Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал»


Скачать 0.55 Mb.
Название Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал»
страница 1/4
Тип Презентация
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Презентация
  1   2   3   4


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»

Активные методы, формы и приемы

обучения в деятельности педагога профильной школы
мастер-класс учителя истории

Беловский район 2009
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3

Презентация педагогического опыта………………………………………..7
Мастер-класс по теме

«Российский монополистический капитализм

и его особенности. Отечественный и иностранный капитал»

(11 класс)……………………………………………………………………..12
Мастер-класс по теме «Личность и ее роль в истории Отечества

в начале XX в.» (11 класс)……………………………………………………….28
Методическая копилка………………………………………………………39
Рефлексия……………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………50
Литература…………………………………………………………………….51

Введение

Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Педагогический опыт – это определенный опыт профессиональной квалификации и компетентности педагога, который делает возможным получение стабильно высоких результатов в обучении и воспитании. Высокие результаты же достигаются, если учитель не только владеет теорией и методикой преподавания предмета, но и творчески использует арсенал адекватных педагогических средств, моделируя учебные ситуации.

Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы.

Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.

М. М. Поташник [], характеризуя мастер-класс, отмечает, что это вид профессионального объединения в составе признанного учителя-мастера и группы учителей-учеников. Мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам своего опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Цель проведения мастер-классов: создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. Основные задачи мастер-класса:

  • обобщить опыт учителя по определенной проблеме;

  • позиционировать учителем-мастером свой опыт;

  • совместно с группой коллег отработать некоторые результативные методические приемы;

  • оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

Идея проведения мастер-класса изначально ориентирована на результативность работы его «учеников». Активный учитель-участник будет рефлексировать свой педагогический поход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, будет включен в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса обеспечивается совокупностью факторов:

  • формированием мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

  • стимулированием познавательного интереса;

  • организацией отработки умений по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

  • осуществлением индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса;

  • отслеживанием позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.

Основные научные идеи, заложенные в логику мастер-класса: деятельностный, личностно ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Критерии оценки: новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий)

Качественно новый результат: умение моделировать урок или занятие в режиме технологии, в которой работает мастер.

Алгоритм разработки мастер-класса[ ]

1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

  1. Краткое обоснование основных идей технологии или подходов в преподавании.

  2. Описание преимуществ в опыте.

2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ:

  1. Описание уроков в режиме предлагаемого опыта.

  2. Описание основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ:

  1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею.

  2. Обсуждение авторских моделей урока.

5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ.

Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Преимущества мастер-класса как формы профессионального общения:

  1. Идея проведения мастер-классов изначально направлена на результативность работы его «учеников», а, значит, практико- и компетентностно-ориентирована.

  2. Это одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от репродуктивных форм общения педагогов.

В предлагаемой брошюре учителя истории, работающие в профильных классах, смогут ознакомиться с некоторым опытом автора, изучить приемы педагогической техники, проанализировать их эффективность. Кроме того, содержание мастер-классов позволит педагогам использовать предлагаемый автором теоретический материал как по методике преподавания истории с учетом реализации компетентностного подхода в обучении, так и варианты проведения рефлексии. В содержании мастер-классов вставлен предметный материал, подобранный из вариативных источников и позволяющий любому педагогу эффективно использовать его на своих уроках. Алгоритм подготовки и проведения мастер-класса поможет каждому учителю обобщить свои позитивный опыт и представить его коллегам.

Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» впервые был представлен на всероссийской конференции по вопросам профильного обучения (декабрь 2008г, г.Кемерово), высоко оценен коллегами и рекомендован КРИПК и ПРО к позиционированию предлагаемого опыта. Другие материалы публикуются впервые.

1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Основные идеи, лежащие в основе педагогической деятельности автора

О миссии школы

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»

А. Барбюс


О роли исторических знаний

«Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем»

М. Блок

О роли учителя

«Будущее в руках школьного учителя»

В. Гюго

О сути преподавательской деятельности

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег


О технологии преподавания

«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому».

Е. Ильин

О современной задаче школы

Задача школы не только подготовить ребенка к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня»

Концепция модернизации российского образования


Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Для нас важным является:

  1. Реализация компетентностного подхода в обучении, под которым понимается формирование у обучающихся знаний и опыта в определенной области. На уроках истории создаются условия через предметное содержание и использование разных форм урока для формирования и развития следующих компетенций:

  • политической и социальной (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов);

  • компетенции, касающейся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);

  • коммуникативной компетенций (владение устным и письменным общением);

  • компетенции, связанной с возникновением информационного общества;

  • когнитивной компетенции (готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни).

  1. Использование современных образовательных технологий: проблемного обучения, групповые технологии, метод социальных проектов.

  2. Поиск результативных форм обучения.

Обучение результативно, когда:

  • учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество;

  • получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

  • не боятся выражать себя, допускать ошибки.

Это возможно, если используются интерактивные формы обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.

Актуальность использования интерактивных форм обучения на уроках определяется следующим:

  1. Во-первых, комплексно решаются задачи: учебно-познавательная, коммуникационно-развивающая и социально-ориентационная

  2. Во-вторых, повышается мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

  3. В-третьих, интерактивное обучение изменяет транслирующие, передающие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, что создает условия для повышения уровня познавательной активности школьников.

  4. В-четвертых, позволяет реализовать компетентносный подход в образовании.

Интерактивные формы обучения, с точки зрения Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой, можно разделить на три группы: дискуссионные, игровые и тренинговые. Выбор учителем интерактивных форм обучения зависит от конкретного содержания темы, типа и задач урока.

В чем мы видим преимущества интерактивных форм обучения:

  • интенсифицируют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;

  • способствуют развитию умения мыслить неординарно, искать выходы из проблемной ситуации, обосновывать свои позиции;

  • формируют способность к сотрудничеству, партнерские отношения, опыт переживания единения;

  • выше степень включенности ученика в ВОП, достигается эффект обучения, подкрепленного общением, сочетание предметно-практической деятельности и взаимодействия школьников.

Использование в практике преподавания интерактивных форм обучения позволило:

1. Повысить уровень внутренней мотивации к изучению истории, что выразилось в формировании «портфолио» обучающимися и выборе социально-гуманитарного профиля обучения.

2. Увеличить качественную успеваемость по предмету, и улучшить результаты школьников на олимпиадах и практических конференция.

2. Снять или уменьшить коммуникативные затруднения обучающихся, развивать навыки взаимодействия при работе в группах.

3. Увеличить уровень познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

4. Получить учащимся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением.

Данные выводы основываются на методике П. И. Третьякова «Мониторинг определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций». Под компетенциями понимаются знания и опыт в той или иной области. Из предложенной методики изучались в динамике умение сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться к окружающей среде.

Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило нас в том, что эти формы реально влияют на становление активной позиции школьников в учебной и иной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний по истории.

2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ:

3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

Мы намеренно объединили второй и третий шаги, намереваясь провести данное занятие с коллегами, проговаривая каждый этап работы, определяя эффективность и целесообразность используемых приемов, форм и методов работы.

4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Предполагает самостоятельную разработку сценария урока участниками мастер-класса. В методической копилке будут представлены некоторые приемы педагогической техники и формы уроков, которые наиболее удачно получаются у автора, и могут быть интересны коллегам при работе над уроком.

5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ.

В приложении предлагаются разные варианты проведения рефлексии.

Урок в 11 классе (социально-гуманитарный профиль)

Тема: «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал»

Вступительное слово учителя:

«В современной исторической науке идут дискуссии по ряду проблем развития монополистического капитализма в России, например, о подлинном соотношении привлечения русского и иностранного капитала, рассматривается вопрос об экспансии иностранных капиталов и товаров в качестве одной из главных опасностей, угрожавших России.

Я предлагаю сформулировать цель и задачи нашего исследования по заданной проблеме (Это один из педагогических приемов автора, который заключается в том, что учащиеся детально рассматривают формулировку темы урока, определяют «ключевое» слово или слова, основную проблему и самостоятельно формулируют цель и задачи исследования; данный прием позволяет формировать навык осознанного понимания проблемы и постановки цели и задач, позволяет включить обучающихся в активную познавательную деятельность с самого начала урока, а также развивает самостоятельность и инициативность. Возникающие споры позволяют более полно и правильно сформулировать задачи исследования).

Цель:

Задачи:

1.

2.

3.

С начала XX века наблюдается неуклонный рост численности иностранных компаний, что мы можем увидеть на слайде.
  1   2   3   4

Похожие:

Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Мастер-класс «groovy»
Это подтверждает представленный мастер-класс по nail-арту, получивший название «groovy». Благодаря пошаговой инструкции от специалистов...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Методические рекомендации по использованию диагностирования в процессе...
При анализе материалов актуального педагогического опыта для внесения в окружной банк данных выявлено слабое владение теорией и методикой...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Книга “Караоке-капитализм” была задумана во времена, когда всем нам...
Йонас Риддерстрале, Кьелл Нордстрем. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon О результатах самообследования ООО «Мастер-Класс» Раздел 1
Наличие Устава. Устав Общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Класс» утвержден решением учредителя протокол №1 от 07 августа...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Конспект урока повторение и закрепление знаний по теме «Сложение рациональных чисел»
Класс – 6, возраст 11-12 лет, психолого-педагогические особенности(приложение 1)
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon «Клининг-Мед®» и «ДезиСтер®», Санкт-Петербург
Лпу. Наша цель, отметил С. Ануфриев – презентация передового опыта клининга, дезинфекции и стерилизации, а также практических рекомендаций...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Российской федерации
Методические материалы к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма»
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Презентация по уроку Раздаточный материал
Дидактические цели: формирование знания по основной теме экономической дисциплины, изучение основных понятий по теме
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Презентация это упорядоченный набор специально подобранных слайдов,...
Мастер-класс посвящен теоретическому и практическому знакомству с программой Microsoft Office PowerPoint. Он ориентирован на родителей,...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Мастер класс для педагогов «Аппликация в нетрадиционной технике «Ладошки»
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Мастер-класс по теме «Создаем презентацию в Prezi»
Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Мастер-класс "Формы Google как средство взаимодействия участников образовательного процесса"
Цель мастер-класса показать возможности сервиса "Формы Google" в деятельности учителя
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Исследовательская работа по теме: «особенности представлений о субъективном...
«особенности представлений о субъективном благополучии в зависимости от его уровня»
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Мастер-класс «презентация в стиле ted: научные выступления за которые...
В 2001 году. Крис Андерсон, издатель журнала о технологиях, приобрел право проводить эту конференцию, а в 2009 году перенес ее в...
Презентация педагогического опыта Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» icon Урока в изучаемой теме : урок 4 по теме «Лилейные»
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», рабочая тетрадь,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск