Скачать 1.33 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Н.А. Леончик НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕКонспект лекцийдля студентов всех форм обучения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (в пищевой промышленности) Кемерово 2006Составитель: Н.А. ЛеончикРассмотрено и утверждено на заседании филиала кафедры «Экономика, учет и аудит на предприятиях пищевой промышленности» Протокол № 9 от 13 марта 2006г. Рассмотрено и утверждено на методической комиссии СТФ КемТИПП Протокол № от Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н.А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с. Конспект лекций составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины «Налоги и налогообложение» и с учетом требований государственного образовательного стандарта по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (в пищевой промышленности) и предназначен для студентов данной специальности. © КемТИПП, 2006 ПРЕДИСЛОВИЕ Конспект лекций по учебной дисциплине «Налоги и налогообложение» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт» (в пищевой промышленности) и предлагается для обучения студентов дневной и заочной форм обучения. Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение» является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных навыков. Дисциплина «Налоги и налогообложение» является актуальной и целесообразной в связи с необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: «Основы права», «Экономическая теория», «Бухгалтерский учет». Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а, значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги – это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве. В условиях рыночных экономических отношений налоговой системе отводится особая роль. При этом у студентов должно сложиться достаточное понимание целей и задач налоговой политики государства, функций налоговой системы и ее значение в деле создания условий для повышения предпринимательской активности, роста эффективности национальной экономики. Цель преподавания дисциплины «Налоги и налогообложение» - дать студентам теоретические знания в области налогов, предоставить конкретную практическую информацию о системе налогообложения в Российской Федерации. В результате изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления, инициативности, ответственности, прогнозировать финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ Налоги – обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги- основной источник доходов государства. кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 – 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Ещё в Пятикнижии Моисея сказано: « … и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Процентная ставка данного «налога» чётко определена. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII – VI веках до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наёмных армий, строительство храмов, укреплений и т.д. В то же время в древнем мире имелось и серьёзное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело – добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. Многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально всё государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почётно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Сумма налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками – цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своём имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV – III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались всё новые города – колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые пять лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоёванных земель, коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно. Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I веке до н.э. Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты). Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.). Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации. Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в., включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства. Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги : «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679г., когда единицей налогообложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота. Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV века., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII веках, была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. счётный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет. Выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов составили косвенные налоги. Неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XII-XVII веках в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к третьему сословию. Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге «Опыты или наставления нравственные и политические» писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество. Примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа». Но только в конце XVII-XVIII веках в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных налогов, главная роль из которых принадлежит акцизам, и прямых налогов, главная роль из которых принадлежит подушному и податному налогам. Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича). Эпоха Петра I (1672-1725) Характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать. В последней трети XVIII веке в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения. В 1770 г. министр финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогам, которые дифференцировались, исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.). В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными налогами, где основную роль играют отчисления от казенной питейной продажи. В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложении:
Именно в конце XVIII века закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России. Ещё при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые налоги, главными из которых являются подушная подать и оброк, и косвенные налоги, главными из которых являются акцизы. Отмена подушной подати началась с 1882г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX века начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал). В России в конце XIX века начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения. Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства. Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог, который представлял собой, прежде всего, налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне. В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису. Основы действующей в настоящее время налоговой системы России заложены на рубеже 1990-х годов. Принятые в 1991 году законы были подготовлены в течение короткого времени. Это обстоятельство, а также неопределённость будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие собственного опыта и знаний о построении налоговых систем стран с рыночной экономикой явились главными причинами того, что вновь созданная российская налоговая система имела серьёзные недостатки. Тем не менее в первые годы своего существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких перемен в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Важным шагом явилось принятие в 1998 году и вступление в силу с 1 января 1999 года первой (общей) части Налогового кодекса РФ, который чётко определил права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентировал процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила в отношении налогового контроля, установил ответственность за налоговые правонарушения. Кодекс установил закрытые перечни федеральных, региональных и местных налогов, ввёл важные дефиниции и новые инструменты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы. Более серьёзные изменения в налоговой системе произошли с введением в 2001г. в действие второй части Налогового кодекса РФ. На первом этапе её разработки были охвачены четыре важнейших налога – налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог, на втором этапе – налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственный налог. В дальнейшем были введены упрощённая система налогообложения, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог. Прогрессивность налоговой системы растёт по мере перехода к взиманию налога на доходы физических лиц по фиксированной ставке и одновременно – снижения налоговой нагрузки за счёт налога на прибыль организаций. Это является дополнительным импульсом для развития предпринимательской активности и расширения платежеспособного спроса населения, повышения ставок акцизов на бензин и дорогие автомобили, роста фискального значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, и имущественных налогов, которые должны стать основой формирования региональных и местных бюджетов, а также для сближения с налоговыми системами других стран. |
Технические средства автоматизации конспект лекций Конспект лекций предназначен для студентов дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения по специальности 220301 «Автоматизация... |
Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной... Миронова Е. А. Договорная работа: Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе для направления подготовки... |
||
Методические указания по изучению пм 04 мдк 04. 01: «Технология составления... Методические указания и задания к контрольной работе для обучающихся заочной формы обучения |
Гбоу спо со «красноуфимский аграрный колледж» фонд оценочных средств... «Бухгалтерский учет и налогообложение» для студентов очной и заочной форм обучения |
||
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного... Методическое пособие предназначено для обучающихся заочного отделения по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по... |
Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности... Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление»,... |
||
Вопросы к зачету по дисциплине «Деловой иностранный язык» для студентов... |
Сборник задач по бухгалтерскому финансовому учету для аудиторных... Бухгалтерский финансовый учет является одной из важнейших базовых дисциплин специальности 08. 01. 09 «Бухгалтерский учет, анализ... |
||
Методические указания для выполнения заданий по производственной... Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) среднего профессионального образования. Методические указания направлены на формирование... |
Конспект лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной... Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения / сост. В. М. Домашко; Южный федеральный... |
||
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности... Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38. 02. 01 экономика... |
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности... Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38. 02. 01 экономика... |
||
Методические рекомендации практического обучения для студентов специальности... З 381 Методические рекомендации практического обучения. Омск: ноу спо «Омский гуманитарный колледж», 2013. – 88 с |
Конспект лекций по дисциплине «Научные основы производства продуктов питания» Конспект лекций по дисциплине «Научные основы производства продуктов питания» для студентов кафедры «Технология и организация общественного... |
||
Программа преддипломной практики для студентов всех форм обучения... Преддипломная практика проводится с использованием всей совокупности возможностей образовательной среды ноира |
Республики Калмыкия «многопрофильный колледж» Для студентов специальности 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» |
Поиск |