Скачать 442.55 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад № 81 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Рабочая программа По реализации адаптированной образовательной программы в группе для детей с ЗПР «Маргаритка» Воспитатели: Соболева Е. А. Семёнова Н. П. Санкт-Петербург 2015 г. Пояснительная записка Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с четырех летнего возраста. Таким образом, при составлении рабочей программы учитывалась данная категория детей. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей. Основой для разработки данной учебной программы явились: адаптированная образовательная программа ГБДОУ, а также технология Л. Б. Боряевой «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» В соответствии с Конвенцией о правах ребенка" и "Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей" каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечения воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются. Нормальное развитие ребенка может происходить только при наличии нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом. Но только быть физически здоровым оказывается недостаточно. Необходимо второе условие - благоприятная социально-педагогическая развивающая среда(социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития (то есть общения со взрослыми и сверстниками). А также для развития всех видов деятельности. Важность социального фактора подчеркивал Л. С. Выготский, введя понятие "социальная ситуация развития". Третье условие, необходимое для нормального развития-активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная). Предлагаемая программа воспитания обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью составлена с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства, целей дошкольного воспитания. Программа построена в соответствии с принципами сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях. К ним относятся следующие принципы: деятельностный, онтогенетический, единства диагностики, коррекции и развития, общие дидактические принципы. Целью работы является способствование созданию наиболее значимых психолого-педагогических условий для развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Задачи: -Выявить психолого-педагогические условия для успешного развития познавательной деятельности у ребенка с ЗПР в условиях ГБДОУ; -Изучить методическую литературу по данной проблеме; -Создать соответствующую предметно-развивающую среду; -использовать программно-методический материал на практике для детей с ЗПР. В работе коррекционных групп в первую очередь важно обеспечить взаимосвязь педагогов. Взаимодействие осуществляется в форме педагогических советов, консультаций, круглых столов, семинаров. Психическое развитие ребенка с ЗПР в гораздо большей степени зависит от качества в которых находится ребенок. Организация предметно-развивающей среды является одним из важных условий развития личности ребенка. Должны учитываться потребности и интересы ребенка и его развития, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия. Таким образом, задачей педагогов сделать эту среду наиболее благоприятной для ребенка, то есть приблизить условия ДОУ к домашним, предоставить детям свободный доступ передвижения по всей групповой комнате, обеспечить доброжелательное отношение педагогов к детям, постоянно внушая им уверенность в своих силах. Исходя из опыта работы, сделаны выводы, что отсутствие контакта не позволяет успешно решить воспитательно-образовательные задачи для установления доверительных отношений, обеспечения эмоционального комфорта педагоги рационально используют помещение групповой комнаты. В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств ребенка, его чувств, эмоций. Организация работы с детьми строится на основе игры с учетом индивидуальных, личностных возможностей каждого ребенка. Форма организации детской деятельности могут быть различными, но важно, чтобы средства для достижения задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические игры, развивающие игры, игры-эксперименты с материалами по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного материала. В игровой форме ребенок преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку в игре у него повышается умственная активность и работоспособность. У ребенка возникает потребность в интеллектуальной деятельности и познания нового. При этом важно придерживаться главного направления в работе с детьми: развития познавательной и речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности. Такое построение программы позволяет выделить три этапа обучения, соответствующие основным возрастным периодам развития детей с интеллектуальной недостаточностью. На каждом этапе обозначены разделы: - Физическое воспитание - Игра - Трудовое воспитание - Ознакомление с окружающим - Развитие речи - Конструирование - Формирование элементарных математических представлений - Изобразительная деятельность - Музыкальное воспитание. На первом этапе обучения конструирование и формирование математических представлений осуществляется в ходе игровой деятельности, на следующих этапах они выделены в самодеятельные разделы. Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно. Воспитатель проводит общегрупповые или подгрупповые занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), конструированию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду, утвержденной Минобразованием России, занимается коррекционно-воспитательной работой на занятиях и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей, рекомендаций дефектолога, логопеда. Учитывая требования к организации режима дня и непосредственно образовательной деятельности максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (2.4.1.3049-13). В соответствии СанПинами продолжительность НОД детей 5-го года жизни 15 -20 минут, детей 6-го года жизни 20 - 25 минут. Количество НОД, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. В средней группе 12 занятий в неделю по 15-20 минут, старшей группе 12 занятий в неделю по 20-25 минут. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии. В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года. Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностики: первичной и повторной, обработки и анализа полученных результатов. Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне. Ежедневно проводится не более четырех НОД: два-три НОД в утреннее время и одно-два НОД после сна. Перерывы между НОД должны быть не менее 10 мин. На 12—15-й минуте НОД целесообразно проводить физкультминутку (1,5—2 мин.) для предупреждения переутомления детей. С этой целью НОД, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с подвижной деятельностью. Взаимодействие взрослого с ребенком Одним из главнейших условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого с ребенком в соответствии с ведущими мотивами и потребностями возраста. При этом учитываются специфичность психического развития, характерная для конкретного вида патологии, структура нарушения, а также актуальный и потенциальный уровни развития ребенка. Возрастная периодизация, разработанная в отношении нормально развивающихся детей, является для взрослого ориентиром при взаимодействии его с детьми, имеющими нарушение в развитии. Однако, этот очень важный процесс строится с учетом интеллектуального нарушения у ребенка. Когда объектом взаимодействия является ребенок, развитие которого в силу определенных причин не может протекать нормально, позиция взрослого становится более ответственной. В силу того, что психическая активность (один из необходимых факторов благополучного развития), к примеру у детей с ранним органическим поражением ЦНС может быть выражено чрезвычайно слабо, главным инициатором взаимодействия с необходимостью становится взрослый и остается таковым гораздо дольше. Так, на первом этапе обучения взрослый направляет свои усилия на: удовлетворение потребности ребенка в движении, в эмоциональном насыщении, в предметной новизне, обеспечении развития ориентировочно-обследовательских действий и сенсорно-двигательной координации в процессе манипулирования и на пробуждение познавательной установки "что это?"; развитие подражания, эмоционально-делового общения; пробуждение речевой активности. Взаимодействие взрослого с детьми на втором этапе строится с ориентировкой на особую сензитивность ребенка социальным влияниям. Основной формой коммуникации является равноправное сотрудничество и общение взрослого с ребенком при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с формированием положительного, эмоционального восприятия сверстника, игровых и познавательных интересов, пробуждение, формирование и развитие которых становится одной из доминирующих задач педагогов и родителей. Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений (не ищет огрехи и недостатки в рисунках, конструкция, поделках, не привлекает внимания к неловким движениям и т.д.) формируя тем самым у ребенка чувства уверенности в себе и гордости за достигнутые результаты. В это время обращают особое внимание на развитие внеситуативных форм общения, способствуют развитию у ребенка восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе и на основе усвоения кооперативных умений. Взрослый является активным участником деятельности детей, как на занятиях, так и вне их. Эмоциональное и социально-нравственное развитие Дошкольный возраст считается наиболее сенситивным в сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребенка становится определяющей в его психическом развитии. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие самосознания ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые, внеситуативно-личностные и внеситуативно-познавательные формы общения. На основе взаимодействия с членами детского сообщества у него налаживается межличностные отношения, складываются и первые ценностные ориентации, определяющие направленность поведения ребенка в целом. В процессе коррекционной работы у ребенка необходимо сформулировать образ "Я". Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям: 1. В повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказание помощи в известных пределах, участие в коррективных работах, в совместном выражении радости от результата и прочее. 2. В процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представления о себе, окружающих взрослых и сверстниках, системе социальных отношений; на овладение средствами взаимодействия. В проведении этих игр и упражнений могут принимать участие различные специалисты (например, учитель-дефектолог и воспитатель или педагог-психолог). Игры могут проводиться как самостоятельное занятие, а также в структуре других занятий как и фрагмент в соответствии с педагогическим замыслом взрослого. 3. В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм (режиссерским играм и играм драматизации), где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности. 4. В процессе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда за счет усиления социальной направленности их содержания. 5. В процессе работы по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из "личного опыта", сочинению текста при выполнении роли в театрализованных играх. 6. Во время индивидуальной коррекционной работы. Образовательная область «Физическое развитие» Физическое развитие и укрепление здоровья детей - важнейшая задача дошкольного воспитания. Организация работы в этом направлении самым тесным образом связана с психолого-воспитательной работой с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Вся работа осуществляется комплексно, согласованно, системно. Профилактические, лечебные оздоровительные мероприятия обеспечивают благоприятные условия для использования всех форм работы, направленной на формирование двигательных функций детей и коррекцию недостатков их физического развития. Задачей физического и моторно-двигательного развития решается в следующих условиях: 1. На специальных занятиях по физическому воспитанию, во время оздоровительных мероприятий, утренней гимнастики. 2. В процессе музыкальных занятий (музыкально-дидактических, имитационных игр, игр с воображаемыми объектами, музыкально-ритмических движений). 3. В играх и упражнениях по сенсомоторному развитию. 4. В ходе специальных игр и упражнений, направленных на восприятие и воспроизведение основных выразительных движений, естественных жестов, мимики. 5. В подвижных играх с музыкальным сопровождением. Сенсорное развитие У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается грубое нарушение сенсорной сферы. Это выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не используют "поисковую", результативную пробу. В дошкольном возрасте без специального обучения у них почти не наблюдается зрительных форм ориентирования в задании. Это отрицательно отражается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием, на овладении изобразительной деятельностью (без обучения рисование у них находиться на уровне хаотического черкания). Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Именно поэтому на первом этапе коррекционно-педагогической работы сенсорному восприятию "делено особое внимание. Детей знакомят с разнообразием форм, звуков, движений, учат выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу. Сенсорное воспитание осуществляется по нескольким направлениям, а именно: 1. В процессе специальных дидактических игр Упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве вступительной части занятия в соответствии с программным содержанием. 2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических (реальных и в воображении), восприятия себя самого и окружающих его сверстников. Эти игры также проводятся как самостоятельно, так и с целью более эффективного решения задач формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, в ходе работы с художественной литературой, как подготовительные для сюжетной игры или ее обогащения. 3. В продуктивной деятельности - рисования, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде. 4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком. 5. На занятиях по развитии речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевого подражания), по музыкальному восприятию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития. Образовательная область социально – личностное развитие Развитие игровой деятельности Игры включают в структуру групповых и индивидуальных занятий по формированию представлений о себе и об окружающем мире, элементарных математических представлений, трудовых навыков и т. д. Особое внимание уделяется сюжетно- ролевым играм, появление сюжетно-ролевой игры связано с рядом условий, которые необходимо учитывать при организации игр детей: разнообразные впечатления от познания окружающего мира , овладение детьми всё новыми игровыми действиями, наличие игрушек, частота и характер общения со взрослыми. Воспитатели продолжают формировать игровые навыки, закрепляя, расширяя и совершенствуя их Они также объединяют детей в группы, включая в них детей с разным уровнем развития игровых навыков и речевого развития. В групповой комнате отводится место для сюжетно-ролевых игр. Например, кукольный уголок. Содержание кукольного уголка меняется по мере того, как дети осваивают различные игровые действия или в зависимости от ситуации. Игра остаётся развёрнутой весь период, необходимый для решения педагогических задач чаще всего это один - два месяца. По мере освоения детьми другой игры ,предыдущая сюжетно-ролевая игра сворачивается, но все ещё остаётся в поле постоянного внимания детей. Оборудование для остальных сюжетно- ролевых игр, в которые дети уже играли, располагаются в доступном для них месте на специальных стеллажах в специальных ящиках, коробках с характерными символическими изображениями. Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Развивать интерес детей к сюжетно- Стимулировать интерес детей к ролевым ролевым играм, их стремление играть играм, вызвать реакцию радости от воз- вместе со взрослыми и другими можности поиграть в новую игру. детьми Учить детей использовать в игре Учить детей использовать в игре натураль - предметы-заместители и вооброжае- ные предметы и их модели, предметы- мые предметы заместители Формировать у детей потребность в Стимулировать сопровождение игровых общении, использовать речевые и действий речью неречевые средства общения. Игры продукты собственной конструк- Учить детей выполнять простейшие тивной, трудовой и изобразительной трудовые действия, отражая представ- деятельности ления, полученные в результате экскур- сий , наблюдений, ориентируясь на образ взрослого. Учить детей брать на себя роль называть Учить создавать простейшие воображаемые себя именем персонажа и действовать в игровые ситуации, брать на себя роль соответствии с нею ( с помощью взрослого). и действовать в соответствии с нею ( с помощью взрослого) эмоционально реагировать на неё. Учить детей передавать характер Учить детей понимать и использовать персонажа, используя движения, в своей речи, наиболее часто употребля- изобразительные жесты и речь, при емые глаголы, отражающие действия с активной поддержки взрослого предметами и игрушками в соответствии жетом игры. Комплексно-тематическое планирование
|
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Адаптированной Образовательной... Другие значимые для разработки и реализации Адаптированной Образовательной Программы характеристики |
1 Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №14» г. Сысерть |
||
Рабочая учебная программа по образовательным областям для детей старшего... Наименование Программы: Рабочая программа воспитателя по реализации основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №54 Радуга»... |
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы... Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
||
Рабочая программа старшей логопедической группы №1 Аннотация к рабочей... ... |
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной... |
||
Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с... Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением... |
Комплекс методических и дидактических материалов по учебным предметам,... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение новосибирского района новосибирской области – верх – тулинская |
||
Рабочая программа по освоению детьми 7-го года жизни ( подготовительная... Значимые характеристики для формирования и реализации рабочей программы, возрастные и индивидуальные характеристики особенностей... |
Пояснительная записка рабочая программа для 2-й младшей группы «Василек»... Л. В. Лопатиной с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, посещающих группу, для... |
||
Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка.... Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе |
Пояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями... |
||
Пояснительная записка особенности речевого развития детей VIII вида характеристика группы Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе VIII вида разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы... |
Адаптированной образовательной программы 1 Пояснительная записка... Пояснительная записка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с овз |
||
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающего направленности Цели и задачи реализации рабочей программы в обязательной части, части формируемой участниками |
Расписание работы учителя дефектолога 115 Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в 9 группе (далее Программа), разработана на основе адаптированной общеобразовательной... |
Поиск |