Министерство образования Иркутской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище №60
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи
«Я – волонтер»
Автор разработки:
Потапова Олеся Сергеевна,
Педагог-психолог
С. Оёк
2013 г.
Программа «Я – волонтер»
Пояснительная записка
Зависимые от психоактивных веществ формы поведения являются самым распространенным видом социально-негативных явлений в нашем обществе. Около двух процентов всего населения России сегодня употребляют наркотические вещества (2 млн. 940 тыс. человек, согласно данным НИИ наркологии). Каждый наркоман втягивает в наркотический образ жизни от пяти до семи человек. Число больных с заболеваниями, вызванными приемом ПАВ, такими как ВИЧ-инфекция, гепатит, венерические болезни, составляет более 500 млн. человек. Среди наркоманов растет смертность из-за передозировки, соматических осложнений, самоубийств. Сегодня смертность среди наркоманов в 20 раз выше, чем среди населения в целом. В стране наблюдается рост преступлений, связанных с продажей и изготовлением наркотиков, а также совершаемых под их воздействием. Большинство больных наркоманией составляют лица от 15 до 25 лет. При этом средний возраст начала употребления наркотических средств в настоящее время снизился до 12 лет.
Высокий рост зависимостей от наркотических и других веществ обусловлен множественностью воздействий глобальных экологических, этнических, экономических, социокультурных и других факторов. Виктимогенные социальные воздействия (обстоятельства или воздействия других людей, в результате которых личность становится жертвой) направлены на точки наименьшего сопротивления человека, превращающегося в жертву, особенно в его подростковом и юношеском маргинальных периодах развития.Уязвимыми образованиями выступают личностная незрелость, неопределенность жизненных позиций, восприимчивость к негативным влияниям среды, трудности в семейно-бытовой, позже и профессиональной сферах и др.
Наркомания, алкоголизм и другие ПАВ оказывают деструктивное влияние на организм, психику и поведение человека и способствуют его биологической и социальной дезадаптации. В связи с этим возникает вопрос: «Почему общество, идущее к прогрессу (завоевания в космической, атомной сферах, развитие нано технологий, генетической инженерии и др.), регрессирует в основном базисном механизме общественного развития
- человеческом, в его психической и психологической составляющих, в
здоровье молодого поколения?».
Одним из ответов на вопрос может быть следующий. Низкий уровень мотивации здоровья, отсутствие знаний о здоровье влечет несформированость навыков здорового поведения и здорового образа жизни у молодежи
- с одной стороны, недостаточность современных эффективных психолого-педагогических знаний и технологий у взрослой части населения - психологов, педагогов, родителей препятствует осуществлению позитивного сопровождения развития и образования современной молодежи, с другой стороны.
Неготовность значительной части молодежи к самостоятельному здоровому выбору жизненного пути не позволяет делать ставку на молодежь. Следовательно, ответственность за здоровье и будущее молодежи не снимается с общества. Специалисты должны развивать у молодого поколения стрессо-устойчивость, самостоятельность и ответственность за собственную жизнь, обучать их позитивным формам поведения. В качестве приоритетной методологии должна быть методология формирования у подрастающего поколения ценностей здоровья, потребностей в личностном развитии и здоровом образе жизни. И здесь важным для определения прогнозов возможных вариантов приспособления к жизни молодых людей выступает видение сложного механизма их развития, понимание причин и предпосылок наблюдаемых в процессе развития феноменов.
Сегодня исследователи и практики предпочитают подходы «моделирования развития», «моделирования здоровья». Модели развития и здоровья основываются на продвижении к совершенствованию и здоровью как профилактике болезней и дезадаптации. Базисом подхода является осознание человеком того, что состояниями здоровья, благополучия и успешностью человек способен управлять сам. Еще древние мыслители Сократ и Конфуций говорили, что человек должен познавать и творить себя, чтобы творить мир.
Приходится констатировать, что и сегодня, когда злоупотребление психоактивными веществами приобретает характер эпидемии, информированность общества о реальных масштабах и последствиях, а также о путях противодействия развитию социально-негативных явлений остается недостаточной. Это затрудняет проведение эффективной профилактической, коррекционной и реабилитационной работы.
В профилактике наркоманий и других социально-негативных явлений очень значима роль волонтера, поскольку именно они занимаются пропагандой знаний о вреде наркотиков и других психоактивных веществ среди молодежи. В связи с этим возникла необходимость создания программы
«Обучение волонтеров в сфере работы по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции и социально-негативных явлений в детской молодежной среде».
Цель программы: подготовка волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи.
Задачи:
Формирование команды волонтеров по профилактике социально-негативных явлений
Развитие коммуникативных способностей участников программы.
Выработка мотивации к добровольческому труду.
Отработка тренерских навыков инструкторов.
Разработка социальных проектов по профилактике социально - негативных явлений в общеобразовательных учреждениях.
Предполагаемые результаты:
Формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества).
Формирование команды волонтеров.
Каждый подготовленный инструктор-волонтер проведет не менее 5 курсов по профилактике социально-негативных явлений, в которых будут участвовать не менее 10 человек
Методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:
- тренинговые формы работы;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- беседа;
-телесно-ориентированные техники;
-рефлексия.
Формы организации и проведения профилактической работы
Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематическое занятие с элементами группового тренинга).
Требования к ведущему группы.
Проводить занятия по программе могут педагоги, социальные работники, педагоги-психологи.
Программа предусматривает три этапа реализации:
1 этап: предусматривает формирование команды инструкторов, развитие коммуникативных навыков, выработка мотиваций на добровольческий труд;
2 этап: обучение участников методике проведения обучающих тренингов;
3 этап: после окончания программы, подготовленные инструктора, будут проводить тренинги по профилактике наркомании и других социально-негативных явлений для сверстников по программе «Я волонтер!», а также акции и другие мероприятия.
Программа курса «Я волонтер!»
Время
|
Мероприятия
|
1 день
|
9.00 – 10.00
|
Лекторий на тему «Особенности волонтерской деятельности, инструкторский курс»
|
10.00 - 10.10
|
Перерыв
|
10.10 – 12.00
|
Видеолекторий с элементами тренинга на тему «Особенности профилактики наркомании и других социально-негативных явлений»
|
12.00 – 12.10
|
Перерыв
|
12.10 – 13. 10
|
Лекторий на тему «Юридическая ответственность за действия связанные с незаконным оборотом наркотических средств»
|
2 день
|
9.00 – 11.00
|
Тренинг «Профилактика наркомании, игромании»
|
11.00 – 11.10
|
Перерыв
|
11.10 – 13.10
|
Тренинг «Профилактика табакокурения «Вредные привычки»
|
3 день
|
09.00 – 10.30
|
Тренинг «Профилактика алкогольной и пивной зависимости»
|
10.30 – 10.40
|
Перерыв
|
10.40 – 12.40
|
Лекторий с элементами тренинга на тему «Профилактика ВИЧ – инфекций и других ЗППП»
|
12.40 – 13.10
|
Подведение итогов.
|
Занятие №1
Тема: лекторий на тему «Особенности волонтерской деятельности»
Цель: формирование ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально-негативных явлений, ориентацию на здоровый образ жизни.
Задачи:
Подготовка и поддержка молодежных лидеров, занимающихся профилактикой среди сверстников.
Разработка и реализация эффективных механизмов, форм и методов первичной профилактики наркомании с разными группами молодежи
Развитие социальной системы добровольческого движения для ведения масштабных профилактических мероприятий направленных на пропаганду здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
Ход занятия
1. Представление. Обозначение целей и задач тренинговых занятий. Рассказ о значении тренингов «Я волонтер!», о добровольческом движении в России.
2. Обсуждение правил для всех, кто задумался стать волонтером:
Оценить свое время. Сколько реально времени в день, неделю, месяц вы готовы уделять помощи. От этого зависит выбор способа помочь.
Оценить свои силы. Прежде чем браться за все, что кажется таким важным и нужным, необходимо задуматься, а сможете ли вы довести это до конца? Сумеете ли качественно осуществить выбранный вид помощи? Остановитесь и оцените свои силы.
Начать с малого. Это даст хороший шанс осознать свои возможности, увидеть людей, с которыми придется работать вместе, даст им возможность увидеть вас в деле, даст время для того, чтобы эмоции улеглись.
3. Организационные и методические аспекты тренинговойработы
Напомним основные понятия, связанные с социально-психологическим тренингом. Социально-психологический тренинг - это наиболее эффективный в настоящее время и широко используемый метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений, предупреждения социально-негативных явлений в специально создаваемых малых группах (Лидере А.Г., 2001). Система тренинговых занятий позволяет развить у участников возможность увидеть себя и свои проблемы со стороны, а так же примерить новые социальные роли и приобрести необходимые навыки и умения сопротивления социально-негативным явлениям. Тренинг - это групповой процесс, он охватывает три основных аспекта личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о социально-негативных явлениях в целом, анализом ситуации, обыгрыванием различных ролей. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих успехов или неуспехов, достижений и неудач. Поведенческий аспект тренинга проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.
Информация об отборе участников тренинга. Наиболее оптимальное число участников в тренинге - 15-22 человека (если тренинговая группа большего состава, то ее рекомендуется разбить на подгруппы). По составу участников группы подразделяются на гетерогенные (разнородные) и гомогенные (однородные) по полу, возрасту, образованию, личностным проблемам. Это зависит от целей тренинга. Выделяются группы, центрированные на ведущем, где ведущий выступает в роли дирижера, катализатора, и группы, центрированные на участнике с ведущим в роли образцового участника. По длительности проведения различают группы типа «марафон», работающие несколько дней подряд в отрыве от привычной социальной среды, и группы встреч, действующие длительное время по определенному расписанию (например, по 2-3 часа два-три раза в неделю в течение месяца).
В процессе социально-психологического тренинга происходят некоторые изменения ролей и поведения членов группы. Знание этих изменений позволит ведущему наиболее продуктивно организовать процесс проведения тренинга.
Первое изменение, связано с самими участниками тренинга. Они попадают в незнакомую групповую ситуацию, в которой ведущий может оказывать или не оказывать им помощь. И каждый член группы начинает проигрывать свою роль. В этом случае под ролью понимается круг функций и видов поведения, реализующихся в определенной ситуации. Нередко это бывают роли, отличные от тех, которые они имеют вне группы. В самом общем виде роли в группах социально-психологического тренинга подразделяются на поддерживающие и решающие групповые задачи. Поддерживающее поведение включает дружеские или недружеские действия, согласие или несогласие. Поведение участников, занятых решением конкретной задачи, включает выдвижение или принятие предложений, мнений и информации. И те, и другие роли могут как облегчать, так и затруднять развитие группы. Например, поддерживающее поведение может характеризоваться чрезмерной зависимостью, напряжением, а поведение, мобилизующее группу на решение задач, - ревностью, стремлением доминировать - что может стать помехой в решении групповых проблем.
Второе изменение происходит в процессе развития группы. Формируется чувство принадлежности к группе, возникает желание устанавливать отношения с другими участниками. В дальнейшем появляется потребность в контроле: проявляется соперничество и стремление к власти, участники ведут борьбу за лидерство. На завершающей стадии группового процесса формируется потребность в привязанности: участники устанавливают более тесную эмоциональную связь друг с другом, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства. И, наконец, самое важное, успех социально-психологического тренинга, зависит во многом от сценария и технологии его проведения, на который нанизывается весь методический инструментарий, взятый на вооружение ведущим (в данном случае, это те теоретические основы, которые рассмотрены в первом модуле курса). Сценарий тренинга не сводится к схеме или серии последовательно сменяющих друг друга упражнений. Взаимодействие ведущего и членов группы во многом носит спонтанный характер, несмотря на то, что основные элементы его логики заранее планируются ведущим. Он постоянно прислушивается к состоянию атмосферы группы и, в зависимости от обстоятельств, вносит существенные коррективы в сам сценарий тренерского действия. Кроме того, условием успешного проведения тренинга является также введение специальных групповых норм, под которыми понимают принятие правил поведения, руководящих действиями участников, и принятие их всеми членами группы. Соблюдение этих норм необходимо для создания комфортной психологической атмосферы для достижения цели тренинга.
В самом общем виде эти правила таковы:
Правило активности. В групповой работе участвуют все.
Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.
Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий.
Правило «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.
Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.
Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее.
Результаты социально-психологического тренинга во многом зависят от личности ведущего, его профессиональной подготовки, знания основных психологических особенностей личности молодежи. Поэтому особое внимание мы отводим учету социально-психологических особенностей молодежи в процессе организации и проведении профилактической деятельности.
Согласно классификации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) молодыми людьми принято считать лиц в возрасте 15-24 лет. Мы полагаем, что знание особенностей психологического и личностного развития молодых людей (B.C.Мухина, Г.С. Абрамова, Д.И. Фельдштейн и др.) может способствовать отбору и применению наиболее адекватных профилактических принципов.
Профилактическая работа строится с учетом принципов:
комплексного (разносторонний) и дифференцированного (учет возраста, степени выраженности и проявлений социально-негативных явлений) подходов;
- аксиологичности, состоящего в формировании мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни и т.д., которые являются регуляторами человеческого поведения;
- многоаспектное воздействия в виде сочетания социального (формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни), психологического (формирование стрессоустойчивых установок, позитивно-когнитивных оценок, навыков успешной жизнедеятельности и способностей сделать позитивный альтернативный выбор), образовательного (формирование знаний о последствиях употребления наркотических и др. средств) направлений целевой работы;
- последовательности и систематичности;
- легитимности - учета необходимой правовой базы профилактики.
Помимо профессиональной компетентности, ведущие тренинговых групп должны обладать такими личностными качествами как уравновешенность, личностная зрелость, интуиция, эмпатия, желание помочь людям, терпимость.
Занятие №2
|