Скачать 298.31 Kb.
|
Семинар. Тема-1. «Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников» Дата проведения: 14.10.2013г. Подготовила: Заведующий – С.М.Хомутова Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. Спецификой работы воспитателя ДОУ с родителями воспитанников является:
В связи с этим взаимодействие с родителями строится воспитателем в соответствии со следующими принципами:
Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения детей проводится работа по следующим направлениям: 1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в ясельной и младшей садовой группах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса ДОУ, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса детского сада. 2. Консультирование семей воспитанников по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей. 3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:
Положительный опыт работы в этом направлении хотелось бы представить вашему вниманию. Родительский всеобуч на тему: «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» Цель:
Форма проведения: семинар-практикум. Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель-ребенок. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя. Оборудование:
Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке. Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа. Ход встречи 1. Введение. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят. 2. Самодиагностика родителей. Тест «Стратегия семейного воспитания». (Приложение 1) [7] По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. 3. Ролевая игра «Услышать ребенка». В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребенка дошкольника, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит расстроенный из детского сада, разбрасывает свои игрушки и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там меня обижают!» и т.д.». Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей: «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.; «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.); «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет педагогов в несправедливости и т.п.); «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.). Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми. Проигрывание ролевой игры, в ходе которой педагог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения. Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
Анализ чувств и формулирование выводов. Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов. Ведущий: Сын приходит после детского сада домой, нервничает и кричит: «Не пойду я больше в этот детский сад!».Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок: это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником?»); морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать; критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»); выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с другими детьми! Не дерись!» и т.д.); «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции аппонентов; а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра .. это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным. И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт. В ходе обсуждения педагог делает акцент на следующих моментах:
Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни? Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей на своих родителей: «Они меня не слушают!». Вопросы к родителям:
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. 4. Проблемная мини-лекция «О стилях семейного воспитания». (Приложение 2) [6, 7] 5. Упражнение «Идеальный родитель». [5] «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители. Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и полным, приз. Когда родители завершат свою работу, педагог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою запись форуму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, воспитатель задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами – такие?!» Дополнительные вопросы:
Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. 6. Упражнение «Семья». 1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья). 2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная. 3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко). 4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»). 5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим. Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид». 7. Упражнение «Ладошки». Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут. Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение? Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка! |
Согласовано Утверждаю Генеральный директор Заведующий мбдоу д/С №4 ООО чоо «Фортуна» Доу посторонних лиц, бесконтрольного вноса (ввоза) и выноса (вывоза) предметов ручной клади, имущества и грузов, поддержания порядка... |
Должностная инструкция воспитателя группы кратковременного пребывания. Общие положения Гкп назначается на должность и освобождается от неё заведующим доу на основании заявления и составления трудового договора. На период... |
||
Цель и задачи рабочей Программы принципы и подходы в организации... Взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников) |
Задачи на 2016-2017 учебный год создание условий для гармоничного... Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение активных форм взаимодействия доу с семьей |
||
В каком документе прописываются права, должностные обязанности и ответственность воспитателя? Кому подчиняется в своей работе воспитатель доу? Заведующему доу и старшему воспитателю |
Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими... Доу. На период отпуска или временной нетрудоспособности обязанности воспитателя могут быть возложены на воспитателя или педагога... |
||
1. общие положения Доу осуществляющим организацию, контроль и анализ деятельности доу по реализации программ гигиенического обучения и воспитания, профилактике... |
Пояснительная записка 3 Возрастные и индивидуальные особенности контингента... ... |
||
Должностная инструкция младшего воспитателя «Об утверждении СанПиН 4 3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы... |
Взаимоотношения между доу и родителями (законными представителями)... Вывод: доу «Улыбка» укомплектовано воспитанниками на 100% в соответствии с СанПиН 4 3049-13, комплектование ведётся в соответствии... |
||
Целевой раздел программы Пояснительная записка. Цели и задачи реализации... Индивидуально типологические особенности воспитанников доу с умственной отсталостью и нарушением зрения |
Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу. Сведения о квалификации педагогических кадров.... |
||
Отчет по самовольным уходам воспитанников кгоку «детский дом с. Сержантово» Положение о правилах поведения воспитанников гоу «Детский дом с. Сержантово»; Положение о совете профилактики правонарушений; Инструкция... |
Инструкция №49 по обеспечению безопасности при организации и проведении... Доу в соответствии с СанПиН 4 3049-13, Уставом доу, инструкцией по охране жизни и здоровья детей и определяет необходимые требования... |
||
Литература: Ильина, С. К. Лекотека в доу. Организация, документация... ... |
Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального... Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения... |
Поиск |