МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11»
г. КРАСНОЯРСКА
Публичный отчетный доклад
Муниципального образовательного учреждения
"Общеобразовательное учреждение ЛИЦЕЙ № 11"
Юридический адрес
|
660025, г. Красноярск, ул. Вавилова, 37
|
Фактический адрес
|
Россия, 660025 Красноярский край г.Красноярск, ул. Вавилова, 37
Ул. Базарная, 172
|
Телефон:
|
(319) 2015075
|
Факс:
|
(391) 268-74-74
|
Сайт:
|
http://11y.ru/
|
E-mail:
|
licey11@sch40.krsn.ru
|
г. Красноярск, 2010г
Содержание
Состояние и основные направления развития образовательного учреждения 3
Условия освоения обучающимися основной и дополнительной образовательных программ лицея 16
Качество обучения и воспитания 23
Обеспечение доступности качественного образования 39
Сочетание принципов единоначалия и самоуправления 40
Создание условий для сохранения здоровья обучающихся 41
Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и иных значимых мероприятиях 60
Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования 85
Состояние и основные направления развития образовательного учреждения
Достижения лицея
2006-2007
|
Победитель конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»
Победитель конкурса «Авторская школа - 2006» в номинации «Инновационная школа»
Победитель краевого конкурса проектов «Мой школьный двор»
Городская базовая площадка по реализации проекта «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями»
Победитель конкурса проектов «Мой спортивный школьный двор»
|
2007-2008
|
Создание новых условий по организации образовательного процесса: слияние двух образовательных учреждений Лицея №11 и СОШ №29, 2 класса начальной школы из НШДС №5
Базовая школа по организации профильного обучения на III ступени общего образования в рамках реализации краевого эксперимента «Комплексная модернизация общего образования»
Базовая школа по внедрению технологии Способа диалектического обучения
|
2008-2009
|
Победитель II Межрегионального конкурса Интернет-проектов Сибирского федерального округа «Зеркало Сибири» (при поддержке полномочного представителя Президента РФ в СФО). Лидер рейтинг в номинации «Школьный интернет»
|
2009-2010
|
Статус базовой образовательной площадки центра «Теория и технология СДО» ККИПКиППРО по реализации практической части программы повышения квалификации «Теория и технология Способа диалектического обучения».
|
Сведения об обучающихся
Структура контингента
|
I ступень
|
II ступень
|
III ступень
|
Всего по ОУ
|
Примечания
|
Кол-во обучающихся
|
480
|
660
|
112
|
1252
|
|
Общее кол-во классов/кол-во обучающихся, в том числе:
|
19
|
25
|
5
|
49
|
|
классы с изучением базовой программы (общеобразовательные)
|
19
|
25
|
0
|
44
|
|
классы с углубленным изучением отдельных предметов
|
|
8
|
12 групп
|
20 групп
|
Английский язык, физика, химия, биология, математика
|
Лицей имеет свыше 5100 выпускников, из них -119 медалистов.
Сведения о кадрах
На 1 июня учебного года
|
Общее количество учителей
|
Количество учителей, имеющих вторую квалификационную категорию, %
|
Количество учителей, имеющих первую квалификационную категорию, %
|
Количество учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, %
|
2006-2007
|
64
|
14 (21,8%)
|
23 (36%)
|
20 (31,2%)
|
2007-2008
|
88
|
19 (21,5%)
|
31 (35,2%)
|
36 (40,9%)
|
2008-2009
|
101
|
23 (22,7%)
|
28 (27,7%)
|
39 (38,6%)
|
2009-2010
|
153
|
15 (9,8%)
|
33 (21,5%)
|
43 (28,1%)
|
Приоритетными направлениями образовательной деятельности лицея являются следующие:
Создание благоприятных условий и возможностей для развития и самовыражения школьника.
Развитие непрерывной системы образования, преемственность уровней и ступеней образования, поддержка инновационной деятельности, предпрофильного и профильного образования.
Обеспечение дифференциации и индивидуализации образования как условия построения траектории развития каждого лицеиста на основе вариативности образовательных программ за счет введения элективных курсов и гибкой системы профилей обучения старшей ступени обучения, ИУП учащихся.
Углубленное изучение отдельных предметов естественнонаучного и технического направления.
Информатизация образования, освоение новейших средств информационных технологий, освоение интерактивных технологий.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью.
Кадровая политика: пересмотр приоритетных направлений в методической работе в лицее; создание условий для прохождения повышения квалификации учителями-предметниками, в том числе с использованием ресурсов дистанционного обучения; привлечение ресурса высшей школы.
Учебный план лицея №11 на 2009-2010 учебный год обеспечил овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков, а также индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их интересами и склонностями и отражает специфику учреждения – воспитание интеллектуальной элиты общества.
Содержание учебного плана лицея реализует его цели:
Создание благоприятных условий и возможностей для развития и самовыражения школьника.
Развитие непрерывной системы образования, преемственность уровней и ступеней образования, поддержка инновационной деятельности, предпрофильного и профильного образования.
Обеспечение дифференциации и индивидуализации образования как условия построения траектории развития каждого лицеиста на основе вариативности образовательных программ за счет введения элективных курсов и гибкой системы профилей обучения старшей ступени обучения, ИУП учащихся.
Углубленное изучение отдельных предметов естественнонаучного и технического направления.
Информатизация и компьютеризация образования, освоение новейших средств информационных технологий.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью
Учебный план 1-11 классов составлен на основе БУПа РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.04.
В основу формирования учебного плана лицея положены следующие нормативные документы:
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18. 02.02.);
3. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального,. общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 );
4. Постановление Совета администрации Красноярского края от 17.05.06 № 134 –П «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08. 2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
6. Постановление Правительства Красноярского края от 05.09.2008 г. № 75-п «О внесении изменений в постановление Совета администрации Красноярского края от 17.05.2006 № 134-п «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования»;
7. Письмо агентства образования администрации Красноярского края от 03.10.2007 г. № 7668 (о направлении методических рекомендаций департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»);
8. Приложение к письму Департамента от 27 апреля 2007г. № 03-898 Министерства образования и науки РФ по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
В учебном плане учитываются санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса:
шестидневный режим недели для учащихся 2-11 классов;
пятидневный режим для учащихся 1 классов;
учебная нагрузка соответствует нормативам СанПиН,
занятия проводятся в одну смену.
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам естественнонаучного и технического профиля.
Начальное общее образование
Обучение организовано по программе четырехлетней начальной школы.
Содержание образования на первой ступени реализуется через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира.
В обучении используются следующие программы:
– «Школа России»- 1 Б, Э,Е, 2 А,Б, Д, 3А,Б, 4 А,Б, В, Э,Д;
– развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова- 1 Д, 2 В,Э, 3 В, Э;
– система Л.В.Занкова- 1 В;
– «Школа 2100» - 1 А.
За счет компонента образовательного учреждения в учебный план введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», на который отводится 0,5 часа в неделю во 2-4 классах. Данный предмет ведется по авторской программе для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнова и др.
Реализация предметов национально-регионального компонента осуществляется по четвертям:
2 классы - «Природа и экология Красноярского края» - 3 и 4 четверть, «Литература Красноярского края» в 1-2 четверти,
3 классы - «Природа и экология Красноярского края» -3 и 4 четверть, «Литература Красноярского края»-1 и 2 четверть, «Художественная культура Красноярского края»- 3 и 4 четверть,
4 классы- «Литература Красноярского края»-1 и 2 четверть, «Художественная культура Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края» 3 и 4 четверть.
За счет компонента образовательного учреждения введены курсы:
«Математика и информатика» (2 кл.)-1ч, «Экология для младших школьников» (3 кл.)-1ч, «Планета загадок» 4 кл.-1 час.
Программы реализуемых предметов являются модифицированными, утвержденными на научно –методическом совете лицея.
Основное общее образование
В 5-9 классах реализуется БУП-2004г. Содержание образования на второй ступени является относительно завершённым и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе.
На изучение русского языка в 6-х классах выделено 6 часов, программа данного предмета составлена на основе программы Ладыженской Т.А, в 7 классах – русский язык по программам Разумовской М.М., Ладыженской Т.А – 4 часа.
В 5-8 классах «Технология» изучается в рамках направления «Технология. Обслуживающий труд» по программе под редакцией В.Д. Симоненко.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 5-9 классах, по учебному плану- 1 час в неделю. Реализация программ по данному предмету в 5,7, 9 классах осуществляется за счет часов компонента образовательного учреждения, в 8 классах предмет введен в федеральный компонент. Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вингородского.
За счет компонента образовательного учреждения в 5-х классах введены предметы «Наглядная геометрия» 1ч, «Программирование в среде ЛОГО» -0,5ч, «Познаю свои способности»-0,5ч; в 6 классах (А,Б) «Наглядная геометрия»-1 ч, «Программирование в среде ЛОГО» 6кл.В,Э-0,5ч, «Растениеводство»-0,5ч; в 7 классах–0,5ч «Программирование в среде ЛОГО»-0,5ч, «Речевой этикет»- 7А,Б-1ч, «Растения и грибы в жизни человека»-7В,Э-0,5ч, «Решение нестандартных задач по математике»-0,5ч-7В,Э.
Начиная с 7 класса, осуществляется преподавание предмета «Математика» без разделения на предметы «Алгебра», «Геометрия» по учебникам, согласно федеральному перечню.
Изучение предметов на углубленном уровне начинается с 8 класса, часы школьного компонента отданы на углубленное изучение математики (8А,Б, 9А,В) - программа углубленного изучения математики под ред. Миндюк А.Г., физики (8В) - программа Дик Ю.И., Разумовского В.Г., химии (8Е,9Б) -программа Габриеляна О.С.
Все используемые программы для углубленного изучения рекомендованы Министерством образования и науки.
Часы компонента образовательного учреждения в 8 классах даны на реализацию программ технического, естественнонаучного профиля: «Флористический дизайн», «Экологическая система города», «Химия и медицина», «Программирование в среде ЛОГО», «Культура речи», «Уравнения второй степени сложности», «Геометрия архитектурной гармонии», «Физика в задачах».
Реализация предпрофильной подготовки в 9-х классах осуществляется за счет ресурса ОУ и ВУЗов (СФУ, КГПУ, СибГТУ), курсы краткосрочные по 0,25ч; 0,5ч за счет компонента образовательного учреждения.
Программы курсов по выбору являются модифицированными, утверждены на научно - методическом совете лицея. Курсы естественнонаучной направленности: «Тайны размножения в органическом мире» и «Экологические аспекты здоровья человека»- курсы, которые углубляют содержание предмета «Биология» в 9Б классе; «Экспериментальное решение задач по химии», «Квадратный трехчлен и его приложения», «Решение задач по теме «Силы в механике», «Компьютерная графика», «Экологическая система города», «Информационные ресурсы по химии и работа с ними», «Физика и медицина», что соответствует статусу лицея.
Реализация предметов национально-регионального компонента осуществляется следующим образом:
5 классы- «Литература Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края» 1-2 четверть, «Природа и экология Красноярского края», «Спортивно – познавательный туризм» -3 и 4 четверть,
6 классы - «Литература Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края», «История Красноярского края» - 1 и 2 четверть, «Художественная культура Красноярского края», «Спортивно – познавательный туризм» -3 -4 четверть;
7 классы- «Литература Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края»-1 и 2 четверть, «История Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края», «Спортивно – познавательный туризм» - 3 и 4 четверть;
8 классы –«История Красноярского края» -1 и 2 четверть, «Природа и экология Красноярского края» - 3 и 4 четверть.
9 классы - «История Красноярского края» - 3 и 4 четверть.
В 9 классах индивидуально-групповые занятия направлены на предпрофильную подготовку, расширяют содержание предметов естественнонаучного цикла, способствуют удовлетворению индивидуальных интересов учащихся.
Предлагаемые курсы естественнонаучного направления выходят за рамки школьной программы. Они основываются на принципах дифференциации и имеют цель: дать учащимся в рамках базового уровня образования целостное представление об основах химии, биологии, физики, экологии, в теоретических и прикладных аспектах, сформировать грамотное поведение в быту, на производстве. Акцент делается на практическую направленность знаний, формирование у учащихся представления о научной, исследовательской деятельности, ориентацию на выбор специальности, связанной с естественнонаучным профилем.
Программы составлены на основе рекомендованных программ Министерства образования и науки и утверждены на научно –методическом совете лицея.
Согласно нормам СанПиНа занятия проводятся во второй половине дня.
Среднее (полное) общее образование
Для реализации профильного обучения предусматривается выбор учащимися определенного, сравнительного небольшого количества предметов. При этом при изучении предметов федерального компонента учащимся предоставляется возможность выбора предметов, так как по каждому предмету содержание представлено на базовом и профильном уровне. В зависимости от выбранного профиля учащиеся имеют возможность изучать одни предметы на базовом уровне, другие – на профильном или углубленном.
Учебный план лицея обеспечивает каждому учащемуся возможность создания и осуществления собственной образовательной траектории по освоению учебных дисциплин.
Каждому старшекласснику предоставляется возможность выбора индивидуального учебного плана, конструкция которого включает выбор учебных предметов и дисциплин (углубленного, профильного, базового уровня), элективных учебных предметов, проектной или исследовательской деятельности.
Исходя из запросов учащихся и родителей, в лицее профильное обучение осуществляется по индивидуальным учебным планам в 11 классах (мобильные группы).
Профильную подготовку осуществляют как учителя лицея (в основном имеющие высшую категорию), так и преподаватели Вузов (СФУ, СибГТУ, Аэрокосмической академии).
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени среднего (полного) общего образования реализуется в 10-11 классах за счет федерального компонента по примерной программе. Для реализации профильного обучения используются программы, которые рекомендованы авторами как для профильного уровня, так и для углубленного изучения предметов.
В 10 классах изучаются профильные предметы –математика и физика; в 11 классах математика ведется как на базовом, профильном так и на углубленном уровне, физика на базовом и углубленном уровне; химия, обществознание, биология, иностранный язык на профильном уровне.
Компонент образовательного учреждения в 10-х, 11-х классах представлен элективными учебными предметами (обязательными учебными предметами по выбору), которые направлены на углубленное изучение предметов, развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне, а также способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности человека.
Учебный план учащихся 10 классов включает: федеральный компонент (29ч), региональный компонент (2ч), компонент образовательного учреждения (5ч), что составляет 36 часов в неделю и соответствует нормам СанПиНа.
Элективные предметы «Культура речи», «Многогранники», «Генетика человека», «Методы решения физических задач», «Профильная лаборатория психологии для старшеклассников» способствуют удовлетворению познавательного интереса в различных областях деятельности человека.
Индивидуально-групповые занятия в 11 классах способствуют реализации индивидуальных планов учащихся, построению индивидуального маршрута, в 10 классах направлены на развитие познавательного интереса учащихся, профессиональное самоопределение.
Количество часов на занятия определено, исходя из количества желающих учащихся заниматься данным предметом во внеурочное время, наполняемость групп до 12 человек. Программы элективных предметов рассчитаны на 1-2 часа в неделю и составлены на основе программ элективных курсов, допущенных МО РФ, утверждены на научно – методическом совете лицея.
Лицей имеет структурное подразделение - Центр дополнительного образования.
Дополнительное образование учащихся представлено следующими направлениями: спортивно – оздоровительный клуб «Спортландия», вокальная студия, хореография «Настроение», Студия изобразительного творчества «Арт-дизайн», лингвистический центр «Bell».
Целью работы лингвистического центра «Bell», созданного при центре дополнительного образования МОУ ОУ лицей №11 являлось формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
В задачи лингвистического центра входило формирование и развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций у учащихся.
В программе принимали участие школьники в возрасте от семи до шестнадцати лет в количестве 101 человека, обучающиеся в лицее №11 и других образовательных учреждениях города.
Учебные занятия проводились после уроков во второй половине дня. Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 урока по 45 минут каждый с переменой 10 - 15 минут между ними. Первоклассники (дети в возрасте 7-8 лет) занимались также 2 раза в неделю, но по 2 урока по 20 минут с перерывом 5 минут между ними.
С учащимися работал преподавательский состав – учителя английского языка, имеющие первую и высшую квалификационные разряды: Косолапова Татьяна Анатольевна, Ниденталь Наталья Анатольевна, Заморина Юлия Викторовна, Писарева Елена Владимировна, Резниченко Ирина Викторовна, Саламатова Зоя Ивановна, Сарайкина Елена Альбертовна, Уткина Галина Михайловна.
В результате изучения английского языка учащиеся, заканчивающие первую и вторую ступени лингвистического центра “Bell” обладают сформированной иноязычной коммуникативной компетенцией в рамках требований, заявленных программой, знакомы с зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке. Кроме того, учащиеся знают и понимают основные значения изученных лексических единиц; основные способы словообразования (словосложение, аффиксация); особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных типов коммуникативных предложений; признаки изученных грамматических явлений (видо- временных форм глагола, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, местоимений, пассивного залога, косвенной речи, сложноподчиненных предложений); основные формы речевого этикета (реплики-клише, оценочную лексику); роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры англоговорящих стран.
Среди форм подведения итогов реализации программы проводились тесты, контрольные работы, осуществлялось отслеживание результатов тестирования в течение учебного года, дети принимали участие в предметных олимпиадах и конкурсах. По окончанию учебного года было проведено собрание для родителей, на котором был показан созданный силами учащихся и преподавателей фильм о работе лингвистического центра и были заслушаны отзывы родителей и их пожелания по совершенствованию работы центра. Родителями и учителями был отмечен рост мотивации учащихся к изучению английского языка, повышение успеваемости в общеобразовательной школе, проявление заинтересованности в предмете.
В Лицее работает Музей «Моя малая Родина».
Музейная педагогика включает проектную, исследовательскую деятельность.
Музей работает по четырем основным темам: «История школы», «Была война и была победа», «Секретная трасса «АлСиб», «Чемодан памяти». Есть место для сменных экспозиций и выставок. Кроме того, исследовательской группой музея ведется постоянная работа по теме исторического краеведения.
В лицее используются современные технологии –Технология Способа диалектического обучения, развивающего обучения (в начальной школе и на средней ступени обучения).
Проектная, исследовательская деятельность учащихся 10-11 классов реализуется через курсовую подготовку по информатике, химии, физике, иностранному языку, биологии, экономике, обществознанию, математике.
Экспериментальная работа проводится по теме «Воспитание успешного человека», включает диссертационные исследования, научно-методические разработки и публикации.
В лицее на протяжении трех лет реализуется проект «Дистанционное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цели и задачи
Структурное подразделение «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями» было организовано в рамках реализации проекта Главного Управления образования администрации г. Красноярска с целью обеспечения доступа к качественному общему и дополнительному образованию.
Для реализации данных целей в 2007-2008 учебном году решались следующие задачи:
-
Управление моделями дистанционного обучения детей с ограниченными физическими возможностями,
Расширение границ общения детей с ОВЗ, изучение возможностей технологий дистанционного обучения во внеучебной деятельности;
Проектирование учебных материалов в рамках базового курса и дополнительного образования;
Управление моделями дистанционного обучения детей с ограниченными физическими возможностями
В течение 3 лет реализации проекта сложились три модели дистанционного обучения. Обучение осуществляется на сайте Живой школы Института новых технологий г.Москвы http://iclass.home-edu.ru/.
Дополнительное образование. Дополнительное образование получают 52 ученика. Наиболее приоритетными при выборе оказались курсы из области информационные технологии и английский язык. Основной вид деятельности- дистанционное обучение в режиме offline. Имеют место очные консультации и консультации в режиме online. Учащиеся хорошо справляются с заданиями, где курс хорошо структурирован, и имеет рекомендацию: для тех, кто хочет подумать, дополнительное, задание к следующему уроку и т.д. Курсы, содержащие много заданий в одном занятии и множество переходов на различные сайты, вызывают затруднения. Ребенок легко теряется в потоке информации и задание остается невыполненным.
Особой сложностью для учащихся первого года обучения является отсутствие педагога, как носителя информации и трудности выполнения расписания занятий при отсутствии внешнего контроля. В течение полугодия, школьники привыкают к режиму дистанционного обучения.
В связи с тем, что некоторые ученики вступили в проект во втором полугодии, по согласованию с родителями и администрацией сайта курсы обучения им продлены на летний период. 43 ученика успешно закончили обучение на выбранных курсах.
Для реализации дополнительного образования было выбрано 23 программы
Дистанционная форма, как основная форма обучения. Двое детей в связи со сложностями организации надомного обучения и неудовлетворенностью результатами данной формы обучения выбрали дистанционную форму для всех предметов школьного курса. Данная форма поддерживается очными консультациями и online-уроками. На наш взгляд, данная форма наиболее эффективна для надомного обучения. На очном занятии учитель объясняет новый материал, ребенок в удобное для него время выполняет домашнюю работу, а на online-уроке учитель имеет возможность проверить домашнюю работу и объяснить ошибки. Особо следует отметить, что данная форма обучения позволяет реализовать систему экспериментальных работ.
Оба ученика успешно закончили учебный год и перешли в следующий класс.
Частые длительные заболевания, отсутствие четкого расписания занятий создавали определенные сложности, что, несомненно, осложняло обучение. Уравновесить такую ситуацию позволили очные консультации.
На следующий учебный год оба ученика оставили эту же форму обучения.
Дистанционное обучение, включенное в надомное обучение. Ребенок получает образование на дому. Некоторые предметы базового курса он изучает дистанционно, отказавшись от приходящего педагога. (8 учеников). Успешно реализуются программы дистанционного обучения по английскому языку, истории России и мира и биологии.
Расширение границ общения детей с ОВЗ, изучение возможностей технологий дистанционного обучения во внеучебной деятельности
В лицее реализуется проект «Вместе учимся милосердию». Его основная идея заключается в совместной деятельности здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Начинался проект с программы «Путешествие в «Совсем рядом». На праздники приглашались дети с ОВЗ и здоровые дети из 8Э класса (классный руководитель Злобина Н.Н.) и 6 Э класса (классный руководитель Гусева Г.Г.). Учащиеся этих классов характеризовались излишней эмоциональностью и подвижностью. Совместные мероприятия позволили детям подружиться, Н.Н.Злобина отмечает, что ссор и драк в классе стало меньше, а дети стали добрее друг к другу. Кроме того, школьники продолжают общаться в свободное время, используя для этого Chat и Skype. Такие совместные мероприятия проводятся в лицее один раз в месяц. Каждый раз для праздника выбирается новое для детей помещение. В этом году это были ТЮЗ, Молодежный центр, улицы Кировского района, Дом Творчества и здание начальной школы ЛИЦЕЯ № 11.
Вторым направлением внеучебной деятельности учеников с ОВЗ стало ежегодное участие в межрегиональном проекте. В этом году темой такого проекта стала Жизнь замечательных людей.7 человек приняли участие в этом проекте, разместив на сайте свои работы.
Все учащиеся могли принять участие в режиме online в Уроке мира, который прошел первого сентября и Уроке памяти, который прошел 8 мая.
Проектирование учебных материалов в рамках базового курса и дополнительного образования
В реализации проекта приняли участие 16 педагогов лицея. Работа в новой системе обучения подразумевает изменение деятельности педагога, овладение информационными технологиями.
Для оказания методической поддержки, индивидуального сопровождения и оперативного консультирования учителей которые ведут обучение детей с ограниченными возможностями в дистанционной форме предусмотрено проведение дистанционных курсов повышения квалификации, дистанционных тематических семинаров. 3 вновь принятых педагога лицея прошли обучение на данных курсах.
Очень важно было принять новую функцию: сопровождения процесса обучения. Рецензирование работ несет на себе не столько функцию оценивания работы, сколько показывает другие варианты (способы) деятельности в рамках заданного материала.
Огромное значение в системе дистанционного обучения имеют форумы. Это место общения учеников, педагогов, родителей. К сожалению, немногие педагоги и учащиеся используют форумы, как место оперативного решения вопросов, обмена опытом, демонстрации лучших работ, консультаций и т.д.
Опыт первых лет реализации проекта показал необходимость наряду с виртуальным взаимодействием педагог - ученик – родитель, проведение видео-уроков в online-режиме. Видео-уроки позволят оперативнее выявлять и разрешать затруднения учащихся в освоении учебного материала. Кроме того, учащиеся получают навыки общения в телекоммуникациях. Данная форма будет служить внешним контролером выполнения расписания занятий, что позволит решить организационные трудности ученика.
Одним из результатов деятельности проекта должно стать создание собственных учебных материалов для дистанционного обучения. Сложность заключается в том, что это должна быть целостная система учебных материалов разного характера, обеспечивающая различные формы деятельности ученика. Семь педагогов стали участниками дистанционного курса «Разработка дистанционных курсов в среде MOODLE» ИППКРО (руководитель Залега Ю.М.) Занятия проводятся в очно-заочной форме. В течение этого года педагогами разработана общая концепция 7 учебных курсов, материал структурирован и разработаны первые занятия. На следующий год данная работа будет продолжена.
Структурное подразделение «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями» успешно функционирует. Дистанционные формы обучения включены в учебный процесс и реализуются учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги лицея активно осваивают новые технологии.
Показателями успешной работы стали:
52 учащихся стали участниками проекта
43 ученика успешно завершили выбранные учебные курсы.
16 педагогов лицея осваивают новую технологию обучения
Задачи деятельности
на 2010-2011 учебный год
Совершенствование моделей дистанционного обучения детей с ограниченными физическими возможностями;
Использование возможностей компьютерных технологий при дистанционном обучении детей, в различных сферах деятельности школьников;
Создание и апробация учебных материалов в рамках и дополнительного образования;
|