Скачать 285.2 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Принято УТВЕРЖДЕНА: на педагогическом Приказом совете директора МБОУ ГО Заречный «ЦППМиСП» ____протокол № 3__ № 37-од от 31.08.2016г. от ___30.08.2016г. _ АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» Составитель: Хабарова Л.В., Учитель-логопед г.Заречный 2016г. Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в Центре функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем. Логопедическая работа в Центре основана на использовании следующей программы - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием». Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы Центра, отвечает Федеральным государственным стандартам дошкольного образования. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи. Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь. В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
Характеристика контингента воспитанников Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями: - фонетико-фонематическое недоразвитие речи; - фонетическое недоразвитие речи; - общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития. Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в логопедической работе по коррекции нарушений речевого развития. Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта Центра общеразвивающего вида. Логопедические занятия проводятся во вторую половину дня с 13.00 до 19.00. Родители приводят детей в специально отведенное для них время. Занятия с воспитанниками проводятся индивидуально, не менее 2-х раз в неделю. Продолжительность индивидуального занятия - 30 минут, из них: 20 минут – работа перед зеркалом, 10 минут – коррекционно-развивающие игры у компьютера. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Задачи и содержание индивидуальных занятий:
Взаимодействие с педагогами и родителями Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов Центра (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности педагога-психолога: на занятиях по нейропсихологии, занятиях по Биологической обратной связи. Родители ребёнка и педагоги Центра постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса: * Педагог-психолог:
* Учитель-логопед:
*Родители:
*Музыкальный руководитель:
*Инструктор по физической культуре:
Интеграция образовательных областей в логопедической работе
|
Пояснительная записка Дошкольное образовательное учреждение является... Основной образовательной программой в мбдоу «Детский сад №90 «Крепыш» в настоящее время является |
Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания... Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. С приданием нового правового статуса этим учреждениям, возрастает... |
||
Пояснительная записка на современном этапе в школьном образовании... Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику:... |
Пояснительная записка Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста |
||
Пояснительная записка в центре внешкольной работы действует творческое... Главное назначение программы – показать пути и средства осуществления непрерывного языкового образования детей дошкольного и младшего... |
Далее для подачи заявления, постановки на учет детей в образовательные... «Информирование о ходе оказания услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие... |
||
«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном... |
Регламент технического взаимодействия при оказании муниципальной... «Приём заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу... |
||
Пояснительная записка. Основная образовательная программа дошкольного... Фз «Об образовании Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования и с учетом... |
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана... Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,... |
||
Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального... Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании... Фгбну «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической... |
||
Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи деятельности образовательного... ... |
Пояснительная записка 2-4 1 Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения 5 Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования |
||
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального... Характеристики особенностей развития детей |
Образовательные программы, реализуемые в спортзале и бассейне. № Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Программа физического воспитания детей 2-7 лет» под ред. М. А. Васильевой,... |
Поиск |