ТЕМА № 23
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны предупреджения и ликвидации последствий ЧС.
Тема № 23: Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Виды, номенклатура и объем резервов (запасов) материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС, а также выполнения мероприятий ГО и РСЧС. Проведение контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
2. Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи.
3. Медицинские средства защиты, их состав, порядок накопления, хранения и выдачи.
4. Порядок создания, использования и восполнения резервов (запасов) материально-технических, продовольственных и иных средств в интересах ГО, а также для предупреждения и ликвидации ЧС.
5. Перечень имущества ГО, хранящегося на складах. Организация количественного и качественного учета. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний.
Рекомендуемая литература:
Федеральный Закон РФ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Федеральный Закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Федеральный Закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».
Приказ МЧС РФ № 999 от 23.12.2005 г. «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
«Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов..», утвержденных МЧС России и Мин. экономического развития РФ в 2012.
Постановление правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера».
Основы единой государственной политики Российской Федерации в области
Гражданской обороны на период до 2020 года. № Пр-2613 от 3.11.2011 г.
Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий».
Приказ МЧС РФ №140 от 10.03.2006г. «О внесении изменений в Правила использования и содержания СИЗ, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27.05.2003г. №285.
Приказ МЧС РФ №185 от 19.04.2010г. «О внесении изменений в Положение об организации обеспечения населения СИЗ, утвержденное приказом МЧС России от 21.12.2005г. №993.
Постановление Правительства РФ № 379 от 27.04.2002 г. «О накоплении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, промышленных и иных средств».
Введение
Для упреждения и ликвидации рисков ЧС мирного и военного времени необходимо в течение ближайшего 10-летия решить проблемные неотложные меры для устойчивого развития экономики страны и ее способности к расширенному воспроизводству. Эти проблемные меры носят характер межведомственный на федеральном уровне и региональный характер на территориальном уровне. Указанные меры требуют для своего решения государственной политики в области упреждения, смягчения рисков и смягчения последствий ЧС, а так же обеспечения гарантийного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды. Для выполнения указанных мер в масштабе государства необходимо не только желание и воля, но и проведение социально-экономических реформ с их полным обеспечением ресурсами и финансовыми средствами, то есть обеспечить финансирование ориентировочно до 2020 года. Для решения задач РСЧС в мирное время и ГО страны военное время в результате ЧС необходимо организовать всестороннее обеспечение.
Всестороннее и своевременное обеспечение мероприятий ГО является важнейшим условием успешного решения поставленных задач перед РСЧС в мирное время и ГО в военное время.
Роль и значение материального обеспечения в системе ГО определяется прежде всего тем, что выполнение всех основных мероприятий по защите населения и экономики в ЧС связано с использованием огромного количества разнообразных материальных и технических средств.
Такие мероприятия, как накопление фонда защитных сооружений, эвакуация населения, подготовка и оснащение НАСФ, проведение АСДНР могут быть выполнены в случае их всестороннего материального обеспечения.
Организация и осуществление МТО возлагается на руководителей ГО объектов экономики, руководителей формирований, начальников спасательных служб, которые являются непосредственными организаторами обеспечения действий сил и мероприятий ГО. Они в соответствии с решением руководителей ГО района (объекта) должны определить силы и средства для выполнения задач по обеспечению, наметить мероприятия, которые необходимо провести по подготовке сил и средств к решению задач, стоящих перед спасательными службами.
Вопрос № 1: ВИДЫ, НОМЕНКЛАТУРА И ОБЪЕМ РЕЗЕРВОВ (ЗАПАСОВ) МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГО И РСЧС. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ СОЗДАНИЕМ, ХРАНЕНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ВОСПОЛНЕНИЕМ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 379 от 27.04.2000 г., МЧС РФ разработано и утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств.
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с ФЗ «О гражданской обороне» (ст. 6) определяет порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основе Постановления Правительства РФ № 379 от 27.04.2000 г совместно с МЧС и Министерством экономического развития в 2012 году разработаны «Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов».
Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудования и другие средства, предусмотренные табелями оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другое медицинское имущество.
Номенклатура медицинских средств индивидуальной защиты должна включать только зарегистрированные на территории РФ лекарственные препараты и медицинские изделия, а для детей необходимо предусматривать лекарственные препараты в детских дозировках.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Российским агентством по государственным резервам исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:
а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения и гражданских организаций гражданской обороны;
б) создают и содержат запасы;
в) осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
Информация о накопленных запасах представляется:
а) организациями - в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены;
б) органами местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов;
б) создает запасы для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны.
Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос № 2: СИЛЫ ГО И РСЧС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИХ СОСТАВ И ЗАДАЧИ.
Материальное обеспечение заключается в организации и осуществлении своевременного и полного снабжения формирований:
- Техникой и транспортом;
- Индивидуальными средствами защиты и средствами медицинской защиты;
- Средствами связи;
- Приборами радиационной и химической разведки;
- Горючими и смазочными материалами;
- Медикаментами и медицинским оборудованием;
- Обменными одеждой, бельем и обувью;
- Продовольствием и питьевой водой;
- Строительными материалами и другими средствами, необходимыми для обеспечения сил и проведения мероприятий ГО по защите населения и объектов в ЧС мирного и военного времени.
К спасательным службам создаваемым для материального обеспечения относятся (до внесения изменений):
- Спасательная служба материально-технического обеспечения;
- Спасательная служба торговли и питания;
- Спасательная служба снабжения горюче-смазочными материалами.
К общим задачам материального обеспечения относятся;
А) в мирное время:
- разработка и корректировка планов материального обеспечения НАСФ, учреждений и мероприятий ГО;
- создание запасов средств защиты, специальной техники и другого имущества, необходимого для бесперебойного обеспечения действий НАСФ;
- обеспечение НАСФ техникой и имуществом;
- подготовка сил и средств спасательной службы и поддержание их в готовности для МТС мероприятий ГО;
- учет местных материальных ресурсов, необходимых для обеспечения мероприятий ГО в ЧС;
- совершенствование и расширение в загородных зонах баз, складов, предприятий торговли, общественного питания, пищевой и хлебопекарной промышленности, а также развитие ремонтно-производственной базы;
- обеспечение НАСФ и населения, пострадавшего при стихийных бедствиях, производственных авариях, катастрофах материальными средствами в пределах имеющихся запасов;
- совершенствование способов защиты продовольствия и других материальных средств от ОМП;
- подготовка формирований материального обеспечения к работе в ЧС.
Б) при угрозе нападения противника:
- дооснащение НАСФ табельной техникой и имуществом и вывод их в загородную зону;
- организация закладки продовольствия в защитные сооружения;
- усиление торговой сети и базы МТС в сельских поселениях;
- проведение мероприятий по защите запасов продовольствия и других материальных средств от ОМП;
- организация питания формирований в загородной зоне;
- обеспечение горючим и смазочными материалами автотранспорта и техники, привлекаемых для выполнения мероприятий ГО.
В) в ходе эвакуации:
- приведение в готовность и вывод в загородную зону формирований;
- вывоз из категорированных городов сверхнормативных запасов;
- организация обеспечения людей на путях эвакуации и в районах их размещения.
Г) после нападения противника:
- бесперебойное обеспечение материальными средствами НАСФ, ведущих АСДНР;
- обеспечение питанием и предметами первой необходимости формирований и пострадавшего населения;
- подвоз и обеспечение подменной одеждой;
- обеспечение горюче-смазочными материалами техники, работающей в очагах поражения;
- обеспечение материалами для аварийно-восстановительных работ;
- осуществление контроля за пригодностью пищи, пищевого сырья и проведением работ по их обеззараживанию;
- подвоз и пополнение материальных средств.
Силы и средства материального обеспечения
1. Спасательная служба торговли и питания
Создается на базе соответствующих органов и учреждений государственной и кооперативной торговли, управлений общественного питания, а так же на базе входящих в них ресторанов, кафе, столовых, хлебопекарен, предприятий торговли, баз, складов, не зависимо от форм их собственности.
Спасательная служба торговли и питания выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими спасательными службами ГО.
Основными задачами спасательной службы торговли и питания являются:
- обеспечение горячим питанием, а при отсутствии возможности его приготовления - сухим пайком, личного состава формирований в исходных районах, а также в районах ведения АСДНР;
- обеспечение санитарно-обмывочных пунктов и отрядов первой медицинской помощи обменной одеждой, бельем и обувью;
- организация закладки 3-х суточного аварийного запаса продовольствия в защитные сооружения для наибольших работающих смен, предприятий, продолжающих производственную деятельность в военное время;
- усиление торговой сети в загородной зоне;
- проведение мероприятий по защите продовольствия, вещевого и другого имущества на базах и объектах службы от заражения их ХОВ, АХОВ и радиоактивными веществами.
К силам и средствам спасательной службы относятся:
- хлебопекарные предприятия, расположенные на обеспечиваемой территории, независимо от ведомственной принадлежности;
- складские помещения и овощехранилища;
- торговые предприятия;
- предприятия общественного питания;
- элеваторы;
- склады и базы продснабжения и вещевого имущества;
- подвижные формирования службы:
- подвижный пункт питания (ППП);
- подвижный пункт продовольственного снабжения (ПППС);
- подвижный пункт вещевого снабжения (ППВС).
|