексте. Создать презентацию из 5-7 слайдов с текстом и рисунками, сделать доклад с поддержкой презентации.

Простейшие механизмы

10

Названия и способы крепления базовых деталей. Виды механической передачи, изменяемые характеристики: тяговая сила, угловая скорость. Формула расчета передаточного отношения одноступенчатой и многоступенчатой передачи.

Построить устойчивую конструкцию. Построить понижающую или повышающую передачу с заданным передаточным отношением. По имеющейся передаче рассчитать передаточное отношение.

Моторные механизмы

8

Необходимые условия для работы электродвигателя и движения моторной тележки: передача, центр тяжести, сцепление с поверхностью. Преобразование вращательного движения в поступательное.

Построить моторную тележку, способную преодолеть препятствие. Изменить передачу между двигателем и колесами. Выступить на состязаниях силовых роботов. Построить шагающего робота. Построить маятник Капицы и обеспечить его стабилизацию в верхней точке.

Управление мобильным роботом

20

Алгоритм. Управление без обратной связи. Управление с обратной связью. Основы Robolab: управление моторами, сбор данных с датчиков, ветвления, циклы, контейнеры, параллельные задачи. Элементы теории автоматического управления. Решение простейших задач слежения.

Уметь собрать робота по инструкции или без нее и составить программу в среде Robolab, которая обеспечит решение поставленной задачи: движение по линии, выталкивание предметов из круга, путешествие по комнате, выход из лабиринта, движение вдоль стены, объезд предметов и др.

Итого:

68








Поурочно-тематическое планирование (68 часов)

Часть 1. Знакомство с компьютером (8 часов).


1

Компьютер — наш помощник

Орудия труда, автоматы, программы, программирование, профессии компьютера. Исполнитель Бука.

2

Рабочий стол



Значки и ярлыки на Рабочем столе. Панель задач. Главное меню. Мышиные операции. Алгоритм операции Перетаскивание. Исполнитель Извозчик.

3

Курсор



Указатели. Мышиные курсоры. Операция изменения размеров.

4

Пиктограмма



Разнообразие пиктограмм. Пиктограммы на экране компьютера. Исполнитель Пиктограмма. Конкурс пиктограмм.

5

Программа и ее окно



Структура окна. Заголовок окна и кнопки управления. Операции над окном. Оконные ОС.

6

Меню



Понятие интерфейса. Простой список. Пиктографическое меню. Меню на обычных кнопках, радиокнопках, флажках. Разворачивающийся список. Иерархия. Иерархическое меню.

7

Привет и Сочинитель



Алгоритмы работы «литературных» исполнителей. План, алгоритм, программа. Понятие параллельного алгоритма. Может ли компьютер думать? Исполнители Привет и Сочинитель.

8

Контрольная работа

Повторение пройденного материала.


Часть 2. Работа с информацией (14 часов).


1

Что такое информация

Понятие информации. Какую информацию изучает информатика. Скорость передачи, алгоритмы обработки. Редактор строки (цифры, переключения регистра и алфавита, русские строчные буквы, клавиша Bs).

2

Как получить информацию

Универсальность информатики. Виды представления информации. Органы чувств. Алгоритмы обработки. Редактор строки (заглавные буквы, клавиша Del).

3

Что можно делать с информацией

Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Игра «Поход за информацией». Измерение объема информации. Байт. Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (знаки препинания, специальные символы).

4

Хранение информации

Информационные носители. Способы хранения информации. Двоичное кодирование. Хранение информации в компьютере, Интернете. Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (латинские буквы).

5

Хранить, чтобы искать

Способы структурирования информации (информационный элемент, множество, линейный список, стек, очередь, список, иерархия, лес, граф, таблица, составные структуры). Электронные таблицы. Хранение по алфавиту. Содержание. Индекс. Гипертекст. Поиск информации в Интернете. Редактор строки (Home, End, Ins).

6

Передача информации

Источник, приемник и канал передачи. Преобразование информации при передаче. Передача в Интернете. Скорость передачи. Игры в передачу информации. Классификация ошибок клавиатурного набора. Алгоритмы исправления. Тренажер Правилка.

7

Искажения при передаче

Причины искажений. Типы ошибок передачи. Ошибки в компьютере. Защита от искажений. Исполнитель Листик. Игры в кодирование и передачу. Тренажер Правилка.

8

Обработка информации

Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Операционная система. Исполнители Бухгалтер и Переводчик.

9

Алгоритмы обработки информации

Понятие алгоритма, составителя, исполнителя. Компьютерные алгоритмы и программы. План работы программиста. Пример разработки программы. Исполнитель Малыш (учебный компьютер). Буфер обмена ОС.

10

Кодирование информации

Способы кодирования. Двоичное кодирование и физика ЭВМ. Исполнители Листик и Бухгалтер. Игры в кодирование.

11

Шифрованные сообщения

Криптография. Тарабарский язык. Табличный шифр. Алфавитные сдвиги. Компьютерная криптография. Симметричное и асимметричное шифрование. Исполнители: Криптограф, Табличный шифр, Волшебный квадрат, Ребус.

12

Что там у компьютера внутри

Информационная схема компьютера и набор его устройств. Единицы измерения объема памяти. Иерархическая схема компьютерной памяти. Исполнитель Компьютер.

13

Информационные объекты

Понятие объекта. Материальные и виртуальные объекты. Объекты в информатике. Свойства, алгоритмы и события объекта. Структурное программирование. Объектное программирование. Визуальное программирование объектов в исполнителе Конструктор.

14

Контрольная работа

Повторение пройденного материала.


Часть 3. Знакомство с программным обеспечением (8 часов).

1

Файловая система. Ресурсы сети.

Файл, папка. Имя файла, папки. Сетевые и локальные диски. Регистрация в школьной сети. Электронная почта.

2

Знакомство с редактором Блокнот.

Обзор возможностей. Сохранение документа на диске. Выполнение циклических алгоритмов редактирования.

3

Понятие текстового процессора.

Сравнение WordPad с Блокнотом. Панель инструментов. Понятие формата. Абзацы и способы их форматирования.

4-5

Рисунки на компьютере.

Возможности компьютерной графики. Области приложения компьютерной графики. Знакомство с редактором Paint.

6

Подготовка реферата.

Форматирование текста. Вставка рисунка в текстовый документ.

7-8

Доклад на заданную тему: подготовка презентации.

Назначение и содержание презентации. Размещение информации на слайдах. Вставка рисунков и видеороликов.


Часть 4. Простейшие механизмы (10 часов).

1

Роботы и робототехника

Понятие «робот». История становления. Законы робототехники.

2

Знакомство с конструктором

Игра «Фантастическое животное». Основные типы деталей.

3

Строительство башни

Игра «Самая высокая башня». Способы крепления деталей.

4

Механический манипулятор

Игра «Самая длинная хваталка». Шарнир. Захват.

5

Механическая передача

Понятие и виды передачи. Изменение направления вращения. Угловая скорость и тяговая сила. Паразитные шестеренки, трение.

6

Передаточное отношение

Ведущая и ведомая шестерня. Передаточное отношение как отношение угловых скоростей, как отношение количества зубцов на шестеренках.

7

Повышающая передача

Игра «Волчок». Построение механизма для раскручивания волчка. Мультипликатор.

8

Понижающая передача

Игра «Силовая крутилка». Построение редкутора, развивающего наибольшую тяговую силу.

9

Лабораторная работа

Лабораторная работа по теме «Механическая передача»

10

3D-Моделирование

Построение трехмерных моделей роботов


Часть 5. Моторные механизмы (8 часов).

1

Электродвигатель с редуктором.

Простейшая одномоторная тележка. Понижение и повышение передачи. Преодоление препятствий. Игра «сдвинуть гору».

2-3

Силовые механизмы.

Центр тяжести. Сцепление с поверхностью. Полный привод. Игра «Перетягивание каната». Бампер. Игра «Сумо».

4

Робот-жук.

Шагающий механизм. Игра «Царь горы».

5-6

Шагающие роботы.

Возвратно-поступательное движение. Кривошипно-шатунный механизм. Гонки шагающих роботов.

7

Повышающая передача

Скоростная тележка.

8

Маятник Капицы.

Повышающая передача. Вибрационная стабилизация маятника в неустойчивом верхнем положении.


Часть 6. Управление мобильным роботом (20 часов).

1

Знакомство с программируемым конструктором

Микроконтроллер, сервомоторы, датчики, встроенная оболочка. Набор деталей. Правила обращения с конструктором.

2

Сборка двухприводного робота.

Сборка робота по инструкции. Простейшие команды управления.

3

Знакомство со средой Robolab.

Интерфейс Robolab. Управление без обратной связи. Линейная программа. Бесконечное повторение. Цикл с заданным числом повторений.

4

Robolab. Команды ожидания. Датчики.

Датчик нажатия. Путешествие по комнате. Датчик ультразвука. Реакция на предметы.

6-7

Robolab. Датчик освещенности. Совмещение датчиков.

Датчик освещенности. Танец в круге. Игра «Кегельринг». Игра «мини-Сумо».

8

Задача слежения.

Движение по линии. Релейный регулятор.

9

Robolab. Ветвление.

Движение по линии с двумя датчиками. Релейный регулятор.

10

Путешествие в лабиринте.

Датчик расстояния. Выход из известного лабиринта. Параллельные задачи. Таймер. Защита от сбоев.

11-12

Robolab. Контейнеры.

Контейнер, переменная. Операции с контейнерами. Цикл по значению контейнера. Задачи с использованием контейнеров.

13-14

Robolab. Использование математических выражений

Пропорциональный регулятор для движения по линии.

15-16

Состязания роботов

Подготовка и проведение состязаний роботов.

17-20

Проект «Мой робот»

Создание робота, программы, трехмерной модели, мини-реферата и презентации о роботе.



Календарно-тематическое планирование для 5 класса (68 часов)



Месяц

Тема

Часы

1

сентябрь

Вводный урок. ТБ

1

2

сентябрь

Знакомство с конструктором. Фантастическое животное.

1

3

сентябрь

Регистрация в комп. сети

1

4

сентябрь

Механический манипулятор

1

5

сентябрь

Устройство компьютера

1

6

сентябрь

Механизмы и автоматы

1

7

сентябрь

Механическая передача

1

8

сентябрь

Рабочий стол

1

9

октябрь

Ременная передача

1

10

октябрь

Курсор

1

11

октябрь

Вход в школьную сеть

1

12

октябрь

Пиктограмма

1

13

октябрь

Мультипликатор. Повышающая передача

1

14

октябрь

Программа и ее окно

1

15

октябрь

Механизмы с электродвигателем

1

16

октябрь

Зачет по механической передаче

1

17

ноябрь

Знакомство с NXT.

1

18

ноябрь

Датчики.

1

19

ноябрь

Одномоторная тележка

1

20

ноябрь

Полный привод и передача

1

12

ноябрь

Двухмоторная тележка

1

13

ноябрь

NXT Program

1

14

декабрь

Введение в Robolab

1

15

декабрь

Движение по квадрату

1

16

декабрь

Движение в круге

1

17

декабрь

Кегельринг

1

18

декабрь

Регуляторы

1

19

декабрь

Управление двигателем

1

20

декабрь

Следование по линии с релейным регулятором

1

21

декабрь

Следование по линии с пропорциональным регулятором

1

22

январь

Контрольная работа по теме "Знакомство с компьютером"

1

23

январь

Поиск предметов, кегельринг

1

24

январь

Лабиринт

1

25

январь

Получение информации

1

26

январь

Подпрограммы

1

27

январь

Информационные процессы

1

28

февраль

Лабиринт с одним датчиком

1

29

февраль

Два датчика. Правило правой руки.

1

30

февраль

Поиск информации

1

31

февраль

Определение пересечений

1

32

февраль

Передача информации. Двоичный код

1

33

февраль

Подсчет перекрестков

1

34

февраль

Искажения при передаче

1

35

февраль

Действия на перекрестках

1

36

март

Обработка информации

1

37

март

Пропорциональный регулятор для движения по линии с двумя датчиками

1

38

март

Алгоритмы обработки информации

1

39

март

Простейшая калибровка датчиков

1

40

март

Bluetooth соединение

1

41

март

Кодирование информации

1

42

март

Подготовка к состязаниям

1

43

апрель

Системы счисления

1

44

апрель

Калибровка. Повторение

1

45

апрель

Шифрование информации

1

46

апрель

Устройство компьютера

1

47

апрель

Управление манипулятором с передачей

1

48

апрель

Объекты. Подготовка к зачету

1

49

апрель

Подготовка к зачету

2

50

май

Зачет по робототехнике

2

51

май

Зачет по информатике

2

52

май

Пересдача зачета

1

53

май

Футбол роботов

2

54

май

Резерв

2







Итого

68


Тематическое планирование


Основное содержание по темам

Часы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Знакомство с компьютером

Назначение компьютера и его основных устройств. Интерфейс операционной системы. Информационные структуры. Алгоритмы работы компьютера.

8

Управление работой компьютера: запуск программ, отслеживание состояния задач, переходы между окнами с помощью мыши

Работа с информацией

Информационные процессы: хранение, обработка, передача. Алгоритмы обработки информации, кодирование информации. Единицы измерения информационного объема. Информационная схема компьютера. Понятие объекта.

14

Измерение объема информации. Кодирование и раскодирование, шифрование сообщений с известным кодом (шифром). Работа с клавиатурой: набор и редактирование текста.

Знакомство с программным обеспечением

Файловая система. Проводник. Назначение и основные возможности программного обеспечения: графический редактор, текстовый редактор. Составление презентаций.

8

Уметь найти, скопировать, открыть, отредактировать, создать и сохранить документ. Создать рисунок в графическом редакторе с использованием примитивов. Установить или изменить его размеры. Набрать текст в графическом редакторе, отформатировать абзацы, вставить рисунок, разместить его в тексте. Создать презентацию из 5-7 слайдов с текстом и рисунками, сделать доклад с поддержкой презентации.

Простейшие механизмы

Названия и способы крепления базовых деталей. Виды механической передачи, изменяемые характеристики: тяговая сила, угловая скорость. Формула расчета передаточного отношения одноступенчатой и многоступенчатой передачи.

10

Построить устойчивую конструкцию. Построить понижающую или повышающую передачу с заданным передаточным отношением. По имеющейся передаче рассчитать передаточное отношение.

Моторные механизмы

Необходимые условия для работы электродвигателя и движения моторной тележки: передача, центр тяжести, сцепление с поверхностью. Преобразование вращательного движения в поступательное.

8

Построить моторную тележку, способную преодолеть препятствие. Изменить передачу между двигателем и колесами. Выступить на состязаниях силовых роботов. Построить шагающего робота. Построить маятник Капицы и обеспечить его стабилизацию в верхней точке.

Управление мобильным роботом

Алгоритм. Управление без обратной связи. Управление с обратной связью. Основы Robolab: управление моторами, сбор данных с датчиков, ветвления, циклы, контейнеры, параллельные задачи. Элементы теории автоматического управления. Решение простейших задач слежения.

20

Уметь собрать робот по инструкции или без нее и составить программу в среде Robolab, которая обеспечит решение поставленной задачи: движение по линии, выталкивание предметов из круга, путешествие по комнате, выход из лабиринта, движение вдоль стены, объезд предметов и др.

Итого:

68





Список литературы


  1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2013.

  2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.

  3. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».

  4. LEGO Technic Tora no Maki, ISOGAWA Yoshihito, Version 1.00 Isogawa Studio, Inc., 2007, http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/toranomaki/en/.

  5. CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for Engineering Educational Outreach, Tufts University, http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopedia-beta-21.html.

  6. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/

  7. http://www.legoengineering.com/





Программа по информатике и ИКТ для 5 класса ФМЛ №239. Филиппов С.А.

Похожие:

Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Отчёт о работе заместителя директора по икт смирновой И. А. за 2013 2014 учебный год
В 2013-2014 учебном году были поставлены следующие цели и задачи информатизации моу «Крутоярская сош»
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по технологии для 2в, г класса на 2013 2014 учебный год
«Технология», авт Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. (Умк «Школа России»). Система учебников «Школа России» успешно...
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon «Учетная политика на 2013/2014 учебный год»
В целях организации выполнения бюджета и налогообложения на 2013/2014 учебный год и в соответствии с нормативными документами
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Протокол №163 (1) заседания педагогического совета от 29 августа 2014 г
Анализ работы образовательного учреждения за 2013-2014 учебный год и перспективы развития школы на 2014 – 2015 учебный год (директор...
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по английскому языку для 4 класса на 2014/2015 учебный год
Программа курса «Forward» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 а,б,в класса на 2014 2015 учебный год
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для...
Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по биологии для 7 а, б класса на 2014-2015 учебный год Составитель программы
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на...
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки рф, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном...
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Программа по технологии для 1 4 класса на 2015/2016 учебный год
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31. 12. 2014 г с изменениями от...
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа Предмет: Окружающий мир Уровень образования: начальный...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа на 2017-2018 учебный год по литературному чтению...
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon «Об итогах работы учреждений культуры г. Новочебоксарска за 2012/2013...
В городе Новочебоксарске успешно функционирует весь комплекс муниципальных учреждений культуры
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Образовательная программа на 2013-2014 учебный год
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по иностранному языку (английский) 9 класса на 2017-2018 учебный год
«Английский нового тысячелетия»/ ”New Millennium English” для 5-11 класса. Авторы: О. Л. Гроза, М. Л. Мичурина, Т. Н. Рыжкова, Е....
Программа по робототехнике и икт для 5 класса фмл №239 Филиппов С. А., 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по дисциплине на 2013/2014 учебный год
«Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск