Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер»


Название Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер»
страница 1/7
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7




Министерство образования Иркутской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище №60
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи

«Я – волонтер»


Автор разработки:

Потапова Олеся Сергеевна,

Педагог-психолог
С. Оёк

2013 г.
Программа «Я – волонтер»




Пояснительная записка
Зависимые от психоактивных веществ формы поведения являются самым распространенным видом социально-негативных явлений в нашем обществе. Около двух процентов всего населения России сегодня употребляют наркотические вещества (2 млн. 940 тыс. человек, согласно данным НИИ наркологии). Каждый наркоман втягивает в наркотический образ жизни от пяти до семи человек. Число больных с заболеваниями, вызванными приемом ПАВ, такими как ВИЧ-инфекция, гепатит, венерические болезни, составляет более 500 млн. человек. Среди наркоманов растет смертность из-за передозировки, соматических осложнений, самоубийств. Сегодня смертность среди наркоманов в 20 раз выше, чем среди населения в целом. В стране наблюдается рост преступлений, связанных с продажей и изготовлением наркотиков, а также совершаемых под их воздействием. Большинство больных наркоманией составляют лица от 15 до 25 лет. При этом средний возраст начала употребления наркотических средств в настоящее время снизился до 12 лет.

Высокий рост зависимостей от наркотических и других веществ обусловлен множественностью воздействий глобальных экологических, этнических, экономических, социокультурных и других факторов. Виктимогенные социальные воздействия (обстоятельства или воздействия других людей, в результате которых личность становится жертвой) направлены на точки наименьшего сопротивления человека, превращающегося в жертву, особенно в его подростковом и юношеском маргинальных периодах развития.Уязвимыми образованиями выступают личностная незрелость, неопределенность жизненных позиций, восприимчивость к негативным влияниям среды, трудности в семейно-бытовой, позже и профессиональной сферах и др.

Наркомания, алкоголизм и другие ПАВ оказывают деструктивное влияние на организм, психику и поведение человека и способствуют его биологической и социальной дезадаптации. В связи с этим возникает вопрос: «Почему общество, идущее к прогрессу (завоевания в космической, атомной сферах, развитие нано технологий, генетической инженерии и др.), регрессирует в основном базисном механизме общественного развития

- человеческом, в его психической и психологической составляющих, в
здоровье молодого поколения?».

Одним из ответов на вопрос может быть следующий. Низкий уровень мотивации здоровья, отсутствие знаний о здоровье влечет несформированость навыков здорового поведения и здорового образа жизни у молодежи

- с одной стороны, недостаточность современных эффективных психолого-педагогических знаний и технологий у взрослой части населения - психологов, педагогов, родителей препятствует осуществлению позитивного сопровождения развития и образования современной молодежи, с другой стороны.

Неготовность значительной части молодежи к самостоятельному здоровому выбору жизненного пути не позволяет делать ставку на молодежь. Следовательно, ответственность за здоровье и будущее молодежи не снимается с общества. Специалисты должны развивать у молодого поколения стрессо-устойчивость, самостоятельность и ответственность за собственную жизнь, обучать их позитивным формам поведения. В качестве приоритетной методологии должна быть методология формирования у подрастающего поколения ценностей здоровья, потребностей в личностном развитии и здоровом образе жизни. И здесь важным для определения прогнозов возможных вариантов приспособления к жизни молодых людей выступает видение сложного механизма их развития, понимание причин и предпосылок наблюдаемых в процессе развития феноменов.

Сегодня исследователи и практики предпочитают подходы «моделирования развития», «моделирования здоровья». Модели развития и здоровья основываются на продвижении к совершенствованию и здоровью как профилактике болезней и дезадаптации. Базисом подхода является осознание человеком того, что состояниями здоровья, благополучия и успешностью человек способен управлять сам. Еще древние мыслители Сократ и Конфуций говорили, что человек должен познавать и творить себя, чтобы творить мир.

Приходится констатировать, что и сегодня, когда злоупотребление психоактивными веществами приобретает характер эпидемии, информированность общества о реальных масштабах и последствиях, а также о путях противодействия развитию социально-негативных явлений остается недостаточной. Это затрудняет проведение эффективной профилактической, коррекционной и реабилитационной работы.

В профилактике наркоманий и других социально-негативных явлений очень значима роль волонтера, поскольку именно они занимаются пропагандой знаний о вреде наркотиков и других психоактивных веществ среди молодежи. В связи с этим возникла необходимость создания программы

«Обучение волонтеров в сфере работы по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции и социально-негативных явлений в детской молодежной среде».

Цель программы: подготовка волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи.

Задачи:

  1. Формирование команды волонтеров по профилактике социально-негативных явлений

  2. Развитие коммуникативных способностей участников программы.

  3. Выработка мотивации к добровольческому труду.

  4. Отработка тренерских навыков инструкторов.

  5. Разработка социальных проектов по профилактике социально - негативных явлений в общеобразовательных учреждениях.

Предполагаемые результаты:

  1. Формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества).

  2. Формирование команды волонтеров.

  3. Каждый подготовленный инструктор-волонтер проведет не менее 5 курсов по профилактике социально-негативных явлений, в которых будут участвовать не менее 10 человек

Методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:

- тренинговые формы работы;

- моделирование и анализ проблемных ситуаций;

- беседа;

-телесно-ориентированные техники;

-рефлексия.

Формы организации и проведения профилактической работы

Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематическое занятие с элементами группового тренинга).

Требования к ведущему группы.

Проводить занятия по программе могут педагоги, социальные работники, педагоги-психологи.

Программа предусматривает три этапа реализации:

1 этап: предусматривает формирование команды инструкторов, развитие коммуникативных навыков, выработка мотиваций на добровольческий труд;

2 этап: обучение участников методике проведения обучающих тренингов;

3 этап: после окончания программы, подготовленные инструктора, будут проводить тренинги по профилактике наркомании и других социально-негативных явлений для сверстников по программе «Я волонтер!», а также акции и другие мероприятия.

Программа курса «Я волонтер!»


Время

Мероприятия

1 день

9.00 – 10.00

Лекторий на тему «Особенности волонтерской деятельности, инструкторский курс»

10.00 - 10.10

Перерыв

10.10 – 12.00

Видеолекторий с элементами тренинга на тему «Особенности профилактики наркомании и других социально-негативных явлений»

12.00 – 12.10

Перерыв

12.10 – 13. 10

Лекторий на тему «Юридическая ответственность за действия связанные с незаконным оборотом наркотических средств»

2 день

9.00 – 11.00

Тренинг «Профилактика наркомании, игромании»

11.00 – 11.10

Перерыв

11.10 – 13.10

Тренинг «Профилактика табакокурения «Вредные привычки»

3 день

09.00 – 10.30

Тренинг «Профилактика алкогольной и пивной зависимости»

10.30 – 10.40

Перерыв

10.40 – 12.40

Лекторий с элементами тренинга на тему «Профилактика ВИЧ – инфекций и других ЗППП»

12.40 – 13.10

Подведение итогов.


Занятие №1
Тема: лекторий на тему «Особенности волонтерской деятельности»

Цель: формирование ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально-негативных явлений, ориентацию на здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. Подготовка и поддержка молодежных лидеров, занимающихся профилактикой среди сверстников.

  2. Разработка и реализация эффективных механизмов, форм и методов первичной профилактики наркомании с разными группами молодежи

  3. Развитие социальной системы добровольческого движения для ведения масштабных профилактических мероприятий направленных на пропаганду здорового образа жизни среди подростков и молодежи.


Ход занятия
1. Представление. Обозначение целей и задач тренинговых занятий. Рассказ о значении тренингов «Я волонтер!», о добровольческом движении в России.

2. Обсуждение правил для всех, кто задумался стать волонтером:

Оценить свое время. Сколько реально времени в день, неделю, месяц вы готовы уделять помощи. От этого зависит выбор способа помочь.

Оценить свои силы. Прежде чем браться за все, что кажется таким важным и нужным, необходимо задуматься, а сможете ли вы довести это до конца? Сумеете ли качественно осуществить выбранный вид помощи? Остановитесь и оцените свои силы.

Начать с малого. Это даст хороший шанс осознать свои возможности, увидеть людей, с которыми придется работать вместе, даст им возможность увидеть вас в деле, даст время для того, чтобы эмоции улеглись.

3. Организационные и методические аспекты тренинговойработы

Напомним основные понятия, связанные с социально-психологическим тренингом. Социально-психологический тренинг - это наиболее эффективный в настоящее время и широко используемый метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений, предупреждения социально-негативных явлений в специально создаваемых малых группах (Лидере А.Г., 2001). Система тренинговых занятий позволяет развить у участников возможность увидеть себя и свои проблемы со стороны, а так же примерить новые социальные роли и приобрести необходимые навыки и умения сопротивления социально-негативным явлениям. Тренинг - это групповой процесс, он охватывает три основных аспекта личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о социально-негативных явлениях в целом, анализом ситуации, обыгрыванием различных ролей. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих успехов или неуспехов, достижений и неудач. Поведенческий аспект тренинга проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

Информация об отборе участников тренинга. Наиболее оптимальное число участников в тренинге - 15-22 человека (если тренинговая группа большего состава, то ее рекомендуется разбить на подгруппы). По составу участников группы подразделяются на гетерогенные (разнородные) и гомогенные (однородные) по полу, возрасту, образованию, личностным проблемам. Это зависит от целей тренинга. Выделяются группы, центрированные на ведущем, где ведущий выступает в роли дирижера, катализатора, и группы, центрированные на участнике с ведущим в роли образцового участника. По длительности проведения различают группы типа «марафон», работающие несколько дней подряд в отрыве от привычной социальной среды, и группы встреч, действующие длительное время по определенному расписанию (например, по 2-3 часа два-три раза в неделю в течение месяца).

В процессе социально-психологического тренинга происходят некоторые изменения ролей и поведения членов группы. Знание этих изменений позволит ведущему наиболее продуктивно организовать процесс проведения тренинга.

Первое изменение, связано с самими участниками тренинга. Они попадают в незнакомую групповую ситуацию, в которой ведущий может оказывать или не оказывать им помощь. И каждый член группы начинает проигрывать свою роль. В этом случае под ролью понимается круг функций и видов поведения, реализующихся в определенной ситуации. Нередко это бывают роли, отличные от тех, которые они имеют вне группы. В самом общем виде роли в группах социально-психологического тренинга подразделяются на поддерживающие и решающие групповые задачи. Поддерживающее поведение включает дружеские или недружеские действия, согласие или несогласие. Поведение участников, занятых решением конкретной задачи, включает выдвижение или принятие предложений, мнений и информации. И те, и другие роли могут как облегчать, так и затруднять развитие группы. Например, поддерживающее поведение может характеризоваться чрезмерной зависимостью, напряжением, а поведение, мобилизующее группу на решение задач, - ревностью, стремлением доминировать - что может стать помехой в решении групповых проблем.

Второе изменение происходит в процессе развития группы. Формируется чувство принадлежности к группе, возникает желание устанавливать отношения с другими участниками. В дальнейшем появляется потребность в контроле: проявляется соперничество и стремление к власти, участники ведут борьбу за лидерство. На завершающей стадии группового процесса формируется потребность в привязанности: участники устанавливают более тесную эмоциональную связь друг с другом, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства. И, наконец, самое важное, успех социально-психологического тренинга, зависит во многом от сценария и технологии его проведения, на который нанизывается весь методический инструментарий, взятый на вооружение ведущим (в данном случае, это те теоретические основы, которые рассмотрены в первом модуле курса). Сценарий тренинга не сводится к схеме или серии последовательно сменяющих друг друга упражнений. Взаимодействие ведущего и членов группы во многом носит спонтанный характер, несмотря на то, что основные элементы его логики заранее планируются ведущим. Он постоянно прислушивается к состоянию атмосферы группы и, в зависимости от обстоятельств, вносит существенные коррективы в сам сценарий тренерского действия. Кроме того, условием успешного проведения тренинга является также введение специальных групповых норм, под которыми понимают принятие правил поведения, руководящих действиями участников, и принятие их всеми членами группы. Соблюдение этих норм необходимо для создания комфортной психологической атмосферы для достижения цели тренинга.

В самом общем виде эти правила таковы:

  1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.

  2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

  3. Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий.

  4. Правило «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

  5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.

  6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее.

Результаты социально-психологического тренинга во многом зависят от личности ведущего, его профессиональной подготовки, знания основных психологических особенностей личности молодежи. Поэтому особое внимание мы отводим учету социально-психологических особенностей молодежи в процессе организации и проведении профилактической деятельности.

Согласно классификации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) молодыми людьми принято считать лиц в возрасте 15-24 лет. Мы полагаем, что знание особенностей психологического и личностного развития молодых людей (B.C.Мухина, Г.С. Абрамова, Д.И. Фельдштейн и др.) может способствовать отбору и применению наиболее адекватных профилактических принципов.

Профилактическая работа строится с учетом принципов:

  • комплексного (разносторонний) и дифференцированного (учет возраста, степени выраженности и проявлений социально-негативных явлений) подходов;

- аксиологичности, состоящего в формировании мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни и т.д., которые являются регуляторами человеческого поведения;

- многоаспектное воздействия в виде сочетания социального (формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни), психологического (формирование стрессоустойчивых установок, позитивно-когнитивных оценок, навыков успешной жизнедеятельности и способностей сделать позитивный альтернативный выбор), образовательного (формирование знаний о последствиях употребления наркотических и др. средств) направлений целевой работы;

- последовательности и систематичности;

- легитимности - учета необходимой правовой базы профилактики.

Помимо профессиональной компетентности, ведущие тренинговых групп должны обладать такими личностными качествами как уравновешенность, личностная зрелость, интуиция, эмпатия, желание помочь людям, терпимость.

Занятие №2
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Программа социально-негативных явлений «Волонтерское движение как...
Значительная часть социально-негативных явлений ведет к нарушению нравственных норм, которые при соответствующих неблагоприятных...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Программа социально-негативных явлений «Волонтерское движение как...
Значительная часть социально-негативных явлений ведет к нарушению нравственных норм, которые при соответствующих неблагоприятных...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Педагогическая профилактика социально-негативных явлений молодежи
Методическое пособие предназначено для кураторов, наставников, педагогов, психологов, инструкторов, работающих в сфере
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Методические рекомендации по организации работы по профилактике потребления...
...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Муниципальная программа «Развитие молодёжного движения, профилактика...
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Программа вводного инструктажа для воспитанников пришкольного лагеря...
По профилактике негативных ситуациях во дворе, на улице, дома, в общественных местах
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Цели освоения дисциплины: получение теоретических представлений о...
Научить пользоваться статистической отчетностью, применять научные методы статистического исследования и за статистическими показателями...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Муниципальной работы
«Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon «3D-моделирование в программе SketchUp»
Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Городского округа город Салават Республики Башкортостан утверждаю
Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Т. И. Петракова руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков
России. Предложены организационные и методические подходы к составлению и реализации профилактических программ, проведению занятий...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Программа дополнительного образования
Целью программы является преодоление негативных тенденцией в поведении подростка, формирование и закрепление социально-ориентированных...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Муниципальная программа развития сетевого социально образовательного...
Государственное автономное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Дворец молодёжи»
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon 2. Основные меры по профилактике коррупции
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Медногорска» по антикоррупционной политике, направленной на выявление, изучение, ограничение...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon 1. общие положения
Доу осуществляющим организацию, контроль и анализ деятельности доу по реализации программ гигиенического обучения и воспитания, профилактике...
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи «Я волонтер» icon Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск