Принято
на педагогическом совете
Протокол № 1
31.08. 2017г.
|
Утверждено:
Приказом заведующего
МБДОУ ЦРР«Д/с №5 «Солнышко»
_______________Застава И.А.
№ 35 от 31.08.2017г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ
ДЛЯ РЕБЕНКА–ИНВАЛИДА
С ОВЗ (ЗПР, ДЦП)
Составители:
Заведующий Д/с № 5
Застава И.А.,
педагог-психолог
Чеканова С.В.
Логопед
Мартыненко И.А.
Инструктор по физ.культуре
Черняева С.В.
Покров 2017 г.
Содержание
|
I.Целевой раздел
|
|
|
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ (ЗПР, ДЦП).
|
|
1.2.
|
Цели и задачи реализации Программы.
|
|
1.3.
|
Принципы и подходы к реализации Программы.
|
|
1.4.
|
Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.
|
|
1.5.
|
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником Программы.
|
|
|
II. Содержательный раздел
|
|
2.1.
|
Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ЗПР,ДЦП, представленными в пяти образовательных областях.
|
|
2.2.
|
Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы.
|
|
2.3.
|
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
|
|
2.4.
|
Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с детским церебральным параличом.
|
|
|
III. Организационный раздел
|
|
3.1.
|
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа МБ ДОУ «Детский сад № 8 «Якорек» для ребенка с ОВЗ (детский церебральный паралич) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249
Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Основная образовательной программа дошкольного образования ДОУ № 8.
Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и медико-социальной помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).
Программа предусмотрена для освоения ребенком с ДЦП в возрасте 4-5 лет образовательных отношений в общеразвивающей группе сверстников.
Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. «Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста» / Н.В. Симонова.
1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Цель реализации Программы:
ранняя коррекция психофизического развития ребенка с детским церебральным параличом с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в условиях общеразвивающей группы сверстников.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении;
создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР, ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;
осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка;
формировать у ребенка представления о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с ЗПР, ДЦП.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с ЗПР, ДЦП, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;
развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с ДЦП возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;
коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;
учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;
психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;
вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;
непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
гибкого распределения компонентов режима в течение дня;
интерактивный принцип построения образовательного процесса на основе разработанной «Сетки важных дел» в основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, в которую включены основные события, ориентированные на все направления развития ребенка дошкольного возраста.
Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
Учреждение образовательную деятельность осуществляет по адресу: Владимирская обл., Петушинский район, г.Покров, ул.Советская, 76.
Режим работы дошкольного учреждения – 10 часов, рабочая неделя – 5 дней. В реализации программы задействованы 5 педагогов, из них: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. Руководитель, инструктор по физкультуре.
Учреждение располагает достаточно хорошей материально-технической базой: предметная среда в группе и кабинетов специалистов (логопедический, кабинет педагога-психолога, спортивный зал, музыкальный зал) оптимально насыщены, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции.
Характеристика ребенка с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это одно из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы, которое возникает в результате органического поражения мозга и приводит больного к инвалидности.
В зависимости от этиологического фактора и от локализации основных нарушений мозга формируются различные клинические формы заболевания.
Согласно классификации, предложенной К.А.Семеновой и утвержденной МЗ СССР в 1978 году, выделяется пять форм детского церебрального паралича.
1.Спастическая диплегия. Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены значительно меньше, чем ноги. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в моторном развитии, могут обслуживать себя, могут научиться писать и овладевать рядом трудовых навыков.
2.Гемипаретическая форма. Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.
3.Гиперкинетическая форма. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы (насильственные движения, обычно выявляются в 4-6 месячном возрасте. Они возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях).
Помимо гиперкинезов у детей с этой формой нередко наблюдаются синкинезии – насильственные содружественные движения. Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.
4.Атонически-астатическая форма. Характеризуется атаксией – нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Обычно поражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то эти дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.
5.Двойная гемиплегия является наиболее тяжелой формой ДЦП. Тетрапарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги, то есть двигательные возможности практически отсутствуют, и очень часто имеет место умственная отсталость тяжелой и глубокой степени.
Независимо от формы церебрального паралича, у детей наблюдаются психопатоподобные расстройства в виде синдрома психической неустойчивости; дети слабовольны, несобранны, инфантильны, внушаемы. Эти дети склонны к агрессии и жестокости. Состояние аффекта возникает быстро и по незначительному поводу. Временами появляется раздражительность, озлобленность, гневливость
При детском церебральном параличе отмечаются и нарушения сенсорного восприятия - зрительного, слухового, двигательно-кинестетического. У большинства детей с церебральным параличом отмечаются глазодвигательные нарушения, наблюдается косоглазие, снижена острота зрения, встречается ограничение взора вверх, нарушения фиксации взора, плавного прослеживания. В связи с этим старшие дошкольники недостаточно фиксируют взор на занятиях. У детей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения, и дети игнорируют правую или левую половину листа бумаги. При гемипаретической форме и спастической диплегии возможны оптико-пространственные нарушения, которые проявляются в виде зеркального письма. Такие дети рисуют и пишут левой рукой справа налево. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, определяющие специфику психического развития детей.
В зависимости от двигательного дефекта различают три степени тяжести ДЦП:
Легкую – физический дефект позволяет самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом, овладевать навыками самообслуживания.
Среднюю – дети нуждаются в частичной помощи окружающих при передвижении и самообслуживании.
Тяжелую – дети целиком зависят от окружающих.
У большинства детей с церебральным параличом имеются нарушения схемы тела и пространственного восприятия; нарушения речедвигательной функции: наиболее часто встречается спастическая дизартрия, при которой речь ребенка смазанная, не всегда доступна пониманию. Голос у ребенка тихий, прерывистый нарушено дыхание, выдох укорочен, повышено слюноотделение.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состояния интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.
|