Скачать 1.02 Mb.
|
Главное управление МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и выполнению задачи гражданской обороны "Срочное захоронение трупов военное время" органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания Владикавказ 2008 г. Содержание
Методические рекомендации разработаны Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Республике Северная Осетия-Алания на основании Федерального закона 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях реализации задачи гражданской обороны "Срочное захоронение трупов в военное время" республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на подведомственной территории. В методических рекомендациях определены мероприятия, которые необходимо выполнить в мирное и военное время для решения вышеуказанной задачи гражданской обороны; "Срочное захоронение трупов в военной время", а также их объем. Обоснованы возможности спасательной службы ритуальных услуг и других сил ГО для решения этой задачи. Разработан проект (вариант) муниципального правового акта о создании комиссии по организации срочного захоронения трупов людей и животных при больших потерях в крупных чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени городского поселения. Введение Война дает выход одному из самых мощных человеческих инстинктов, и можно утверждать, что на протяжении длительного времени война была важнейшей формой отношений между народами. Статистика показывает, что за последние 5 тыс. лет было около 14 тыс. войн, в которых погибло примерно 5000 миллионов человек. За последние 3 400 лет на земле было лишь 250 лет всеобщего мира. Современное международное право исходит из того, что войны предотвратить невозможно. Однако возможно сделать их менее жестокими и кровопролитными. Правила обращения с людьми, волей судеб оказавшихся в руках противника, разрабатывались философами и юристами, причем в разные эпохи и в разных регионах мира они существенно различались. Можно проводить множество примеров, которые в той или иной мере подтверждают, что человечество разрабатывало правила, которые бы защищали мирное (гражданское) население в период ведение боевых действий. В 1625 году голландский юрист, "отец международного права" Гуго Гроций опубликовал трактат "О Законе Войны и Мира", в котором формулировал правила гуманного обращения с мирным населением, который считается базой современного законодательства о войне. Он утверждал, что насилие сверх пределов, необходимых для победы, не может быть оправдано, что гражданское население, и даже солдаты, должны быть оставлены в живых, поскольку это допускает военная необходимость. "Поскольку насилие больше не рассматривается как наказание, оно не несет смысла само по себе. Оно становится средством, которым надо пользоваться с умеренностью". Философ Жан Жак Руссо в 1762 году опубликовал трактат "Об общественном договоре". Он писал: "Война - это не отношения между людьми, но между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты; не как жители своей страны, а как ее защитники… Если же цель войны - уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются - они перестают быть врагами или инструментами в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать". Международные кодексы законов войны переписывались и дополнялись многократно, к ним добавлялись новые и новые протоколы. Наиболее полно законы ведения войны изложены в Женевских Конвенциях 1949 года. И только в 1977 году к Женевской Конвенции были добавлены два дополнительных протокола, которые защищают жертв войны, мирное население и военнопленных. В дальнейшем, все решения международных организаций и судебных органов апеллировали к статьям Женевской и Гаагской конвенций. ООН неоднократно поддерживала эти правила. Однако мир, как всегда, оказывается более сложным, чем законы. Несмотря на то, что работа в этом направлении продолжается, поскольку постоянно меняется суть войны, однако мирное (гражданское) население по-прежнему остается жертвами войн и военных конфликтов. Значительное количество жертв среди местного населения в период ведения военных действий требует проведения специальных мероприятий по организации массовых захоронений павших. Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" организация "срочного захоронения трупов в военное время" относится к основным задачам гражданской обороны, которая имеет важнейшее значение, как в этическом, так и в санитарно-эпидемиологическом плане. В мирное время массовые захоронения редки, не ставится остро вопрос о срочности захоронений. В соответствии со ст.ст. 8 и 9 данного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение, а органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят срочное захоронение трупов в военное время в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения. Изменение принципов ведения гражданской обороны в современных условиях делает актуальной организацию и выполнение этой задачи силами гражданской обороны при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, для выполнения этой задачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо заблаговременно в мирное время провести комплекс соответствующих мероприятий.
1.1 Международное гуманитарное право о защите погибших и умерших во время ведения боевых действий Развитие международного гуманитарного права (Гаагское право, Женевское право) выработало принципы защиты гражданского населения от произвола и злоупотребления властью со стороны враждебного государства, а также защиты гражданского населения от определенных видов оружия. За исключением нескольких положений, имеющих ограниченное применение, Женевские Конвенции не предусматривают общую защиту гражданского населения от последствий военных действий. Эти вопросы включены в Гаагские Конвенции, большинство норм и положений которых были приняты еще в 1907 году. Развитием военной техники и особенно техники ведения воздушного боя в ХХ веке обусловили уточнение и развитие существующего права вооруженных конфликтов. Соответствующее развитие получили принципы защиты погибших во время ведения боевых действий, которые исходят, прежде всего, из права родственников знать о судьбе своих близких (статья 32 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. (Протокол I)). Статья 17 Женевской Конвенции "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" от 12 августа 1949 г. предусматривает, что стороны, находящиеся в конфликте, принимают все необходимые меры для того, чтобы предание земле или сожжение умерших производилось, насколько возможно, индивидуально и чтобы ему предшествовал внимательный и, если возможно, медицинский осмотр тел с целью констатирования смерти, удостоверения личности и возможного отчета об этом. Кроме того, как только позволят обстоятельства, и самое позднее сразу после окончания активных военных действий, каждая сторона, находящаяся в конфликте, разыскивает лиц, о которых противная сторона сообщает как о пропавших без вести (ст. 33 Дополнительного протокола… (протокол I)). Статья 16 Женевской Конвенции от 12 августа 1949 года "О защите гражданского населения во время войны" обязывает каждую находящуюся в конфликте сторону во всякое время, и особенно после боя, принять все возможные меры по розыску убитых …, а также по их ограждению от ограбления и дурного обращения. Конвенциями устанавливается правило соблюдения вероисповедания погибших, трупы сжигаются только в том случае, если это продиктовано настоятельными соображениями санитарного порядка или мотивами, связанными с религией умерших. В случае сожжения, об этом должно быть подробно, с указанием причин сожжения, отмечено в акте о смерти или в заверенном списке умерших. Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. С этой целью с началом военных действий стороны, находящееся в конфликте, обязаны организовывать официальную службу могил, чтобы сделать возможным в будущем эксгумации, обеспечить, каково бы ни было местонахождение могил, опознавание трупов и их возможную отправку на родину. Эти постановления также будут распространяться на пепел, который будет храниться службой могил до тех пор, пока в отношении его не распорядятся надлежащим образом, в соответствии с желаниями родины умерших. Конвенции обязывают стороны, находящееся в конфликте, регистрировать, как только это будет возможно, все данные, способствующие установлению личности умерших, в том числе и неприятельской стороны. Как только позволят обстоятельства, и самое позднее, по окончании военных действий, информация о точном местонахождении и обозначении могил, а также данные о погребенных в них умерших неприятельской стороны, через посредство центрального Агентства по розыску Международного Комитета Красного Креста или Центральное справочное агентство, передаются стороне противника. Конвенцией (ст. 17 Дополнительного протокола… (протокол I)) определяет роль гражданского населения в период ведения войны. В соответствии правовыми нормами стороны, находящиеся в конфликте, могут обращаться к гражданскому населению …с просьбой … разыскивать мертвых и сообщать об их местонахождении, а также обеспечивать защиту и необходимое содействие тем, кто откликается на их обращение. Если противная сторона устанавливает или восстанавливает контроль над территорией, то эта сторона также предоставляет такую же защиту и содействие до тех пор, пока они необходимы. Статьи норм международного гуманитарного права обязательны для соблюдения, ими нельзя пренебрегать. Так, Венская конвенция о праве договоров от 25 мая 1969 г. дает определение обязательной нормы в статье 53: "норма, принятая и признаваемая в целом международным сообществом государств, которой нельзя пренебречь, и которая может быть изменена только через последующую норму общего международного права аналогичного характера", а в статье 60 отмечает, что "положения договоров гуманитарного характера, касающиеся защиты человека", являются обязательными. В соответствии с конституционным принципом (ч. 4 ст. 15 Конституцией РФ) о признании общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы страны, нормы международного гуманитарного права о защите погибших и умерших во время ведения боевых действий нашли свое отражение в федеральном законодательстве. Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" организация "срочного захоронения трупов в военное время" относится к основным задачам гражданской обороны, которая имеет важнейшее значение, как в этическом, так и в санитарно-эпидемиологическом плане. Кроме того, признается преимущественное действие международных договоров России, когда ими устанавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено национальным законом.
Несмотря на развитие международного гуманитарного права, последствия войн и военных конфликтов конца XX начало ХХI веков, свидетельствуют, что в современных войнах резко возросла доля гражданских лиц среди жертв войны и страдают в них в первую очередь женщины, дети, старики. В то время как армии ведут учет своих потерь, в отношении гражданского населения такого подсчета не ведется, ибо не существует такой организации, которая была бы наделена мандатом вести счет погибших из числа гражданского населения. Как заявил Генеральный секретарь ООН, «Жертвы современных бесчеловечных конфликтов не только анонимны, они в буквальном смысле этого слова бессчетны». Демократические западные государства, как правило, применяют свои армии на полную их истребительно-разрушительную мощь, в том числе против мирного населения: массированные площадные бомбардировки мирных городов Германии и Японии, сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки, массовое применение ядовитых веществ и другие зверства во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе и других местах. Благодаря, в значительной мере стараниям западных демократий, война стала массированным организованным государственным террором против народов, о чем свидетельствует нижеследующая таблица. И такая тенденция роста жертв из числа мирного населения, как показывают войны и вооруженные конфликты конца ХХ – начала ХХI веков, сохраняется. Это объясняется не только резким увеличением поражающего действия современного оружия, но и низкой социально-психологической подготовленностью гражданского населения. Рост жертв среди мирного населения в войнах XX века (в %):
В период, охватывающий 1991–2003 годы, произошло несколько вооруженных противоборств, которые можно с полным основанием считать прообразом современных войн (операций) с применением оружия высоких технологий XXI века, основные общие черты которых отмечены в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706. Примерами такого развития военных событий могут служить сценарии агрессии против Югославии, войны в Ираке, Афганистане, Ливане, агрессия Грузии против Южной Осетии 2008 года. Несмотря на развитие точности средств поражения, все войны и вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной мере гуманитарно "грязными" и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. Свои следы войны оставляют и на территории, оказавшихся в зоне боевых действий. Так, агрессия стран НАТО в Югославии 1999 года показала, что в Югославии показала, что в современном вооруженном конфликте воздушными ударами невозможно достичь поставленных целей, поэтому первоочередными объектами нападения стали жизнеобеспечивающие объекты Югославии. Было выведено из строя по 70% объектов оборонной промышленности, 35% энергоснабжения, 40% крупных мостов, телецентр. В провинции Косово уничтожено 40% жилых домов, 32% школ, 88% больниц. Главная задача при современной технологии ведения войны состоит в том, чтобы уничтожить инфраструктуру, тыл государства, подавить возможность и волю к сопротивлению. Так, за 34 дня войны в Ливане 2006 года, по информации правительства Ливана, погибли 1180 человек, из которых треть – дети до 12 лет, и всего 61 боевик «Хизбаллы» (израильское командование заявляет о 350-400 убитых боевиках). Число раненых составило около 4000 человек. 970 тыс. ливанцев стали беженцами. В стране были повреждены или полностью выведены из строя 150 мостов и эстакад, 50 км покрытий автодорог, около 15 тыс. домов, аэропорты, морские порты, электростанции, станции водоснабжения, многие госучреждения и общественные здания и др. Огромный ущерб нанесен экологии и сельскому хозяйству страны. В период военных действий наряду с прямыми потерями гражданского населения от воздействия средств поражения значительными будут и непрямые потери среди населения – то есть умершие в результате ухудшения системы здравоохранения, инфраструктуры, обострения криминогенной обстановки и т. д. Так в 2003 году в прогнозном докладе Организации Объединенных Наций были оценены вероятные потери в случае войны с Ираком. По оценке Всемирной организации здравоохранения, около 500 тыс. жителей Ирака могут "в большей или меньшей степени нуждаться в медицинской помощи как результат полученных в ходе войны поражений", в том числе 100 тыс. мирных жителей Ирака могут получить ранения и еще 400 тыс. человек - заболеть после того, как будут разбомблены системы водоснабжения и канализации, а также нарушено снабжение населения продовольствием. В результате бомбежек система снабжения населения продовольствием, как ожидается, будет нарушена. Серьезно пострадает и электрическая сеть страны. Тысячи людей останутся также без питьевой воды. В данное время 70% населения Ирака получают питьевую воду через водоочистные сооружения, у которых имеются резервные дизель-генераторы, но, если они также будут выведены из строя, число людей, которым угрожает опасность остаться без воды, резко возрастет. Из объектов канализационной сети резервными дизель-генераторами обеспечены всего 10%, поэтому в результате бомбежки могут быстро появиться холера и дизентерия. В подтверждении прогнозных оценок ООН следует привести некоторые показатели доклада "Потери мирного населения в иракской войне" опубликованного во всемирно известном британском медицинском журнале "Lancet". В целом по стране с марта 2003 по июль 2006 года насильственной смертью погибло 645 965 жителей Ирака. До начала конфликта уровень смертности составлял 5,5%, а теперь он вырос до 13,3%. Смертность увеличилась из-за болезней и других причин, но около 600 тысяч человек погибли в результате актов насилия. 56% были застрелены, 13-14% погибли под бомбами или в результате взрывов. 59% умерших были в возрасте 15-44 лет, иными словами, они были слишком молоды, чтобы умереть по естественным причинам, они были призывного возраста. По данным опрошенных, 31% стали жертвами насилия, совершенного солдатами международной коалиции, но большинство погибли в результате терактов и в ходе столкновений между различными этническими группировками, воюющими за контроль над страной [http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-8311.html; http://www.gzt.ru]. По опыту войны в Афганистане, где под бомбами погибли около 5000 мирных афганцев, а до 20000 других афганцев умерли в результате нарушения снабжения продуктами питания и водой, а также иных косвенных причин бомбежки [http://www.inosmi.ru/translation/170133.html]. Опыт войн показывает, что больше всего гражданских лиц гибнет в городах. То есть там, где размещены материальные, финансовые, производственные, культурные и другие ценности, а также важнейшие узлы инфраструктуры, управления, штабы. Рассредоточенные по городу и замаскированные цели противник будет стремиться захватить, либо разрушить. Население мегаполиса будет в любом варианте нести значительные потери. Не меньшая опасность угрожает сельскому населению и эвакуированным из городов гражданам. Они будут страдать не только от оружия неприятеля, последствий катастроф и разрушений экологически опасных производств, но и от диверсионных групп и бандитских формирований. До настоящего времени считалось, что наибольший эффект защиты населения достигается с помощью технических средств, а также заблаговременной его эвакуацией из районов предстоящих боевых действий. Однако появление новых видов оружия (информационного, психотронного, биологического, генетического, экологического, литосферного, гидросферного, метеорологического, геокосмического, лазерного, радиологического, инфразвукового и других), инновационных способов и приемов ведения войны позволило увидеть тенденцию снижения их эффективности. Ни толстые стены бомбоубежищ, ни другие традиционные средства защиты не способны снизить уровень психогенных, психофизиологических потерь, сохранить в обществе оборонное сознание и, необходимые для защиты Отечества, социально-психологические отношения. В современной войне население будет постоянно находиться в условиях непосредственного и всестороннего воздействия противника. Такое воздействие обусловливает наличие у стран-агрессоров новейших средств и высококлассных сил. Многие исследователи считают, что в войнах ХХI века получат широкое применение как нетрадиционные виды оружия (созданные с помощью достижений научно-технического прогресса), Международным гуманитарным правом запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, однако факты свидетельствуют, что, что он по-прежнему является одним из основных методов ведения военных действий. В 1944 году немецкий высший наместник в Голландии, который открыл шлюзы, чтобы замедлить продвижение войск союзников. Около 500 тыс. акров были затоплены и результатом был массовый голод. Спустя, менее чем, десять лет, ВВС США бомбили плотины во время корейской войны, чтобы затопить рисовые поля Северной Кореи, действуя по плану, который должен быть привести к "голоду и медленной смерти". Во время вьетнамской войны бомбежки плотин Южного Вьетнама были обычным делом. Все войны, помимо того, что они разрушают инфраструктуру, причиняют страдания гражданскому населению и уносят жизни людей (в США это обозначается циничным термином «сопутствующий урон»), также оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Степень этого воздействия зависит от продолжительности военных действий, используемого оружия, а также от типа местности и экосистем, в которых ведется война. К примеру, в результате разрушения на территории Союзной республики Югославия ряда объектов химического и нефтехимического комплекса, энергетических и других промышленных объектов, а также нефтехранилищ в воздух, почву и в открытые водоемы попало большое количество потенциально опасных веществ. Свой след в виде радиоактивного загрязнения территорий оставили бомбардировки авиацией НАТО отдельных объектов современными средствами поражения (графитовые бомбы, боеприпасы с сердечником из «обедненного» урана-238 и др.). Женевской Конвенцией о защите гражданских лиц в военное время 1949 года, запрещены репрессалии, направленные против гражданских лиц, гражданских объектов и культурных ценностей, природной среде и сооружениям, разрушение которых может вызвать тяжелые потери среди гражданского населения и нанести значительный ущерб природной среде (так называемые "сооружения, содержащие опасные силы"), а также взятие любых заложников абсолютно запрещены. Однако до Женевской конвенции 1949 года, не существовало никаких международных соглашений о защите гражданских лиц в военное время, как не существовало и никаких норм военного права, которые запрещали бы взятие заложников "для обеспечения своей безопасности в ходе репрессалий" и казнь невинных людей, в том числе и заложников. Что касается репрессалий по отношению к военнопленным, то они были формально запрещены еще Женевским соглашением об обращении с военнопленными, заключенным 27 сентября 1929 года. Характерной чертой всех репрессалий является то, что они, как правило, касаются тех лиц, которые либо не имеют никакого отношения к актам сопротивления, вызывающим репрессалии, либо их участие в подобных актах невозможно доказать. Как отмечается в параграфе 454 английского военно-юридического справочника, "репрессалии представляют собой исключительное мероприятие, так как в большинстве случаев они причиняют страдания невинным людям". "Между тем, - говорится в справочнике, - именно в этом и заключается их эффективность как средства принуждения, почему они и незаменимы в качестве самого крайнего средства". До принятия Женевской конвенции 1949 года международное право допускало применение репрессалий для того, чтобы заставить государство противника, его вооруженные силы или его население, если они нарушили какие-либо нормы военного права, придерживаться их в дальнейшем. При этом, разумеется, применявший репрессалии сам становился нарушителем международного права. Таким образом, военные репрессалии являлись исключительно средством принуждения и ни в коем случае не должны были использоваться как средство наказания или мести. Мирные жители погибают в войнах, но далеко не все они просто "побочные потери". Во многих случаях, особенно когда вторжение вызывает партизанскую войну, мирные жители превращаются во врагов, и с ними поступают соответственно. Это запрещено Женевской Конвенцией. Статья 50 гласит: В случае сомнения, штатское ли это лицо, его следует считать штатским... Гражданское население и отдельные лица должны быть защищены против опасностей военных действий... Нападения без разбору также запрещены." В дополнение, Нюренбергские принципы определяют "преступления против человечности" таким образом: "Убийство, уничтожение, порабощение, депортация и другие негуманные действия против любого гражданского населения". Репрессалии, направленные против гражданского населения, всегда имеют место там, где население совершает акты саботажа или принимает широкое участие в движении сопротивления, что и в том и в другом случае противоречит нормам международного права. Высокая степень германских репрессивных мер во время второй мировой войны обусловлена тем, что правительства антигерманского блока организовывали в оккупированных немцами областях мощное нелегальное движение сопротивления, призванное ускорить военное поражение Германии. И после окончания второй мировой войны существовала практика репрессалий и форма заложничества, чтобы в случае нелегальных актов сопротивления населения подвергать их репрессиям ради благополучия остального населения. То, что подобных заложников при определенных обстоятельствах можно казнить, подтверждает и параграф 358 американских "Правил ведения сухопутной войны", где, между прочим, сказано, что "заложники, которых берут и держат с целью предупредить какие-либо незаконные действия со стороны вооруженных сил противника или его населения, могут наказываться и уничтожаться, если противник не прекратит эти действия". Примеров репрессалий в отношении гражданского населения в современных войнах более чем предостаточно (Советский Союз, Корее, Вьетнам, Ирак и др.), которые могут заполнить тома. В концепциях войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах. Основными событиями войн и военных конфликтов конца ХХ начала ХХI века были воздушная наступательная операция (ВНО) и систематические боевые действия авиации США и их партнеров по блоку НАТО. ВНО как правило носят затяжной характер. Так США и их союзники по НАТО во время войны против Югославии весной 1999 года в течение 78 суток наносили ракетно-бомбовые удары по СРЮ, в результате чего было полностью дезорганизовано энергоснабжение страны, разрушены десятки мостов, особенно через Дунай, что привело к параличу транспортной системы. За период боевых действий было применено не менее 1 тыс. высокоточных КР, в том числе и КРМБ типа «Томагавк». В результате авиационных и ракетных ударов КРМБ, продолжавших в течение 78 суток, были разрушены сотни промышленных предприятий Югославии. Особенно тяжелые потери понесла нефтяная отрасль; было дезорганизовано электроснабжение страны; разрушены десятки мостов через Дунай, что привело к параличу транспортной системы, «отторжению» Белграда от основных районов страны; вызвало нарушение как национального, так и международного судоходства по Дунаю; нанесло значительный ущерб военной инфраструктуре, особенно аэродромной сети и транспортной сети; создало сложную социальную обстановку в стране. Затяжной характер ВНО НАТО создает впечатление очередной реанимации теории итальянского генерала Джулио Дуэ, который еще в 1910 году, в период бурного развития авиации выдвинул теорию воздушной войны. Суть ее заключается в том, что авиация, завоевав господство в воздухе, может ударами по государственным и экономическим центрам противника одна добиться победы в войне. Стратегия американцев, являющимися лидерами НАТО, основывается на теории, которая в течение последующих 10 лет продолжала развиваться генералом Дуэ и в 1921 году он подчеркивает, что ''главным инструментом для урегулирования конфликтов'', являются воздушные силы. Так, генерал Дуэ Дж. В своем труде "Господство в воздухе" отмечал: "Целями для воздушных нападений будут поэтому преимущественно площади определенных размеров, на которых расположены нормальные строения (жилые здания, заводы и пр.) и определенное население. Для разрушения таких целей следует пользоваться тремя типами бомб — фугасными, зажигательными и химическими, применяя их в надлежащем соотношении. Фугасные бомбы служат для производства первых разрушений, зажигательные — для создания очагов пожаров, химические — чтобы помешать людским усилиям в борьбе с пожарами". В подтверждение своих выводов приводил брошюрку под названием «Мученичество Тревизо», выпущенную муниципалитетом города Тревизо. [Дуэ Дж. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. — М.: Воениздат НКО СССР, 1936.// militera.lib.ru.] Реализуя на практике доктрину Дуэ, немцы в период гражданской войны в Испании стерли с лица земли Гернику, затем 14 декабря 1940 года немецкая авиация в течение 11 часов жесточайше бомбила английский город Ковентри — центр военной промышленности Англии, превратив его в руины, а потом британцы и особенно американцы поусердствовали в виде классических бомбардировок городов Германии (в трех сокрушительных налетах на музейный Дрезден участвовало 1400 англо-американских бомбардировщиков) и Японии, не добиваясь существенных результатов в войне. На Вьетнам американцы сбросили семь миллионов тонн бомб, что в три раза больше, чем во время второй мировой войны. Таким образом, современные войны приобретают тотальный характер, который влияет на все сферы жизнедеятельности человечества, а "эволюция войны в сторону приобретения все более тотального характера фактически поставила вооруженные силы и гражданское население на один и тот же уровень опасностей и бед». ["Развитие и принципы международного гуманитарного права". Курс лекций, прочитанный Жаном Пикте в июле 1982 г. в Страсбургском университете в рамках информационной сессии, организованной Международным институтом прав человека. Международный Комитет Kpacнoгo Креста - С. 56.] Гражданское население становится жертвами не только боевого воздействия противника в прифронтовых районах (прямые потери), но и гибнет в результате ухудшения и разрушения системы жизнеобеспечения населения, обострения криминогенной обстановки и т. д., а также применения репрессалий, направленные против гражданских лиц, гражданских объектов и культурных ценностей, природной среды и сооружений, разрушение которых может вызвать тяжелые потери среди гражданского населения и нанести значительный ущерб природной среде (так называемые "сооружения, содержащие опасные силы"). Больше всего гражданских лиц гибнет в городах, то есть там, где размещены материальные, финансовые, производственные, культурные и другие ценности, а также важнейшие узлы инфраструктуры, управления, штабы. К катастрофическим последствиям для населения приводит поражение (разрушение) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения. Появление новых видов оружия (информационного, психотронного, биологического, генетического, экологического, литосферного, гидросферного, метеорологического, геокосмического, лазерного, радиологического, инфразвукового и других), инновационных способов и приемов ведения войны значительно снижает эффективность защиты населения с помощью технических средств, а также заблаговременной его эвакуацией из районов предстоящих боевых действий. |
Методические рекомендации по вопросам срочного захоронения трупов... Примерный вариант пояснительной записки к плану организации работ по срочному захоронению трупов в военное время |
Методические рекомендации по срочному захоронению трупов в военное... Методические рекомендации предназначены для оказания помощи территориальным органам мчс россии по субъектам РФ региона при осуществлении... |
||
Методические рекомендации по оборудованию и организации работы пункта... О создании нештатных аварийно-спасательных формирований и других руководящих документов и определяет порядок планирования и выдачи... |
Методическое пособие по разработке Плана гражданской обороны на военное... Методическое пособие по разработке Плана гражданской обороны на военное время (далее План) в муниципальных образованиях предусматривает... |
||
Методические рекомендации по организации курсового обучения работающего... Методические рекомендации по организации курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных... |
Методические рекомендации по подготовке населения в области гражданской обороны Главное управление министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям |
||
И ликвидации последствий стихийных бедствий Го направляем "Методические рекомендации по организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации... |
Методические рекомендации по организации мероприятий гражданской... Методические рекомендации предназначены для обеспечения организационной и нормативной правовой поддержки руководящих работников и... |
||
Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)... |
Методические рекомендации по курсовому обучению работающего населения... Методические рекомендации предназначены для организации курсового обучения персонала (далее работающего населения) предприятий, учреждений... |
||
О поддержании сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности В целях реализации статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-фз «О гражданской обороне», для поддержания сил и средств... |
Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)... |
||
Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)... |
Методические рекомендации по реализации требований федерального законодательства... На решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех уровней, при реализации... |
||
Документа Задачи по оперативному и своевременному выполнению мероприятий гражданской обороны |
Доклад о состоянии гражданской обороны государственного казённого... Общие данные о размещении объектов органа местного самоуправления (подведомственной министерству организации), инженерных систем... |
Поиск |