2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы


Скачать 0.58 Mb.
Название 2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы
страница 1/4
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4
Тема 3.

Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования

Цели:

  1. Ознакомление обучаемых с порядком обеспечения работ­ников организации средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

  2. Ознакомление обучаемых с местами расположения средств коллективной защиты работников организации, порядком ук­рытия в них работников организации и правилами поведения в защитных сооружениях.

  3. Ознакомление обучаемых с видами, назначением и пра­вилами использования имеющихся в организации первичных средств пожаротушения.

  4. Формирование у обучаемых практических навыков по пользованию средствами коллективной и индивидуальной защи­ты, а также первичными средствами пожаротушения.

Время проведения: 2 академических часа (90 минут).

Учебные вопросы:

  1. Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами коллективной и индивидуальной защи­ты. Действия работников при получении, проверке, применении и хранении СИЗ.

  2. Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.

  3. Действия при укрытии работников организаций в защит­ных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защит­ных сооружениях.

4. Первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

Метод: практическое занятие.

Место: учебный класс ГОЧС, защитное сооружение ГО, учеб­ное место для противопожарной подготовки.

Методическая литература и учебные пособия:

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Техничес­кий регламент о требованиях пожарной безопасности».

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме».

Приказ МЧС России от 15 декабря 2002 г. №583 «Об утверж­дении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

Приказ МЧС России от 21 июля 2005 г. №575 «Об утвержде­нии Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».

СНиП II-11-77* -«Защитные сооружения гражданской обо­роны».

ГОСТ 12.4.034-2001 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классифи­кация и маркировка».

ГОСТ Р 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и опре­деления основных понятий».

ГОСТ Р 12.4.233-2007 «Система стандартов безопасности тру­да. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Термины и определения».

Защитные сооружения гражданской обороны, tlx устройство и эксплуатация. — М.: Военные знания.

Учебно-методическое пособие для проведения занятий ра­ботающим населением в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на водных объектах / МЧС России.-М.: ИРБ, 2006.

Защита от чрезвычайных ситуаций. — М.: Военные знания.

Учебный фильм «Медицинские средства индивидуальной защиты».

Учебный фильм «Средства индивидуальной защиты органов дыхания».

Учебный вопрос 1. Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами коллективной и индивидуальной защиты. Действия работников при получении, проверке, применении и хранении средств индивидуальной

защиты

По количеству защищаемого населения средства защиты подразделяются на коллективные и индивидуальные. К кол­лективным средствам защиты относятся защитные сооружения гражданской обороны. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) подразделяются на медицинские СИЗ, СИЗ органов дыхания, СИЗ кожи.

В соответствии с федеральным законом «О гражданской обо­роне» предоставление населению защитных сооружений является одной из основных задач в области гражданской обороны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органов мес­тного самоуправления и организаций. Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны представляет комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на укрытие людей в защитных сооружениях.

Создание убежищ для защиты от разрывов бомб и снарядов и газоубежищ для защиты от токсического действия боевых от­равляющих веществ началось незадолго до начала Великой Оте­чественной войны и было развернуто в массовом порядке непос­редственно с началом военных действий. Всего за первый месяц войны только в Москве было подготовлено более 6 тыс. убежищ, вырыты и оборудованы простейшие укрытия на 236 тыс. человек. А к концу 1941 г. в защитных сооружениях всех типов одновремен­но могли укрыться от налетов авиации более полутора миллионов человек.

Об эффективности применения защитных сооружений мож­но судить по следующим данным. Потери среди населения в пер­вой половине 1942 г. составили 15% от потерь в 1941 г., а во второй половине года—не более 6%. Таким образом, с ростом обеспече­ния населения укрытиями резко снизился процент потерь.

Всего же за годы войны было обеспечено убежищами и ук­рытиями 25,5 млн чел., что сохранило жизни многим тысячам людей, подвергшимся опасностям в результате военных действий или вследствие этих действий.

Следует отметить, что наряду с защитой от современных средств поражения защитные сооружения находят применение для жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций, например при аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясении в Армении.

Они используются для защиты людей в зонах вооруженных конфликтов и в «горячих точках», для развертывания пунктов жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской и другой неотложной помощи, сбора пострадавших й т. д.

Именно защитные сооружения гражданской обороны спасли тысячи жизней мирного населения во время пятид невного воен­ного конфликта в г. Цхенвал (Южная Осетия) в августе 2008 г.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО)—это сооружения, предназначенные для защиты населения от поража­ющих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении) Потенциально опасных объектов. Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (рис. 2). Кроме того, могут при­меняться и укрытия простейшего типа.

Убежища подразделяются на классы, а противорадиационные укрытия—на группы.


Убежища классифицируются по защитным свойствам, по вместимости, по месту расположения, по обеспечению филь- тровентиляционным оборудованием и по времени (условиям) возведения.

По защитным свойствам убежища подразделяются на I—IV классы в зависимости от избыточного давления во фронте удар­ной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирую­щего излучения.

Средства индивидуальной зашиты (СИЗ) предназначении для обеспечения безопасности одного человека. Большую часть таких средств человек носит непосредственно при себе.

В зависимости от назначения СИЗ подразделяются на:

  • средства защиты органов дыхания (фильтрующие противо­газы, респираторы, пневмошлемы, пневмомаски, изолирующие противогазы);

  • специальную одежду, обувь;

  • средства защиты рук, головы, лица, органов слуха, глаз и др.

В рамках данной темы рассматриваются средства индиви­дуальной защиты органов дыхания и специальная защитная одежда.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) — носимое на человеке техническое устройство, обеспе­чивающее защиту организма, главным образом, от ингаляцион­ного воздействия опасных и вредных факторов.

В соответствии с ГОСТ 12.4.034-2001 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка» СИЗОД подразделя­ются на фильтрующие и изолирующие дыхательные аппараты. К отдельной группе, не указанной в ГОСТ, следует отнести диф­фузионные СИЗ —камеры защитные детские, —выполняющие одновременно две функции защиты — органов дыхания и кожи грудного ребенка.

Фильтрующие СИЗОД, в свою очередь делятся на: противо- аэрозольные, противогазовые и противогазоаэрозольные. Изоли­рующие дыхательные аппараты делятся на автономные и неавто­номные (шланговые) дыхательные аппараты.

Шланговый дыхательный аппарат— СИЗОД, в котором при­годный для дыхания воздух поступает с некоторого расстояния забором чистого воздуха дыханием либо нагнетается с помощью ручного насоса или воздуходувки. Автономный дыхательный аппарат снабжен источником чистого воздуха (или кислорода), который пользователь носит при себе (баллоны со сжатым воз­духом или химические регенеративные патроны). Изолирующие дыхательные аппараты, как это следует из названия, полностью исключают попадание воздуха из окружающей среды в легкие человека, но использование изолирующих СИЗОД требует спе­циальной подготовки, поэтому такими средствами оснащается личный состав аварийно-спасательных формирований, ремонт­ных бригад и т. д.

Для защиты широких слоев населения применяются филь­трующие СИЗОД. Их принцип действия основан на предвари­тельной очистке (фильтрации) вдыхаемого воздуха от различных примесей.

Цмшданский фильтрующий противогаз ГП-7 (рис. 4) надежно защищает от отравляющих и многих аварийно химически опас­ных веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств. Сос­тоит из фильтрующе-поглощающей коробки ГП-7К, лицевой части МГП, незапотевающих пленок (6 шт.), утеплительных ман­жет (2 шт.), защитного трикотажного чехла и сумки. Его масса в комплекте без сумки около 900 г, фильтрующе-поглощающей коробки — 250 г, лицевой части—600 г.

Лицевую часть МГП изготавливают трех ростов. Она со­стоит из маски объемного типа с «независимым» обтюратором, очкового узла, переговорного устройства (мембраны), клапана вдоха и выдоха, обтекателя, наголовника и прижимных колец для закрепления незапотевающих пленок. Независимый обтюратор представляет собой полосу тонкой резины и надежно обеспечи­вает герметизацию лицевой части. При этом механическое воз­действие лицевой части на голову очень незначительно.

На филырующе-поглощающую коробку надевается трико­тажный чехол, который предохраняет ее от грязи, снега, влаги, грунтовой пыли (грубодисперсионных частиц аэрозоля).

Наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание передаваемой речи, значительно облегчает пользование средствами связи (телефоном, радио).

Подбор лицевой части необходимого типоразмера ГП-7 осу­ществляется на основании результатов измерения мягкой сан­тиметровой лентой горизонтального и вертикального обхватов головы (рис. 5). Горизонтальный обхват определяется измерением головы по замкнутой линии, проходящей спереди по надбровным дугам сбоку на 2—3 см выше края ушной раковины и сзади через наиболее выступающую точку головы. Вертикальный обхват оп­ределяется измерением головы по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Измерения округляются с точностью до 5 мм. По сумме двух измерений устанавливают нужный типоразмер—рост лицевой части (маски) и положение (номера) упоров лямок наголовника:


CfMMl кзмереямй обхвата го­ловы, мм

Рост лицевой части

Положение упоров лямок

ГП'7, ГП-7В

ГП-7ВМ

лобомй

височных

щечных

лобовой

ваточных

ЩфЧНЫХ

до 1185

1

4

8

8

4

8

8

1190-1210

1

3

7

8

3

7

6

1215-1235

2

3

7

8

3

7

6

1240-1260

2

3

6

7

3

6

5

1265-1285

3

3

6

7

3

6

5

1290-1310

3

3

5

6

3

5

4

1315 и более

3

3

4

5

3

4

3



Лицевая часть противогаза ГП-7ВМ (рис. 6) выполнена в форме маски с трапециевидными обзорными стеклами для глаз, что улучшает обзор во время работы. В отличие противогазов ГП-7 и ГП-7В, маска ГП-7ВМ имеет два узла для подключения фильтрующе-поглощающей коробки (справа или слева) для удобства эксплуатации противогаза.

Перед применением противогаз необходимо проверить на исправность и герметичность. Осматривая лицевую часть, сле­дует удостовериться в том, что рост шлема-маски соответствует требуемому. Затем определить ее целостность, обратив внимание на стекла очкового узла. После этого проверить клапанную ко­робку, состояние клапанов. Они не должны быть покороблены, засорены или порваны. На фильтрующе-поглощающей коробке и горловине не должно быть вмятин, ржавчины, проколов и иных повреждений. Обращается внимание также на то, чтобы в коробке не пересыпались зерна поглотителя.

Противогаз собирают так: в левую руку берут шлем-маску за клапанную коробку, а правой рукой ввинчивают до отказа филь- трующе-поглощающую коробку навинтованной горловиной в патрубок клапанной коробки шлем-маски.

Рис. 4. Гражданский фильтрующий противогаз ГП-7В (модификация ГП-7В отличается от базовой модели тем, что имеет устройство для приема воды непосредственно в зоне заражения)



Рис. 5. Определение типоразмера противогаза ГП-7


Новую лицевую часть противогаза перед надеванием необ­ходимо протереть снаружи и внутри чистой тряпочкой, слегка смоченной водой, а клапаны выдоха продуть. При обнаружении в противогазе тех или иных повреждений их устраняют, при невоз­можности сделать это — противогаз заменяют исправным.

Проверенный противогаз в собранном виде укладывают в сумку: снизу кладут фильтрующе-поглощающую коробку, сверху—шлем-маску.

Противогаз носят вложенным в сумку. Плечевая лямка пере­брасывается через правое плечо. Сама сумка—на левом боку, кла­паном от себя. Противогаз может быть в положениях «походном», «наготове», «боевом».

В «походном»—когда нет угрозы заражения ОВ, АХОВ, радиоактивной пылью, бактериальными средствами. Сумка на левом боку. При ходьбе она может быть немного сдвинута назад, чтобы не мешала движению руками. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.

В положение «наготове» противогаз переводят при угрозе заражения, после информации по радио, телевидению или по ко­манде «Противогазы готовь!» В этом случае сумку надо закрепить поясной тесьмой, слегка подав ее вперед, клапан отстегнуть для того, чтобы можно было быстро воспользоваться противогазом.

В «боевом» положении—лицевая часть надета. Делают это по команде «Газы!», по другим распоряжениям, а также самостоя­тельно при обнаружении признаков того или иного заражения.

Противогаз считается надетым правильно, если стекла очков лицевой части находятся против глаз, шлем-маска плотно приле­гает к лицу.

Необходимость делать сильный выдох перед открытием глаз и возобновлением дыхания после надевания противогаза объяс­няется тем, что надо удалить из-под шлема-маски зараженный воздух, если он туда попал в момент надевания.

При надетом противогазе следует дышать глубоко и равно­мерно. Не надо делать резких движений. Если есть потребность бежать, то начинать бег следует трусцой, постепенно увеличи­вая темп.

Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, другой—взять-




Рис. 6. Гражданский фильтрующий противогаз ГП-7ВМ




ся за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и дви­жением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть и уложить в сумку. Самостоя­тельно (без команды) противогаз можно снять только в случае, если станет достоверно известно, что опасность поражения ми­новала.

При пользовании противогазом зимой возможно огрубление (отвердевание) резины, замерзание стекол очкового узла, смерза­ние лепестков клапанов выдоха или примерзание их к клапанной коробке. Для предупреждения и устранения перечисленных неис­правностей необходимо при нахождении в зараженной атмосфере периодически обогревать лицевую часть противогаза, помещая ее за борт пальто. Если до надевания шлем-маска все же замерзла, следует слегка размять ее и, надев на лицо, отогреть руками до полного прилегания к лицу. При надетом противогазе предуп­редить замерзание клапанов выдоха можно, обогревая время от времени клапанную коробку руками, одновременно продувая (резким выдохом) клапаны выдоха.

Для детей разработаны детские фильтрующие противогазы

ПДФ-7, ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-ЗД, ПДФ-2Ш.

Они комплектуются фильтрующе-поглощающими коробками типа ГП-5 и, в качестве лицевой части, масками МД-3 (маска детс­кая, тип третий) четырех ростов— 1, 2, 3 и 4. Ряд металлических деталей маски заменен пластмассовыми, соединительная трубка у маски 1-го роста присоединена сбоку от клапанной коробки.

В комплект любого детского противогаза входят также сумка для хранения и ношения противогаза и средство для предохране­ния стекол очковых узлов от запотевания. Устройство (за исклю­чением отмеченных выше особенностей масок) и принцип дейст­вия детских противогазов аналогичны устройству и принципу действия противогазов для взрослых.

Подбирают детский противогаз таким же способом, как и противогаз ГП-7: измеряют горизонтальный и вертикальный обхваты головы, округляя результат до 5 мм. Полученные цифры суммируют и, используя таблицу, определяют требуемый типо­размер лицевой части—рост маски и положение (номера) упоров лямок наголовника:


Сумма изме­




Положение упоров лямок няголоикика

рений обхвата головы, мм

Рост

лобовой

височных

щечных

1035-1055

2

4

7

9

1060-1080

2

4

7

8

1085-1105

2

3

6

7

1110-1130

2

3

5

6

1135-1155

2

3

4

5

1160-1180

3

3

5

6

1185-1205

3

3

4

5

1210-1230

3

3

3

4

1235-1255

3

3

2

3

1260-1280

3

3

1

2

1285-1305

3

3

1

1


  1   2   3   4

Похожие:

2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon 3 академических часа (135 минут). Учебные вопросы
Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций...
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить...
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из...
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут)
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Правоведение»
Слесари завода «Контур» Иванов, Петров и Сидоров опоздали на работу. Иванов на 10 минут, Петров на 3 часа 50 минут, Сидоров –на 4...
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Время: 3 часа (135 мин.) Учебные вопросы и расчет времени: №
Рассмотреть основные мероприятия, которые необходимо выполнить при угрозе возникновения, во время и после окончания чрезвычайных...
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Структура экзаменационной работы в соответствии со спецификацией...
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. На выполнение всей работы отводится 235 минут (3 часа 55 минут)
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon В аэропорту
Регистрация на рейс начинается за два с половиной часа, а заканчивается за сорок минут до указанного в билете времени (время в авиабилетах...
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon В аэропорту
Регистрация на рейс начинается за два с половиной часа, а заканчивается за сорок минут до указанного в билете времени (время в авиабилетах...
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Приложение Инструкция по проведению огэ по информатике и икт
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 мин, при этом рекомендуется на выполнение заданий 1 и 2 частей...
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы...
Ускорение свободного падения на Земле гравитационная постоянная универсальная газовая постоянная постоянная Больцмана
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из...
На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Общийпорядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения)...
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут (235 минут)
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 57 заданий
2 академических часа (90 минут). Учебные вопросы icon Учительская газета
Ребёнок должен учиться 23 часа 35 минут в сутки, чтобы выполнить все школьные требования. №30 от 25. 07. 06

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск