Пояснительная записка
Рабочая программа по обслуживающему труду составлена на основе:
Программно-методическое обеспечение для 10-12-х классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. А.М. Щербакова, Н.М. Платонова; - М., «Владос», 2006.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г.№212., 23.12.2002 г., № 919
Методическое письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от26.12.2000г.
Базисный учебный план специальной школы (VIII вида) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Приказ № 29/2065-п от10.04 2002
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Приказ № 62-а от 04.09.2009 г
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение учащихся по программе «Обслуживающий труд» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких; ведения домашнего хозяйства; подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира) и оказание других услуг населению.
Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, кухонное оборудование и инвентарь, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок, учреждения сферы бытового обслуживания.
Цель обучения:
успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.
Задачи:
- Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)
- Воспитание уважения к рабочему человеку;
- Формирование у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости стойкой потребности в труде.
- Совершенствование навыков самообслуживания.
- Повышение мотивации обучающихся в приобретении трудовых умений и навыков.
- Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
- Формирование у школьников эстетического отношения к труду;
Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
Основные направления коррекционной работы:
коррекция личности умственно отсталого ребенка;
формирование социального опыта и поведения;
практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;
формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости;
включение учащихся в домашний, хозяйственный труд;
мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе;
развитие чувства уверенности, положительного отношения к самому себе и окружающим;
развитие умения участвовать в совместной трудовой деятельности.
В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:
Обслуживание себя (домашний труд).
Обслуживание других, профессиональный труд.
Количество часов по программе 612
Количество часов в неделю по учебному плану 18
Количество часов в год 612
Специфика программы
Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью и носит вариативный характер.
В процессе создания программы для учащихся с умеренной умственной отсталостью значительно снижены требования к знаниям и умениям. У этой категории детей отмечаются:
- трудности в зрительно-двигательной координации;
- трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми навыками;
- низкий уровень ориентировки в окружающем;
- большие трудности в понимании обращенной речи, инструкции;
- интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив;
- снижение мотивации к любой трудовой деятельности.
Во время подготовки и проведения уроков учитель обязательно учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого ученика в установлении объёма и требований к усвоению учебного материала. Определяет вариативность практического задания, время его выполнения, а также выбирает формы общения с ребёнком. Особенно важно для этой категории детей предусматривать в ходе урока паузы отдыха и проводить физминутки.
В предлагаемой программе условное распределения часов по разделам, что даёт возможность учителю распределять их на своё усмотрение, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
На уроках обслуживающего труда у учащихся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитываются потребности в труде в целом.
У учащихся данной категории снижены охранительные рефлексы, то обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение правил безопасности при работе на всех рабочих местах, детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию.
Большее количество часов в программе отводится на выполнение практических заданий.
К занятиям по обслуживающему труду предъявляются следующие требования:
Уроки проводятся в кабинете и на территории школьного двора, спортивной и игровой площадках. Учащиеся оснащены необходимым хозяйственным и уборочным инвентарём.
Кабинет, в котором проходят занятия, по оснащению приближен к домашнему быту. Он разделён на зоны: учебная зона, кухонная зона, жилая зона, бытовая комната. Каждая зона оснащена основным набором мебели, предметами и средствами обихода, бытовой техникой.
Образовательной целью уроков обслуживающего труда является формирование социальных навыков, которые помогут этим учащимся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Особенности организации учебного процесса.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии на предприятия бытового обслуживания, в детские и медицинские учреждения.
При обучении по данной программе следует использовать специфические для вспомогательной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.
Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах, т.к. работа предусматривает сформированность навыков правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.
Содержание рабочей программы
|
Содержательные линии
|
Кол-во часов
|
Коррекционно-развивающие задачи
|
Проблемы, возникающие при изучении темы
|
Педагогические средства, технологии
|
Педагогический мониторинг
|
|
Вводный урок
|
1 ч
|
1) Формировать устойчивую трудовую мотивацию.
2) Совершенствовать опорные трудовые знания и умения (работа с инвентарём, различными приспособлениями).
3) Закреплять полезные трудовые привычки (подготовка рабочего места, пользование спецодеждой).
4) Развивать самоконтроль и аккуратность в трудовой деятельности.
|
1)Некомпетентность в вопросах ведения домашнего хозяйства.
2) Низкий уровень самостоятельности при выполнении практических заданий.
3) Недостаточное развитие общей и мелкой моторики обучающихся.
|
1) Технология личностно-ориентированного обучения.
2) Объяснительно-иллюстративное обучение.
3) Практико-ориентированная технология.
4)Коммуникативно-диалоговая обучение.
|
1) Практические работы.
2) Произведение рабочих операций по инструкции.
3) Экскурсии с предварительным заданием.
|
|
Комнатные растения
|
45 ч
|
|
Работы на пришкольном участке, в саду и огороде
|
31 ч
|
|
Жильё
|
81 ч
|
|
Уход за жилищем:
|
86 ч
|
|
Уход за одеждой и обувью
|
35 ч
|
|
Стирка белья (ручная)
|
33 ч
|
|
Мелкий ремонт одежды
|
32 ч
|
|
Чистка одежды
|
28 ч
|
|
Приготовление пищи
|
40 ч
|
|
Сервировка стола
|
20 ч
|
|
Покупка продуктов
|
27 ч
|
|
Личная гигиена
|
32 ч
|
|
Уход за больным в домашних условиях
|
52 ч
|
|
Социальные связи
|
36 ч
|
|
Транспорт
|
20 ч
Всего:
599 ч
|
|