Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп)

Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп)


Скачать 0.65 Mb.
Название Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп)
страница 1/6
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6

Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1

31.08. 2017г.

Утверждено:

Приказом заведующего

МБДОУ ЦРР«Д/с №5 «Солнышко»

_______________Застава И.А.

№ 35 от 31.08.2017г.



АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ

ДЛЯ РЕБЕНКА–ИНВАЛИДА

С ОВЗ (ЗПР, ДЦП)

Составители:

Заведующий Д/с № 5

Застава И.А.,

педагог-психолог

Чеканова С.В.

Логопед

Мартыненко И.А.

Инструктор по физ.культуре

Черняева С.В.

Покров 2017 г.

Содержание





I.Целевой раздел






Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ (ЗПР, ДЦП).





1.2.

Цели и задачи реализации Программы.





1.3.

Принципы и подходы к реализации Программы.





1.4.

Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.





1.5.

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником Программы.








II. Содержательный раздел




2.1.

Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ЗПР,ДЦП, представленными в пяти образовательных областях.





2.2.


Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы.




2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.





2.4.

Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с детским церебральным параличом.








III. Организационный раздел





3.1.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания








ПРИЛОЖЕНИЯ






I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа МБ ДОУ «Детский сад № 8 «Якорек» для ребенка с ОВЗ (детский церебральный паралич) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249

  • Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

  • Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

  • Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

  • Основная образовательной программа дошкольного образования ДОУ № 8.

Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и медико-социальной помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).

Программа предусмотрена для освоения ребенком с ДЦП в возрасте 4-5 лет образовательных отношений в общеразвивающей группе сверстников.

Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. «Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста» / Н.В. Симонова.

1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

Цель реализации Программы:

  • ранняя коррекция психофизического развития ребенка с детским церебральным параличом с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в условиях общеразвивающей группы сверстников.

  1. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

- Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении;

  • создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР, ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;

  • осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка;

  • формировать у ребенка представления о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

  • объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с ЗПР, ДЦП.


1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

  • онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с ЗПР, ДЦП, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;

  • развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с ДЦП возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;

  • коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;

  • учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

  • системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;

  • психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

  • целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;

  • вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;

  • непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;

  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • гибкого распределения компонентов режима в течение дня;

  • интерактивный принцип построения образовательного процесса на основе разработанной «Сетки важных дел» в основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, в которую включены основные события, ориентированные на все направления развития ребенка дошкольного возраста.

Такой подход обеспечивает: ­ ­ «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; ­ поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; ­ ­ многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; ­ возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); ­ выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

Учреждение образовательную деятельность осуществляет по адресу: Владимирская обл., Петушинский район, г.Покров, ул.Советская, 76.

Режим работы дошкольного учреждения – 10 часов, рабочая неделя – 5 дней. В реализации программы задействованы 5 педагогов, из них: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. Руководитель, инструктор по физкультуре.

Учреждение располагает достаточно хорошей материально-технической базой: предметная среда в группе и кабинетов специалистов (логопедический, кабинет педагога-психолога, спортивный зал, музыкальный зал) оптимально насыщены, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции.
Характеристика ребенка с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это одно из наиболее тяжелых заболева­ний центральной нервной системы, которое возникает в результате органического пора­жения мозга и приводит больного к инвалид­ности.

В зависимости от этиологического фак­тора и от локализации основных нарушений мозга формируются различные клинические формы заболевания.

Согласно классификации, предложенной К.А.Семеновой и утвержденной МЗ СССР в 1978 году, выделяется пять форм детского церебрального паралича.

1.Спастическая диплегия. Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены значительно меньше, чем ноги. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в моторном развитии, могут обслуживать себя, могут научиться писать и овладевать рядом трудовых навыков.

2.Гемипаретическая форма. Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.

3.Гиперкинетическая форма. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы (насильственные движения, обычно выявляются в 4-6 месячном возрасте. Они возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях).

Помимо гиперкинезов у детей с этой формой нередко наблюдаются синкинезии – насильственные содружественные движения. Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.

4.Атонически-астатическая форма. Характеризуется атаксией – нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Обычно поражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то эти дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.

5.Двойная гемиплегия является наиболее тяжелой формой ДЦП. Тетрапарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги, то есть двигательные возможности практически отсутствуют, и очень часто имеет место умственная отсталость тяжелой и глубокой степени.

Независимо от формы церебрального паралича, у де­тей наблюда­ются психопатоподобные расстройства в виде синдрома психической неустой­чивости; дети слабовольны, несобранны, инфантильны, внушаемы. Эти дети склонны к агрессии и жестокости. Состояние аффекта возникает быстро и по незначительному по­воду. Временами появляется раздражитель­ность, озлобленность, гневливость

При детском церебральном параличе от­мечаются и нарушения сенсорного восприятия - зрительного, слухового, двигательно-кинестетического. У большинства детей с це­ребральным параличом отмечаются глазодвигательные нарушения, наблюдается косоглазие, снижена острота зрения, встречается ограни­чение взора вверх, нарушения фиксации взо­ра, плавного прослеживания. В связи с этим старшие дошкольники недостаточно фиксируют взор на занятиях. У детей с преимущественным по­ражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения, и дети иг­норируют правую или левую половину листа бумаги. При гемипаретической форме и спас­тической диплегии возможны оптико-прост­ранственные нарушения, которые проявля­ются в виде зеркального письма. Такие дети рисуют и пишут левой рукой справа налево. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, определяющие специфику психического развития детей.

В зависимости от двигательного дефекта различают три степени тяжести ДЦП:

  • Легкую – физический дефект позволяет самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом, овладевать навыками самообслуживания.

  • Среднюю – дети нуждаются в частичной помощи окружающих при передвижении и самообслуживании.

  • Тяжелую – дети целиком зависят от окружающих.

У большинства детей с церебральным параличом имеются нарушения схемы тела и пространственного восприятия; нарушения речедвигательной функции: наиболее часто встречается спа­стическая дизартрия, при которой речь ре­бенка смазанная, не всегда доступна понима­нию. Голос у ребенка тихий, прерывистый нарушено дыхание, выдох укорочен, повы­шено слюноотделение.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состояния интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации Адаптированной Образовательной...
Другие значимые для разработки и реализации Адаптированной Образовательной Программы характеристики
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Адаптированной образовательной программы 1 Пояснительная записка...
Пояснительная записка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с овз
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Рабочая программа По реализации адаптированной образовательной программы...
По реализации адаптированной образовательной программы в группе для детей с зпр «Маргаритка»
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon 1. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации программы Принципы...
Создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности детей с овз
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка адаптированной образовательной программы дошкольного...

Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon 1. Пояснительная записка
...
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon 1 Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №14» г. Сысерть
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка....
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка рабочая программа для 2-й младшей группы «Василек»...
Л. В. Лопатиной с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, посещающих группу, для...
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы...
...
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Целевой раздел программы. Пояснительная записка. 1 Цели, задачи реализации...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями...
Пояснительная записка индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с овз (зпр, дцп) icon Пояснительная записка 3-24 Планируемые результаты освоения образовательной...
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск