Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана»

Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана»


Скачать 3.25 Mb.
Название Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана»
страница 1/19
Тип Конспект
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт управления, экономики и финансов
Кафедра экономико-математического моделирования



УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по образовательной деятельности

___________________ Р.Г. Минзарипов

«____» ____________ 20___ г.

МП



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ЭКОНОМИКА ТАТАРСТАНА»
ФГОС ВПО третьего поколения
Цикл Гуманитарный, социальный и экономический


Направление 080100.62 Экономика

Профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика предприятий и организаций

Экономика труда

Финансы и кредит

Налоги и налогообложение

Квалификация (степень) бакалавр


Принята на заседании кафедры экономико-математического моделирования Института управления, экономики и финансов

(протокол № 1 от « 18 » сентября 2014 г.)

Заведующий кафедрой

Исмагилов И.И. _____________
Казань 2014

Лекция 1. Основы теории региональной экономики (2 часа).

  1. Предмет и задачи региональной экономики.

  2. Условия, факторы и закономерности регионального развития.

  3. Региональная политика.

  4. Законодательная база государственного регулирования регионального

развития.

1.1 Предмет и задачи региональной экономики.

Региональная экономика это наука, которая сформировалась на стыке экономических и географических наук. Становление региональной экономики как отрасли экономической науки было вызвано насущной потребностью национального хозяйства, необходимостью совершенствования территориального планирования, решения актуальных проблем перспективного развития региональной системы хозяйства страны и ее управления.

Возникновение региональной науки определяется серединой ХХ в. (конец 40-х – середина 50-х гг.). Термин «региональная наука» ввел в научный оборот американский экономист У. Айзард. В 1966 г. он определил региональную науку как новое междисциплинарное поле внутри системы социальных наук, которое опирается на теорию и достижения других социальных дисциплин.

Региональная экономика является частью региональной науки, которая изучает особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов во взаимосвязи с национальным хозяйством, т. е. исследует пространственный аспект развития национального хозяйства, его отраслей, а также факторы размещения производительных сил и регионального развития.

Важной составляющей национального и регионального экономического роста является постоянный поиск лучших вариантов территориальной организации производительных сил, которая обусловлена повышением отдачи сосредоточенных на территории природных ресурсов, населения, овеществленного капитала.

Пространственный аспект становится все более определяющим, так как отражает интересы конкретной территории, людей, проживающих и работающих на ней. Поэтому, актуальность региональных исследований в современных условиях для России обусловлена:

Возникновением народнохозяйственных потребностей в условиях перехода к рынку;

Регионализацией большинства социально-экономических процессов;

Необходимостью формирования и развития самостоятельных устойчивых хозяйственных территориальных образований, способных эффективно функционировать в рыночных условиях;

Возрастанием стремления хозяйства регионов к саморазвитию и реализации территориальных интересов.

Усиление значимости региональной науки в нашей стране обусловлено прежде всего переориентацией управления хозяйственной деятельностью с центра на места. Именно децентрализация управления ставит задачу глубокого изучения процессов территориального развития (отдельных территорий, территориально-производственных образований) и территориального разделения труда. В связи с этим региональная экономика является важной составной частью науки об управлении обществом, хозяйством. Одно из главных направлений данной науки – разработка проблем теории и практики региональной экономики и политики (региональное распределение национального дохода, рентные отношения, региональные социальные процессы и др.).

Как показывает зарубежный опыт, в условиях рыночной экономики потребность в региональных исследованиях велика. В высокоразвитых странах активно проводится региональная экономическая политика на государственном уровне. Вот почему науки, близкие к региональной экономике (регионология, районоведение, теория районирования, региональная социология, региональная демография и др.) активно развивались на Западе во второй половине ХХ столетия.

Современные реалии России таковы, что без грамотной региональной экономической политики, которая базируется на результатах исследований региональной экономики, дальнейшее поступательное движение нашего государства практически невозможно.

Региональная экономика – это наука о развитии и размещении производительных сил, которая изучает социально-экономические процессы в регионах, развитие хозяйства в конкретно-региональном аспекте.

Иными словами, данная наука изучает особенности и закономерности размещения производительных сил и развития регионов, т. е. экономические отношения в территориальной привязке, их специфику, хозяйство конкретных регионов как территориальных комплексов с собственными специфическими тенденциями развития и как составных частей национального и мирового хозяйства, а также совокупность экономических, социальных, политических и иных факторов, которые обусловливают регулируемое формирование и развитие хозяйства и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом регионе.

Основными задачами региональной экономики являются: 1) рациональное размещение производительных сил; 2) эффективное региональное развитие; 3) постановка и разработка новых теоретических проблем, актуальных для практического решения современных задач управления, прогнозирования, регулирования, планирования территориальной организации страны и ее регионов.

Региональная экономика как отрасль экономической науки опирается на экономические законы, исследует совокупность экономических, социальных факторов и явлений. Это обусловливает формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в различных иерархических уровнях, как в целом по стране, так и в каждом экономическом районе, в каждой территориальной единице.

Объектами исследования региональной экономики являются различные пространственно-экономические объекты (такие как экономические районы, регионы, муниципальные образования и т. п.).

Необходимость хозяйственного управления на региональном уровне прежде всего связана с особенностями формирования системы региональных рынков, основанными не только на изменении отношений собственности, но и на новых межтерриториальных хозяйственных связях, на рациональном размещении производительных сил по территории страны, оптимизации хозяйственных пропорций в регионах.


  1. Условия, факторы и закономерности регионального развития.

В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать большую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях нарождающегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизация экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов.

Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка состоят в следующем:

         рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

         комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации;

         рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий:

         выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.


  1. Региональная политика.

Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.

Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Основные направления региональной политики:

определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

решение национально-экономических вопросов;

решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически одинаково.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

В развивающихся странах направления региональной политики следующие:

интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;

смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;

смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;

возможно более полное освоение природных и людски) ресурсов;

рациональное размещение новых промышленных проектов.

Цели региональной экономики

Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

Цель региональной политики:

социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;

экономические цели — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;

экологические цели — содействие восстановлению эколого-эконо- мического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.

Значение и содержание региональной политики

В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает.

Региональная политика призвана ослабить шутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.

Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений — регионализации и интеграции.

Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.

Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами — путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений — «неперспективных деревень».

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;

стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);

продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;

переспециализация новых приграничных регионов;

развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;

преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.

В качестве особо важных следует выделить следующие задачи региональной политики:

нормализация экологической ситуации;

адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;

нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;

решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.


  1. Законодательная база государственного регулирования регионального

развития.

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации, определяет основные понятия, характеризующие процесс государственного регулирования регионального развития и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в создании благоприятных условий использования потенциальных возможностей регионов для эффективного и устойчивого развития.

Статья 1. Нормативная правовая база государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации

Нормативной правовой базой государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Регион - часть территории Российской Федерации, характеризуемая соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, национально - культурным потенциалом. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальное развитие Российской Федерации - закономерное изменение взаимодействия систем жизнедеятельности всех регионов Российской Федерации, определяемое смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического пространства.

Региональное развитие - закономерное изменение всех систем жизнедеятельности региона.

Концепция территориального развития Российской Федерации - руководящая идея территориального развития Российской Федерации, являющаяся частью государственной концепции развития Российской Федерации.

Стратегия территориального развития Российской Федерации - система методов и механизмов для реализации концепции территориального развития Российской Федерации, являющаяся частью государственной стратегии развития Российской Федерации.

Прогноз территориального развития Российской Федерации - обоснованное предположение о будущем развитии изменений во взаимодействии систем жизнедеятельности всех регионов государства, определяемых смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического пространства.

Прогноз развития региона - обоснованное предположение о будущем развитии региона, его месте в общем социальном, национальном, инфраструктурном, культурно - историческом и экономическом пространстве Российской Федерации.

Государственная региональная политика - система целей и задач органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию государственной стратегии территориального развития Российской Федерации.

Государственная региональная политика включает федеральную региональную политику, региональную политику и региональный аспект других направлений государственной политики Российской Федерации.

Федеральная региональная политика - система целей и задач органов государственной власти Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов.

Федеральная региональная политика определяется путем согласования интересов государства и регионов Российской Федерации.

Региональная политика - система целей и задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов.

Региональный аспект государственной политики - система управляющих воздействий финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной и других направлений государственной политики, осуществляемая с учетом их влияния на социально - экономическое развитие регионов.

Государственное регулирование регионального развития - система управляющих воздействий экономической, финансовой, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической и других направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на устойчивое и сбалансированное функционирование регионов, на улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Объект государственного регулирования регионального развития - сфера социальной, культурной, экономической жизни населения в регионе Российской Федерации, в отношении которой осуществляется установленное настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правовое регулирование.

Приоритеты государственного регионального развития - научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими целями внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию региональных отношений в определенный период времени.

Инструменты государственной региональной политики - федеральные целевые программы регионального развития, федеральный фонд регионального развития и инструменты финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной и других направлений государственной политики, применяемые в региональном аспекте.

Федеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально - экономического, природно - ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

Региональный мониторинг - постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемая для обоснования приоритетов, определения задач, выявления конфликтов, сдерживающих факторов реализации государственной региональной политики.

Предмет настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в процессе государственного регулирования регионального развития, а также особенности участия в данном процессе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Цели и задачи государственного регулирования регионального развития

Государственное регулирование регионального развития имеет своей целью реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации и обеспечение целостности Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Основными задачами государственного регулирования регионального развития являются:

- обеспечение условий для повышения качества жизни населения и сокращения различий в уровне социально - экономического развития регионов;

- формирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учетом интересов и приоритетов территориального и регионального развития;

- создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов;

- содействие развитию условий формирования эффективной территориальной структуры экономики Российской Федерации на основе использования ресурсов регионов;

- создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении общефедеральных и региональных проблем социально - экономического развития Российской Федерации.

Принципы государственного регулирования регионального развития

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственное регулирование регионального развития осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

- равноправие субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти;

- согласование интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации;

- единство системы государственной власти в Российской Федерации;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения;

- равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации.

Статья 6. Субъекты государственного регулирования регионального развития

Субъектами государственного регулирования регионального развития являются:

- Президент Российской Федерации;

- органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации;

- органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование регионального развития осуществляется с учетом мнения:

- органов местного самоуправления;

- ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Участие ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в регулировании территориального развития Российской Федерации

При разработке и реализации государственного регулирования территориального развития Российской Федерации учитываются интересы ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации с целью развития межрегиональной интеграции и координации управления социально - экономическим, социальным и демографическим развитием регионов Российской Федерации.

Порядок и формы участия ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в регулировании регионального развития определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Участие органов местного самоуправления в регулировании регионального развития Российской Федерации

При разработке и реализации механизмов регулирования регионального развития Российской Федерации учитываются интересы соответствующих органов местного самоуправления и обеспечивается их участие в данном процессе.

Порядок и формы участия органов местного самоуправления в регулировании регионального развития Российской Федерации определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Федеральные целевые программы регионального развития и программы социально - экономического развития субъектов Российской Федерации

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральные целевые программы регионального развития разрабатываются и реализуются соответствующими органами исполнительной власти по результатам мониторинга и прогноза социально - экономического, демографического и национально - культурного развития регионов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Для решения проблем социально - экономического, демографического и национально - культурного развития региона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют программы социально - экономического развития субъектов Российской Федерации.

Статья 10. Федеральный целевой фонд регионального развития

С целью более эффективного осуществления федеральных целевых программ регионального развития Правительство Российской Федерации при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год вправе предусматривать в составе расходов федерального бюджета федеральный целевой фонд регионального развития.

Статья 11. Региональные фонды содействия реализации федеральным целевым программам регионального развития и программам социально - экономического развития субъектов Российской Федерации

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе выделять в бюджете субъекта Российской Федерации региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ регионального развития и программ социально - экономического развития субъектов Российской Федерации.

Статья 12. Государственный ежегодный доклад о региональном развитии в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации ежегодно подготавливает и представляет в Государственную Думу Российской Федерации государственный доклад "Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации", включающий раздел "Итоги территориального развития Российской Федерации и ее регионов".

Статья 13. Информационное обеспечение государственного регулирования регионального развития

В Российской Федерации для информационного обеспечения государственного регулирования регионального развития формируется и действует система учета, сбора, анализа и обобщения информации о демографическом, социально - экономическом, национально - культурном развитии в Российской Федерации и ее регионах в соответствии с действующим законодательством.

Данная информация используется для:

- обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов реализации государственного регулирования регионального развития;

- оценки результативности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного регулирования регионального развития;

- обоснования государственной помощи отдельным регионам с использованием федеральных целевых программ регионального развития, особых организационно - правовых режимов в отдельных регионах;

- разработки системы прогнозов территориального социально - экономического развития Российской Федерации и ее регионов;

- подготовки раздела "Итоги территориального развития Российской Федерации и ее регионов" ежегодного государственного доклада "Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации".

Статья 14. Требования к информационному обеспечению государственного регулирования регионального развития

Системы учета, сбора, анализа и обобщения информации правового, экономического, социального, демографического, национально - культурного и политического характера создаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

При создании этих систем необходимо обеспечить:

- методическое сопровождение учета, сбора, анализа и распространения информации, необходимой для реализации задач по государственному регулированию регионального развития;

- внесение в федеральные программы статистических работ дополнений и изменений в части сбора и обработки необходимой статистической информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- развитие существующих и организация новых баз данных по вопросам правового, экономического, финансового и социального характера.

Статья 15. Финансовое обеспечение государственного регулирования регионального развития

Финансовое обеспечение государственного регулирования регионального развития осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Контроль за реализацией государственного регулирования регионального развития

Контроль за реализацией государственного регулирования регионального развития осуществляется Президентом Российской Федерации и его представителями в федеральных округах.

Контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на федеральные целевые программы регионального развития, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Статья 17. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Лекция 2. Основные этапы развития экономики Республики Татарстан (2 часа).

  1. Общие сведения об экономике Республики Татарстан.

  2. Краткий обзор экономического развития Республики Татарстан

до начала 90-х годов XX века.

  1. Экономика Республики Татарстан в условиях становления

рыночных отношений.


  1. . Общие сведения об экономике Республики Татарстан.

Республика Татарстан – один из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, регион с высокой плотностью населения, крупным индустриально – аграрным комплексом, обширной строительной и транспортной инфраструктурой, мощным научным и образовательным потенциалом, развернутой сферой социальных услуг.

Татарстан расположен на востоке Восточно – Европейской равнины, в месте слияния двух крупнейших рек – Волги и Камы.

Вся территория республики расположена в третьем часовом поясе мира.

Максимальная протяженность территории с запада на восток – 460 км, с севера на юг – 290 км.

Общая площадь – 67,8 тыс. кв. м., или 0,4 % территории Российской Федерации.

Республика граничит на севере с Кировской областью, Удмуртской республикой, на востоке – с республикой Башкортостан, на юге – с Оренбургской, Самарской и Ульяновской областями, на западе – с Чувашской республикой, на северо – западе – с республикой Марий Эл.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года Татарстан входит в состав Приволжского федерального округа вместе с республиками Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, областями – Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, а также Пермским краем.

Численность населения на начало 2008 года – 3,76 млн. чел. (2,6 % общей численности населения Российской Федерации).

В республике 999 муниципальных образований, в том числе 43 муниципальных района, 2 городских округа, 38 городских поселений, 916 сельских поселений.


  1. . Краткий обзор экономического развития Республики Татарстан до начала 90-х годов XX века.

По данным ученых, первые люди на территории Татарстана появились в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 100 тыс. лет назад.

Тогда на средневолжских просторах господствовал холодный и сухой климат, присущий тундровым зонам. Люди занимались охотой на северных оленей, лосей, медведей, шерстистых носорогов и мамонтов. Позднее (8 – 5 века до нашей эры) резко возрастает роль рыболовства. Принципиально новую эпоху в хозяйственной жизни открыл бронзовый век (II тыс. лет до нашей эры). В хозяйствах местных племен ведущее место занимают мотыжное земледелие, скотоводство.

В VI – VII веках нашей эры земли Среднего Поволжья начали заселять древние предки татар тюркоязычные племена – булгары. Они поднялись сюда из Приазовья, где было основано государство «Великая Булгария». В конце IX - начале X веков образовалось первое крупное феодальное государство в Северо – Восточной Европе – «Волжско – Камская Булгария».

Булгары первыми в Европе плавили чугун, чеканили монету, производили кожу самого высокого качества, строили бани с центральной системой отопления, создавали изумительные ювелирные украшения. Установилась развитая система просвещения через мечети и медресе.

В XIII веке булгары первыми приняли на себя удары монгольских завоевателей. С первой половины XIII века и до середины XV века территории Волжской Булгарии входили в состав могущественного тюркского государства «Золотая Орда» («Джучиев Улус»). В результате распада Золотой Орды на Средней Волге образовалось новое феодальное государство Казанское ханство (1438 – 1552). Его столицей стал город Казань.

В городах и крупных селениях дальнейшее развитие получило ремесло, такие его отрасли как металлургия и металлообработка, гончарное производство, ювелирное и кожевенное дело.

Казанское ханство перестало существовать в октябре 1552 года, когда после серии войн и двухмесячной осады 150 – тысячная армия Ивана IV захватила и разрушила город.

В начале XVIII века (1708 год) по указу Петра I была создана Казанская губерния – от Костромы на севере до реки Терек на юге, от Мурома и Пензы на западе до Урала на востоке. Тогда же появились первые промышленные предприятия.

В XIX веке основной отраслью экономики на территории современного Татарстана продолжало оставаться сельское хозяйство, но отмена крепостного права послужило стимулом для подъема экономики Казанской губернии. Число промышленных предприятий стало быстро расти.

Промышленное освоение территории Татарстана начинается после реформы 1861 года. В XIX веке промышленность почти полностью была сосредоточена в Казани. Кроме множества мелких предприятий в городе было 4 крупных: льноткацкая фабрика, мыловаренный, кожевенный и пороховой заводы. В 1913 году промышленной продукции на душу населения на территории Татарстана производилось в 3,5 раза меньше, чем в целом по России. Промышленному развитию Казани способствовало ее удобное транспортно – географическое положение на судоходной реке Волге и главных сухопутных трактах в Сибирь и Оренбург, что сделало город важнейшим торговым центром на востоке европейской части России. В конце XIX века была проведена железная дорога Москва – Казань, соединившая Среднее Поволжье с центральными районами страны, что еще более усилило значение Казани. По Волге через Казанский речной порт, по железной дороге в западные районы везли лесные грузы, продукты земледелия, животноводства. Часть этих грузов оседала в городах и использовалась быстро растущей промышленностью.

Промышленность размещалась не только в Казани, но и в пунктах, расположенных на водных путях – Волге и Каме. В Тетюшах, Лаишево, Чистополе, Елабуге находились крупные мельницы. В Спасске был создан ремонтно - судостроительный завод. Крупнейший в России Бондюжский химический завод все сырье для своего производства получал по Каме. Развитие промышленности в этих населенных пунктах сдерживалось сезонностью работы водного транспорта.

Темпы развития существующих производств в Казанской губернии в целом были относительно невысоки, так как сказывалась конкуренция промышленности Центральной России.

Заметным шагом к воссозданию государственности татарского народа было объявление его автономии в 1920 году.

Татарская Автономная Социалистическая Советская Республика (ТАССР) была создана декретом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета и Совета народных Комиссаров от 27 мая 1920 года.

В первые 10 лет после Октябрьской революции каких – либо значительных изменений в промышленности Татарстана не произошло – страна восстанавливала хозяйство после первой мировой и гражданской войн.

В последующие годы начинается качественно новое развитие в промышленности республики.

В течение 1928 – 1940 гг. в Татарстане появляется машиностроение (авиастроение, приборостроение), теплоэнергетика, развиваются деревообрабатывающая и химическая промышленность (по производству синтетического каучука, фотохимической, резинотехнической продукции). Всего с 1929 г. по I полугодие 1941 г. в республике было построено и введено 58 крупных промышленных предприятий.

В результате республика перешла из разряда аграрно – индустриальной в индустриально – аграрную.

В период Великой Отечественной Войны, за счет эвакуированных предприятий появляется часовая и хлопчатобумажная промышленность, ускоренно развивается машиностроение.

Однако эвакуация различных по своей специализации машиностроительных предприятий привела к тому, что они оказались мало связанными между собой и хозяйством республики. Появились отрасли почти полностью ориентированные на дальнепривозное сырье и вывозящие большую часть продукции за пределы республики.

В 1945 году промышленные предприятия произвели продукции в 30 раз больше, чем в 1913 году.

Новый этап в экономическом развитии Татарстана начался в послевоенные годы, в связи с освоением и промышленной разработкой нефтяных месторождений. С появлением нефтедобывающей промышленности республика получила возможность создать мощный комплекс отраслей тяжелой промышленности на собственном сырье.

Нефтяная промышленность существенно изменила всю экономику. Возникло нефтяное машиностроение, предприятия по ремонту бурового оборудования, выпуску запасных частей к нему. Промышленность строительных материалов освоила производство бетонных и железобетонных изделий, необходимых для нефтяных промыслов. Потребность нефтепромышленного комплекса в электроэнергии привела к сооружению двух крупных тепловых станций – Уруссинской и Заинской ГРЭС.

Развитие нефтяной промышленности резко изменило и территориальное размещение производства. Произошел сдвиг промышленности на восток и юго – восток. На юго – востоке Татарстана складывается сеть новых городских поселений, возникает производство нефтяного оборудования, развивается пищевая промышленность. На базе попутного газа развивается газопереработка в Альметьевске. К середине 60 – х годов возникает нефтехимия в Нижнекамске. Однако почти вся нефть отправляется за пределы республики в сыром виде. Концентрация промышленности в этом регионе послужила основой для формирования Альметьевско – Бугульминского промышленного узла.

В течение 1946 – 1965 годов продолжается концентрация машиностроения в Казани. Дальнейшее развитие получило приборостроение, производство медико – инструментального и компрессорного оборудования.

Период 1966 – 1990 годов характеризуется наиболее интенсивным промышленным развитием Татарстана.

На северо – востоке республики сформировался Нижнекамский территориально – производственный комплекс.

В 1976 году был выпущен первый грузовой автомобиль на Камском автомобильном заводе – гиганте автомобилестроения в городе Набережные Челны.

В течение этого периода в Казани было построено и введено в строй одно из крупнейших предприятий органической химии – «Казаньоргсинтез», продолжалось развитие ведущих отраслей машиностроения.

В 1990 году объем промышленной продукции, произведенной на крупных предприятиях республики, увеличился по сравнению с 1913 годом в 1095 раз.

Республика Татарстан превращалась в один из наиболее индустриально развитых регионов Российской Федерации.

Следует отметить также, что к концу указанного периода наметился ряд негативных тенденций в экономике республики. Так, сложная ситуация с занятостью населения стала складываться в юго – восточных регионах республики из – за сокращения объемов добычи нефти. В этих условиях объединению «Татнефть» пришлось частично переориентироваться на добычу западно – сибирской нефти.

Интенсивное развитие промышленного производства обострило экологические проблемы. Из – за недостаточного внимания стали приходить в некоторый упадок предприятия наиболее старых отраслей промышленности – легкой и пищевой.


  1. . Экономика Республики Татарстан в условиях становления рыночных отношений.

Начало девяностых годов XX века характеризовалось в экономике нашей страны постепенным переходом к рыночным отношениям. В октябре 1990 года Верховный Совет СССР одобрил Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике.

Правительством Татарстана был объявлен конкурс на лучшую разработку концепции социально – экономического развития республики в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете, принятой 30 августа 1990 года.

На базе концепций, представленных группами ученых и специалистов, была разработана Программа стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночным отношениям в республике. Программа была направлена на преодоление кризисных явлений в экономике, снижение социальной напряженности, стабилизацию экономической и социально – политической обстановки в республике.

В программе предусматривался комплекс мер по:

- стабилизации народного хозяйства, включающей оздоровление финансов и денежного обращения, нормализацию потребительского рынка, обеспечение устойчивости хозяйственных связей;

- формированию рыночной экономики, предусматривающей поддержку предпринимательства, разгосударствление, приватизацию и развитие конкуренции, становление рыночных отношений в агропромышленном комплексе, реформу финансовой и банковской систем, перестройку внешнеэкономической деятельности;

- обеспечению социальной защиты населения в условиях перехода к рынку;

- изменению структурной и инвестиционной политики в рыночных условиях;

- перестройке организационной структуры управления народным хозяйством республики;

- законодательному и кадровому обеспечению рыночной экономики.

Отмечалось, что развитие в течение длительного периода народного хозяйства республики под влиянием ведомственных интересов в размещении производительных сил, отсутствие должной экономической связи между доходами и результатами работы расположенных на ней производителей привело к диспропорции производственной сферы.

Был назван ряд проблем социально – экономического развития республики:

1. Промышленность республики оказалась сориентированной, в основном, на выпуск продукции группы «А» - средств производства (доля группы «А» составляла 80,3 %, группы «Б» - производство предметов потребления – 19,7 %). Начавшееся с 1989 года замедление темпов экономического роста перешло в падение объемов производства. Ощущался острый дефицит по многим промышленным и продовольственным товарам. Неудовлетворенный спрос вел к росту инфляционных процессов в республике.

2. Существовавший долгие годы остаточный принцип выделения центром ресурсов на жилищное и социальное строительство не позволял на должном уровне решать социально – бытовые вопросы жителей республики. Несмотря на то, что по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства Татарстан находился среди ведущих регионов Российской Федерации, по стоимости основных непроизводственных фондов в расчете на 1 жителя республика занимала 35 – е место, по обеспеченности жильем – 37 – е, больничными койками – 61 – е место. Имелось значительное количество, особенно в городе Казани, аварийного и ветхого жилья, из которого требовалось переселить около 50 тысяч семей.

3. Проводимая в прошлом политика размещения производительных сил привела к обострению противоречий между ведомственными и местными интересами, расточительному использованию природных ресурсов, нарушению экологического равновесия на значительной части территории Татарстана. В результате интенсивной добычи нефти и газа в республике сложилась чрезвычайная обстановка в обеспечении питьевой водой в нефтяных районах.

В сложившейся ситуации в качестве основной задачи Правительства республики выдвигалось обеспечение реального экономического суверенитета Татарстана, стабилизация экономики и переход к рыночным отношениям.

При этом предусматривалось достижение следующих целей:

- повышение доли конечной продукции в общем объеме валовой продукции отраслей народно – хозяйственного комплекса республики на основе углубления степени промышленной переработки, комплексного использования имеющейся сырьевой базы, эффективного использования научно – технического и природно – ресурсного потенциала.

- преимущественное развитие отраслей и производств, обеспечивающих насыщение потребительского рынка и развитие сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности;

- опережающее развитие социальной инфраструктуры, переориентация материальных и трудовых ресурсов в социальную сферу.

Приоритетными направлениями на ближайшую перспективу были определены:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110...
Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине для специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Информационные системы в экономике: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»...
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине «Научные основы производства продуктов питания»
Конспект лекций по дисциплине «Научные основы производства продуктов питания» для студентов кафедры «Технология и организация общественного...
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Автоматизированные системы управления...
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций
Ш 39 Метрология, стандартизация, сертификация: Конспект лекций / О. А. Шейфель; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности....
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Технические средства автоматизации конспект лекций
Конспект лекций предназначен для студентов дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения по специальности 220301 «Автоматизация...
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций Владимир 2010 Министерство образования Российской...
Автоматизированные системы бухгалтерского и управленческого учета. Часть 1: Конспект лекций / Владим гос ун-т; Сост.: Д. Н. Васильев...
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной...
Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения / сост. В. М. Домашко; Южный федеральный...
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по учебной дисциплине защита информации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине «Коммерческая деятельность на воздушном транспорте»
Тема Рыночно-конъюнктурные исследования в коммерческой деятельности аэро- портов и авиакомпаний
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине «Безопасность сельскохозяйственного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине «информационные системы и технологии в учете и аудите»
Го впо «донецкий национальный университет экономики и торговли имени михаила туган-барановского»
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине: «Судовые вспомогательные механизмы и устройства»
Охватывает насосы с подачей 0,45÷400и давлением до 25. Трехвинтовые насосы относятся к классу герметичных и выполняются с односторонним...
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика»
Технологическая карта урока по дисциплине «Экономика» по теме «Деньги и их роль в экономике»
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине опд. 06 «Маркетинг» для специальности...
Сфера применения маркетинга: услуги, политика, государственные общественные организации, идеи 6
Конспект лекций по дисциплине «экономика татарстана» icon Конспект лекций по дисциплине «Информационные системы и технологии в науке и образовании»
Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск