Скачать 0.93 Mb.
|
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма ОРГАНИЗАЦИЯ И СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВЕЛОСИПЕДНОМУ СПОРТУ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Учебно-методическое пособие Москва 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Содержание данного учебно-методического пособия основывается на правилах, разработанных Международным союзом велосипедного спорта (UCI) (версия от 2010 года). Учебно-методическое пособие раскрывает положения организации и правил проведения соревнований по велосипедному спорту для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тестовые задания, представленные в пособии разработаны по принципу программированной проверки знаний по всем разделам данной дисциплины, что позволяет студенту оценить, на сколько полно усвоен изучаемый материал, какие вопросы требую более пристального внимания. Положения регламента переведены с французского и английского языка и являются основным нормативным актом в велосипедном спорте для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В случае разночтения необходимо обращаться к оригиналу на французском языке. 1. Краткий исторический очерк История спорта для атлетов-инвалидов насчитывает более ста лет. В записях медиков XVIII—XIX веков есть ссылки на лечение увечий движением (упражнениями, отягощениями) и коррекцию строения человеческого тела, на важность занятия спортом для реабилитации инвалидов. Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно. После Первой мировой войны спортивная медицина прочно вошла во врачебную практику наравне с хирургией и ортопедией. Физкультурное движение инвалидов было распространено в Великобритании, Германии, США. Реабилитационный спорт быстро эволюционировал в развлекательный, а затем в соревновательный. В 1948 году в Лондоне состоялись очередные Олимпийские игры, тогда же прошли первые в истории соревнования атлетов-колясочников. А в 1960 году в Риме были организованы первые Олимпийские игры для спортсменов с повреждением позвоночника. В них приняли участие 300 человек из 10 стран мира. И с каждым паралимпийским циклом количество спортсменов растет. Сегодня в Играх участвуют слепые, ампутанты, церебральники, люди с нарушением интеллекта и даже частично парализованные. Право инвалидов на полноценную физическую активность подтвердила принятая ООН в 1975 году Декларация прав инвалида. «Инвалиды, - говорится в ней, - каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной». В 1989 году был основан Международный Паралимпийский комитет (IРС), который взял на себя организацию, патронаж и координирование Паралимпийских игр и других мировых и национальных чемпионатов инвалидов, а также интеграцию в международное спортивное движение здоровых людей, сохраняя при этом свою специфику. В функции IРС входит осуществление связей с другими международными спортивными организациями, помощь в исследовательской деятельности и разработке тренировочных программ для спортсменов-инвалидов. Спорт инвалидов в России развивался по своему пути. В других странах в основном к параспорту привлекались инвалиды-колясочники, в России в первую очередь развивались физкультура и спорт для незрячих. Всероссийское общество слепых вкладывало значительные средства в развитие данного направления как в мощнейшую форму реабилитации инвалидов. Первое участие россиян в международных соревнованиях состоялось в 1958 году. В Паралимпийских играх 1994 года в Лиллихаммере приняли участие команды 32 стран, более тысячи человек. 16 российских спортсменов-инвалидов по зрению завоевали 9 золотых, 12 серебряных и 7 бронзовых наград. С Игр в Нагано (1998 г.) сборная России привезла уже 12 золотых, 10 серебряных и 9 бронзовых медалей. В параспорте есть свои герои. Так, 4 раза поднимался на высшую ступень пьедестала почета Валерий Купчинский, трижды Александр Насорулин, два раза Ирек Маннанов. Спортсменка с нарушением интеллекта Наталья Смирнова стала трехкратным обладателем паралимпийского золота. В развитых странах акцент изучения постепенно смещается с того, что «не могут инвалиды», на то, что «могут люди с особыми нуждами». В соответствии с новыми целями и подходами происходит процесс формирования новой дисциплины и профессии, получившей в 1973 году международное название «Адаптивная физическая активность» (АФА). Движение в поддержку выделения АФА в самостоятельную дисциплину началось в 1973 году с образования Международной федерации адаптивной физической активности (IРАРА). Каждые два года IРАРА проводит Международные симпозиумы, которые значительно стимулируют развитие этой области, способствуя росту популярности исследований, развитию интеграции специалистов различных областей [1, с. 21]. Учреждениям медико-социальной экспертизы предлагается ввести в обязанность заполнение в индивидуальной программе реабилитации, в первую очередь детей-инвалидов, графы «реабилитация средствами физической культуры и спорта» для направления их в спортивные школы, клубы, центры и отделения инвалидов. По данным ЮНЕСКО, всего 3% инвалидов и лиц с ограничениями здоровья в мире охвачено реабилитацией, в России 1,2%. До 1995 года ни один вуз Российской Федерации не готовил специалистов по адаптивной физической культуре. Существовавшая система подготовки кадров по физической культуре для работы с инвалидами имела выраженный акцент в сторону лечебного направления. Обобщение накопленного опыта в области педагогики, психологии, медицины, валеологии, реабилитации и социализации инвалидов, а также проведение специальных научных исследований позволили создать новое направление в подготовке кадров для работы с инвалидами. В 1996 году приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию была утверждена специальность профессионального высшего образования 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» [54]. В 1997 году был утвержден Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования по этой специальности [55], новая версия которого введена в действие в июне 2000 года [56]. 2. Термины и определения В сфере адаптивного спорта: адаптивная физическая культура - вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций, содержащий в себе комплекс эффективных средств их физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции; детско-юношеская спортивно-адаптивная школа (ДЮСАШ) - учреждение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, основной деятельностью которого является организация и проведение среди лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций учебно-тренировочного и воспитательного процесса, имеющего целью их физическую реабилитацию, социальную адаптацию, интеграцию и повышение спортивного результата; классификатор - лицо, обязанностью которого является проведение классификации спортсменов по степени их функциональных возможностей, уполномоченное для этого организаторами спортивных соревнований и прошедшее специальную подготовку, подтвержденную соответствующим документом (аккредитация, лицензия); классификация - процесс определения классификатором или группой классификаторов класса (классификационной категории) спортсменов - паралимпийцев с целью создания им возможности соревноваться с другими спортсменами - паралимпийцами, имеющими аналогичный уровень функциональных возможностей; лицо с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций - лицо, имеющее физический или интеллектуальный недостаток, который препятствует освоению (достижению) результатов в физической и спортивной подготовке, соизмеримых с результатами лиц, не имеющих указанных ограниченных возможностей, без создания для этого специальных условий; Международный Паралимпийский комитет (МПК) - международная спортивная организация, управляющая Паралимпийским движением, организующая летние и зимние Паралимпийские игры и координирующая организацию и проведение чемпионатов мира и других официальных международных соревнований среди лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта; национальные сборные команды по паралимпийским видам спорта -коллективы спортсменов-паралимпийцев, тренеров, тренеров-лидеров, ученых, специалистов спортивной медицины, других специалистов в области спорта, формируемые для подготовки к международным соревнованиям по паралимпийским видам спорта и выступления на них от имени государства-участника; Национальный Паралимпийский комитет - составная часть Международного Паралимпийского комитета, действующая в форме общественного объединения на всей территории государства-участника в соответствии с его законодательством и обладающая исключительными полномочиями по представлению сборных команд государства-участника на Паралимпийских играх, а также на региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых под эгидой Международного Паралимпийского комитета; Паралимпийские игры - высший международный спортивный форум спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта, которых представляют национальные паралимпийские комитеты, признанные Международным паралимпийским комитетом, обладающим правом исключительной собственности на Паралимпийские игры, в том числе правом их организации, эксплуатации, освещения в средствах массовой информации и воспроизводства любым способом, а также иными исключительными правами, предусмотренными его конституцией; паралимпийский спорт - составная часть спорта, сложившаяся в форме специальной теории и практики подготовки лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта к спортивным соревнованиям и участия в них с целью физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции, формирования здорового образа жизни и достижения спортивных результатов на базе создания специальных условий; паралимпийский спорт высших достижений - составная часть паралимпийского спорта, направленная на достижение спортсменами-паралимпийцами результатов международного уровня, завоевание высоких мест на международных соревнованиях, установление национальных, континентальных и мировых спортивных рекордов с целью показать детям, подросткам и молодежи, обществу в целом пример преодоления трудностей, духовного и физического совершенствования, ведения здорового образа жизни; паралимпийское воспитание - педагогический процесс по воспитанию личности спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта, направленный на их физическую реабилитацию, повышение уровня физической культуры, способностей и возможностей самообслуживания в занятиях спортом и быту с целью духовного и физического совершенствования, социальной адаптации и интеграции, формирования здорового образа жизни; паралимпийское движение - форма социального движения, целью которого является развитие паралимпийского спорта как одного из основных средств физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта, достижения ими физического и духовного совершенства, укрепление международного спортивного сотрудничества; спортивная федерация по паралимпийским видам спорта - общественная организация, официально признанная компетентным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, целями которой является развитие одного или нескольких видов спорта для лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта, подготовка национальных сборных команд по соответствующим паралимпийским видам спорта для их участия в международных спортивных соревнованиях; спортивные объекты (сооружения) для занятий инвалидов - строения, здания, физкультурно-спортивные комплексы и другие спортивные сооружения, имеющие специальные приспособления и оборудование, необходимые для проведения спортивных занятий, спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий с участием лиц с ограниченными возможности функций опорно-двигательного аппарата, зрения и других функций; спортсмен-паралимпиец - основной субъект паралимпийского спорта, физическое лицо, занимающееся паралимпийским видом (видами) спорта, выступающее на спортивных соревнованиях с целью углубленной физической реабилитации, социальной адаптации, интеграции и достижения спортивных результатов; спортивный клуб инвалидов - юридическое лицо разных организационно-правовых форм, организующее учебно-тренировочный и воспитательный процесс, а также проведение спортивных соревнований и участие в них лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций с целью их углубленной физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции; судья по паралимпийскому спорту - лицо, имеющее судейскую квалификацию, установленную муниципальным органом или органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта или соответствующей международной спортивной организацией, и призванное обеспечить соблюдение соответствующих правил и условий при проведении соревнований по паралимпийским видам спорта; |
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в медицинский колледж сдают вступительные испытания с учетом... |
Методические рекомендации Рекомендации содержат описание основных... Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
||
Адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными... Адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (овз) |
Инструкция по организации и проведению государственной итоговой аттестации... Гиа) в форме основного государственного экзамена (далее – огэ) и единого государственного экзамена (далее – егэ) для лиц с ограниченными... |
||
Программа развития муниципального бюджетного специального (коррекционного)... «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми |
Апробация экзаменационных заданий для разных категорий участников... Инструктивно-методические материалы для разных категорий участников апробации с ограниченными возможностями здоровья |
||
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой... Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов,... |
Образовательная программа дошкольного образования Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей... |
||
Статья 15. Судейство соревнований 23 Статья 16. Разрешение спорных... Перечень документации, регламентирующей подготовку и проведение соревнований Кубка России по горнолыжному спорту. 25 |
С ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная)... «специальная (коррекционная) школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми |
||
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования... Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении... |
Пояснительная записка Организация обучения по адаптированной программе... Определяется адаптированной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей... |
||
Права человека конституционный приоритет Права инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Конкурсное задание по компетенции «Aбилимпикс» по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном... |
||
Публичный отчет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Школа – интернат для обучающихся... |
Правила приема в государственное бюджетное образовательное учреждение Федерации, по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее... |
Поиск |