Скачать 0.98 Mb.
|
Методические рекомендации по использованию световозвращающих элементов и проведению разъяснительных мероприятий с детьми и родителями по тематике безопасности дорожного движения, а также «бытовому контролю» СОДЕРЖАНИЕ Общие положения Определение и принцип работы световозвращающих элементов Национальные стандарты регулирования и контроля качества Классификация и систематизация в соответствии с ГОСТ РФ Рекомендации по выбору одежды со световозвращающими элементами и световозвращающих изделий Ответственность за отсутствие световозвращающих элементов Анализ возрастных и психофизических особенностей детей и подростков в рамках усвоения правил дорожного движения и необходимости применения световозвращающих элементов. Специфика и особенности групповой работы с детьми с учетом их возрастных особенностей Анализ причин несчастных случаев на дорогах с обучающимися детьми и подростками. Приложение 1. Памятка по организации работы для педагогов образовательных организаций при проведении разъяснительных мероприятий с детьми и родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма Приложение 2. Памятка по «бытовому контролю» для родителей и педагогов Приложение 3. Памятка о типичных ошибках при преподавании Правил дорожного движения в помощь педагогическим работникам образовательных организаций Приложение 4. Памятка для обучающихся о безопасном поведении на улицах и дорогах (в помощь педагогическим работникам образовательных организаций) Приложение 5. Краткая ПАМЯТКА о механизмах продвижения световозвращающих элементов Общие положения Использование световозвращающих элементов в темное время суток важно для учащихся образовательных организаций, которые направляются из дома в утренние часы в школу и вечером возвращаются домой из школы без сопровождения взрослых (особенно в сельской местности), при этом вынуждены самостоятельно переходить дорогу. Кроме того, Россия относится к числу северных стран, 21 регион страны частично или полностью принадлежит к районам крайнего Севера и приравненным к ним территориям, где темное время суток является преобладающим. Эти два фактора определяют особую актуальность применения световозвращающих элементов детьми-пешеходами в нашей стране. В темное время суток совершается большее количество ДТП. По статистике МВД России1, самым аварийно-опасным временем суток являлся период с 17:00 до 19:00 часов. В это время в 2016 году произошло почти каждое седьмое ДТП (13,9%). В темное время суток совершалось каждое третье ДТП (34,8%, 60430 ДТП). В таких ДТП погибла почти половина численности всех погибших (9803 чел. или 48,3%). Тяжесть последствий ДТП этого времени составила 11,5, что практически в два раза выше аналогичного показателя ДТП светлого времени суток (6,7). Тяжесть последствий таких ДТП усугубляется тем, что оказание доврачебной и медицинской помощи в условиях темноты усложняется. Наезд на пешехода – один основных видов ДТП в 2016 году (29,9%). В крупных городах России доля таких наездов составляет более 50% от всех ДТП. В условиях сумерек или темного времени суток, которое зимой наступает очень рано, водитель способен воспринимать только 5% информации от той, которую видит днем2. Сопутствуют этому обычно неблагоприятные погодные условия — дождь, слякоть, туман, в зимнее время — гололед, и отсутствие какой-либо защиты у пешеходов в виде световозвращающих элементов на верхней одежде. При этом каждое третье такое ДТП происходит с участием детей-пешеходов или велосипедистов. Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием. Так, исследования сотрудников научно-исследовательского центра ГИБДД России показали, что применение пешеходами световозвращающих изделий более чем в 6,5 раз снижает риск наезда транспортного средства на человека в темное время суток. По данным Корнельского университета (США), реакция мозга человека, управляющего автомобилем, в среднем составляет 1 секунду. Ещё столько же нужно на реакцию тела. При скорости 90 км/ч автомобиль проходит 25 метров в секунду. Значит, за две секунды (до принятия водителем решения совершить манёвр) автомобиль проедет 50 метров. То есть чтобы объехать пешехода, водитель должен его заметить минимум за 50 м. Применение предметов со световозвращающими элементами позволяет обеспечить водителям видимость пешеходов в свете фар транспортных средств, а значит, увеличивает время для реагирования водителя на появление человека на дороге. В Европе и некоторых странах СНГ данное положение является обязательным и за движение в темное время суток без светоотражателя грозит весомый штраф, а при наезде на пешехода отсутствие светоотражателей на одежде зачастую служит обстоятельством, исключающим вину водителя. Так в Эстонии, согласно закону о дорожном движении3, штраф за отсутствие световозвращателя на пешеходе в темное время суток составляет 400 евро, в случае, если отсутствие световозвращателя повлекло за собой угрозу жизни для пешехода или автомобилиста. Если при этом не имеющий световозвращателя пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения, то размер штрафа составит 800 евро. Законы об обязательном ношении световозвращающих элементов в условиях дорожного движения в темное время суток приняты в Великобритании, Франции, Латвии, Литве, Норвегии и Белоруссии. Также законодательство Германии, Болгарии, Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Норвегии, Австрии, Португалии, Сербии, Словакии, Словении и Испании требует, чтобы каждое транспортное средство было снабжено светоотражающими жилетами, которые должны использоваться в чрезвычайных ситуациях, когда водитель или пассажиры вынуждены выйти из автомобиля. Исследования, проведенные в Норвегии4, показали, что применение световозвращателей на 85% (более чем в 6,5 раз) снижает риск наезда транспортного средства на пешехода в темное время суток. В Литве с 1993 года световозвращатели на одежде в темное время суток стали рекомендательными, с 2007 года – обязательными, что позволило сократить смертность пешеходов в 2,5 раза (в том числе, в 2 раза днем, ночью - в 3 раза), количество пострадавших пешеходов сократилось в 2 раза5. В Республике Беларусь после введения в 2006 году государственного стандарта6, обязывающего носить световозвращатели, количество ДТП с участием пешеходов в темное время суток за 10 лет снизилось с 2080 до 897 (на 56,9%)7. В Финляндии требование об обязательном ношении световозвращающих элементов было введено ещё в 1982 году. Оно распространялось на пешеходов, двигающихся в темное время суток не по тротуару или велосипедной дорожке. В 2003 году был принят закон о световозвращателях, который обязывает всех пешеходов носить световозвращающие элементы при движении в темное время суток по любой дороге. Данный закон был продиктован статистикой о ДТП в Финляндии за 2002 год, согласно которой каждый второй пешеход попадал в ДТП именно в темное время суток. В настоящий момент страховые компании Финляндии не покрывают расходы на лечение при отсутствии световозвращателя у пешехода в момент ДТП. Начиная с 1 июля 2015 года в Российской Федерации пешеходы обязаны иметь световозвращатели в следующих случаях8:
В остальных случаях светоотражатели также рекомендуется иметь, однако это не обязательно. Предполагается, что применение световозвращателя в темное время суток не должно быть навязано законом, однако должно стать следствием элементарной логики. Таким образом, световозвращатель — не просто блестящий значок, делающий пешехода заметным, — он формирует определенную психологию, призывающую человека быть осторожным. Цель настоящих Методических рекомендаций — содействие педагогам, родителям, а также сотрудникам государственных и общественных организаций, задействованных в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма при формировании у детей и подростков осознанного и разумного поведения на дорогах в условиях дорожно-транспортной инфраструктуры (с учетом различного уровня ее состояния) и транспортной культуры как важного условия профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, велосипедистов, роллеров и прочих участников дорожного движения за счет внедрения практики использования учащимися образовательных организаций световозвращающих приспособлений и элементов одежды, а также при формировании у детей и подростков ответственности за собственную жизнь и здоровье для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения. Задачи настоящих Методических рекомендаций:
Актуальные нормативные документы:
|
Методические рекомендации по обеспечению безопасности в детских оздоровительных... Требования пожарной безопасности к зданиям, помещениям, территории детских оздоровительных учреждений |
Справочник по безопасности дорожного движения обзор мероприятий по безопасности Справочник предназначен для работников государственной инспекции безопасности дорожного движения, дорожной службы, государственной... |
||
Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, назначается... Зопасность дорожного движения, подчиняется руководителю предприятия и в своей работе руководствуется законодательными актами рф,... |
Программа включает Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-фз... «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» определяют цели, задачи и направления государственной политики в области... |
||
Программа проведения инструктажей по безопасности движения для водительского состава Дтп, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности... |
Методические рекомендации по обеспечению санитарно- эпидемиологического... План- схема организации дорожного движения в непосредственной близости от образовательного учреждения |
||
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
||
Памятка для администрации образовательного учреждения Работа с субъектами воспитательного процесса: воспитателями, педагогами дополнительного образования, родителями по оказанию им методической... |
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы законодательства... Тема №1: «Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере... |
||
Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению... По проектированию элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других |
Безопасность дорожного движения С увеличением автотранспортного парка и интенсивности дорожного движения повышаются и требования ко всем участникам дорожного движения... |
||
Безопасность дорожного движения С увеличением автотранспортного парка и интенсивности дорожного движения повышаются и требования ко всем участникам дорожного движения... |
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического... Паспорт по обеспечению безопасности дорожного движения составлен на основе типового проекта «Паспорта дорожной безопасности образовательного... |
||
Правила Дорожного Движения, Основы Безопасности Дорожного Движения бумага/ ламинация Комплект плакатов Упражнения для проведения экзамена на право управления тс «М», «А», «А1» (2 шт) |
Программа по правилам дорожного движения в 1-9 классах Пособие разработано и рекомендовано к изданию Министерством народного образования и Управлением Государственной инспекции безопасности... |
Поиск |