Скачать 3.03 Mb.
|
Игольницына Л.М. Новокшонова Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ Иркутский институт повышения квалификации работников образования, Иркутский филиал Московского технического университета гражданской авиации Игольницына Л.М. Новокшонова Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Профилактика социально-негативных явлений молодежи Методическое пособие предназначено для кураторов, наставников, педагогов, психологов, инструкторов, работающих в сфере профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде. Иркутск 2014 УДК 371.72:613.84 (470+571) ББК 51.1 (2) 4 + 74.200.55 П – 71 Игольницына Л.М., Новокшонова Е.А. Педагогическая профилактика социально-негативных явлений молодежи – Иркутск: Репроцентр А1, 2014. 1 Методическое пособие предназначено для кураторов и наставников, педагогов, психологов, работников системы дополнительного образования, администраторов образовательных учреждений, специалистов, которые организуют целенаправленную работу по профилактике социально-негативных явлений (наркомании, табакокурения, алкоголизма, ЗППП, компьютерной аддикции, суицидального поведения), содержит необходимую информацию для подготовки к тренингам, кураторским часам, семинарам, различным формам воспитательной работы. Пособие может быть использовано как справочная информация для наставников и кураторов в индивидуальной и групповой работе со студентами вузов, колледжей и старших школьников. Рецензенты: Литвинцев А.Н. доктор медицинских наук, профессор Костин А.К. доктор педагогических наук, профессор ISBN 978-5-91344-622-0 © Игольницына Л.М., 2014 © Новокшонова Е.А., 2014 © ИИПКРО, 2014 © ИФ МГТУ ГА, 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Юношеский возраст — это период формирования личности, профессионального самоопределения и развития, осознания себя гражданином страны, своего ответственного отношения к будущему страны и общества. Вместе с тем, отсутствие у будущих специалистов полноценного жизненного и социального опыта, неумение в полной мере реализовывать свои возможности и способности, рационально использовать свои силы и свободное время диктуют необходимость вмешательства взрослых в процесс личностного и профессионального роста молодых людей, создания нравственной и культурной среды образовательного процесса, формирования навыков здорового и правильного образа жизни студентов, особенно в первые годы обучения в ссузе или вузе. Данные государственной и ведомственной статистики, результаты массовых и экспертных исследований свидетельствуют, что проблема вовлечения молодежи в злоупотреблении наркотиками и другими психоактивными веществами в Российской Федерации по-прежнему остается острой и актуальной. Несмотря на меры, принимаемые федеральным правительством, региональной исполнительной властью, и на соответствующие усилия различных государственных ведомств, общественных и религиозных организаций, наркотизация молодого поколения во многих субъектах Федерации продолжает расти.1 Проблема обуздания эпидемии наркомании, в которую втянулось более миллиона юношей и девушек, обусловлена сложностью и болезненностью социально-экономических реформ последних пятнадцати лет. Слом прежнего уклада жизни населения, замена идеологизированной системы ценностей, опирающейся на моральные принципы, на прагматическую рыночную, снижение жизненного уровня большого числа граждан, в том числе молодых, способствуют девиации в молодежной среде, а так же росту преступности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и проституции. По свидетельству экспертов, в России ежегодно от передозировки наркотиков умирают (в основном в молодом возрасте) 70 тыс. человек, и в девяти из десяти случаев наркоманы употребляли героин.2 Очевидным является тот факт, что молодое поколение России, Иркутской области переживают кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведение, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов, не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Молодые люди оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие со студентами – преподаватели, кураторы, психологи, социальные педагоги и т.д. также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия со студентами, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поколения. В условиях усиливающейся наркоагрессии важнейшей стратегической задачей борьбы с наркотизацией молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Она основана на комплексном подходе к предупреждению наркомании во всех сферах жизнедеятельности молодежи. В профилактике наркомании молодежи и в целом молодого поколения Российской Федерации участвуют помимо учреждений образования немало других организаций – как государственных, так и общественных и религиозных. Вместе с тем межведомственное взаимодействие, нельзя назвать полностью успешным. Основные формы межведомственного сотрудничества органов управления образованием включают вербальные мероприятия и массовые акции. Определенные позитивный опыт в решении проблем противодействия социально негативным явлениям накоплен учреждениями здравоохранения, комитетами по делам молодежи, правоохранительными органами, Иркутским областным центром профилактики наркомании, Эколого-информационным центром ИИПКРО. В данном методическом пособии рассматриваются такие социально-негативные явления как наркомания, алкоголизм, курение, заболевания, передающиеся половым путем, компьютерная зависимость и т.д., остро заявившие о себе в последние годы. Особое внимание авторы обращает на причины и последствия распространения всех этих социально-негативных явлений. Методическое пособие включает в себя теоретические, практические основы социально-негативных явлений. В качестве практического подхода авторы предлагают комплекс упражнений по проблемам к семинарам, тренингам, играм, и другим интерактивным методам. По тексту пособия используются ссылки в виде сносок на Интернет ресурсные и литературные источники. На пути к зрелости, молодому поколению приходится преодолевать искушения курением и алкоголем, с одной стороны, наркоманией и токсикоманией – с другой. Не все выдерживают испытание. И им нужна помощь, которую могут оказать не только их родные и близкие люди, но и сверстники, друзья. Программы упражнений профилактики социально-негативных явлений, представленные в методическом пособии, предусматривают возможность донесения профилактической информации по принципу «равный равному» и использованием интерактивных форм обучения. При интерактивных формах обучения, человек быстрее усваивает учебный материал, так как имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, закреплять полученные знания. Практика реализации программы «равный равному» доказала свою эффективность во многих субъектах Российской Федерации, так как сверстники с доверием и интересом относятся к необычной форме преподавания. Как показал опыт сотрудников ОГУ ЦПН, ЭИЦ ИИПКРО одним из самых эффективных является подход «мотив – изменение поведения», при котором главным методом работы является тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки безопасного поведения и устойчивости к давлению сверстников. Надеемся, что материалы методического пособия пригодится Вам в профилактической деятельности. Желаем успехов в профилактической работе! |
Программа социально-негативных явлений «Волонтерское движение как... Значительная часть социально-негативных явлений ведет к нарушению нравственных норм, которые при соответствующих неблагоприятных... |
Программа социально-негативных явлений «Волонтерское движение как... Значительная часть социально-негативных явлений ведет к нарушению нравственных норм, которые при соответствующих неблагоприятных... |
||
Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных... Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи |
Н. А. Янкина Научный М. В. Мащенко Нижнетагильская государственная... Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, г. Нижний Тагил |
||
Цели освоения дисциплины: получение теоретических представлений о... Научить пользоваться статистической отчетностью, применять научные методы статистического исследования и за статистическими показателями... |
Муниципальная программа «Развитие молодёжного движения, профилактика... Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением... |
||
Муниципальной работы «Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей... |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «управление горным давлением, охрана выработок, прогноз и профилактика геодинамических явлений» |
||
«3D-моделирование в программе SketchUp» Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов... |
Программа «Воспитать человека» Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом |
||
Инструкция № По охране труда для учащихся (вводный инструктаж). Инструкция №2 Инструкция № Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улице, дома и в общественных местах |
Отчет о деятельности правительства тверской области Выполнение первоочередных мер по предупреждению негативных вызовов в экономике и стабилизации социально-экономической ситуации в... |
||
Отчет о деятельности правительства тверской области Выполнение первоочередных мер по предупреждению негативных вызовов в экономике и стабилизации социально-экономической ситуации в... |
Положение о V межрайонном туристическом слёте молодёжи «Мы вместе!» 2016г. Цель и задачи слёта «Мы вместе!» проводится в связи с празднованием Всероссийского «Дня молодежи»,с целью повышения статуса и роли молодежи, поддержки... |
||
Электронных ресурсов «наука и образование» №02 (33) февраль 2012 удк 54: 51-7 № офэрниО: 17859 Носарева А. В., Лосева Н. И., Зайцева О. С. Образовательный веб-сайт "Общая химия" / Тобольская государственная социально-педагогическая... |
Педагогическая практика Психолого-педагогическая практика Составлено в соответствии с Инструкцией по производственной (профессиональной) практике студентов по специальностям среднего педагогического... |
Поиск |