РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА.
________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы стандартов и авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: Титульный лист, Пояснительную записку, раскрывающую статус документа, структуру документа, общую характеристику учебного процесса, Цели его изучения, Место учебного предмета в учебном плане, Основное содержание предмета с характеристикой основных содержательных линий, распределением учебных часов по разделам курса. Тематический план, Планируемые результаты освоения учебного предмета, Система оценки планируемых результатов, использование резерва времени; Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, Календарно-тематическое планирование.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным
изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой
производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными
технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий;
себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью;
бюджетом семьи;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии,
утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия
применения технологий);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности
труда;
• культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации,
измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора,
моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с
использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов,
энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных
поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и
приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем
месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
Цели:
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОАУ СОШ №11
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 210 учебных часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 70 часов из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 35 часов из расчёта 1 ч в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.
При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.
При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.
Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.
В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.
При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.
Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.
Тематическое распределение количества часов 5-6 классов:
Разделы, темы
|
Количество часов
|
Авторская программа
|
Рабочая программа
|
Рабочая программа по классам
|
5 класс
|
6 класс
|
Вводный урок
|
-
|
2
|
1
|
1
|
Технология домашнего хозяйства
|
5
|
5
|
2
|
3
|
1.Интерьер кухни, столовой
|
|
|
2
|
-
|
2. Интерьер жилого дома
|
|
|
-
|
1
|
3. Комнатные растения в интерьере
|
|
|
-
|
2
|
4.Освещение жилого помещения.
Предметы искусства и коллекции в интерьере.
|
|
|
-
|
-
|
5.Гигиена жилища
|
|
|
-
|
-
|
6.Эклогия жилища
|
|
|
-
|
-
|
7.Водоснабжение и канализация в доме
|
|
|
-
|
-
|
Электротехника
|
1
|
1
|
1
|
-
|
1.Бытовые электроприборы
|
|
|
1
|
-
|
2.Электромонтажные и сборочные
технологии
|
|
|
-
|
-
|
3.Электротехнические устройства с элементами автоматики
|
|
|
-
|
-
|
Кулинария
|
28
|
28
|
14
|
14
|
1.Санитария и гигиена на кухне
|
|
|
1
|
|
2.Физиология питания
|
|
|
1
|
|
3.Бутерброды, горячие напитки.
|
|
|
2
|
|
4.Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
|
|
|
2
|
|
5.Блюда из овощей и фруктов
|
|
|
4
|
|
6.Блюда из яиц.
|
|
|
2
|
|
7.Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака.
|
|
|
2
|
|
8. Блюда из рыбы и морепродуктов
|
|
|
-
|
4
|
9.Блюда из мяса
|
|
|
-
|
4
|
10.Блюда из птицы
|
|
|
-
|
2
|
11.Заправочные супы
|
|
|
-
|
2
|
12.Приготовление обеда. Сервировка стола.
|
|
|
-
|
2
|
13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
|
|
|
-
|
-
|
14. Изделия из жидкого теста
|
|
|
-
|
-
|
15 Виды теста и выпечки
|
|
|
-
|
-
|
16.Сладости, напитки и десерты
|
|
|
-
|
-
|
17.Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет.
|
|
|
-
|
-
|
Создание изделий из текстильных материалов
|
44
|
48
|
26
|
22
|
1.Свойства текстильных материалов
|
|
|
4
|
2
|
2.Конструирование швейных изделий
|
|
|
6
|
4
|
3.Моделирование швейных изделий
|
|
|
-
|
2
|
4.Элементы машиноведения
|
|
|
6
|
2
|
5.Технология швейных изделий
|
|
|
10
|
12
|
Художественные ремесла
|
16
|
16
|
8
|
8
|
1. Декоративно – прикладное искусство
|
|
|
2
|
-
|
2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ
|
|
|
2
|
-
|
3 Лоскутное шитье
|
|
|
4
|
-
|
4. Вязание крючком
|
|
|
-
|
4
|
5. Вязание на спицах
|
|
|
-
|
4
|
6.Роспись ткани
|
|
|
-
|
-
|
7.Вышика
|
|
|
-
|
-
|
Семейная экономика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Бюджет семьи
|
|
|
-
|
-
|
Современное производство и профессиональное самоопределение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1.Сферы производства и разделение труда
|
|
|
-
|
-
|
2.Профессиональное образование и профессиональная карьера
|
|
|
-
|
-
|
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности
|
42
|
36
|
16
|
20
|
1. Исследовательская и созидательная деятельность
|
42
|
36
|
16
|
20
|
Всего:
|
136
|
136
|
68
|
68
|
|