Название игрового задания
|
Дидактические задачи
|
Оборудование
|
Инструкция к проведению
|
Взаимодействие с родителями
|
Младшая группа
Сентябрь
|
Игра «Море волнуется»
|
Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети изображают волны по словесной инструкции.
|
Родительское собрание «Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного материала»
|
|
Октябрь
|
Игра «Ленточки в подарок»
|
Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия.
|
Палочки Кюизенера
|
Ребенок выбирает для своей игрушки по 2 понравившиеся ему одинаковые ленточки – палочки.
|
|
|
Ноябрь
|
Игра «Подбираем ленточки к фартучкам»
|
Задачи повторяются.
|
Палочки Кюизенера
|
Детям раздаются фартучки всей цветной гаммы палочек Кюизенера.
|
Индивидуальные беседы с родителями с использованием палочек Кюизенера в домашних условиях.
|
|
Декабрь
|
Игра «Моделируем квадрат»
|
Развивать представление о квадрате.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети составляют разные квадраты.
|
|
|
Январь
|
Ирга «Моделируем прямоугольник»
|
Развивать представление о прямоугольнике.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети составляют разные прямоугольники.
|
|
|
Февраль
|
Игра «Подбираем к домику крышу»
|
Закрепить эталоны цвета и их названия.
|
Палочки Кюизенера
|
Предлагается детям выложить домики в порядке увеличения их размеров и подобрать к каждому домику крышу – палочку.
|
Консультация для родителей «упражнения с палочками Кюизенера для детей младшего возраста»
|
|
Март
|
Игра «Заборы низкие и высокие»
|
Развивать представление о высоте, сравнивать предметы по высоте.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети строят заборы из разных цветных палочек.
|
|
|
Апрель
|
Игра «Поезд»
|
Развивать представление о длине, сравнивать палочки по длине.
|
Палочки Кюизенера
|
Каждый ребенок строит поезд: присоединяет к паровозу начиная с самого длинного (или наоборот с короткого).
|
|
|
Май
|
Игра «Медвежонок»
|
Учить накладывать палочки на изображение.
|
Палочки Кюизенера
|
Каждый ребенок накладывает палочки на цветную схему.
|
|
Название игрового задания
|
Дидактические задачи
|
Оборудование
|
Инструкция к проведению
|
Взаимодействие с родителями
|
Средняя группа
Сентябрь/Октябрь/Ноябрь
|
Проект на тему: «Мир цветных палочек»
|
Содействовать формированию пространственных представлений, посредством игр-конструирований из палочек Кюизенера на занятиях и вне занятий;
формировать понятия: «право-лево», «выше-ниже», «вертикально-горизонтально», используя палочки Кюизенера;
развивать детское творчество, фантазию, воображение, мелкую моторику, ориентировку на плоскости, конструктивные способности;
привлечь родителей в общеобразовательный процесс.
|
Палочки Кюизенера
|
1.Предлагаю детям подборку игр-конструирований с палочками Кюизенера вне занятий по ориентировке на плоскости (см. Проект)
2.Иргы на умение ориентироваться в помещении (см. Проект)
3.Игры с использованием тетрадей в клетку для графических диктантов (см. Проект)
4.НОД по ФЭМП (см. Проект)
|
Консультация для родителей «Как учить ребенка ориентироваться в пространстве»
Консультация для родителей «Обучение детей ориентироваться на плоскости»
Выставка совместных работ и родителей «Мир цветных палочек» (см. Проект)
|
|
Декабрь
|
Игра «Слоненок»
|
Развивать умение создавать образ слоненка, сравнивать предметы по длине.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети строят образ слоненка, идущего направо и налево.
|
Индивидуальные беседы с родителями детей, путающих цвета.
|
Игра-конструирование «Плотов на реке»
|
Развивать преставление о ширине (широкий, узкий), сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог предлагает построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Дети приходят к выводу, о том что проемы у моста разные (узкий, пошире, широкий)
|
|
Январь
|
Игра «Пойди по заданному маршруту»
|
Продолжать учить сопоставлять цвет с цифрой, ориентироваться на плоскости.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог предлагает детям построить маршрут по словесному описанию.
|
|
Игра-конструирование «Кошечка»
|
Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения, распределять палочки на плоскости с целью получения заданного образа.
|
Палочки Кюизенера
|
Ребенок самостоятельно из заданных палочек строит кошечку.
|
|
Февраль
|
Ирга «Строительство домов»
|
Учить моделировать предмет из 4-х палочек одной длины, сравнивать по высоте.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети из заданного числа палочек моделируют дома и сравнивают их по высоте.
|
|
Игра «Сушим полотенце»
|
Учить сравнивать предметы по длине, находить сходство между предметами.
|
Палочки Кюизенера
|
Воспитатель предлагает расположить палочки (полотенца) на веревочке.
|
|
Март
|
Игра «Твой любимый цветок»
|
Учить находить в изображенной конструкции сходство с цветком.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог предлагает каждому ребенку сделать из палочек любимый цветок. Рассказать о своем цветке.
|
Консультация «Поиграем с детьми дома, используя палочки Кюизенера»
|
Игра «Скворечник»
|
Развивать умение создавать образ, закрепить знание чисел в пределах 5, умение сравнивать по длине.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог предлагает выложить детям скворечник по памяти.
|
|
Апрель
|
Игра «Сделай такой же, как я»
|
Развивать наблюдательность, внимание, память
|
Палочки Кюизенера
|
Предлагаю ребенку выложить изображение по памяти.
|
|
Игра «Придумай, что хочешь»
|
Развивать воображение, фантазию.
|
Палочки Кюизенера
|
Предложить детям выложить из палочек, что он пожелает.
|
|
Май
|
Игра «Полосатая салфетка»
|
Закреплять умение детей составлять узор по схеме, умение составлять число 5 из 2-х меньших чисел.
|
Палочки Кюизенера
|
Предлагается схема из палочек, каждый рад каймы вышит двумя разными нитками.
|
Предложить родителям дома потренироваться вместе с детьми, выкладывать из палочек состав числа 5.
|
Название игрового задания
|
Дидактические задачи
|
Оборудование
|
Инструкция к проведению
|
Взаимодействие с родителями
|
Старшая группа
Сентябрь
|
Игра «Строим дорожки»
|
Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия
|
Палочки Кюизенера
|
Ребенку предлагается выбрать цвет и строить дорожку.
|
|
Игра «Дом и мебель для матрешки
|
Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.
|
Палочки Кюизенера
|
Предлагается построить дом, отбирая для стен красные палочки, желтые для крыши, розовую для трубы.
|
Октябрь
|
Игра «Собачка»
|
Учить отбирать палочки нудного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.
|
Палочки Кюизенера
|
Каждый ребенок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку.
|
Консультация «Подборка игр для детей, не требующих особой подготовки, но способствующих воспитанию интереса к математике, развитию внимания, памяти»
|
Игра «Белочки и Ежик идут на день рождения»
|
Учить выбирать палочки указанного цвета, составлять изображения предметов простой формы.
|
Палочки Кюизенера
|
Ребенок выбирает понравившуюся игрушку «Подарок» (коврик, торт, платочек). Для того чтобы эти подарки стали красивыми их надо заполнить цветными палочками.
|
Ноябрь
|
Игра «Коврик для кошки»
|
Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек.
|
Палочки Кюизенера
|
Предлагается детям сделать коврик для кошки (например, квадратный ковер красного цвета)
|
|
Игра «Мосты через реку»
|
Развивать представление о ширине и длине.
|
Палочки Кюизенера
|
Каждый ребенок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.
|
|
|
Декабрь
|
Игра «Лесенка высокая и низкая»
|
Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой, и построить из них забор.
|
|
Игра «Книги на полке»
|
Сравнивать предметы по толщине.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2-х черных палочек полку. Пачки голубого цвета – книги, красного – журналы, желтого цвета – газеты.» Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине.
|
|
Январь
|
Игра «Выставка собак»
|
Сравнивать предметы по величине. Находить сходства и различия между ними.
|
Палочки Кюизенера
|
Предлагается выложить отгадку загадки из палочек и представить ее, придумать кличку, назвать породу, рассказать какая это собака и что умеет делать.
|
|
Игра «Стулья для семьи»
|
Учить сравнивать предметы по величине, обозначать предмет сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше)
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребенка и сравнить стулья.
|
|
Февраль
|
Игра «Цвет и число»
|
Продолжать учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог предлагает построить небольшой поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.
|
Консультация для родителей «упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего возраста»
|
Игра «Число и цвет»
|
Закреплять понятия: «который по счету».
|
Палочки Кюизенера
|
Составить из палочек-вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Вопросы: каким по порядку стоит голубой вагон; вагон какого цвета стоит 4-ым; какого цвета вагон левее желтого?
|
|
Март
|
Игра «К сказочным героям»
|
Формировать творческое воображение, мышление. Закреплять счет до 10.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети называют цвет соответственно по счету дней недели: понедельник – белый, вторник – розовый, среда – голубой, четверг – красный, и т.д
|
|
Игра «Мы с Тамарой ходим парой»
|
Упражнять детей в счете двойками, используя понятие «пара».
|
Палочки Кюизенера
|
Дети расставляют палочки по 2 штуки, т.е. парами (в парах могут быть палочки разного или одного цветов) Сколько пар получилось?
|
|
Апрель
|
Игра «Чет-Нечет»
|
Продолжать учить увеличивать и уменьшать число в пределах 10 на 1, называть «соседей числа», познакомить с четными и не четными числами.
|
Палочки Кюизенера
|
На одних столах лежат «четные»палочки, на других – «нечетные». Предлагаю поострить из палочек лесенки разной высоты, так чтобы разница между ступеньками была одинаковой. Появляются 2 разные лесенки. С помощью розовой палочки определяется разница между смежными ступеньками. Обе лесенки читаются в числах.
|
Индивидуальные беседы с родителями детей, которые путают цифры при обратном счете.
|
Игра «Состав числа»
|
Учить детей составлять число из 1.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог говорит детям, что в городе чисел есть дома с 2,3,4,5,6 этажами. Дети расселяют 1 в домики и выстраивают из домиков улицу, число жильцов соответствует номеру дома, домики-числа вырастают каждый раз на 1 этаж.
|
|
Май
|
Игра «Кораблик»
|
Учить детей измерять с помощью условной мерки, находить соответствующие цвет и число.
|
Палочки Кюизенера
|
Предлагается детям сделать один кораблик на картонке, а потом сделать другой так, чтобы он отличался от первого. Найти различия между ними, что можно сказать о длине мачты? Различаются ли мачты? Как определить?
|
|
Игра «Лесенка»
|
Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.
|
Палочки Кюизенера
|
Предлагаю детям построить из палочек числовую лесенку от1 до10.
|
|
Название игрового задания
|
Дидактические задачи
|
Оборудование
|
Инструкция к проведению
|
Взаимодействие с родителями
|
Подготовительная группа
Сентябрь
|
Игра «Колобок»
|
Продолжать рассказывать сказки по ролям, закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить порядковый счет, выкладывать цифровой ряд с помощью палочек Кюизенера.
|
Палочки Кюизенера
|
Инсценировка сказки «Колобок», дети по порядку считают героев и выкладывают числовой ряд от 1 до 10 и называют от 10 до 1.
|
|
Игра «Как разговаривают числа?»
|
Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками «<,>». Учить записывать и читать записи: 3<4, 4>3
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубую.
- Какие числа у вас в руках?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить эти числа?
Подводит детей к выводу о том, что для того чтобы сравнивать числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.
|
|
Игра «Путешествие на поезде»
|
Закрепить понятие «который по счету»
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог предлагает детям составить из палочек поезд от самой короткой до самой длинной.
- Каким по порядку стоит голубой вагон?
- Вагон какого цвета стоит четвертым?
|
|
|
Октябрь
|
Игра «Разноцветные вагончики»
|
Учить определять количество единиц в числе.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети строят разноцветный поезд из палочек. С помощью белых палочек определяют количество мест в вагончике.
|
|
Игра «Сравни числа»
|
Учить детей сравнивать стоящее радом число в пределах 10.
|
Палочки Кюизенера
|
Ребенок строит числовую лесенку до 10, прошу найти число 7 и 8.
- Какое число больше и на сколько?
- Какое число меньше и на сколько?
|
Консультация для родителей «Математика для дошкольников»
|
Игра «Сломанная лесенка»
|
Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1, называть соседей числа.
|
Палочки Кюизенера
|
Под каждую ступеньку «сломанной лесенки» дети выкладывают соответствующую карточку с цифрой и находят пропущенную палочку. «Потерянная» ступенька возвращается на место.
|
|
|
Ноябрь
|
Игра «Веселый поезд»
|
Учить строить всевозможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок.
|
Палочки Кюизенера
|
Сколько поездов можно построить из 3-х вагонов разного цвета? (красный, фиолетовый, бордовый)
Кр-ф-б; кр-б-ф; ф-б-кр; ф-кр-б; б-кр-ф; б-ф-кр.
|
|
Игра «Весы»
|
Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда: «больше, меньше», «больше на…», «меньше на…», умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1, упражнять в решении простых арифметических действий.
|
Палочки Кюизенера
|
Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера на другую меньшего (например, 5, на другую - 4)
|
|
|
Декабрь
|
«Игра с Винни-Пухом»
|
Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образование чисел 6,7,8,9,10
|
Палочки Кюизенера
|
Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1 «К 5 прибавить 1 получится число 6»
|
|
Игра «Цветные коврики»
|
Учить составлять алгоритм. Состав числа.
|
Палочки Кюизенера
|
Чтобы сплести коврик, нужно соблюдать правила:
- выбрать одну палочку для плетения;
- следующий ряд в сумме 2-х палочек равных первой;
- закончить ковер бахромой из белых палочек
|
|
|
Январь/Февраль/Март
|
Проект на тему: «Откроем мир цветных чисел»
|
Познакомить детей с составом числа первого 10, используя палочки Кюизенера;
Содействовать формированию количественного и порядкового, прямого и обратного счета посредством игр с палочками;
Учить свободно ориентироваться по числовому ряду;
Развивать логическое мышление, память, усидчивость;
Развивать связную речь у детей;
Привлечь родителей в образовательный процесс, работать с новым инновационным материалом, используя нетрадиционные формы и методы в работе с детьми.
|
Палочки Кюизенера
|
1.Предлагаю детям игры с палочками Кюизенера на состав числа, счет, соотношение цвета, сравнение.(см. Проект)
2.НОД по ФЭМП (см. Проект)
3.Альбом «Расколдуй рисунок» (см. Проект)
|
Семинар-практикум «Цветные числа»
Консультация для родителей «Откроем мир цветных чисел»
Предложить родителям дома с детьми придумать рисунок из палочек и написать занимательную историю к нему.
Альбом «Расколдуй рисунок» (см. Проект)
|
|
Апрель
|
Игра «Время»
|
Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1
|
Палочки Кюизенера
|
Дети моделируют из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки кладут белый кубик, возле каждого кубика по кругу кладут цифру. Длинная стрелка – голубая палочка – показывает минуты, а короткая - розовая – время. Показать на часах любое время.
|
|
Игра «Палочки можно складывать»
|
Научить с помощью палочек складывать.
|
Палочки Кюизенера
|
Найди палочку равную сумме фиолетовой и розовой. 6+2=8
|
|
|
Май
|
Ирга «Палочки можно вычитать»
|
Научить с помощью палочек вычитать.
|
Палочки Кюизенера
|
Педагог просит ребенка взять в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую. Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Дети приходят к выводу, что если из большего вычитают, то получается меньшее число. 5-3=2
|
Консультация для родителей «Советы родителям по обучению математике»
|
Игра «Вставь пропущенную цифру»
|
Учить выстраивать палочки по заданной схеме. Состав числа.
|
Палочки Кюизенера
|
По схеме построить цветной коврик. Быть внимательными, где пропущены цифры, справа или слева.
|
|