Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе


Скачать 285.2 Kb.
Название Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе
страница 1/3
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Заречный

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Принято УТВЕРЖДЕНА:

на педагогическом Приказом

совете директора МБОУ ГО

Заречный «ЦППМиСП»

____протокол № 3__ № 37-од от 31.08.2016г.

от ___30.08.2016г. _


АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»


Составитель:

Хабарова Л.В.,

Учитель-логопед


г.Заречный

2016г.

Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зави­сит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуж­даются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в Центре функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.

Логопедическая работа в Центре основана на использовании следующей программы - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы Центра, отвечает Федеральным государственным стандартам дошкольного образования. Ра­бочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший до­школьный возраст) с нарушениями речи.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

  • устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

  • развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

  • уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следую­щих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

  2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за со­бой развитие ребёнка;

  3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

  4. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возраст­ных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Дей­ствие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых зада­ний;

  5. принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закреп­ления формирующихся навыков;

  6. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимо­действие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Характеристика контингента воспитанников

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная спо­собность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного со­става языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудно­сти процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акусти­ческими признаками.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным ин­теллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов рече­вой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, дей­ствия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложе­ний. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последователь­ности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их суще­ственные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в разви­тии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляцион­ных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстрой­ствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Организационные условия деятельности по коррекции нарушений

речевого развития. Интеграция образовательных областей в логопедической работе по коррекции нарушений речевого развития.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта Центра общеразвивающего вида. Логопедические занятия проводятся во вторую половину дня с 13.00 до 19.00. Родители приводят детей в специально отведенное для них время.

Занятия с воспитанниками проводятся индивидуально, не менее 2-х раз в неделю.

Продолжительность индивидуального занятия - 30 минут, из них: 20 минут – работа перед зеркалом, 10 минут – коррекционно-развивающие игры у компьютера.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;

  • фонационные упражнения;

  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко­слоговых сочетаниях;

  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

  • автоматизация в облегченных фонетических условиях.

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;

  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, со­стоящих из правильно произносимых звуков;

  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Взаимодействие с педагогами и родителями

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в кор­рекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педа­гогов и специалистов Центра (музыкальный руководитель, руководитель по физиче­ской культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности педагога-психолога: на занятиях по нейропсихологии, занятиях по Биологической обратной связи. Родители ребёнка и педагоги Центра постоянно за­крепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в рабо­те взрослых участников образовательного процесса:

* Педагог-психолог:

  • психодиагностика;

  • выявление компенсаторных возможностей;

  • тренинговые упражнения.

* Учитель-логопед:

  • диагностика, постановка и автоматизация звуков;

  • развитие фонематического слуха;

  • речевое и языковое развитие.

*Родители:

  • выполнение рекомендаций всех специалистов;

  • закрепление навыков и расширение знаний.

*Музыкальный руководитель:

  • элементы логоритмики;

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;

  • развитие координации движений;

  • музыкотерапия;

  • развитие общей и мелкой моторики.

*Инструктор по физической культуре:

  • развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

  • интеграция речевой и двигательной функции;

  • развитие основных видов движения.



Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическая культура

Развивать координированность и точность действий.

- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

Здоровье

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- беседа


Коммуникация

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

- игровые ситуации

- мини инсценировки


Чтение детям художественной литературы

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

Познание

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.


- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в словах

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика


Музыка

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

- дидактические игры и упражнения

Художественное творчество

Развивать графомоторные навыки.

- штриховка

Социализация

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

- настольно-печатные дидактические игры

- театрализованные игры

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

Труд

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.

- беседа

- автоматизация поставленных звуков в связной речи

- поручения

Безопасность

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- игры с мелкими предметами

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов)

- беседа

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка Дошкольное образовательное учреждение является...
Основной образовательной программой в мбдоу «Детский сад №90 «Крепыш» в настоящее время является
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания...
Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. С приданием нового правового статуса этим учреждениям, возрастает...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка на современном этапе в школьном образовании...
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику:...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка
Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка в центре внешкольной работы действует творческое...
Главное назначение программы – показать пути и средства осуществления непрерывного языкового образования детей дошкольного и младшего...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Далее для подачи заявления, постановки на учет детей в образовательные...
«Информирование о ходе оказания услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Регламент технического взаимодействия при оказании муниципальной...
«Приём заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка. Основная образовательная программа дошкольного...
Фз «Об образовании Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования и с учетом...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана...
Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании...
Фгбну «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи деятельности образовательного...
...
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка 2-4 1 Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения 5
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального...
Характеристики особенностей развития детей
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе icon Образовательные программы, реализуемые в спортзале и бассейне. №
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Программа физического воспитания детей 2-7 лет» под ред. М. А. Васильевой,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск