Скачать 159.75 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №9» Педагог-психолог высшей квалификационной категории Болотова А.И. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" - Коммуникация, позволяющая достичь понимания друг друга. Если некоторая общая проблема является личной для целой группы (например, в классе межличностный конфликт, враждебные группировки, разобщенность, сложности и непонимание взаимоотношениях с конкретным преподавателем, неудовлетворенность психологическим климатом), ее решение целесообразно провести в режиме коллективной мыслительной деятельности, одним из методов которой является "мозговой штурм", или "брейнсторминг". Этот метод состоит из следующих этапов. Первый этап - генерация идей (в работе с родителями этот этап может быть использован самостоятельно от других, как основной). На этом этапе создается атмосфера свободного и высказывания различных идей и мнений:
Второй этап - критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов. Он может быть организован двумя способами. 1."Классический" - психолог благодарит родителей за проделанную работу, сообщает, что высказанные идеи будут доведены до классного руководителя, директора и т. д., которые оценят их с точки зрения возможности применения на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи - их можно передать в письменном виде психологу. 2.Оценка идей самими участниками.
Результатом такой работы может быть программа развития по различным позициям: особенности организации учебного и воспитательного процесса, сплочение класса, родителей, способны к конструктивной работе, идеальный учитель дл класса и др. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ 1. "Реверсированная мозговая атака", или "разнос", отличается тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявлять максимальную критичность, придирчиво указывая на все недочеты и узкие места процесса, системы, решения, идей. Этим обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление недостатков. 2. "Список прилагательных и определений". Список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Например: родителям задается вопрос: "Каким вы хотели бы видеть класс, в котором учится ваш ребенок?". А. Родители предлагают качества, характеристики или описания, соответствующие их представлениям об идеальном классе (дружный, сплоченный, не допускающий оскорблений, оказывающий друг другу поддержку и т.д.). Б. Группа родителей рассматривает каждое прилагательное в отдельности и решает, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. 3. "Ассоциации". На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (например, что мешает установлению доверия в классе, педагог для нашего класса, агрессия и т. д.), затем по ассоциации - другой символ и т.д., пока не придет подходящая идея решения. Рисунок можно заменить символической скульптурой: родителям предлагается "вылепить" "родительское собрание сегодня и завтра". После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей. 4. "Коллективная запись". Каждый из участников получает "записную книжку", где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения (например, как заинтересовать ребенка чтением; как сохранить любовь и не потерять уважение своих детей и т. д.). Участники независимо друг от друга заносят в "блокнот" свои соображения, определяют наиболее важные для них. Затем записи передаются психологу, он суммирует их, и группа проводит дискуссию, при этом можно использовать " мозговой штурм ". 5. "Запись на листе". Сущность приема состояла в том, что при обсуждении какой-либо проблемы, во время лекции каждый из родителем получает листы бумаги для заметок. Психолог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику. Проблему необходимо формулировать как можно более конкретно: как успокоить ребенка, если он расстроен, должны ли девочки иметь особые привилегии и др. 6. "Большая мечта". Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать Bceм что имеет отношение к этой мечте или к какому-нибудь ее элементу. Наконец, можно попытаться осуществить мечту (семья будущего, идеальный отдых всей семьей, жизнь класса через год, пять лет, перспективы и т. д.). РАБОТА В ПАРАХ Организация взаимодействия в парах (диадах) может эффективно использоваться в групповой работе, на родительском собрании, тренинге. Диада - хрупкая группа, поскольку ее устойчивость напрямую связана с положительными имоциональными отношениями между партнерами, любой конфликт, возникающий между членами диады, неизбежно приобретает характер межличностного конфликта. В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе. Присутствие в группе третьего лица (триада) существенно влияет на весь процесс взаимодействия. Третий член группы может выполнять одну из следующих ролей:
У такой работы имеется ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой работы:
Организация работы с родителями в диаде обеспечивает интенсивное знакомство с поставленной темой, проблемой. Работу в парах можно организовать по принципу "Инфокарусели". Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы:
Формулируются вопросы:
Затем родители объединяются в диады, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару. Задача родителей - собрать как можно больше информации по теме. В качестве объекта обсуждения могут выстукать не только специально оформленные вопросы, но и случаи из жизни. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей. Традиционный подход и организация взаимодействия с родителями на исследовательской основе имеют следующие различия:
В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, психологические игры, тесты. ЛЕКЦИЯ Лекция как метод работы с родителями достаточно популярна. Лекция - это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории. С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог направляет усилия родителей на постановку проблемы. Условия творческой активности во время лекции: личностно-ориентированный подход. Например, вы приходите прочитать лекцию на тему: "Влияние семьи на формирование личности ребенка". Вы входите в аудиторию и видите, что родители настроились "это" как-то пережить. И здесь вы раздаете листочки и просите ответить на вопрос: "Каково ваше личное мнение по поводу трудностей совре менной семьи?". Годится ответ на любом уровне: на уровне абстрактно-логических дефиниций, н уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Хотите пошутить - шутите. Цель данного приема: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявить типичные стереотипы. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблемы в своих знаниях и т. д.). Следующую встречу вы начнете с того, что расскажете родителям о них самих. Заканчивать работу желательно рефлексией ("что нового вы узнали, что будете использовать на практике, о чем подумаете и т.д."). ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ Причины можно разделить на объективные и субъективные. К объективным причинам относятся те, что коренятся в самой природе внимания и восприятия:
Субъективные причины:
ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УДЕРЖАНИЮ ВНИМАНИЯ
ДИСКУССИЯ Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон. ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ "Круглый стол" - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом). "Форум" - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины в классе. "Симпозиум" - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы. "Дебаты" - обсуждение, построенное на ситуации: "докладчик - оппонент". МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ Получение, знаний на исследовательской основе противостоит распространенной в практике работе с родителями - манере констатирующего изложения материала - и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты, требующие совместного разрешения ("в класс пришел новичок, дети его отвергают"; "как поднять авторитет класса" и др.) решаются на основе применения следующих схем организации исследования во время занятий с родителями. ВСТРЕЧА С ПРОБЛЕМОЙ Вариант 1-й Последовательность шагов
Задача этого этапа заключается в том, чтобы собрать фактический материал
На этом этапе родители имеют возможность увидеть проблему
Вариант 2-й
Вариант 3-й
Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные "разогревающие" приемы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини-эксперименты. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ним относятся семь ключевых вопросов: "Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос (например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: кто-чем?). Существуют различные списки таких вопросов, например:
При формулировании вопросов психолог должен придерживаться следующих правил. 1. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения (альтернативные вопросы, на которые возможны однозначные ответы "Да" или "Нет", ограничивают собеседника). 2. В вопросах должна быть минимальная информация. 3. Вопросы должны быть так интересно поставлены, чтобы каждый новый вопрос давал иной, неожиданный взгляд. Суггестивные вопросы типа: "Вы, несомненно, тоже придерживаетесь мнения, что?.." - также ограничивают возможности собеседника и часто пробуждают желание возразить, высказать несогласие с психологом. ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ Например, вы предлагаете родителям поговорить о любви: "Любовь - это?.."
Такие вопросы могут быть мостиком для установления атмосферы доверия, спокойствия и сотрудничества с психологом. А далее можно попросить родителей нарисовать образ любви и провести обсуждение или привести интересные высказывания, попросить рассказать о своем к ним отношении, например: "Любить - значит, утверждать неповторимое существование другого человека". С. Л. Рубинштейн МИНИ-ЭКСПЕРИМЕНТ "ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ" "Парадоксальная ситуация" - прием, позволяющий либо создать познавательный конфликт, либо включить естественное любопытство к исследовательской деятельности. Например, интересно подумать вместе с родителями о значении такого психологического понятия, как потребность в достижении. Задание для родителей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ Тренинг может быть направлен на тренировку и развитие нужных качеств (умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.)- Он представляет совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. Специфическими чертами тренинга являются: - нацеленность на психологическую помощь; - создание атмосферы доверия и творческой свободы; объективная оценка чувств и эмоций участников относительно себя и дру друга; - развитие и открытие новых качеств свое личности; - реализация творческого потенциала и до тижение оптимального уровня жизнеде тельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ Игра - модель социального взаимодействия средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способное ти, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры со взрослыми важным является их отношение друг к другу, самой игре, культурная ситуация в целом. Функции игры: - познавательная; - коммуникативная; - разрешающая; - объединяющая; - организующая; - развивающая; - настраивающая; - психотерапевтическая. Игры обычно проводятся по следующей схеме (И. Бачков):
В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие. СИТУАЦИОННО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей. Например, на одном из родительских собраний была разыграна ситуация: "Подростки курят и ругаются у школы, это видят учащиеся первого класса. Ваши действия..." РАЗОГРЕВАЮЩИЕ ИГРЫ Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросите родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно, или предложите закрыть глаза, расслабиться и представить себя ребенком в возрасте собственного сына или дочери. Разогревающих игр очень много. Родители играют потому, что игры безотказно вызывают у участников резонанс детских воспоминаний и чувств, Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся "мостиком" к обсуждению серьезных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными смыслами, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы. Рекомендуется иметь в резерве несколько таких игр. ДИАГНОСТИКА Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, и возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу. Тест - это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Избранная методика, тест или опросник могут использоваться как средство непрямого внушения. С этой целью вопросы и утверждения опросников предъявляются на слух и до проведения сложных тестов сначала предлагаются простые, вводные тесты, которые резко снижают психологическую защиту. В качестве таких тестов в начале занятия на родительском собрании можно использовать методику самооценки по шкалам: самочувствие, активность, настроение и др. |
«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей Тимофеева В. И. для уроков в 8-9 классах с применением интерактивных методов обучения |
Особенности работы с отрядом Если вы смогли достичь хороших отношений, сделать так, чтобы всем было уютно в отряде и все друг за друга готовы на всё…то и с дисциплиной... |
||
Литература приложение «Возможные трудности при проведении метода» «Мозговой штурм как метод использования в профессиональной деятельности педагога» |
188 Текущий канал, или частота, или название Гц и не мешать друг другу. Если в пункте стоит wide, значит девиация передатчика ±5кГц и полоса приёмника шире. Без взаимных помех... |
||
188 Текущий канал, или частота, или название Гц и не мешать друг другу. Если в пункте стоит wide, значит девиация передатчика ±5кГц и полоса приёмника шире. Без взаимных помех... |
Простудные заболевания (орви, орз) и грипп это инфекционные заболевания,... Простудные заболевания (орви, орз) и грипп – это инфекционные заболевания, которые вызываются вирусами. Они отличаются друг от друга... |
||
Методические указания по выполнению лабораторная работы «Изучение... Целью настоящей работы является изучение методов и приобретение навыков правильного выполнения сердечно-легочно-мозговой реанимации... |
Укажите простое предложение с уточняющим обстоятельством В долине он насчитал, по меньшей мере, пятнадцать аулов, остановившихся неподалеку друг от друга |
||
Проект по организации работы с родителями «это должен знать ваш ребенок» Для родительской общественности, педагогов образовательных организаций, специалистов органов и учреждений системы профилактики, работающих... |
Пояснительная записка. Перспективный план работы кружка. Список литературы.... Введение фгос дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные... |
||
Научно-исследовательская работа по физике Работу Электромагнитная волна представляет собой систему порождающих друг друга и распространяющихся в пространстве переменных электрического... |
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения В настоящее время Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг... |
||
11Обзор 1Краткое описание Ассортимент представлен несколькими регуляторами, по своему применению и функциям дополняющими друг друга. Приборы способны обмениваться... |
Инструкция по эксплуатации Instruction for Use Размер инструкции – книжечка 10,5*14 см / При верстке просьба отделять абзацы друг от друга доп интервалом. Абзацы – ячейки в данном... |
||
Инструкция по эксплуатации Instruction for Use Размер инструкции – книжечка 10,5*14 см / При верстке просьба отделять абзацы друг от друга доп интервалом. Абзацы – ячейки в данном... |
Всем встреченным мною Людям с Любовью посвящается… Признаюсь в Любви и вдохновенно благодарю моих Родителей, полюбивших друг друга и через Любовь давших мне Жизнь – величайшую драгоценность... |
Поиск |