Российской федерации


Скачать 1.65 Mb.
Название Российской федерации
страница 1/10
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования



«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для проведения цикла обучающих семинаров по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма





Ростов-на-Дону

2014

СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

  1. Методические материалы к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма»



5

  1. Методические материалы к теме «Интернет как всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации: основные понятия, структура, пользователи»



38

  1. Методические материалы к теме «Идеологические установки религиозно-экстремистских организаций»


42

  1. Методические материалы к теме «Технологии воздействия на идеологические установки и ценностные ориентации различных групп населения. Методика и аргументация в сети Интернет в целях дерадикализации населения. Основные направления контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма»


54

  1. Методические материалы к теме «Методы психологического воздействия, используемые в сети Интернет»


80

  1. Методические материалы к теме «Основные пути и методы распространения идеологии терроризма через Интернет. Использование социальных сетей и блогосферы экстремистскими группировками»


85

  1. Методические материалы к теме «Верификация информации. Методика организации профилактической работы в сети Интернет»


101

  1. Методические материалы к теме «Особенности проведения антитеррористической пропаганды в социальных сетях и блогосфере»



111

  1. Методические материалы к теме «Роль аппаратов АТК в организации противодействия распространению идеологии терроризма»



120

Перечень основных документов (нормативно-правовая база), регламентирующих противодействие идеологии экстремизма и терроризма



128

Электронные ресурсы

129

Рекомендуемая литература

129

  1. Литература к теме «Роль аппаратов АТК в организации противодействия распространению идеологии терроризма»



  1. Литература к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма»




  1. Литература к теме «Технологии воздействия на идеологические установки и ценностные ориентации различных групп населения. Методика и аргументация в сети Интернет в целях дерадикализации населения. Основные направления контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма»




  1. Литература к теме «Интернет как всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации: основные понятия, структура, пользователи, методы воздействия на различные группы населения»




  1. Литература к теме «Основные пути и методы распространения идеологии терроризма через Интернет. Использование социальных сетей и блогосферы экстремистскими группировками»




6. Литература к теме «Верификация информации. Методика организации профилактической работы в сети Интернет».




  1. Литература к теме «Методы психологического воздействия, используемые в сети Интернет»




  1. Литература к теме «Методика и аргументация в сети Интернет в целях дерадикализации применительно к различным группам населения. Принцип отбора информационных поводов для инициирования обсуждения в социальных сетях»




Вопросы для обсуждения

135

  1. Вопросы к теме «Роль аппаратов АТК в организации противодействия распространению идеологии терроризма»




  1. Вопросы к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма»




  1. Вопросы к теме «Технологии воздействия на идеологические установки и ценностные ориентации различных групп населения. Основные направления контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма»




  1. Вопросы к теме «Интернет как всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации: основные понятия, структура, пользователи, методы воздействия на различные группы населения»




  1. Вопросы к теме «Основные пути и методы распространения идеологии терроризма через Интернет. Использование социальных сетей и блогосферы экстремистскими группировками»




  1. Вопросы к теме «Верификация информации. Методика организации профилактической работы в сети Интернет»




  1. Вопросы к теме «Методы психологического воздействия, используемые в сети Интернет»




  1. Вопросы к теме «Методика и аргументация в сети Интернет в целях дерадикализации применительно к различным группам населения. Принцип отбора информационных поводов для инициирования обсуждения в социальных сетях»




Сценарий деловой игры

139

Иллюстративные материалы (Приложение А)




Тесты и анкеты для участников семинара

143

Схемы




  1. Схемы к разделу «Роль аппаратов АТК в организации противодействия распространению идеологии терроризма»




Схема 1. Структура координации деятельности по противодействию терроризму в РФ




Схема 2. Функции АТК на современном этапе развития СПИТ







  1. Методические материалы к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма»


Цель – ознакомить участников семинара с основными современными отечественными и зарубежными подходами в противодействии идеологии терроризма и экстремизма, ориентированных на дерадикализацию различных групп населения.

  1. Противодействие терроризму и экстремизму как приоритет государственной политики.

В современных социально-экономических условиях приоритетная задача государства и общества по отношению к молодому поколению – развитие каждого молодого человека не только как высококвалифицированного профессионала, но и как гражданина, чувствующего свою ответственность за судьбы России. Именно это является императивом современного образовательного сообщества страны и приоритетом национальной молодежной политики. Для того, чтобы эта стратегия могла быть реализована в реальной практике воспитания молодого поколения необходимо разрабатывать и владеть технологиями трансляции ценностей гражданского общества в молодежную среду, владеть целостной методикой профилактической работы в молодежной среде с целью ее дерадикализации.

В современных гуманитарных науках (коммуникативистике, психологии, логике, риторике, культурологии, лингвистике и т.д.), накоплен достаточно обширный материал о технологиях (направленных и опосредованных), методах и условиях воздействия на ценностные ориентации личности с целью достижения убеждающего эффекта, которые могут быть успешно использованы в процессе формирования антитеррористических ценностей как основы идеологических убеждений и антиэкстремистского мировоззрения в молодежной среде.

Однако на современном этапе развития политической и социально-психологической жизни нашего общества фактически нет популяризации этих технологий, которые дадут инструментарий тому, кто является носителем общественных и государственных ценностей (официальный представитель власти, журналист, учитель, преподаватель) и которые собственно и будут работать на формирование социальных установок, культивируемых обществом и государством как позитивные. Зачастую тот, на кого возлагаются государством и обществом функции формирования ценностных ориентаций молодого поколения, просто не знает, как именно он должен воздействовать на представителей молодежи, чтобы помочь им преодолеть стереотипные оценки террористических угроз, ущербные ценности различных молодежных субкультур, далеко не всегда приемлемые идеалы, навязываемые СМИ. Для того чтобы государство и общество могло противостоять тем негативным влияниям, которые в настоящее время все более и более агрессивно воздействуют на молодежь, необходимо не только разрабатывать, но и активно популяризировать технологии воздействия, ориентированные на убеждающий эффект, понимать, что именно и на каких этапах становления личности можно формировать и культивировать как интегрированную общечеловеческую и личностную ценность. Появилась объективная необходимость в подготовке специалистов, работающих с молодежью и владеющих технологиями направленного и опосредованного воздействия на ценностные ориентации юношества.

В этих условиях АТК являются своеобразными медиаторами (проводниками) между социально-политическими ожиданиями государства и теми, на кого государство возложило миссию трансляторов приоритетных государственных и общественных ценностей. Сотрудники аппаратов антитеррористических комиссий должны квалифицированно разбираться в вопросах трансляции идеологической информации, в вопросах формирования тех или иных ценностей у молодого поколения, в вопросах идеологической контрпропаганды и профилактической работы с молодежью. Особый раздел проблемы – это приобретение соответствующих компетенций в вопросах противодействия идеологии терроризма в сети Интернет. Поскольку Интернет модифицирует (а иногда и существенно деформирует) традиционные формы взаимодействия и познания людьми друг друга, познание окружающей реальности, его контенты (содержательное наполнение) и технологии воздействия на личность (методы, способы и приемы, которые заставляют человека прийти к оценочному суждению), отличаются от того, что используется в СМИ, на ТВ, в рекламе, то и компетенции в вопросах противодействия терроризму и экстремизму в информационном поле Интернета требуют дополнительного развития и обучения.

Важнейшими качественными признаками новой виртуальной реальности, в качестве которой и выступает Интернет, являются ее глобальность и интерактивность. Интернет не признает условностей государственного суверенитета, форм политического участия, иерархических структур, политических партий и других институциональных субъектов политики. Политические последствия использования сети противоречивы и неоднозначны. С одной стороны, интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого политического участия, коллективного действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими решения, расширять горизонты культуры гражданственности. С другой стороны, необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более уязвимым перед политическим контролем, способствуют наращиванию и совершенствованию инструментария политического господства, создают потенциальную возможность авторитарной социализации и манипулятивного воздействия на личность, предоставляя возможность различным экстремистским и даже террористическим организациям захватывать широкое информационное поле. В этом плане, в известной мере развитие новых информационных технологий сегодня бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности. Многогранная проблема регулирования этих процессов имеет технические, политические, нравственные, экономические и правовые и конечно же психологические аспекты. По мнению ряда авторов в постиндустриальную эпоху социальные конфликты возникают по поводу «символических благ», т.е. тех образов, которые активно и направлено формируются в рамках Интернет-контентов (Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.В. Иванов, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, О.Г. Филатова, Дж. Семпси, В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт, J. Steuer, Sh. Turkle, K. S. Young). Этим ресурсом активно пользуются те, кто претендует на идеологическое влияние и в частности представители различных террористических и экстремистских организаций. Для того чтобы государство и общество могло противостоять этой идеологической угрозе необходимо популяризировать и понимать механизмы наиболее эффективных методов и технологий противодействия идеологии терроризма и экстремизма в информационном поле Интернета, особенно это актуально для тех специалистов, которые являются официальными трансляторами приоритетов государственной политики, в данном случае это как раз специалисты АТК.

Зарубежный опыт противодействия терроризму и экстремизму

Системы противодействия идеологии терроризма в зарубежных странах

В настоящее время очевидным является то, что для развития эффективной национальной антитеррористической системы противодействия идеологии терроризма необходима консолидация усилий властных и силовых структур, с одной стороны, и гражданского общества – с другой.

Если борьба с терроризмом признается задачей правоохранительных органов и спецслужб, за которыми эта функция закреплена законодательно, то для эффективной деятельности национальной антитеррористической системы, необходимо создание условий, при которых каждый гражданин и каждая структура должны найти свое место в процессе противодействия террористической идеологии.

Даже самый поверхностный анализ зарубежной практики показывает, что активное вовлечение институтов гражданского общества в национальную антитеррористическую систему позволит существенно повысить эффективность ее работы. В связи с этим, определенный опыт, накопленный за последнее десятилетие такими странами как США, Израиль, Великобритания, Франция, Германия и др. частично может быть взят на вооружение, адаптирован и применен в нашей стране.

Отметим, что под антитеррористической системой противодействия идеологии терроризма и экстремизма мы подразумеваем наличие законодательной базы, деятельность государственных органов, неправительственных организаций, институтов гражданского общества, как компонентов (субъектов) системы, а также их действий и мероприятий, направленных на противодействие идеологии терроризма и минимизацию террористической угрозы.

Сегодня общепринятой практикой является принятие основных решений на высшем государственном уровне и дальнейшая их реализация по вертикали и горизонтали. Однако в последнее время наметилась тенденция расширения роли гражданского общества в структуре антитеррористической работы. Теперь это не только объект воздействия государственных структур, средств массовой информации и неправительственных организаций, но и субъект, способствующий поддержанию общественного порядка и повышающий своей деятельностью эффективность превентивных антитеррористических мер.

Если говорить о модели противодействия идеологии терроризма в США, то следует учитывать, что инициатива направленной антитеррористической пропаганды инициируется государством, причем первым тон здесь, как правило, задает президент или его аппарат. Однако, понятие экстремизма в законодательстве США отсутствует. Экстремист – это и террорист, и тот, кто выступает за насилие на религиозной, расовой, политической и т.д. платформе. Неправительственные организации в США, к примеру, Международная ассоциация руководителей антитеррористических ведомств (The International Counter-Terrorism Officers Association), Институт мировой политики (World policy institute) и другие, как правило, существуют за счет грантов и богатых спонсоров и собирают информацию о террористических и экстремистских проявлениях. С одной стороны создается впечатление невмешательства государства в этот процесс, а с другой стороны свидетельствует о большой роли институтов гражданского общества. Антитеррористическая и антиэкстремистская пропаганда – это поле деятельности СМИ, Интернета. Университеты США практически выключены из этой работы, за исключением тех (как например Калифорнийский университет с высоким процентом испаноговорящих студентов), где существуют так называемые центры по развитию толерантности, но это связано не с профилактикой терроризма, а с взаимоотношениями разных наций, народностей и этнических групп среди студентов, в школах эту роль берут на себя частные фонды и родители.

В Израиле основную работу по антитеррористической пропаганде осуществляют неправительственные организации, например Международный институт по противодействию терроризму, общественная организация, видящая своей целью предоставление подробной информации гражданам страны относительно истории терроризма, современного положения дел, уровня угрозы, методов борьбы и принимаемых на государственном уровне решений. Но специфика терроризма в Израиле хорошо известна. Это борьба различных (и, прежде всего, крайне правого толка) палестинских организаций за создание самостоятельного государства. Поэтому и в каждом правительственном учреждении, и неправительственном учреждении и организации, школах, университетах, частных компаниях и т.д. существуют различные программы, курсы, направленные, прежде всего, на привлечение внимания к проблеме палестинского движения и содействие властям в ее решении, а также унифицировании представлений общественности о причинах, особенностях и последствиях терроризма в Израиле. В рамках международных программ осуществляется совместная работа израильских и приглашенных мировых экспертов над вопросами разработки новых механизмов противодействия террористической угрозе, поиска путей взаимодействия между властями и гражданами. Особое место занимают вопросы изучения личности террористов-смертников, их мотивации, степени религиозности, семейного и другого окружения, особенностей психики, что, безусловно, представляет интерес для нас.

В целом, деятельности израильских общественных организаций свойственен пропагандистский характер. Среди прочего, они стараются донести до населения идею о недопустимости пособничества террористам, а также о катастрофической угрозе «гражданской халатности» — нежелании граждан самостоятельно беспокоится о своей безопасности и безопасности окружающих. Отметим и большую роль политических партий Израиля в антитеррористической пропаганде, предлагая разные пути решения палестинского вопроса, они, тем не менее, демонстрируют единство взглядов, когда дело касается террористической угрозы.

Можно привести в качестве примера внешнеполитическую доктрину (2007г.) Великобритании, в которой было объявлено о создании «подразделения, которое будет отвечать за разработку стратегии борьбы с идеологией «Аль-Каиды» и использованием других форм экстремистской пропаганды враждебными режимами. В Италии, Германии, Франции правоохранительными органами еще в прошлом столетии накоплен большой опыт противодействия терроризму. Общими чертами для систем противодействия терроризму этих стран являются наличие антитеррористического законодательства, антитеррористических центров, хорошо развитой системы правосудия, достаточно успешная деятельность правоохранительных органов, спецслужб и служб, занятых ликвидацией последствий терактов; программы по противодействию экстремизму и терроризму, а также участие институтов гражданского общества; содействие СМИ в освещении террористических проявлений, обширная материально–техническая база (средства связи, компьютерная техника и технологии, современные транспортные средства). Но необходимо констатировать, что целостной системы противодействия идеологии терроризма в мировой практике пока еще не создано.

Деятельность полиции по противодействию политическому радикализму в ФРГ осуществляется по двум основным направлениям: 1) превентивные действия, 2) построение моделей борьбы с экстремизмом. При этом оба направления реализуются в тесном взаимодействии с местными органами исполнительной власти, общественными организациями, церковью, средствами массовой информации. Кроме того, они должны обладать гибкостью и способностью корректироваться с учетом изменения обстановки. Какой-то трафарет или спущенная сверху «инструктивная» концепция борьбы с радикализмом к успеху не приведут.

Как строится работа по вышеназванным направлениям? Превентивные, или упреждающие, действия заключаются в осуществлении мер, исключающих (или минимизирующих) возможность возникновения социально-политического конфликта, на почве которого и произрастает экстремизм. Для этого организуются и проводятся специальные тематические вечера для молодежи, преследующие, например, цели борьбы с наркоманией, с терроризмом, повышения культурного и правового уровня населения, привития гражданам неприятия идеологии насилия и т.д. Выявляются социально активные или неблагополучные слои и группы населения (сколько этих групп, кто лидеры, где сосредоточены, какие имеют контакты и т.д. – все это относится к показателям, индикаторам работы соответствующих органов), отличающиеся девиантным с точки зрения криминолога поведением, в целях концентрации именно на этих социальных средах усилий местных органов власти в плане улучшения жилищных условий, решения проблем занятости и досуга. Широко привлекаются церковь и средства массовой информации, с которыми полиция стремится развивать взаимодействие. Оценка эффективности таких действий проводится по количественным показателям. Прежде всего, это участие молодежи в тематических встречах (количество мероприятий, количество присутствующих), учитываются гражданская активность молодых людей, их выступления, участие в дискуссиях. Важный показатель деятельности системы - количество обращений граждан по предупреждению возможных террористических и экстремистских актов. Следует учитывать, что гражданская активность населения ФРГ весьма значительна. Даже если кто-то не совсем уверен в предполагаемых нарушителях, о них все равно в 8 случаях из 10 будет заявлено в полицию.

Построение же моделей борьбы с терроризмом предполагает заблаговременное планирование и реализацию широкого комплекса мер, необходимость в которых возникает при обострении обстановки. К ним относятся проведение разъяснительной работы в коллективах или средах, способных породить социальный взрыв (этим занимаются специально подготовленные сотрудники – психологи, юристы), тесное взаимодействие с органами юстиции для максимального сокращения сроков ведения судебного делопроизводства по фактам осуществленных акций терроризма с последующим доведением до общественности результатов судебных разбирательств (показатель эффективности - количество судебных разбирательств и, что особенно важно, безотносительно к результату разбирательств), концентрация сил полиции в опасных с точки зрения проявления экстремизма точках, проведение рабочих заседаний по конкретным фактам обострения ситуации с участием всех заинтересованных государственных структур и общественных организаций (индикатор - количество заседаний, широта охвата), осуществление контроля за развитием ситуации с привлечением технических возможностей, тесное сотрудничество и проведение совместных акций (учитывается количество акций) с ведомствами по делам молодежи и иностранцев, охране конституции, наконец, «внутренняя работа» с общественностью. Хотя главный комиссар полиции г. Эссена не расшифровывает термин «внутренняя работа», вряд ли следует пояснять, что речь идет о предусмотренном германским законодательством использовании агентуры, эффективность работы оценивается по количеству агентов, внедренных для отслеживания процессов, протекающих в среде радикалов1.

Основываясь на опыте США и Израиля, можно выделить несколько форм участия гражданского общества в противодействии терроризму:

- программы просвещения граждан;

- программы стимулирования активности граждан;

- программы вовлечения граждан в деятельность по охране общественного порядка.

Программы просвещения граждан

Весьма распространен сегодня на Западе подход, в рамках которого правительство, прежде чем возлагать надежды на проявления инициативы от граждан, берет на себя обязательство проинформировать население о степени террористической угрозы, предпринимаемых мерах, существующих прогнозах развития ситуации и многом другом. В этих случаях обязательно проведение мониторинга и определение широты охвата различных слоев общества этой информацией, оценка населением важности и своевременности принимаемых мер и т.д.

Ориентация граждан в пространстве антитеррористической работы является одним из направлений деятельности Международной ассоциации руководителей антитеррористических ведомств (The International Counter-Terrorism Officers Association), действующей в США. Ассоциация, созданная после событий 11 сентября 2001 г., состоит из сотрудников правоохранительных органов, пожарной и военной служб, службы экстренного реагирования и других специалистов в сфере безопасности. Ассоциация придерживается следующей позиции: гражданское общество должно быть напрямую вовлечено в борьбу с терроризмом, только тогда можно будет говорить о проведении действительно общенациональной контртеррористической работы. Однако для этого необходимо, чтобы в обществе было сформировано единое понимание самой сути международного терроризма, масштаба угрозы и характера, проводимых государством мер по борьбе с этим явлением. Важным показателем этой деятельности служит количество предотвращенных потенциально возможных угроз терактов, а также количество неправительственных организаций, принимающих участие в этой работе.

Кроме того, свои проекты и программы (показатель количество программ, но, к сожалению, оценить их эффективность крайне сложно) в этой связи предлагают неправительственные организации широкого профиля, занимающиеся целым спектром проблем публичной политики – такие как, например, Институт мировой политики (World policy institute) (США). Институт выступил с инициативой разработки комплекса мер, которые должны осуществляться как со стороны правительства, так и со стороны граждан. Информационно-разведывательная деятельность, по мнению разработчиков проекта, может и должна стать сферой совместной компетенции двух этих субъектов антитеррористической борьбы. При этом ведомственные структуры берут на себя контроль над закрытой информацией, а задача граждан заключаются:

  • в проявлении повышенной бдительности (индикатор работы системы – количество обращений граждан в полицию, ФБР, ЦРУ);

  • в демонстрации активной гражданской позиции (индикатор – выступления в СМИ, на телевидении, Интернет-сайты);

  • в готовности сотрудничать с правоохранительными органами, сообщать им о подозрительных фактах.

По инициативе Государственного департамента Соединенных Штатов было принято решение использовать профессиональные знания сотрудников в области антитеррористической работы и направить их на подготовку специальной программы, рассчитанной как на работников правоохранительных органов, так и на рядовых граждан. Главной целью «Антитеррористической программы Госдепартамента США» является содействие в обеспечении безопасности граждан страны как в ежедневном режиме (внутри государства), так и во время зарубежных туристических и деловых поездок. Программа не только носит информационно-обучающий характер, но и содержит в себе элемент пропаганды, направленной на налаживание контактов с иностранными должностными лицами для достижения единого понимания серьезнейшей угрозы и желательности проведения совместной борьбы с терроризмом. По этой программе прошли обучение уже более 20 000 сотрудников, из более чем 100 стран (один из показателей эффективности работы: широта охвата, количество стран и количество сотрудников из этих стран).

Если в США ответственность за просвещение граждан в сфере угроз современного международного терроризма берут на себя преимущественно государственные органы, то в Израиле основную работу в этом направлении осуществляют неправительственные организации. Международный институт по противодействию терроризму (International Institute for Counter-Terrorism) – израильская общественная организация, видящая своей целью предоставление подробной информации гражданам страны относительно истории терроризма, современного положения дел, уровня угрозы, методов борьбы и принимаемых на государственном уровне решений. Популяризация методички «Все, что нужно знать о терроризме», подготовленной данной организацией, не только привлекает внимание к проблеме и побуждает общественность содействовать властям в ее решении, но и унифицирует представления общественности о причинах, особенностях и последствиях терроризма в Израиле. Эффективность работы Международного института может оцениваться по количеству проведенных встреч, количеству участников этих встреч, их национальному составу, активности граждан).

Организация сотрудничает с Международным академическим сообществом по противодействию терроризму (The International Counter-Terrorism Academic Community). В рамках сообщества осуществляется совместная работа израильских и приглашенных мировых экспертов над вопросами разработки новых механизмов противодействия террористической угрозе, поиска путей взаимодействия между властями и гражданами.

В целом, деятельности израильских общественных контртеррористических организаций свойственен пропагандистский характер (в том числе важным показателем этой работы выступает количество пропагандистских материалов, степень их распространения). Среди прочего, они всячески стараются донести до аудитории идею о недопустимости пособничества террористам, а также о катастрофической угрозе «гражданской халатности» — нежелании граждан самостоятельно беспокоится о своей безопасности и безопасности окружающих.

Программы стимулирования активности граждан

На расширение взаимодействия с институтами гражданского общества в борьбе с терроризмом из госбюджета США выделяются серьезные средства. Так, в 2002 г., когда последствия событий 11 сентября диктовали необходимость масштабных вложений в антитеррористическую деятельность, объем средств составил 230 млн. долл. При этом, значительная часть этой суммы была направлена на реализацию программы «Следи за соседом», цель которой – поддержать усилия рядовых граждан, информирующих полицию о подозрительных действиях соседей, коллег по работе, случайных знакомых и т.д. Эффективно этой программы оценивалась по количеству обращений граждан и по количеству реальных противозаконных действий.

Также, по инициативе госдепартамента, была запущена программа «Награда за справедливость». Вознаграждение может получить любой гражданин, своевременно сообщивший ставшую ему известной информацию о готовящемся теракте или месте нахождения террористов. Величина вознаграждения напрямую зависит от масштаба предотвращенного преступления и может достигать 5 млн. долл. Эта программа рассчитана на то, что пособничество террористам станет менее выгодным для граждан, чем сотрудничество с властями.

Программы по вовлечению граждан в деятельность по охране общественного порядка

Пожалуй, самым показательным примером вовлечения гражданского общества в осуществление противодействия терроризму является функционирующая в Израиле т.н. «Народная дружина» – одна из крупнейших добровольческих организаций, существующих на сегодняшний день в этой стране. Народная дружина Израиля является подразделением израильской полиции и насчитывает более 50 000 добровольцев, в то время как число штатных полицейских составляет менее 30 000 человек. На «дружинников» возложена функция патрулирования улиц, торговых центров, общественного транспорта (наиболее частый объект террористических атак в Израиле). При этом они официально имеют право на ношение оружия и применение его в случае необходимости. Участие в данной работе считается в Израиле очень почетным и пользуется общественным одобрением (показатель эффективности – количество граждан, принимающих участие в патрулировании и количество задержанных лиц).

Следует отметить, что появление таких институтов гражданского общества, как «Народная дружина», объясняется не только необходимостью превентивных мер в борьбе с терроризмом, имеющим в Израиле колоссальный размах, но также является и результатом проводимой в стране широкомасштабной просветительской работы (выступления по ТВ, публикации в СМИ должностных лиц, представителей общественности), о которой было сказано выше.

В штате Теннеси (США) по инициативе нескольких сотрудников полиции был введен режим регулярных 24-часовых рейдов по улицам городов, а также различным организациям и заведениям. Особенно важно, что, выступая с такой инициативой, местные полицейские действовали, в первую очередь, как инициативные граждане, которые хотели жить в безопасном штате, а не как представители правоохранительных органов. Никаких директив относительно таких рейдов к ним не поступало, инициатива их проведения исходила от самих полицейских.

В ходе одного из таких рейдов было арестовано беспрецедентное число граждан – 71 человек. Позднее были предъявлены обвинения в причастности к террористической деятельности более чем тридцати из них. Эта операция имеет название «Внезапный удар». Регулярность ее проведения не разглашается, однако известно, что к осуществлению каждого из рейдов привлекается всего 50 штатных сотрудников. Таким образом, основная работа правоохранительных органов идет в обычном режиме.

Роль общественных организаций в антитеррористической пропаганде

INTRAC (international NGO Training and Research Centre) – Международный неправительственный центр исследований и подготовки кадров, занимающийся поддержкой неправительственных организаций и институтов гражданского общества по всему миру в сфере изучения вопросов политики. Центр стремится укрепить роль гражданского общества в политике посредством проведения исследований и анализа его потенциала как фактора общественно-политических отношений. Данных об эффективности работы центра в открытых СМИ не встречается.

В качестве одной из ключевых сфер интеграции сил центр предлагает антитеррористическую работу. По задумке центра, граждан необходимо не только просвещать, но и активно привлекать к разработке антитеррористических мер. Активная гражданская позиция подразумевает не только содействие властям в форме молчаливого согласия с действиями, но и конкретную помощь в так называемой «войне с террором» (War on Terror), которую сегодня ведут США, Великобритания, Израиль и др.

Центр выступает с идеей создания в США (а затем содействия в распространении и в других странах) Организации гражданского контроля. К выводам о необходимости такой структуры центр пришел после проведения обзорного исследования, которое выявило расхождение между «политикой сдерживания терроризма» и практикой ущемления прав и свобод граждан под эгидой противодействия экстремизму. Гражданское общество в такой ситуации должно реализовывать свою функцию как гарант демократического строя. Оно должно взять на себя защиту прав человека от узурпирующей силы государства, поскольку репрессивные и антидемократические злоупотребления властей Соединенных Штатов в ходе борьбы с терроризмом ставят некоторые общественные организации в условия (частичное ограничение свободы слова и организации), при которых невозможно полноценно вести работу. Возможным показателей эффективности работы центра может быть количество и качество исследований по проблемам терроризма, а также количество конференций, проводимых по данной проблематике.

«Независимая зона» (Independent sector) – одна из благотворительных организаций, являющихся площадкой для сотрудничества и кооперирования усилий множества американских (и не только) неправительственных фондов, программ и организаций. «Независимая зона» нацелена на содействие установлению мира и порядка во всех странах. Ее эксперты считают, что для полноценной и эффективной жизнедеятельности всех государственных институтов необходимо воспитание активных граждан, желающих совместными усилиями строить открытое, справедливое и здоровое общество. С таких позиций организация смотрит и на возможность содействия граждан в антитеррористической работе государства.

В 2004 г. «Независимая зона» выпустила справочник «Руководство по борьбе с терроризмом: меры», чтобы помочь некоммерческим организациям и фондам ознакомиться с новыми требованиями, предъявляемыми властями США к их деятельности в целях предотвращения финансирования террористических групп и неумышленного пособничества. Этот справочник представляет собой свод наиболее ключевых положений федерального антитеррористического законодательства, а также содержит списки лиц и организаций, финансовые сделки с которыми могут оказаться рискованными с точки зрения пособничества терроризму. Эта информация стала, как показало время, востребована не только среди общественных организаций, но и среди коммерческих фирм и даже частных лиц2.

Во всем мире действует множество молодежных организаций по профилактике терроризма (Pakistani Youth Against Terrorism, African Youth Against Terrorism (AYAT), “Youth Have a Say Against Terrorism” in fYR Macedonia, Albania, and Kosovo, etc). Огранизацией «Вместе за мир» («Together for peace») в Дели (Индия) проводятся компании национального масштаба по профилактике терроризма в молодежной среде, в рамках которой проводятся лекции, семинары, дни культуры, главной целью которых является укрепление демократии и развития толерантности в обществе3.

Молодежь из Косово, Албании и Македонии объединилась в проекте «Молодежи есть, что сказать против терроризма» («Youth Have a Say Against Terrorism»), поддерживаемом ЮНЕСКО, с целью укрепления атмосферы мира и толерантности, а также для предотвращения участия молодежи в террористической деятельности. Была разработана Декларация молодежи против террора, принятая во многих странах мира. Эти молодые люди постоянно содействуют снижению межэтнической напряженности в регионе путем организации семинаров по урегулирования конфликтов с участием молодежи из Албании, Косово и Македонии4. Количество неправительственных организаций по борьбе с терроризмом – важный показатель эффективной работы системы противодействия терроризму.

Безусловно, в систему противодействия терроризму в мировом сообществе включены и представители бизнеса, а также сетевых организаций смешанного типа (банки, фонды). В докладе генерального секретаря ООН на тему «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по созданию глобальной антитеррористической стратегии» (Uniting Against Terrorism: Recommendations for a global counter-terrorism strategy) от 27 апреля 2006 г. указывается на участие Международного валютного фонда, Всемирного банка в противодействии финансирования террористических организаций; Всемирной организации здравоохранения в предотвращении приобретения террористами ядерных, биологических, химических и радиологических материалов и обеспечении большей подготовленности к нападениям с использованием таких материалов; Международной организации гражданской авиации; Международной морской организации; Всемирной таможенной организации в обеспечении безопасности от террористических угроз на транспорте. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обеспечивает учебные материалы и программы для развития инклюзивной педагогики и диверсифицированного содержания и способствует межуниверситетской солидарности и диалогу через сеть из 550 кафедр-участников ЮНЕСКО и программы ЮНИТВИН, которая предоставляет возможности для молодых людей во всех регионах. ЮНЕСКО разработала также кодекс поведения для ученых в целях предотвращения использования научных работ в террористических целях.

Образовательные учреждения и их роль в противодействие идеологии терроризма: школы, университеты

Основная задача: проведение воспитательной и патриотической работы.

Международная ассоциация руководителей антитеррористических ведомств (The International Counter-Terrorism Officers Association), действующая в США, одной из основных целей своей работы считает формирование в обществе единого понимания самой сути международного терроризма, масштаба угрозы и характера, проводимых государством мер по борьбе с этим явлением.

С этой целью Ассоциация ведет работу по созданию специфической системы антитеррористического образования школьников, в рамках которого подрастающее поколение усваивает правила поведения в экстремальной ситуации, а также учится отличать действительную угрозу от мнимой (препятствие разжиганию исламофобии). Такая воспитательно-идеологическая работа воспринимается как весьма сложная, однако необходимая, поскольку без нее нельзя говорить о кооперации усилий гражданского общества и органов госбезопасности5. Показатель эффективности работы включает в себя количество школьников, прошедших такие курсы.

В рамках деятельности Ассоциации руководителей школ (The NAHT- Association of All School Leaders) совместно с правительством в Великобритании была разработана программа Предотвращения террористических угроз, направленная на профилактику вовлечения молодого поколения в террористические организации. Авторы программы заявляют, что молодежь, во-первых, более подвержена радикальным настроениям, чем представители других социальных групп, а значит, легче вовлекается в экстремистские организации, а, во-вторых, именно в школах и университетах формируется основа будущего общества, победить экстремизм в котором помогут только высокий уровень развития таких личностных качеств, как толерантность, способность к критической оценке получаемой информации, эмпатия, гуманизм. «Роль школы столь высока вовсе не потому, что мы предполагаем, что дети радикализируются в процессе обучения, а потому, что она играет чрезвычайно важную роль в подготовке молодых людей к тому, чтобы бросить вызов идеологии экстремизма и терроризма и опровергнуть тех, кто распространяет экстремистские настроения», – сказано в тексте Программы.

«Легче ненавидеть кого-то, когда Вы не понимаете их. Поэтому интегрированные общества и сообщества часто более здоровы, чем те, которые разделяются по каким-то признакам. В современной системе образования повышается риск увеличивать сегрегацию появлением все большего числа школ, построенных вокруг идеологий (веры и класса), которые неизбежно вводят некую форму отбора»6.

В Великобритании в данную программу вовлечены около 80 % школ, в которых проводятся лекции и тренинги на различные темы, связанные с презентацией различных культур, развитием толерантности и межкультурного взаимодействия. Профилактические антиэкстремистские мероприятия также проводятся в колледжах и университетах, кампусах университетов. Преподавательский состав также обучается в рамках данной программы способам выявления экстремистских настроений среди учеников и студентов, способам профилактики подобных явлений.

В мусульманских общинах США и Великобритании проводится активная работа по предотвращению распространения идеологии терроризма: ведутся лекции и тренинги в школах и университетах.

В ведущих мировых университетах (Oxford University, Open Universities Australia, American Public University, Henley-Putnam University, Macquarie University, University of St. Andrews, etc) ведется подготовка студентов по специальности « Безопасность, разведка и противодействие терроризму» (Master of Policing, Intelligence and Counter Terrorism).

Одной из наиболее популярных в мире программ обучения специалистов антитеррористической деятельности является программа онлайн-обучения Центра по изучению терроризма и политического насилия (Centre for the Study of Terrorism and Political Violence) в Университете Сент-Эндрюс, Великобритания, и IBC Global Academy. В программе зарегистрированы участники из 72 стран. Этот курс по исследованию терроризма заполняет пробел в знаниях, что позволит участникам и организациям быть готовыми к вызовам терроризма и принять риски развивающихся антитеррористических методов и противодействия террористической угрозе. Созданная в сентябре 2006 г. в партнерстве с IBC Global Academy, программа по исследованиям терроризма CSTPV в университете Сент-Эндрюс была первой транснациональной онлайн-образовательной системой по борьбе с терроризмом, которая обеспечивала простых граждан, военных и полицию, а также общественные и частные организаций пониманием новейших идей по борьбе с терроризмом и знаний основ национальной безопасности. Успешно завершив курс, соискатели получают международно-признанный сертификат специалиста в исследованиях терроризма из Университета Сент-Эндрюс, Великобритания7. Таким образом, эффективность работы таких организаций, как элементов системы противодействия терроризму, может быть оценена в количественных показателях таких как: количество студентов и школьников, вовлекаемых в пропагандистскую деятельность, количество мероприятий (обучающих тренингов, слетов, конференций и т.д.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Российской федерации icon Министерство труда и социального развития российской федерации постановление
Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации,...
Российской федерации icon Федеральное агентство воздушного транспорта информационный сборник по вопросам функционирования
Собрания Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Генерального Прокурора Российской Федерации,...
Российской федерации icon О прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Российской федерации icon Основные нормативные акты, регулирующие вопросы гражданства Российской...
Российской федерации в упрощенном порядке, условия и порядок признания гражданином российской федерации отдельных категорий лиц,...
Российской федерации icon Министра обороны российской федерации и министерства образования и науки российской федерации
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1441 «Об утверждении Положения о подготовке...
Российской федерации icon Указ президента российской федерации об утверждении положения о порядке...
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, n 17, ст. 952
Российской федерации icon Министерство здравоохранения российской федерации приказ
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, n 48, ст. 6724) и Указом Президента Российской Федерации...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-Ф3 «О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск