Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год
Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.
Программа раскрывает следующие основные разделы курса:
1. медицинская помощь
2. транспорт
3. торговля
4. средства связи
5. учреждения, организации
6. трудоустройство
Характерные особенности учебного предмета
Реализуя разделы курса в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
Элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а также интереса к национальным традициям.
На занятиях по уделяется большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятые классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.
Формы и методы реализации программных задач
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках различных методов обучения:
Устный рассказ учителя (без использования наглядных пособий; с использованием наглядных пособий; с использованием различных технических средств обучения)
Беседа
Метод объяснительного чтения
Лабораторный метод
Упражнения в виде записей и графических работ
Упражнения в применении полученных знаний
Методы проверки знаний
На уроках могут использоваться также следующие методы и приемы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно – ролевые игры, упражнения, личностная аналогия, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных жизненных ситуациях, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и обсуждение диафильмов.
Для повышения эффективности учебного процесса на уроках используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): демонстрация видеосюжетов, фотографий, слайдов; использование компьютерных технологий.
Тематическое планирование 9 класс
Тема
|
Кол.
час.
|
Краткое содержание темы
|
Обязательный минимум ЗУН по группам
|
Тестовая раб. , контрольная раб.
|
Практическая часть
|
Экскурсия
|
Медицинская помощь
|
3
|
Инфекционные заболевания
Применение лекарств
Справка и лист нетрудоспособности
|
Обучающие должны знать:
- способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных
- составление графика приема лекарств
- условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больными
Обучающие должны уметь:
- соблюдать гигиенические требования
- читать инструкции к показанию и применению лекарств
- различать документы по нетрудоспособности
|
|
|
|
Транспорт
|
2
|
Авиатранспорт
Порядок приобретения билетов
|
Обучающие должны знать:
- основные маршруты самолетов
- службы аэровокзала, стоимость полета
- порядок приобретения и возврата авиабилетов
Обучающие должны уметь:
- определять маршрут и выбирать транспортные средства
- ориентироваться в расписании
|
|
|
|
Торговля
|
2
|
Виды ярмарок
Время и место проведения ярмарок
|
Обучающиеся должны знать:
- виды ярмарок
- цены на ярмарочные товары, их отличие от рыночных и магазинных
- время и место проведения ярмарок
Обучающие должны уметь:
- самостоятельно перенести приобретенные умения покупки товаров в магазине, на рынке в новые условия (покупка на ярмарке)
|
|
|
|
Средства связи
|
2
|
Виды денежных переводов
Современные виды связи
|
Обучающиеся должны знать:
- виды денежных переводов, их стоимость
- стоимость услуг по каждому виду связи
Обучающие должны уметь:
- заполнять бланки почтового и телеграфного переводов
- пользоваться сотовой и телефонной связью
|
|
|
|
Учреждения, организации
|
2
|
Предприятия бытового обслуживания населения
Профессии работников
|
Обучающиеся должны знать:
- понятие "прокат", "ремонт квартир", "остекление" и др., их назначение
- какие виды услуг оказывает предприятие
- профессии работников предприятия бытового обслуживания населения
Обучающие должны уметь:
- различать виды услуг
- различать профессии работников бытового обслуживания
|
1
|
|
|
Трудоустройство
|
7
|
Отдел кадров
Трудоустройство
Биржа труда
Постоянная работа и работа по контракту
Правила перехода на другую работу
Документы для поступления на работу
Заявление
|
Обучающиеся должны знать:
- местонахождение учреждения и отделов по трудоустройству
- местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе
- порядок оформления на постоянную работу
- оформление на работу по договору
- правила перехода с одной работы на другую
- виды документов, необходимых для поступления на работу
Обучающие должны уметь:
- обращаться в отдела кадров учреждений для устройства на работу
- писать заявление о переходе с одной работы на другую
- писать заявление о принятии на работу, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания
|
1
|
2
|
|
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п\п
|
Дата проведения
|
Тема урока
|
Обязательный минимум содержания программы
|
Элементы содержания урока
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Вид контроля
|
Элементы дополнительного содержания
|
Оборудование, наглядные пособия
|
План
|
Факт
|
3 четверть
|
Медицинская помощь
|
1
|
|
|
Инфекционные заболевания
|
Знакомство с инфекционными заболеваниями
|
Инфекционные заболевания, их главные симптомы. Способы распространения.
Словарная работа: инфекция
|
Знать:
- способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных
Уметь:
- соблюдать гигиенические требования
|
Фронтальный опрос
|
Памятка
|
Санбюллетень ""Это надо знать!"
|
2
|
|
|
Применение лекарств
|
Чтение инструкции к показанию и применению лекарства, составление графика его приема
|
Чтение инструкции по показанию и применению лекарства. Составление графика его приема.
Словарная работа: график
|
Знать:
- составление графика приема лекарств
Уметь:
- читать инструкции к показанию и применению лекарств
|
Текущий контроль. Результативность
|
Беседа школьного врача
|
Предметы для организации игры
|
3
|
|
|
Справка и лист нетрудоспособности
|
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности
|
Условия освобождения от работы в случае заболевания или ухода за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности. Порядок оплаты листа нетрудоспособности.
Словарная работа: листок нетрудоспособности
|
Знать:
- условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больными
Уметь:
- различать документы по нетрудоспособности
|
Текущий контроль
|
Памятка
|
Санбюллетень ""Это надо знать!"
|
Транспорт
|
4
|
|
|
Авиатранспорт
|
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты
|
Авиатранспорт. Аэропорт. Службы аэровокзала. Порядок досмотра пассажиров и его вещей. Ограничения в перевозке багажа. Определение маршрута и выбор транспортного средства (по заданию учителя)
Словарная работа: аэропорт
|
Знать:
- основные маршруты самолетов
- службы аэровокзала, стоимость полета
Уметь:
- определять маршрут и выбирать транспортные средства
|
Контроль действий. Отчет о проделанной работе. Результативность
|
Перечень вещей, запрещенных к провозу в самолете
|
Авиабилеты
|
5
|
|
|
Порядок приобретения билетов
|
Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда
|
Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Предварительная продажа билетов. Чартерный рейс. Зависимость стоимости от срока приобретения и количества билетов на один рейс. Порядок возврата билетов.
Словарная работа: чартер
|
Знать:
- порядок приобретения и возврата авиабилетов
Уметь:
- ориентироваться в расписании
|
Текущий контроль
|
Расчет экономии стоимости проезда
|
Образцы авиабилетов. Расписание рейсов
|
Торговля
|
6
|
|
|
Виды ярмарок
|
Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов
|
Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов. Составление таблицы (вид ярмарки-назначение-товар). Сравнение цен по таблице. Организация ситуации, требующей покупки товара на ярмарке. Умение торговаться
Словарная работа: привоз
|
Знать:
- виды ярмарок
- цены на ярмарочные товары, их отличие от рыночных и магазинных
Уметь:
- самостоятельно перенести приобретенные умения покупки товаров в магазине, на рынке в новые условия (покупка на ярмарке)
|
Проверка выполнения индивидуальных заданий учащимися
|
Фрагмент кинофильма "Сорочинска ярмарка"
|
Таблица цен товаров на ярмарке, рынке и в магазине
|
7
|
|
|
Время и место проведения ярмарок
|
Время и место проведения ярмарок
|
Чтение городской прессы о времени и месте проведения ярмарок. Определение их типа и вида
Словарная работа: пресса
|
Знать:
- время и место проведения ярмарок
Уметь:
- самостоятельно перенести приобретенные умения покупки товаров в магазине, на рынке в новые условия (покупка на ярмарке)
|
Контроль техники чтения
|
Умения читать объявления (бегущая строка)
|
Статьи в местной прессе
|
Средства связи
|
|
|
|
Виды денежных переводов
|
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов
|
Виды переводов. Их сходство и различие. Порядок отправления. Заполнение бланков. Оплата за перевод (интеграция с уроками математики). Расчет стоимости перевода (по заданию).
Словарная работа: перевод
|
Знать:
- виды денежных переводов, их стоимость
Уметь:
- заполнять бланки почтового и телеграфного переводов
|
Фронтальный опрос. Проверка качества знаний учащихся.
|
|
Бланки переводов для заполнения
|
|
|
|
Современные виды связи
|
Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества
|
Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. Стоимость услуг по каждому виду связи.
Словарная работа: автоответчик, факс, АОН
|
Знать:
- стоимость услуг по каждому виду связи
Уметь:
- пользоваться сотовой и телефонной связью
|
Фронтальный опрос
|
Знакомство с современными видами Интернет-общения (e-mail и т.д.)
|
Прейскурант цен на услуги связи
|
Учреждения, организации
|
10
|
|
|
Предприятия бытового обслуживания населения. Контрольное тестирование за четверть
|
Знакомство с предприятиями бытового обслуживания
|
Составление и заполнение таблицы предприятий бытового обслуживания нашего населенного пункта (название-адрес-виды услуг)
Словарная работа: бытовое обслуживание
|
Знать:
- понятие "прокат", "ремонт квартир", "остекление" и др., их назначение
- какие виды услуг оказывает предприятие
Уметь:
- различать виды услуг
|
Текущий контроль
|
Работа с телефонным справочником
|
Таблица "Предприятия бытового обслуживания"
|
4 четверть
|
Учреждения, организации
|
1
|
|
|
Профессии работников
|
Знакомство с профессиями работников предприятия бытового обслуживания населения
|
Профессии работников предприятия бытового обслуживания населения. Дидактическая игра "Куда можно устроиться на работу?"
Словарная работа: профессия
|
Знать:
- профессии работников предприятия бытового обслуживания населения
Уметь:
- различать профессии работников бытового обслуживания
|
Фронтальный опрос. Проверка действий учащихся в игре
|
Профориентация
|
Таблица-алгоритм
|
Трудоустройство
|
2
|
|
|
Отдел кадров
|
Знакомство с учреждениями и отделами по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре)
|
Отдел кадров. Функции. Комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре. Запись адреса. Порядок трудоустройства. Трудовая книжка, ее значение
Словарная работа: трудоустройство
|
Знать:
- местонахождение учреждения и отделов по трудоустройству
Уметь:
- обращаться в отдела кадров учреждений для устройства на работу
|
Фронтальный опрос
|
Памятка
|
Образец трудовой книжки
|
3
|
|
|
Трудоустройство
|
Интерактивная экскурсия в учреждение и отдел по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы
|
Интерактивная экскурсия в учреждение и отдел по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы
Словарная работа: отдел кадров
|
Знать:
- местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе
Уметь:
- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу
|
Контроль поведения учащихся
|
Профориентация
|
Инструктаж по ТБ
|
4
|
|
|
Биржа труда
|
Учреждения и отделы по трудоустройству (бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда)
|
Бюро по трудоустройству населения. Биржа труда, ее адрес (запись), функции, значение для выпускников. Порядок обращения по окончании школы или профессионального училища на биржу.
Словарная работа: биржа
|
Знать:
- местонахождение учреждения и отделов по трудоустройству
Уметь:
- обращаться в отделы учреждений с целью устройства на работу
|
Контроль качества знаний
|
Беседа социального педагога школы
|
Памятка "Порядок обращения по окончании школы или ПУ на биржу труда"
|
5
|
|
|
Постоянная работа и работа по контракту
|
Оформление на постоянную работу и на работу по договору
|
Выбор профессии в зависимости от умений и желания человека. Трудоустройство на постоянную работу. Оформление на работу по договору. Трудовой стаж, его значение. Сравнение с постоянным местом работы для трудового стажа человека
Словарная работа: испытательный срок, стаж, контракт
|
Знать:
- порядок оформления на постоянную работу
- оформление на работу по договору
|
Фронтальный опрос. Рефлексия знаний. Ответы на вопросы
|
Замещение. Совмещение
|
Дидактический материал "Трудоустройство". Бланки договоров
|
6
|
|
|
Правила перехода на другую работу
|
Знакомство с правилами перехода с одной работы на другую
|
Причины перехода с одной работы на другую. Правила перехода с одной работы на другую. Составление заявления о переходе с одной работы на другую
Практическая работа: написания заявления по образцу
Словарная работа: заявление
|
Знать:
- правила перехода с одной работы на другую
Уметь:
- писать заявление о переходе с одной работы на другую
|
Взаимопроверка
|
памятка
|
Образец заявления
|
7
|
|
|
Документы для поступления на работу
Заявление
|
Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление
Правила составления деловых бумаг: заявление
|
Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Автобиография. Составление автобиографии-образца
Практическая работа: составление автобиографии по образцу
Словарная работа: оформление
Заявление о поступлении на работу. Объяснение педагога (по образцу заявления)
Практическая работа: составление заявления
Словарная работа: заявление
|
Знать:
- виды документов, необходимых для поступления на работу
Уметь:
- писать заявление о принятии на работу, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания
|
Фронтальный опрос. Проверка действий учащихся
Контроль качества знаний учащихся
|
Интеграция с уроками письма и развития речи
|
Образцы документов
|
8
|
|
|
Обобщающий урок. Контрольное тестирование.
|
Повторение пройденного материала за четверть
|
|
|
Текущий контроль
|
|
Контрольный тест
|
Учебно-методический комплекс 9 класс
-
Учебная программа
|
Учебное пособие
|
Методический материал
|
Дидактический материал
|
Дополнительная литература
|
Программа
А.К.Аксёнова «Домоводство 5-9 классы»
Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)
образовательных
учреждений 8 вида.
|
И.А. Мусская «Домоводство»,
Саплина Г.С. "Домоводство в школе"
Учебное пособие для уч-ся 9-х классов.
|
1. Преподавание СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
А.А.Хилько,
М.Е. Ермощенко.
2.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Девяткова Т.А.,Кочеиова Л.Л. Пособие для учителя, Владос,2003г.
3.Работаем с удовольствием. Уроки труда. Методические рекомендации для учителя. Татьяна Геронимус-АСТ-Пресс Школа.
4.Альбом плакатов по кулинарии. Ермакова В.И.
5.Сделай сам:Учебно-методическое пособие. Изд.1/2-2004г.
6.Настольная книга учителя домоводства. Марченко А.В.-АСТ Астрель,2007.
7.Самоопределение школьников в учебе, труде и отдыхе.А.В. Меренков,В.Ю.Ковалева ,Академия, 2008.
|
1.Карточки-задания.
2.Технологические карты.
3.Карточки-тесты.
4.Наглядые пособия.
5.Учебные памятки.
6.Иллюстративный раздаточный материал.
7.Занимательный материал: загадки, кроссворды, ребусы, анаграммы.
8.Предметы быта.
9. Средства по уходу за бытом.
|
1.Домоводство". Изд.2-е, Гос. изд-во сельхоз.литер, М., 2001.
2.Бакланов В.Н. Современное домоводство. Советы со всего света о том, как вести дом, укреплять семью и здоровье. 3-е изд. М.: Воскресенье, 1998.
3.Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка: Т. 1-4. – М., 1978.
4.Ковалев Н.Н. Рассказы о русской кухне: о блюдах, их истории, названиях и пользе ими приносимой, а также об утвари, посуде и обычаях стола. – М., 1989.
5.Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы Русского народа. М.: Белый город, 2007
6.Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.
7.Ляховская Л.П. Основы кулинарного мастерства. – Спб., 1997.
Русская кухня. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
8.Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.
9. Святки. Сборник. – Москва: ЗАО РИФМЭ, 1997.
10.Юдина Н. А. Русские обычаи и обряды. М.: Вече, 2006
11.В.В.Воронцов «Комнатные растения»
Д.Г.Хессайон «Всё о комнатных растениях»
|
|