Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» Активные методы, формы и приемы обучения в деятельности педагога профильной школы мастер-класс учителя истории Беловский район 2009 Оглавление Введение………………………………………………………………………3 Презентация педагогического опыта………………………………………..7 Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» (11 класс)……………………………………………………………………..12 Мастер-класс по теме «Личность и ее роль в истории Отечества в начале XX в.» (11 класс)……………………………………………………….28 Методическая копилка………………………………………………………39 Рефлексия……………………………………………………………………..45 Заключение……………………………………………………………………50 Литература…………………………………………………………………….51 Введение Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко Педагогический опыт – это определенный опыт профессиональной квалификации и компетентности педагога, который делает возможным получение стабильно высоких результатов в обучении и воспитании. Высокие результаты же достигаются, если учитель не только владеет теорией и методикой преподавания предмета, но и творчески использует арсенал адекватных педагогических средств, моделируя учебные ситуации. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы. Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. М. М. Поташник [], характеризуя мастер-класс, отмечает, что это вид профессионального объединения в составе признанного учителя-мастера и группы учителей-учеников. Мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам своего опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. Цель проведения мастер-классов: создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. Основные задачи мастер-класса:
Идея проведения мастер-класса изначально ориентирована на результативность работы его «учеников». Активный учитель-участник будет рефлексировать свой педагогический поход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, будет включен в активную познавательную деятельность. Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса обеспечивается совокупностью факторов:
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности. Основные научные идеи, заложенные в логику мастер-класса: деятельностный, личностно ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы. Критерии оценки: новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий) Качественно новый результат: умение моделировать урок или занятие в режиме технологии, в которой работает мастер. Алгоритм разработки мастер-класса[ ] 1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ:
3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА. Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы. 4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ:
5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Преимущества мастер-класса как формы профессионального общения:
В предлагаемой брошюре учителя истории, работающие в профильных классах, смогут ознакомиться с некоторым опытом автора, изучить приемы педагогической техники, проанализировать их эффективность. Кроме того, содержание мастер-классов позволит педагогам использовать предлагаемый автором теоретический материал как по методике преподавания истории с учетом реализации компетентностного подхода в обучении, так и варианты проведения рефлексии. В содержании мастер-классов вставлен предметный материал, подобранный из вариативных источников и позволяющий любому педагогу эффективно использовать его на своих уроках. Алгоритм подготовки и проведения мастер-класса поможет каждому учителю обобщить свои позитивный опыт и представить его коллегам. Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» впервые был представлен на всероссийской конференции по вопросам профильного обучения (декабрь 2008г, г.Кемерово), высоко оценен коллегами и рекомендован КРИПК и ПРО к позиционированию предлагаемого опыта. Другие материалы публикуются впервые. 1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Основные идеи, лежащие в основе педагогической деятельности автора
Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Для нас важным является:
Обучение результативно, когда:
Это возможно, если используются интерактивные формы обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Актуальность использования интерактивных форм обучения на уроках определяется следующим:
Интерактивные формы обучения, с точки зрения Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой, можно разделить на три группы: дискуссионные, игровые и тренинговые. Выбор учителем интерактивных форм обучения зависит от конкретного содержания темы, типа и задач урока. В чем мы видим преимущества интерактивных форм обучения:
Использование в практике преподавания интерактивных форм обучения позволило: 1. Повысить уровень внутренней мотивации к изучению истории, что выразилось в формировании «портфолио» обучающимися и выборе социально-гуманитарного профиля обучения. 2. Увеличить качественную успеваемость по предмету, и улучшить результаты школьников на олимпиадах и практических конференция. 2. Снять или уменьшить коммуникативные затруднения обучающихся, развивать навыки взаимодействия при работе в группах. 3. Увеличить уровень познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. 4. Получить учащимся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением. Данные выводы основываются на методике П. И. Третьякова «Мониторинг определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций». Под компетенциями понимаются знания и опыт в той или иной области. Из предложенной методики изучались в динамике умение сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться к окружающей среде. Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило нас в том, что эти формы реально влияют на становление активной позиции школьников в учебной и иной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний по истории. 2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ: 3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА. Мы намеренно объединили второй и третий шаги, намереваясь провести данное занятие с коллегами, проговаривая каждый этап работы, определяя эффективность и целесообразность используемых приемов, форм и методов работы. 4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ. Предполагает самостоятельную разработку сценария урока участниками мастер-класса. В методической копилке будут представлены некоторые приемы педагогической техники и формы уроков, которые наиболее удачно получаются у автора, и могут быть интересны коллегам при работе над уроком. 5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ. В приложении предлагаются разные варианты проведения рефлексии. Урок в 11 классе (социально-гуманитарный профиль) Тема: «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» Вступительное слово учителя: «В современной исторической науке идут дискуссии по ряду проблем развития монополистического капитализма в России, например, о подлинном соотношении привлечения русского и иностранного капитала, рассматривается вопрос об экспансии иностранных капиталов и товаров в качестве одной из главных опасностей, угрожавших России. Я предлагаю сформулировать цель и задачи нашего исследования по заданной проблеме (Это один из педагогических приемов автора, который заключается в том, что учащиеся детально рассматривают формулировку темы урока, определяют «ключевое» слово или слова, основную проблему и самостоятельно формулируют цель и задачи исследования; данный прием позволяет формировать навык осознанного понимания проблемы и постановки цели и задач, позволяет включить обучающихся в активную познавательную деятельность с самого начала урока, а также развивает самостоятельность и инициативность. Возникающие споры позволяют более полно и правильно сформулировать задачи исследования). Цель: Задачи: 1. 2. 3. С начала XX века наблюдается неуклонный рост численности иностранных компаний, что мы можем увидеть на слайде. |
Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения» Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования... |
Мастер-класс «groovy» Это подтверждает представленный мастер-класс по nail-арту, получивший название «groovy». Благодаря пошаговой инструкции от специалистов... |
||
Методические рекомендации по использованию диагностирования в процессе... При анализе материалов актуального педагогического опыта для внесения в окружной банк данных выявлено слабое владение теорией и методикой... |
Книга “Караоке-капитализм” была задумана во времена, когда всем нам... Йонас Риддерстрале, Кьелл Нордстрем. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества |
||
О результатах самообследования ООО «Мастер-Класс» Раздел 1 Наличие Устава. Устав Общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Класс» утвержден решением учредителя протокол №1 от 07 августа... |
Конспект урока повторение и закрепление знаний по теме «Сложение рациональных чисел» Класс – 6, возраст 11-12 лет, психолого-педагогические особенности(приложение 1) |
||
«Клининг-Мед®» и «ДезиСтер®», Санкт-Петербург Лпу. Наша цель, отметил С. Ануфриев – презентация передового опыта клининга, дезинфекции и стерилизации, а также практических рекомендаций... |
Российской федерации Методические материалы к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма» |
||
Презентация по уроку Раздаточный материал Дидактические цели: формирование знания по основной теме экономической дисциплины, изучение основных понятий по теме |
Презентация это упорядоченный набор специально подобранных слайдов,... Мастер-класс посвящен теоретическому и практическому знакомству с программой Microsoft Office PowerPoint. Он ориентирован на родителей,... |
||
Мастер класс для педагогов «Аппликация в нетрадиционной технике «Ладошки» Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической... |
Мастер-класс по теме «Создаем презентацию в Prezi» Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на... |
||
Мастер-класс "Формы Google как средство взаимодействия участников образовательного процесса" Цель мастер-класса показать возможности сервиса "Формы Google" в деятельности учителя |
Исследовательская работа по теме: «особенности представлений о субъективном... «особенности представлений о субъективном благополучии в зависимости от его уровня» |
||
Мастер-класс «презентация в стиле ted: научные выступления за которые... В 2001 году. Крис Андерсон, издатель журнала о технологиях, приобрел право проводить эту конференцию, а в 2009 году перенес ее в... |
Урока в изучаемой теме : урок 4 по теме «Лилейные» Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», рабочая тетрадь,... |
Поиск |