Скачать 173.21 Kb.
|
III ВсероссийскАЯ заочнАЯ олимпиадА «РЕМЕСЛО И РЕМЕСЛЕННИКИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ» Работа победителя олимпиады в номинации «Студенты СПО» Шурыгина Виктора Александровича, студента Курганского технологического колледжа имени Героя Советского Союза Н.Я. Афиногенова Вопрос 1. Почему с развитием капиталистических рыночных отношений в странах Западной Европы в XVII-XIX вв. ремесленничество постепенно пришло в упадок? Начало этому процессу в странах Западной Европы положили в XVI в. изменения в сфере материального производства, состоянии и характере производительных сил, расширение внутреннего и внешнего рынка. Во всех основных отраслях промышленного производства были значительно усовершенствованы орудия труда и технология производства. Наиболее значительным был прогресс в добывающей и обрабатывающей отраслях. Появилось довольно сложное для своего времени оборудование. В целом все эти многочисленные усовершенствования и изобретения привели к коренным сдвигам в отраслях промышленности Западной Европы. Возросла производительность труда, увеличился объем товарной продукции, появились новые отрасли промышленности, углубилось общественное разделение труда, начала формироваться специализация стран в отдельных видах хозяйственной деятельности. Вместе с ростом товарности промышленности и сельского хозяйства происходит расширение внутреннего рынка, быстро увеличивается производство товаров на внешний рынок, где одним из главных лиц уже становится купец. Усложняется денежное обращение, укореняются новые виды торговых сделок и соглашений, биржа превращается в место операций с товарами и ценными бумагами, развиваются кредит и банковское дело. Определенные изменения в состоянии производительных сил Западной Европы свидетельствуют о том, что в XVI в. мелкое хозяйство основных производителей общества – ремесленника и крестьянина – исчерпало свои возможности и стало неспособным к дальнейшему самостоятельному развитию. Экономическое положение мелкого производителя менялось, так как сейчас он был вынужден тратить все больше и больше средств на приобретение необходимых ему орудий труда. Это облегчило установление экономической зависимости ремесленника от купца или другого владельца капитала содействовало разложению мелкого производства, его подчинение капиталу, заставляло в конечном итоге мелкую промышленность уступить свое место более производительным капиталистическим формам производства. Еще более очевидной была "неспособность мелкого производства к дальнейшему развитию в горной, металлургической и металлообрабатывающей отраслях, где ремесленник не мог приобрести на свои средства шахту, доменную печь, тяжелые молоты для обработки железа и эксплуатировать их только с помощью своего труда. В этих отраслях мелкое производство отдельных ремесленников неизбежно вытеснялось более крупным. Так путем постепенного экономического подчинения мелких' производителей товарному или ростовщическому капиталу происходила организация капиталистической промышленности. Степень и конкретные формы этого подчинения были разными. Сначала ремесленник, сохраняя еще личную собственность на свое хозяйство, приобретал или брал в долг у купца сырье. При этом ремесленник был обязан предоставить этому купцу свою продукцию по договорной цене. На практике это означало, что мелкий производитель постепенно попадал в зависимость от купца, получал от него сырье и изготовлял для купца продукцию на условиях вперед обусловленной оплаты. Именно такая форма подчинения и зависимости ремесленника от купца или ростовщика была наиболее распространена в Западной Европе в XVI в. Кроме того, ремесленник часто вынужден был брать у купца во временное пользование орудия труда или деньги в долг на их приобретение. В данном случае мелкий производитель почти целиком превращался уже в наемного рабочего, который получал заработную плату. Так постепенно возникала новая форма производства, когда непосредственный производитель был лишен права собственности на свое хозяйство и средства производства. Такая форма промышленного производства получила название капиталистической домашней промышленности. Следовательно, низшей формой капиталистической промышленности, когда она еще сохраняла характер мелкого производства, была работа на дому, или рассеянная мануфактура. Такая форма капиталистического производства получила в XVI в. самое широкое распространение, особенно в деревне, где отсутствовали цеховые ограничения. Наиболее развитым типом мануфактуры была централизованная, организаторами которой 6ыли, как правило, бывшие цеховые мастера. В ней существовало разделение труда, отдельные рабочие уже специализировались на выполнении тех или иных операций, что значительно поднимало производительность труда. Все рабочие работали в одном помещении под руководством предпринимателя или его мастеров. В первый период развития капитализма мануфактура была ведущей формой капиталистического производства в странах Западной Европы. Объединение рабочих в одном помещении позволило провести между ними детальное разделение труда, усовершенствовать технологию, рабочий инструмент и орудия труда, что подготовило в будущем переход к машинной технике в период промышленного переворота. В отдельных отраслях промышленности степень развития капиталистического производства и его формы были разными. Наиболее интенсивно развитие капитализма происходило в тех отраслях, где наблюдалось значительное подорожание и усложнение средств производства. К числу таких отраслей относились добывающая промышленность, металлообработка, особенно производство оружия, судостроение, производство бумаги, пороха, шелковых тканей, печатное дело и некоторые другие. Размеры капиталистических предприятий в этих отраслях были в основном небольшие, только на отдельных шахтах, верфях, доменных печах, мануфактурах по производству артиллерии и других видов оружия работало более сотни человек. Более медленными темпами развивался капитализм в тех отраслях, в которых почти целиком сохранилась ремесленная техника. К этой сфере промышленного производства в странах Западной Европы относились производство тканей из шерсти, хлопка и льна, предметов роскоши, изделий из кожи и др. Поэтому первым шагом в деле первоначального накопления капитала стало юридическое освобождение личности крестьянина от крепостной зависимости и ремесленника – от цеховых уставов и принуждений. Затем произошло принудительное лишение мелких товаропроизводителей средств производства и их превращение неимущих продавцов своей рабочей силы. Крестьянские промыслы и рассеянные мануфактуры, в условиях узкого внутреннего рынка и низкой покупательной способности большинства населения – крестьян – маннуфактурное производство имело много особенностей. Во-первых, мануфактурная промышленность работала главным образом на те слои населения, которые имели средства, – королевский двор, дворянство, духовенство, буржуазия. Поэтому на мануфактурах изготовлялись в первую очередь дорогие и редкие товары, которые были рассчитаны на ограниченный круг потребителей, например военная продукция, предметы роскоши (бархат, атлас, парча, тонкая кожа, тонкое стекло, кружева, мебель, ювелирные изделия, зеркала, парфюмерия и т.д.). Во-вторых, с учетом характера продукции, мануфактуры существовали при значительной поддержке государства путем привилегии, кредитов и т.д. В-третьих, всякое накопление все время находилось под угрозой конфискации. В деревне налоги собирались не только пропорционально имуществу, но и в порядке круговой поруки, и, если более зажиточный крестьянин отказывался платить налоги за более бедного, его имущество могли конфисковать. Итак, основными причинами упадка ремесленничества в странах Западной Европы в XVII-XIX вв. (Англии, Франции, Германии, Австрии и др.) стали новые духовные потребности населения, уход от самобытности и народных традиций, новые торгово-экономические связи и денежный оборот, снижение спроса на кустарную продукцию, новые технологии обработки и изготовления продукции, преобладание ввоза импортной продукции над экспортной продукцией, низкая восстребонваность народных промыслов, изменение мировоззрения и идеалов, новые политические взгляды и классы.
Вопрос 2. В прошлом православные люди Библию не брали голыми руками, а заворачивали в специальное вышитое полотенце, как оно называлось? Православные (Правь – мир Богов - славили!) относились к Библии как к Святыни, хотя Слово Божье недвузначно запрещает поклонение всему, кроме одного Бога. Правда, чаще всего эти обоснования опираются не на Библию, а на церковную традицию. Поклонение мощам, иконам, молитвы святым давало веру в Высшие силы, в лучшее, исцеление немощным, заступничество слабым и надежда на чудо. Библия во многие века была гонима, запретна, и в тоже время являлась объектом просвещения, духовной веры простого люда. Поэтому как Святыню ее прятали, оберегали, передавали от поколения к поколению, как и иконы, имеющие особую значимость для православных людей. Отсюда и зарождается отношение почитания и уважения к Библии в национальных обрядах и церемониях. Библия как частичка Божественной силы учила и оберегала от дурных мыслей и дел. Боязнь осквернения Святыни зародила традицию заворачивать Библию в вышитое народными орнаментами полотенце. Вышитое полотенце на Руси считалось оберегом от злых духов и имело множественное предназначение, являлось элементом народного творчества. Еще в начале нашего века без полотенца не обходился ни один обряд и праздник. Рождество, Масленица, Пасха, чествование урожая, 'летние святки', свадебные обряды, постройка дома, рождение и крещение детей, похоронный обряд, ритуальные торжества аграрного цикла – наиболее древние в отечественной культуре. Полотенца дарили на свадьбы, на крестины, именины, украшали иконы, полотенца сопровождали православных от рождения до кончины, участвовали в быту, празднествах, трудовых буднях. Поэтому орнаментное полотенце – это самый распространенный вид изделий в быту русских крестьян. Полотенце как покров укрывало Библию от суеты обыденной жизни, скрывало от взглядов злого люда, скверных мыслей, сохраняло ее святость для человека. Оно использовалось в церковных обрядах, в крестных ходах, при выносе икон и чтении Библии мирянами. Чаще упоминаются названия связанные с христианскими обрядами рушник, плат, платовье, ширинка, убрус, зався, божник (вешался над божницей), дарное (дарили с Библией), обыденное или мирное и др.
Вопрос 3. На какие категории в России XVIII-XX вв. делились мастера, работающие с деревом? Дерево издревле одевало и обувало, кормило и поило, укрывало и защищало человека. Лесные богатства позволили людям рано научились делать одежду и обувь, из листьев и волокон многих пород деревьев: хитроумную удобную обувь для сельскохозяйственных работ – лапти из лыка липы, а в Европе и на Востоке – деревянные башмаки, сабо. Разнообразные фруктовые деревья и кустарники издавна давали пищу – плоды (или такие уникальные, как хлебное, молочное)… Клен давал сахар, кедр – масло, береза - живительный сок… Дерево согревало, давая и дрова, и древесный уголь. Дерево лечило: хвойные – цингу, береза – простуду…. Дерево, наконец, производит кислород, которым мы дышим. Слава дереву! И значит, слава тем, кто работает с ним, кто, познав его секреты, умеет изготовлять из него бесчисленное множество нужных нам вещей. В России издавна занимались ремеслами целые деревни. В одной – резали ложки, в другой – игрушки, солонки, миски, в третьей – работали щепной товар, то есть замысловатые детские каталки, коники, колыбели… Большим почетом пользовались бондари, набиравшие из вымоченных и выгнутых дубовых, ясеневых, ольховых или сосновых досок бочки, ушаты, ведра, бадьи и другие предметы. Многие из таких деревень стали родоначальниками современных художественных промыслов. В крестьянском доме позапрошлого века все делалось из дерева или его элементов – из луба, лыка, бересты. Ложки, сита, ковши, сани, колеса, соха, ткацкий стан, кросна, бочки, лавки, столбы, грабли, разнообразные шкатулки, коробочки, черпачки и т.д. Кажется, не было такой вещи, которую невозможно было бы сделать из дерева. Оно выгибалось в дуги и колеса, становилось огромными бочками-кадушками, грабельками для косы, коньками крыш.… На дереве сидели, спали, ехали, плыли, в нем хранили зерно и одежду, окорока и воду, им развлекали детей, молотили снопы, толкли крупы, украшали дом снаружи и внутри. И это были не просто тяп-ляп сделанные вещи, заботились не только о том, чтобы вещь хорошо выполняла свою работу, как говорят сегодня, была функциональной, но в каждом таком предмете блюли красоту. Славится Россия деревянных дел мастерами: плотниками, токарями, столярами, краснодеревщиками, резчиками, мебельщиками, бондарями, зодчими, корабельщиками и другими. Всем хорошо известны архитектурные памятники - великолепные дворцы и храмы, резные иконостасы и изразцы, резные наличники; прочной и практичной мебелью с неповторимой художественной отделкой, резная и токарная посуда – ложки, плошки, чаши; расписные матрешки и доски, диковинные посуда, рукописные иконы, замысловатые игрушки, изящные шкатулки и резные ларцы и многое другое. И по праву на Руси так повелось, чтобы достичь высот мастерства требовалось не только наличие желания и творчества, но и высокий индивидуальный профессионализм, который формировался и оттачивался годами, начиная с ученика до подмастерья, от мастерового до мастера первой руки, от мастера до творца, часто передаваясь по наследству в династии народных мастеров от отца к сыну, от деда к внуку. В приложении к Инструкции Главному Магистрату от 16.01.1721. выделены следующие категории ремесленников: хозяева (мастера), подмастерья, ученики.
Вопрос 4. Каким строительным ремеслом владел всемирно известный художник Николай Ге? Николай Ге (1831-1894), художник-передвижник, автор работ на сюжеты из Евангелия, композиций из библейских драм, исторических полотен, великолепных пейзажей, замечательных портретов. Творец даровал этому человеку разнообразные таланты. И Николай Ге в полную силу использовал Божий дар – дар художника. Его называют историческим живописцем, тонким портретистом, мастером пейзажа, философом-художником, художником-мыслителем, художником-энциклопедистом. Но наверно мало кто знает, что Николая Николаевича многое связывало с простым народом и украинской землей, ведь по матери он был украинцем. Когда в 1976 г. художник со своей семьей поселился на хуторе «Ивановский» Черниговской губернии он примкнул к вегетарианству, пытался как можно меньше пользоваться услугами прислуги и делал для себя все сам, что было ему по силам. Он признавал необходимость физического труда и вне занятий полем, садом, пчелами у себя на хуторе избрал еще и профессию печника. Он красиво клал печи и любил эту работу, оставил после себя много печей в округе. Стремление быть ближе к простым людям обострилось еще сильнее после знакомства с писателем Л.Н. Толстым. Русский интеллигент становится ревностным последователем нравственно-этического учения. Он на время оставляет искусство и за краюху хлеба кладет печи крестьянам. С котомкой и посохом бродит по дорогам Украины, проповедуя слова добра и справедливости. Отличительной чертой Николая Ге была любовь к людям. В любом человеке он находил красивую сторону. И если во время работы к нему приходил кто-то за советом или с просьбой, он бросал работу и посвящал все свое внимание посетителю.
Вопрос 5. Какими, официально установленными в России в конце XIX в. документами, человек мог подтвердить наличие у него звания ремесленника, а подмастерье – уровень профессионального мастерства? Если обратиться к словарю В. Даля, то слово «ремесло» трактуется как рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; само занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда. Соответственно, слово «реме́сленничать» – означало заниматься ремеслами, особенно в крестьянстве. РЕМЕ́СЛЕННИК ·муж. (Д.Н.Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка) – лицо, знающее какое-нибудь ремесло и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом у себя на дому собственными орудиями производства.ПОДМАСТЕ́РЬЕ, подмастерья, ·муж. – у ремесленников: ученик или подручный мастер, выполняющий работу, которая требует достаточной квалификации. Например: подмастерье сапожника.Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения не дорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей и качества. Формуляр городовой обывательской книги был устойчив на протяжении всего XIX века вплоть до её отмены в 1870 году. Ремесленники, имевшие право на постоянную приписку к цеховому состоянию, получали свидетельства на звание ремесленников. Ремесленники (цеховые). Цехи как корпорации лиц, занимающихся одним и тем же ремеслом, были учреждены при Петре I. Впервые цеховая организация была установлена Инструкцией Главному магистрату и правилами о приписке в цехи. В дальнейшем права цеховых были уточнены и подтверждены Ремесленным и Городовым положениями при Екатерине II. Городовое положение требовало ведения трех книг в ремесленной управе: мастеров, подмастерьев и учеников. Уставе цехов (1799) предусматривал, что “управа... должна иметь списки, показующие всякого (как “право мещанства имеющих”, так и “записанных на сроки”) ремесленника имя, прозвание, поколение, семейство, и какого города и веры”. Управы цехов также вели аналогичные списки, содержащие сведения о каждом цеховом. Устав цехов вводил также выдачу ремесленникам, записанным в цех, управного свидетельства, заменяющего паспорт. Цеховым предоставлялось преимущественное право на занятие определенными видами ремесла и продажу своих изделий. Для занятий этими ремеслами лицами других сословий от них требовалась временная запись в цех с уплатой соответствующих сборов. Без записи в цех нельзя было открыть ремесленное заведение, держать работников и иметь вывеску. Крупным этапом в развитии цехового законодательства стало "Ремесленное положение" 1785 года в составе Жалованной грамоты городам, согласно которому цеховые мастера выделялись в один из классов городского населения. В дальнейшем цеховое законодательство развивало и закрепляло основные положения петровских указов. Устав ремесленный (1879) сохранял требование ведения в цеховой управе трёх книг для записи мастеров, подмастерьев и учеников. Была сохранена в качестве личного документа книжка, выдававшаяся цеховой управой каждому производимому в подмастерья, где каждый мастер, у которого находился подмастерье, был обязан отметить: когда подмастерье поступил к нему на службу, когда и по каким причинам выбыл, какому мастерству обучился и какого был поведения. Аттестат о присвоении звания мастера выдавался общей ремесленной управой по представлению цеховой управы. Ученикам после трехлетнего проживания у мастера полагалась выдача письменного свидетельства, “какое он заслужил по верности, послушанию, почтительности, прилежанию, искусству и поведению”. Свидетельства на звание ремесленников выдавались на неограниченное время тем, кто имел право на постоянную приписку к цеховому состоянию. Для этого желающий должен был представить в казенную палату увольнительное свидетельство от прежнего своего общества или ведомства и приемное от того ремесленного общества или ведомства, в которое желал вступить. После утверждения казенной палатой ремесленная управа записывала его в общество и выдавала свидетельство. Что касается мастеров золотых и серебряных дел, то звание им присваивалось после освидетельствования мастерства, причем получить его могли только овладевшие искусством творца (ювелира) в совершенстве, что подтверждал староста и другие мастера цеха. Каждый мастер должен был делать только то, что у него получалось лучше всего и "иметь тщание чтоб художество свое всегда к лутчему производить". Цензовый характер ремесла определялся и многочисленными ограничениями, которыми обставлялась деятельность ремесленников: от запрещения брать работу вне их специализации до обязанности делать изделия только из металла определенной пробы с клеймом и запрета использовать сплавы. Мастера были обязаны сообщать старшине обо всех своих передвижениях, смене квартиры, посещать сходы, иметь собственное клеймо. Еще большим ограничениям подвергалось положение подмастерьев - "гезелей" и учеников. Они записывались в цех и регистрировались магистратом, не имели права свободного ухода от мастера и перехода от одного мастера к другому, обязаны были слушаться мастера, проявлять прилежание, как в учебе, так и в работе. Порядок выхода из цеха определялся параграфом 46 инструкции: мастер, желавший оставить ремесло, сообщал об этом старшине, а тот в магистрат. После получения разрешения на выход мастер терял право заниматься ювелирным делом. Таким образом, квалификационные уровни ремесленного сословия документировались аттестатом - для мастеров, книжкой цеховой управы -для подмастерьев и свидетельством - для учеников. 1. Законы о состояниях.../ Сост. Я.А. Канторович. С. 673. Действительно, указание на городовые обывательские книги сохраняется в изданиях Законов о состояниях до конца века. 2. Устав ремесленный / Сост. по офиц. изд. 1893 г. А.Ч. Ядровым. СПб., 1911. Ст. 135.3 Там же. Ст. 137.4 Там же. Ст. 145. Принадлежность к ремесленникам, как к сословию, могла доказываться свидетельством на звание ремесленника, которое выдавалось на неограниченное время тем, кто имел право на постоянную приписку к цеховому состоянию. Для этого желающий должен был представить в казенную палату увольнительное свидетельство от прежнего своего общества или ведомства и приемное свидетельство от того ремесленного общества или ведомства, в которое желал поступить. После утверждения казенной палатой ремесленная управа записывала его в списки членов общества и выдавала свидетельство. В цеховое состояние могли записываться все те, кто имел право на приписку к мещанскому обществу. Постепенное превращение городских жителей в профессиональные группы населения (особенно среди представителей ремесленного сословия), требовавшее подтверждения уже не столько сословных, сколько профессиональных (как работал, какое мастерство, уровень квалификации) характеристик личности, способствовало появлению новых документов (книжки, выдаваемой каждому работнику цеховой управой; аттестата о присвоении звания мастера; характеристики прилежанию и поведению в процессе обучения мастерству в виде свидетельства).
Задание 6. Если бы Вам предложили написать письмо Президенту России о необходимости государственной поддержки ремесленничества в нашей стране, что бы Вы ему сказали? Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вы много внимания уделяете вопросам молодежи. Хочется поделиться с Вами своими мыслями и чувствами по теме выбора будущей профессии. Я в 2010 году закончил 9 классов и путем долгих размышлений, сомнений и споров выбрал специальность, которая, по моему мнению, является востребованной на рынке труда «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Если быть честным до конца, не к этому выбору я стремился. Я хотел получить профессию кузнеца, но в нашем городе учебные заведения не готовят по данной профессии. Есть возможность только на заводе пройти обучение индивидуально путем ученичества у мастеров данного профиля после службы в Армии. Я в нашем регионе не нашел адресов учебных заведений, где бы можно было получить профессию кузнеца. Поэтому решил получить среднее профессиональное образование и специальность, отслужить в Армии и пойти в ученики на завод. Мечтал стать кузнецом, можно сказать, с детства. Привлекает история кузнечного мастерства, сила, мощь и профессионализм кузнецов. Нравятся старинные и современные кованые изделия. В нашем роду не было кузнецов. Есть у нас в Кургане мастера кузнечного дела, занимаются ремеслом индивидуально, как в старину ремесленники, имеют свой мини-бизнес. Изделия их пользуются спросом, ведь ценителей прекрасного хватает, стремятся приобрести редкие художественные кованые изделия. Вот и мне хотелось бы в будущем заняться индивидуальной деятельностью, стать мастером кузнечных дел. Знаю, насколько тяжел труд кузнеца и высокозатратен, требуются не только знания, умения и навыки работы с металлом, но и соответствующее оборудование, творческий подход. Известно и то, что достаточно редкое, в наш современный век, ремесло имеет особую историческую значимость для русского народа. Надеюсь, я не являюсь единичным желающим овладеть мастерством кузнеца, найдется много желающих развиваться и совершенствоваться в ремесленном промысле разных направлений. Важно не только знать и помнить свою историю, но и восстанавливать те ремесла, которые своими корнями уходят в историю становления России и, к сожалению, многие забыты и утеряны навсегда. Русские люди должны помнить, где их корни, знать народные обычаи и традиции вековые, вести историю своего рода. Поэтому хочу выразить свое мнение о необходимости государственной поддержки, материального финансирования и стимулирования ремесленничества в нашей стране, возможности обучения старинным ремеслам в структуре учебно-ремесленных заведений, организации учебных центров, пропаганды возрождения ремесленничества. Чтобы умельцев знали в лицо, а не понаслышке. Чтобы любой желающий мог без особых проблем научиться ремеслу и стать мастером. Мог заниматься любимым делом профессионально. Не зря говорится: «Мастерами славится Россия, мастера приносят славу ей». С уважением, студент Курганского технологического колледжа Виктор Шурыгин |
Программа управления клиентским опытом Выбор номинации «Хрустальной гарнитуры» для участия в этом году был непростым для нашей компании, а ведь мы участвовали и побеждали... |
Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства... Заседании Регионального учебно-методического объединения в системе спо курской области |
||
Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской... Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа олимпиады с 1 октября по 15 ноября. Конкретные даты проведения школьного... |
Методические рекомендации в разделе «Чтение» К участию в муниципальном туре олимпиады допускаются студенты, набравшие 85% и более правильно выполненных заданий (41 и более правильных... |
||
«Тихая моя Родина» В. К. Велики стр 22 Некрасова С. Ю. призёр (2 место) в номинации «Моё лучшее занятие» Попова Ю. С.; призёром (2 место) в номинации «Мой лучший краеведческий... |
Лабораторная работа №9 59 Лабораторная работа №10 72 Лабораторная... Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ по мдк. 03. 01. «Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов»... |
||
Третий тур дистанционного этапа Этот тур составлен на основе задач олимпиады им. Кукина, г. Омск. В нём не могут принимать участие участники этой олимпиады. Все,... |
Правила проведения муниципальных олимпиад по информатике Для решения представленных участникам олимпиады задач отводится 4 астрономических часа. Жюри олимпиады может продлить время олимпиады... |
||
Общие положения Олимпиады по робототехнике «Lego Wedo» Го краснотурьинск, активно внедряющих основы робототехники в начальной и основной школе. Оргкомитет принимает заявки, участвует в... |
Олимпиады школьников в Сухобузимском районе 1 Основные положения Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения обязаны уведомить оргкомитет муниципального этапа олимпиады об отказе (или... |
||
1. 3 Задачи Олимпиады : развитие творческих способностей у детей и молодежи Положение о городской олимпиаде «Созвездие» города Королёва Московской области (далее – Олимпиада) определяет порядок подготовки,... |
Методические рекомендации подготовки и проведения школьного этапа... Школьный этап Олимпиады проводится организатором данного этапа в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются... |
||
Комплект оценочных средств, используемых для проведения олимпиады... |
1. 3 Комплект оценочных средств, используемых для проведения олимпиады... Комплект оценочных средств, используемых для проведения олимпиады профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей... |
||
Комплект оценочных средств, используемых для проведения олимпиады... |
Образовательное учреждение республики башкортостан «салаватский медицинский... На I этапе олимпиады участникам предложено выполнить задания, на основе которых оцениваются знания теоретических основ по патологическому... |
Поиск |