Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.


Скачать 1.43 Mb.
Название Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.
страница 1/11
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АЛДАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» МО АЛДАНСКИЙ РАЙОН
678900, РС(Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина, 2\5


Тел: (41145)  329-52.

Факс: (41145)329-52

E-mail: aldan_detdom@mail. ru

_____________________________________________________________________________
Рассмотрена и принята Утверждаю

Педагогическим советом Директор МКОУ

Протокол № 1 от « Алданский детский дом»

«9» «сентября» 2014 года ______________ Н.С. Миронов

ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алдан 2014
Пояснительная записка
Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. С приданием нового правового статуса этим учреждениям, возрастает их роль в выполнении государственного заказа на социальное формирование и развитие личности, социально - педагогическую последней.

Внешкольные учреждения предоставляют детям возможность свободного выбора видов деятельности, направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и положительной мотивационной направленности в сфере свободного времени.

Основными задачами структурного подразделения дополнительного образования воспитанников детского дома являются:

  1. обеспечение необходимых условий для личностного развития;

  2. укрепление здоровья;

  3. профессиональное самоопределение;

  4. творческий труд;

5) социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе;

6) социализация детей - инвалидов;

7)формирование общей культуры и организация содержательного
досуга.

Деятельность структурного подразделения дополнительного образования детей нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов, нужд и потребностей детей; общественного характера образования, гуманности и демократизма; дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого воспитанника.

В данном структурном подразделении реализуются программы дополнительного образования, сопряженные с такими направлениями социально - педагогической работы, как валеология, социология, техника, физкультура и спорт, творческая ориентация детей, культура быта, художественно-эстетическое и допрофессиональное образование.

Большой спектр направлений интеллектуальной и практической деятельности позволяет подразделению дополнительного образования быстро откликаться на социальные потребности детей. Опираясь на положительную мотивацию воспитанников, их актуальные, социальные и образовательные потребности, структурное подразделение дополнительного образованияимеют больше возможностей для создания условий интенсивной социализации формирующейся личности, социальной защиты ее прав и свобод в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Содержание и многообразие форм, применяемых в воспитательно-образовательном процессе, даёт возможность педагогам дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.

Полное представление о возможностях дополнительного образованияневозможно без анализа особенностей его содержания, к которым необходимо отнести следующие:

1.Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, других социальных институтов. Сфера дополнительного образования предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, эстетической и многих других.

2.В детском доме дополнительное образование реализуется через многообразие функций деятельности. Можно выделить две группы целевых функций деятельности дополнительного образования: образовательные и социально - педагогические. К образовательным функциям можно отнести функции обучения, воспитания и развития детей, которые могут выступать как самостоятельные функции или организуются как единый процесс. Обучение традиционно предполагает формирование у детей знаний, умений и навыков, новых понятий и способов действия, системы научных и специальных знаний. Особенность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она не повторяет дошкольную, основную общеобразовательную или профессиональную программу.

Дополнительное образование в детском доме имеет огромное значение и является по сути приоритетным в решении многих проблем, связанных с правонарушениями и безнадзорностью среди воспитанников. Правильная организация сферы дополнительного образования играет огромную роль в воспитательно-образовательном процессе детского дома в целом, так как занятия в этой сфере помогают ребенку:

  1. выявить и развить свои потенциальные творческие способности;

  2. достаточно рано определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни;

  3. испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишен в основной учебной деятельности;

  4. получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

  5. самоутвердиться социально адекватным способом;

  6. удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.

Коррекционно-развивающая функция, где учебно-воспитательный
процесс дополнительного образования позволяет
развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого
ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

Воспитательная функция - содержание и методика работы дополнительного образования оказывают значительное влияние на развитиесоциально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма.

Статус и роль дополнительного образования, как отдельного структурного подразделения детского дома регламентируется нормативно - правовыми документами, основными среди которых являются:

1. Раздел «Дополнительное образование» в Программе развития
учреждения;

2. Положение о структурном подразделении
дополнительного образования и самостоятельные образовательные программы каждого из реализуемых направлений;

3.Планы учебно-воспитательной работы структурного подразделения и всех кружков, секций и студий на учебный год;

5.Списки воспитанников;

6.Расписание занятий каждого подразделения;

7.Журналы учета посещения воспитанников.

Система дополнительного образования детского дома позволяет каждому ребенку или подростку приобрести устойчивуюпотребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

1. Создание условий для свободного выбора каждым ребенком
образовательной области, профиля программы и времени ее освоения,
педагога;

2. Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные
интересы, склонности и потребности ребенка;

3. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

4. Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации
успеха» для каждого;

5. Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

6. Признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на
пересмотр возможностей в самоопределении;

Применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенком предмета или вида деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, педагогами, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

Дополнительное образование воспитанников осуществляется в течение учебного года. Дополнительное образование детей проходит в максимально комфортных для развития личности условиях.

В детском доме созданы определенные условия для развития творческих способностей. Этому способствует внеучебная деятельность, которая реализуется через кружковые занятия (Юность, фея, кузя, самоделкин, умелочка, медиацентр) и спортивные секции (подвижные игры, настольные –спортивные игры, футбол, туризм, настольный теннис, ОФП).

В кружках и секциях детского дома занимается 69 человек, что составляет 65,2% всех воспитанников.

Деятельность системы дополнительного образования в детском доме основывается на следующих принципах:

  1. Добровольность;

  2. Самостоятельность;

  3. Творчество;

  4. Многопрофильность;

  5. Неформальное общение;

  6. Возможность выхода из объединения;

  7. Отсутствие обязательной оценки;

  8. Сплочение детского коллектива.

Цель дополнительного образования: создание условий для развития творческой индивидуальности воспитанников на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации

Задачи:

  1. Выявление интересов, способностей, склонностей, возможностей воспитанников к различным видам деятельности;

  2. Оказание помощи в выборе кружка, секции;

  3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  4. Развитие творческих способностей;

  5. Создание необходимых условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков (участие в выставках, ярмарках, благотворительная деятельность, обмен опытом).

Таким образом, воспитанники детского дома в системе дополнительного образования имеют возможность осознать себя, находят удовлетворение потребности в разных видах деятельности: в спорте, в творчестве, искусстве, в изготовлении поделок и т.д.

У воспитанников есть свобода выбора и это выражается в спектре кружков и секций, целью которых служит подготовка воспитанников к дальнейшей жизни.
Для оценки качества системы дополнительного образования в учреждении, мы определили следующие критерии и показатели, и представили их в таблице №1.

Таблица №1

Предмет оценки

Критерии оценки

Показатели

Информационная обеспеченность дополнительного образования

Наличие и состояние информации

Наличие нормативно-правовых актов, типовых и локальных документов, регламентирующих процесс использования дополнительного образования.

Для выявления информации о потребностях и желаниях воспитанников участвовать в системе дополнительного образования используются разные методы диагностики: изучение личных дел детей, собеседование, наблюдение, опрос, анкетирование и т.д.

Имеется расписание занятий, красочно-оформленные стенды, где представлены труд воспитанников, их достижения.

Педагогам, работающих в сфере дополнительного образования, доступны для изучения все необходимые документы: федеральные законы, регулирующие деятельность в сфере образования, Положение об учреждении (Устав), образовательные стандарты, правила внутреннего распорядка. Разработаны должностные инструкции: педагога дополнительного образования, руководителя кружка, условия и график работы специалистов, а также расписание кружков и секций.

Качество дополнительного образования

Полнота и своевременность предоставления образовательных услуг по дополнительному образованию.

Создание необходимых условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков.

Увеличение числа воспитанников, посещающих кружки, секции

Количество воспитанников, работающих по ранее изученному виду деятельности в системе дополнительного образования

Услуга предоставляется в соответствии с запросами воспитанников.

Разработаны программы по кружкам и секциям (приложения)
2011 – 43%; 2012 – 51%;

2013 -59%; 2014 – 65%


Организация труда работников и воспитанников


Профессионализм сотрудников, работающих в сфере дополнительного образования

Наличие условий для работы.

Техника организации времени

Образование


Категория


Оснащенность помещений и кабинетов удобной мебелью и необходимым оборудованием для работы, например: компьютеры, швейное оборудование и т.д.; соответствие санитарно-гигиенических условий труда общегосударственным нормам (температурный режим, уровень освещенности, уровень шума). Хороший микроклимат, спокойная рабочая обстановка.

Планомерность распределения рабочего времени по видам деятельности, ее этапам.

Высшее педагогическое образование имеют 4 человека, среднее профессиональное образование - 5 человек.

Педагоги детского дома повышают свою квалификацию 1 раз в 5 лет. 2 специалиста имеют высшую категорию, 1 человек имеет I категорию и 6 – 2-ю категорию


1 раздел

Программы дополнительного образования

Направленность – физическое развитие

Спортивная секция – ОФП

Руководители: Ерзиков Г.М., Хорунжев С.В.

Пояснительная записка
Основная цель – формирование всесторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества. Одной из составляющих этого процесса является физическое воспитание (ФК и С). Освоение материала Программы обеспечивает общее физическое развитие занимающихся, обучение и совершенствование техники по видам спорта, необходимые теоретические знания. Цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания Программы образования по ФК и С.

Цели:

  • Сохранение здоровья воспитанников

  • Привлечение занятием по спорту

  • Создания здоровья оберегающих технологий в группах АДД

  • Занятость воспитанников

Задачи:

  • Сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как к жизненной ценности

  • Развитие интереса к занятиям спортом

  • Сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.

  • Обучить воспитанников самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями и трудностями.

  • Формирование у воспитанников, педагогов и воспитателей здорового образа жизни.


Реализация этих целей и задач обеспечивается:

- осознанием физической культуры как средства развития и самосовершенствования личности;

- взаимосвязью процессов физического, психического и нравственного развития детей и подростков;

- ориентацией на «природосообразную» систему обучения, обеспечивающую формирование индивидуальности человека;

- формированием умения применять полученные знания и навыки в практической деятельности
Особенностями данной программы являются:

  • Два уровня сложности: обычный и повышенный;

  • Разноуровневые и разновозрастные группы;

  • Применение принципа вариативности – содержания знания, планируется с учетом индивидуальных возростно-половых психофизиологических особенностей воспитанников, их личных желаний.

Это позволяет организовать тренировочный процесс посильный для всех, не теряя в объеме и содержании учебного материала, движутся в освоении программы каждый своим темпом.
Организация тренировочного процесса

На теоретических занятиях даются необходимые знания по истории возникновения и развития ФК и С, гигиене, о врачебном и самоконтроле, технике безопасности, об атлетических снарядах, тренажерах и упражнениях, правилах проведения соревнований. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед по 15-20 минут, которые проводятся как правило в начале занятий (как часть комплексного занятия). Изучение некоторых тем, например просмотр и анализ видеозаписи соревнований и т.д., может проводиться на отдельном занятии длительностью до одного часа.

На практических занятиях приобретаются умение и навыки безопасной работы со снарядами и тренажерами и другим спортивным инвентарем. На базе общей физической подготовки изучается и совершенствуется техника соревговательных упражнений, развиваются специальные качества необходимые спортсмену Организация практических занятий в учебных группах- индивидуальная и микрогрупповая (2-4 человека).

Воспитанники распределяются в зависимости от уровня физической подготовки и желания, по потокам «общефизическая подготовка» и «спортивная подготовка» в которых решаются следующие задачи:

«ОФП»- укрепление здоровья и закаливание организма, использование атлетических упражнений для коррекции физического развития; привитие интереса к знаниям по видам спорта, повышение физической и функциональной подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата; освоение базовых и вспомогательных упражнений; определение возможной спортивной специализации.

«СП» - укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовки; расширение двигательных возможностей и повышение физических кондиций; получение инструкторских и судейских навыков; выполнение разрядных нормативов; участия в соревнованиях.

В группах «СП» могут заниматься юноши и девушки с 12 лет при отсутствии медицинских противопоказаний. В группах «РФП» могут заниматься дети с 7 лет.
Организация учебно - воспитательного процесса (УВП)

Основная задача УВП – воспитание доминанты самосовершенствования, которая подразумевает: осознание ребенком целей, задач, возможностей и перспектив своего развития; стремление и участие личности в самостоятельной творческой деятельности.

Опора на положительную установку, отсутствие внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для самосовершенствования. Инструктор по спорту должен подбирать воспитательные приемы в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных психодогических особенностей воспитанников.

Необходимо формировать у воспитанников представление о престижности высокого уровня здоровья и гармоничного физического развития, воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. У ребенка должна возникнуть положительная обратная связь – чем больше занимаешься, тем больше хочется заниматься, тем больше ощущение эмоционального комфорта. Результатом учебно-воспитательного процесса должен быть переход обучающихся от пассивно-созерцательного обучения к активно-действующему. Воспитанников необходимо обучать творческому применению полученных знаний и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, организации самостоятельных занятий.

Программа предусматривает разноуровневые и разновозрастные учебные группы, это дает возможность использовать метод «наставничества» - более опытные воспитанники опекают новичков, старшие помогают младшим.

Педагогическое наблюдение за воспитанниками в ходе занятий является основной для выявления его психофизиологического «профиля».
Методика обучения

Соблюдение принципа последовательности в обучении – от простого к сложному, от основного к второстепенному.

Основной метод обучения – квалификационный показ и объяснение, проводимые с учетом психофизических особенностей воспитанника. При развитой зрительной памяти упор делается на наглядном методе обучения; при аналитическом типе мышления и слуховой памяти показ дополняется подробным объяснением; при преобладании двигательной памяти необходимо ориентироваться на метод непосредственного выполнения. Эффективно применение видеоаппаратуры. Особое внимание обращается на овладение техникой выполнения упражнений, что позволит избежать травм, повысит результативность тренировок.

Обучение строится на использовании нравственно-волевой мотивации деятельности и приоритете самостоятельно выработанных методов и приемов в диалоге воспитанника и инструктора по спорту. Инструктор по спорту должен побуждать у воспитанников самостоятельный выбор и использование подходящих для них способов освоения тренировочного материала. При этом учитываются восприимчивость воспитанника к содержанию, виду и форме тренировочного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, пол собственной инициативе, в ситуациях не заданных обучением.

Занятие строится на основе двух процессов: самостоятельная работа подготовленных воспитанников под руководством инструктора по спорту и индивидуальная работа с отдельными воспитанниками (отстающие, новички).

На занятиях необходимо контролировать как результаты, так и сам процесс обучения. Виды контрольных упражнений и тестов устанавливаются на основе программы с учетом возраста, пола, специализации и квалификации занимающихся. При планировании занятия (виды упражнений, нагрузка) учитываются пол, возраст, физиологические биоциклы, а также учебный материал курса физической культуры, изучаемого воспитанниками в своем заведении.

Инструктор должен правильно оценивать нагрузку, испытываемую обучающимися, следить за их самочувствием, замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение.

Занятия строятся на основе метода сотрудничества, который позволяет обеспечить единство воспитания, обучения развития личности обучаемого.
Содержание программы

  1. Теория

Правила поведения в тренажерном зале. Техника безопасности при занятиях, поведения при чрезвычайных ситуациях. Достижения и современное развитие ФКиС. Выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены, лучшие спортсмены РС(Я) , города по видам спорта. Спортивная терминология. Устройства тренажеров, снарядов, другого спортивного инвентаря и оборудования. Гигиена и самоконтроль тренировочных занятий. Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Использование естественных природных факторов для укрепления здоровья и закаливания. Вред курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Понятие тренировки и «спортивной формы». Понятие об утомлении и о перетринированности. Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: рост, вес, динамометрия. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник тренировок. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и физиологии организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе. Дыхание во время занятий. Влияние физических упражнений на функционирование аппорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Особенности и развитие при занятиях спортом юношей и девушек.


  1. Практика

ОФП:

Разминка. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных положениях (стоя, сидя, лежа, лежа в наклоне). Упражнения для мышц шеи, туловища, для мышц брюшного пресса, для мышц спины, для мышц ног. Подвижные и спортивные игры. Упражнения на гибкость и координацию.

СФП:

Комплексы упражнений для решения специальных задач. Тренировки для развития силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости.



  1. Контрольные тренировки и соревнования:

В соответствии с календарным планом спортиво-массовых мероприятий АДД города, района, Республики Саха (Я).


  1. Культурно-массовая и воспитательная работа:

Встречи со знаменитыми спортсменами, экскурсии, посещение спортивных соревнований.
Требования к уровню подготовки воспитанников АДД

Учебный поток «ОФП»

Предметно - информационная компонента:

- знания составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов определяющих здоровье;

Деятельностно - коммуникативная компонента:

- применение знания, умения и навыков физической культуры в практической деятельности;

- умение самостоятельно готовиться к занятиям и упражнениям, осваивать разнообразные двигательные действия;

- самоопределения в способах достижения здоровья, самоорганизация с целью здорового образа жизни;

Ценностно - ориентационная компонента:

- сформированность потребности освоения ценностей культуры здоровья, физической культуры;

- гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;

- отношение к здоровью как к ценности, условию самореализации и социальной адаптации;

- ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

Средства:

- комплексы физических упражнений и других видов гимнастики, другие виды двигательной деятельности, использование гигиенических процедур и гигиенических факторов;

- физическая подготовка обучающихся в учебном потоке «ОФП» оценивается по контрольным нормативам вновь принятого комплекса ГТО в 2014году для учебных заведений – по возрастным группам.
Учебный поток «СП»

Предметно - информационная компонента:

- понимание человека как саморегулирующейся системы;

- понимание принципов и ценностей культуры здоровья;

- знание единства и особенностей физического, психического, социального и духовного здоровья и путей его сохранения;

- знание особенностей основных оздоровительных систем и их влияние на здоровье.
Деятельностно - коммуникативная компонента:

- умение использовать знания о своих индивидуальных особенностях и склонностях для углубленного освоения атлетических упражнений и избранного вида спорта;

- умение самостоятельно построить тренировочное или оздоровительное занятие, решать поставленные задачи с учетом своих возможностей и намерений;

- умение оценить эффективность и корректировать свою деятельность, контролировать физические нагрузки;

- умение организовать свой досуг с помощью средств физической культуры;

- умение составлять индивидуальные комплексы занятий для поддержания хорошего физического состояния.

Ценностно - ориентационная компонента:

- осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье;

- формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни, становление активной жизненной позиции.

Средства:

- Комплексы общеразвивающих упражнений, избранный вид спорта, средства закаливания, гигиенические факторы, психорегулирующая тренировка;
Физическая подготовка обучающихся в учебном потоке «СП» оценивается на основе разрядных требований:

- 1-2 год подготовки – результаты контрольных тестов и нормативов должны соответствовать юношеским разрядам

- 3-и далее год подготовки – выполнение третьего, второго взрослых разрядов.

Участие в соревнованиях, владение судейскими и инструкторскими знаниями и навыками.

2 раздел

Программы дополнительного образования

Направленность – прикладное творчество

Кружок «Умелочка» - руководитель Кокшенева Л.Е.
Пояснительная записка.

« Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее

живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик.
А.С. Макаренко.

Главные основы программы: дети начинают трудиться сразу же после рождения, когда мать прикладывает их к груди для кормления. Подрастая, дети занимаются игрушками, составляя домики, башенки из кубиков, одевая кукол, завязывая шнурки. В дошкольном учреждении начинается первый этап развития трудового обучения.

Нынешний этап развития нашего общества предъявляет повышенные требования к характеру и содержанию труда, подготовке человека к жизни.

Декоративно-прикладное искусство- удивительный вид творчества. Разработки занятий помогут привить детям интерес к культуре, истокам народного творчества, научить работать с тканью, нитками, бисером, расширить знания о различных видах рукоделия.

Кружок организован в целях углубления знаний учащихся и предпрофильной подготовки , которая является ориентационной, так как направлена на ориентацию обучающихся в мире профессий или на выбор профессии в 9 классе, а именно техническом и художественно-эстетическом.

Непосредственной целью работы кружка является достижение оптимального развития ручной умелости каждого ребенка.

Занятия кружка строится на принципах дидактической системы Л. В. Занкова.

Содержание программы характеризуется разнообразным материалам применяемых для работы, разнообразием ручных операций и видов практической деятельности, разнообразием познавательных сведений.

При изготовлении изделий используются разные виды бумаги, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера ( сутаж, тесьма) самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения ( бросовой материал).

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще детям овладеть новыми видами деятельности, еще не встречающимися ему. Дети овладевают такими операциями, как складывание, вырезывание, плетение, вышивание, вязание на спицах и крючком, шитье мягкой игрушки

На занятиях кружка дети знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и со свойствами разных материалов- например при плетении используется и бумажный шпагат, и крученые нитки, соломка, проволока и даже бумага.

Занятия кружка строятся на самостоятельной работе, где дети сами выбирают вид творческой деятельности и по собственному замыслу из любых материалов в любой технике( корзинка плетется из бумаги или шпагата, шьется, вышивается ). Каждый из этих видов работы предлагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировке в задании.

Ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил- т.е. общего развития ребенка- это основная цель работы кружка.

Непосредственной целью занятий кружка, является достижения оптимального развития ручной умелости каждого ребенка. Но при этом развитие ручной умелости должно сопровождаться развитием различных сторон психики, служить общему развитию детей. Общее развитие, по словам Л.В. Занкова, есть целостное движение психики, и
важно на каждом занятии давать простор этому движению, то есть стимулировать проявление и эмоционально- волевой, и интеллектуальной и потребностной сфер психики ребенка. При этом важно иметь в виду, что практическая деятельность на занятиях может способствовать раскрытию тех сторон индивидуальности ребенка, которые не видны на уроках по учебным предметам.

Научить ребенка учиться, самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться- одна из главных задач, от решения ее во многом зависит эффективность учебно - воспитательного процесса на занятии.

Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам активизации учебной деятельности детей по овладению знаниями и умениями. Довольно часто самостоятельной считают любую работу по изготовлению изделия, но чаще всего их деятельность носит подражательный характер. Дети не могут не только объяснить, но зачастую даже правильно назвать трудовые действия, что свидетельствует об отсутствии умений самостоятельной работы.

На занятиях в кружке дети должны научиться выполнять различного ряда трудовые задания по изготовлению изделий из бумаги, ткани и т. д. Однако изготовление изделий- не самоцель, а средство в решении учебно- воспитательных задач. Поэтому необходимо правильно формулировать цель занятия и самостоятельную работу ребенка. Задача состоит в том, чтобы в процессе занятий постоянно формировать у ребенка умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике.

При самостоятельном выполнении задания дети должны уметь: хорошо владеть ножницами, читать узоры вышивки, осуществлять самоконтроль за соблюдением требований к изделию, к отдельным операциям, анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.

Хорошее начало- половина дела, говорит народная мудрость. Дети слабо запоминают то, что не привлекает их внимание, поэтому следует применять различные приемы активизации восприятия, развивающие наблюдательность.

Занятия в кружке выполняет ряд функций общеразвивающего значения. К ним относятся: развитие психических процессов у детей ( мышление, память, внимание), познавательная функция, формирование трудовых умений, развитие творческих способностей, пространственного мышления, организация самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса. Эти функции в той или иной степени,выполняемые так же другими школьными дисциплинами, и лежат в основе межпредметных связей.

Формирование основ творчества- одна из главных задач программы занятий в кружке. Обучаясь различным видам творчества, дети приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать все навыки и новый опыт, смекалку.

Чем шире диапозон приобретенного на занятиях в кружке практического и теоретического опыта, тем больше и богаче условия для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативности мышления, а значит и творчества. Поэтому задача педагога поощрять стремление детей принимать самостоятельные решения по ходу работы и высказывания нестандартных, оригинальных идей, поддерживать их трудовую активность, желание самостоятельно как можно лучше выполнить работу в срок, расширять возможности знакомства с новыми материалами, способами их применения на практике, технологии их обработки.

Ведь новизна материальных и изобретательских средств и многогранная деятельность- залог творческогоотношения детей к труду.

Задачами кружка являются:
Обучающие:
-обучить конкретным навыкам в шитье, плетении, вышивании ,бисероплетении

-углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия

-формировать интерес к декоративно-прикладному искусству
Воспитательные:
- духовно- эмоциональное обогащение личности

- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте человека в нем

- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему

- воспитание уважительного отношения к человеку- творцу
-воспитывать нравственные качества детей.

-формирование чувства самоконтроля
Развивающие:
-формировать эстетический и художественный вкус

- содействовать формированию всесторонне развитой личности

-развитие созидательных возможностей личности творческих способностей

-развитие глагомера, руки и т.д.,через формирования практических умений

-развивать образное мышление, творческие способности
Работа занятий кружка « Умел очка» строится исходя из познавательных и физических возможностей ребенка, полученных им трудовых умений и навыков.

Знания, умения, навыки, формируемые в ходе

обучения в кружке « Умелочка»
В течение учебного года дети приобретают и совершенствуют умения:
- знакомятся с техникой рукоделия - макраме

- учатся вышивать новыми видами швов

- учатся пользоваться крючком, выполняя поделки и сувениры

- учатся технике вязания спицами

- учатся делать разметку с помощью выкройки и по клеткам

- учатся при изготовлении изделия правильно и красиво соединять и оформлять изделие

- самостоятельно выбирать, подбирать и распределять узор для изделия

- знакомятся с новыми видами творчества

- учатся лоскутному шитью

Общественно полезная работа
- изготовление наглядного и методического материала для занятий в кружке

- выполнение образцов новых игрушек и поделок- сувениров

- подготавливать беседы и экскурсии по работе кружка для младших школьников и гостей

- изготовление сувениров к календарным праздникам

- изготовление изделий – поделок на городские и республиканские выставки

- участие во Всероссийском фестивале « Портфолио»

- участие во всех мероприятиях детского дома

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ:
-заведение журнала посещения детей кружка «Умелочка»

-контроль за посещения кружка детьми

-проверка занятий

-выполнение домашнего задания

-помощь в оформлении выставки


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются...
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший до­школьный возраст) с нарушениями речи
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Статус образовательного учреждения: тип – образовательная организация...
Главы Ковдорского района от 26. 04. 2013 года №289 «О создании муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Доклад о деятельности школы в 2012 -2013учебном году Ситта 2013г Общая характеристика учреждения
Охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Публичный отчет мау до цдо «Савитар»
Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей путем изменения типа муниципального образовательного...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Кубок Департамента образования города Москвы по хоккею на траве (далее...
Кубок проводятся в соответствии с Календарным планом основных мероприятий Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Пояснительная записка Концепция деятельности
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Автомотолюбители»
Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Доклад о результатах деятельности муниципального бюджетного образовательного...
Астрахани «Центр дополнительного образования детей №2» за 2013-2014 учебный год Вакуленко, в котором содержится информация о том,...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Методические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения
Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Методические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения
Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Пояснительная записка Программа дополнительного образования детей «Робототехника»
Программа дополнительного образования детей «Робототехника», технической направленности, составлена в соответствии с
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного...
Муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon 1. Пояснительная записка
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного...
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. icon Самообследование муниципального бюджетного учреждения дополнительного...
Наименование оу в соответствии с уставом: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск