Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист»




Скачать 171.63 Kb.
Название Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист»
Тип Исследование
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Исследование
В книге: Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. Лахно П.Г., Зеккера Ф.Ю. – М.: Издательская группа «Юрист», 2011.

Глава 10. Право охраны окружающей среды в энергетике

§1. Экологические требования к энергетическим объектам (электростанциям и сетям)

Васильева М.И.

доктор юридических наук, профессор

юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Важным лимитирующим фактором развития энергетического комплекса выступают правовые требования, направленные на охрану окружающей среды. Как отмечалось в Концепции национальной безопасности РФ, «угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности»1. С учетом высокой природоёмкости отрасли, экологические ограничения необходимы.

Соответствующие требования формулируются в российском законодательстве как общие, распространяющиеся на любые экологически значимые виды хозяйственной деятельности, и специальные, адресованные энергетическим объектам. Специальные требования направлены на учет особенностей различных видов энергетики (тепловой, ядерной, гидроэнергетики) и различных стадий энергетического цикла (добыча первичных энергоресурсов; транспортировка, переработка, хранение, реализация добытого минерального, углеводородного сырья; генерирование электрической энергии; поставка электроэнергии и топлива потребителям).

Российское экологическое законодательство относит к сфере энергетики в её собственном смысле только генерирующие объекты. Экологические требования к другим стадиям энергетического цикла формулируются отдельно.

Для экологического законодательства характерно равенство и дифференциация экологических требований: с одной стороны, они адресуются любым хозяйствующим субъектам, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, а с другой стороны, уточняются и детализируются применительно к различным стадиям и видам хозяйственной и иной деятельности.

В целях настоящего исследования могут быть выделены прямые экологические требования и экологизированные технические требования.

К прямым следует относить требования, целенаправленно установленные природоохранным, природноресурсовым и энергетическим законодательством.

Основные требования природоохранного законодательства сформулированы применительно к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики Федеральным законом от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды» (ст. 40).

Требования к объектам тепловой энергетики. При проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

Реализация требования о безопасном размещении отходов производства соразмерно обеспечивается нормами законодательства об отходах. Однако если проследить развитие иных названных требований в природоохранных законах и подзаконных нормативных актах, то придется признать их преимущественно декларативный характер. Например, нет прямого запрета на проектирование, строительство и эксплуатацию ТЭС, работающих на иных (экологически небезопасных) видах топлива – угле, мазуте и т.д. Более того, существует вероятность снижения доли газового топлива в топливном балансе на внутреннем рынке, и если такие решения будут приняты, то вредное воздействие тепловых электростанций будет только возрастать. Очевидно, что при принятии такого рода решений необходимо помимо экономической конъюнктуры руководствоваться также и соображениями обеспечения экологической безопасности. Кроме того, следовало бы в полной мере использовать современные технологии, такие например, которые позволяют осуществлять переработку угля в газообразное состояние. Применение природоохранных технологий должно поощряться методами экономического стимулирования. Одной из актуальных задач государственного управления охраной окружающей среды в тепловой энергетике является обеспечение перехода от временно согласованных выбросов для тепловых электростанций, работающих на твердом топливе, к нормативам предельно допустимых выбросов2.

Требования к объектам гидроэнергетики. Применительно к гидроэлектростанциям в законодательстве акцентируются иные аспекты их воздействия на окружающую среду. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей. При размещении указанных объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Влияние гидроэлектростанций, а точнее созданных для их эксплуатации водохранилищ на окружающую среду велико. Широко известны данные о многочисленных неблагоприятных экологических и социальных последствиях массового строительства плотин на российских реках. В результате увлечения строительством гидроэлектростанций под воду ушли миллионы гектаров плодородной земли, в том числе леса, заметно и не в лучшую сторону изменился климат в местностях, где расположены крупные гидроэлектростанции. В связи с изменением режима стока воды в реках нарастают застойные явления (по экспертным оценкам, Волга зарегулирована более чем на восемьдесят процентов и по существу превратилась в каскад водохранилищ). И тем не менее, даже сейчас, когда стали очевидными долговременные негативные эффекты такой деятельности, а наука располагает б'ольшими возможностями оценивать возникающие экологические и гидрологические риски, существует вероятность принятия экологически необоснованных решений, что отчасти подтверждается социальной конфликтностью строительства и реконструкции некоторых водохранилищ.

Требования к атомной энергетике. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством РФ и общепринятыми принципами и нормами международного права.

Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством РФ и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1995г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» решение о размещении и сооружении ядерной установки, радиационного источника принимается с учетом: потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных задач; наличия необходимых для размещения условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии; отсутствия угрозы безопасности ядерной установке, радиационному источнику со стороны расположенных вблизи объектов; возможных социальных и экономических последствий размещения объектов атомной энергетики для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно-бытового развития региона.

Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации. Здесь надо заметить, что на современном этапе нигде в мире еще не решена технически и технологически проблема безопасного обращения с радиоактивными отходами, поэтому безопасный вывод АЭС из эксплуатации даже в идеальном случае доведения самой территории до состояния «зеленой лужайки» будет всегда иметь долговременный шлейф последствий в виде подземных ядерных хранилищ и горизонтов.

В рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2008г. № 215-р) планируется построить как минимум 36 новых атомных энергоблоков, включая плавучие атомные электростанции.

Дополнительные экологические требования к объектам энергетики предъявляет законодательство об особо охраняемых природных территориях. Размещение и эксплуатация объектов энергетического комплекса на землях особо охраняемых природных территорий запрещается или ограничивается. Согласно Земельному кодексу, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются, в частности, строительство линий электропередачи, строительство и эксплуатация промышленных объектов, не связанных с разрешенной здесь деятельностью. В пределах территорий национальных парков природоохранное законодательство налагает запрет на деятельность, влекущую за собой изменения гидрологического режима, а также на строительство линий электропередачи. Тем более такой запрет относится к заповедникам, где запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, а перечень допустимых видов деятельности приведен непосредственно в Федеральном законе от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается: производство, сбор и распределение электроэнергии при мощности энергоустановок свыше 100 МВт; деятельность по поставке энергии за пределы центральной экологической зоны; производство энергии на атомных электростанциях3.

Акты природноресурсового законодательства также содержат прямые экологические требования к энергетическим объектам, направленные на охрану отдельных природных ресурсов и объектов.

Согласно ст. 46 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006г. № 74-ФЗ использование водных объектов для целей производства электрической энергии осуществляется с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов. Водопользователи, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения, обязаны обеспечить режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Федеральный закон от 24 апреля 1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» содержит норму об обязанности юридических лиц и граждан принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации линий электропередачи. Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996г. № 997) запрещают расчистку просек под линиями электропередачи от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных, обязывают согласовывать изменение уровня воды в гидросооружениях, в том числе водохранилищах, в период массовых миграций и размножения объектов животного мира со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. При проектировании и строительстве новых линий электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета; линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами. Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия электромагнитного поля линий электропередачи вдоль этих линий устанавливаются санитарно-защитные полосы. Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий линий электропередачи на объекты животного мира.

Энергетическое законодательство содержит экологические требования в составе норм иной конечной направленности. Несколько характерных примеров.

Согласно Федеральному закону от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обеспечение экологической безопасности электроэнергетики относится к принципам организации экономических отношений, основам государственной политики в сфере электроэнергетики и принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами электроэнергетики законодательства в области охраны окружающей среды и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экологической безопасности, рассматривается в качестве метода государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.

Федеральный закон от 3 апреля 1996г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении» при определении эффективного использования энергетических ресурсов использует критерий соблюдения требований к охране окружающей природной среды.

В соответствии со стандартом раскрытия информации производители электрической энергии раскрывают информацию о выбросах загрязняющих веществ, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, и мероприятиях по их сокращению на следующий год4.

К условиям конкурса в части требований к генерирующему объекту, вводимому в эксплуатацию по результатам конкурса инвестиционных проектов, относятся экологические характеристики генерирующего объекта, в том числе уровень предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. В техническом предложении, вносимом на конкурс инвестиционных проектов, должна содержаться среди прочего информация о планировании охраны окружающей среды.5

При эксплуатации электроустановок6 должны приниматься меры для предупреждения или ограничения вредного воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты, снижения звукового давления, вибрации, электрических и магнитных полей и иных вредных физических воздействий и сокращения потребления воды из природных источников. У потребителя, эксплуатирующего маслонаполненное электрооборудование, должны быть разработаны мероприятия по предотвращению аварийных выбросов в окружающую среду. Эксплуатация электроустановок без устройств, обеспечивающих соблюдение установленных санитарных норм и правил и природоохранных требований, или с неисправными устройствами, не обеспечивающими соблюдение этих требований, не допускается.

Помимо природоохранного, природноресурсового и энергетического законодательства, отдельные экологические требования к энергетическим объектам содержатся в нормативных актах иной предметной направленности. Так, существенное ограничение деятельности энергетических объектов составляет режим санитарно-защитных и охранных зон. Санитарно-защитная зона – специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов энергетики в целях обеспечения безопасности населения. Ширина санитарно-защитной зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.7 В санитарно-защитных зонах не допускается размещение объектов для проживания людей. Аналогом санитарно-защитных зон является санитарный разрыв, устанавливаемый для линейных объектов и имеющий режим санитарно-защитной зоны, но не требующий разработки проекта его организации. Так, санитарный разрыв устанавливается в целях защиты населения от воздействия электрического поля на территории вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м. Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Для обеспечения безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны.

Кроме того, в населенных пунктах эксплуатация энергетических объектов должна осуществляться в соответствии с градостроительными регламентами определенных территориальных зон (промышленных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур), установленных правилами землепользования и застройки в рамках градостроительного зонирования.

Особую системную группу экологических требований к объектам энергетики составляют экологизированные технические требования.

Во-первых, это требования промышленной безопасности. Федеральный закон от 21 июля 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отнес к сфере своего действия опасные производственные объекты, определив их критериально. В частности, опасными признаются объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые вещества, используется оборудование, работающее под высоким давлением. Очевидно, что под эти критерии подходят тепловые и гидроэлектростанции. В числе мер обеспечения промышленной безопасности: регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре; требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий; лицензирование отдельных видов деятельности; экспертиза промышленной безопасности; декларирование промышленной безопасности; обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

В отношении плотин и зданий гидроэлектростанций применим Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», содержащий ряд аналогичных инструментов государственного регулирования.

Во-вторых, к экологизированным техническим требованиям могут быть отнесены правила проектирования и эксплуатации энергетических объектов.

Например, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003г. № 115) при работе тепловых энергоустановок следует принимать меры для предупреждения или ограничения вредного воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты, шума, вибрации и иных вредных физических воздействий, а также по сокращению безвозвратных потерь и объемов потребления воды. Тепловые энергоустановки, на которых образуются токсичные отходы, должны обеспечивать их своевременную утилизацию, обезвреживание или возможность захоронения на специализированных полигонах. Складирование или захоронение отходов на территории предприятия, эксплуатирующего тепловую энергоустановку, не допускается.

Согласно Рекомендациям по проектированию технологической части гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций (утверждены приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 285) компоновка технологического оборудования на объектах гидроузла и в здании электростанции разрабатывается с учетом предотвращения недопустимого воздействия на человека и окружающую среду. В проект охраны окружающей среды включается полный перечень возможных источников воздействия технологического оборудования и систем проектируемого гидроузла, классифицированных по характеру воздействия на окружающую среду и способу его исключения или ограничения. Проектные решения по охране окружающей среды разрабатываются с учетом оценки воздействия технологического оборудования на окружающую среду района размещения гидроузла.

При проектировании подстанций переменного тока конструктивные технические решения предусматривают мероприятия по снижению напряженности электрического поля до допустимых значений (применение экранирующих устройств, обеспечение заземления изолированных от земли крупногабаритных объектов, находящихся в электрическом поле, выбор соответствующей высоты установки оборудования и др.), засыпку гравием маслоприемников под трансформаторами при его открытой установке, специальную площадку для складирования банок конденсаторной батареи и др.8

Выбор трассы воздушных линий электропередачи производится на основании сравнения конкурирующих вариантов. При этом учитываются: природные особенности территории; состояние природной среды (загрязнение атмосферы, агрессивность грунта, подземных вод и т.д.); природоохранная ценность территории; возможный ущерб, причиняемый природной среде, а также возможные изменения в окружающей природной среде в результате сооружения воздушных линий электропередачи и последствия этих изменений.9

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, вышедшие из строя конденсаторы с пропиткой трихлордифенилом при отсутствии условий их утилизации подлежат уничтожению в специально отведенных местах.

В определенной мере природоохранную направленность имеют нормативные акты, регулирующие производственный контроль10.

В-третьих, экологическую составляющую имеют требования, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Особенностью правового регулирования охраны окружающей среды в энергетике является наличие значительного массива корпоративных и локальных норм. Например, это Правила организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных (утверждены РАО «ЕЭС России» 29 мая 1998г.); Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных (утверждена РАО «ЕЭС России» 7 августа1998г.); Методические указания по нормированию сбросов загрязняющих веществ со сточными водами тепловых электростанций (утверждены РАО «ЕЭС России» 13 сентября 1999г.).

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003г. №1234-р) к числу своих приоритетов относит минимизацию техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции. Учет требований экологической безопасности является, согласно Стратегии, одним из принципов обеспечения энергетической безопасности (развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды).

Учитывая вклад отрасли в загрязнение окружающей среды, установление системы экологических ограничений является мерой вполне обоснованной и своевременной. Более того, есть основания полагать, что степень жесткости существующих требований в ряде случаев вероятно недостаточна, поскольку экологический вред как от разрешенной хозяйственной деятельности, так и от правонарушений в сфере энергетики – велик. Однако еще более важно обеспечить соблюдение установленных требований.

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Российская газета, 26.12.1997, № 247.

2 См. об этом: Распоряжение МПР РФ от 20 августа 2003г. № 378-р «О нормативных требованиях по составу и объемам вредных выбросов на тепловых электростанциях, работающих на твердом топливе».

3 Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 «Об утверждении Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

4 Постановление Правительства РФ от 21 января 2004г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии».

5 Приказ Министерства промышленности и энергетики от 29 июня 2006г. № 137 «Об утверждении Правил проведения конкурсов инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии».

6 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003г. № 6).

7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 марта 2003г., в ред. постановления Главного государственного санитарного врача от 25 сентября 2007г. № 74.

8 Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2003г. № 288 «Об утверждении Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 – 750 кв»

9 Рекомендации по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кв и выше (утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 30 июня 2003г. № 284).

10 См., напр.: Типовое положение о службе радиационной безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса Российской Федерации (утверждено Минтопэнерго РФ 20 ноября 1996г.).

Похожие:

Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Самодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер...
...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Рабочая программа педагога доу с учётом фгос до старшая группа «Капельки»
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Удэ Согласовано «Утверждаю»
«От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), проекта программы «Воспитание и обучение детей...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon H. С. Плотников жизнь и история
Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A. B. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер с нем под...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Исследование дефектов
Актуальные проблемы автомобильного транспорта : материалы междунар студен науч техн конф. Владимир, 7 – 18 апр. 2014 г. / под ред...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Курс лекций и материалы к занятиям на семинарах по дисциплине «безопасность...
Введение (Глава 01) из учебника: «Безопасность жизнедеятельности»: учебник для вузов под ред. Белова С. В. М.: Высшая шк., 2004 –...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Селезнева Н. Е. Бесстыковой путь. Что такое техническое обслуживание...
Пособие бригадиру пути: Учебное пособие / Под ред. Э. В. Воробьева. — М.: Фгбоу «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Юшков В. Г. Макарова А60 Фармакология/ Под ред. Р. Н. Аляутдина. 2-е изд., испр
...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Спорт: экономика, право, управление
«Юрист», председатель Попечительского совета Федерации хоккея России, Вице-президент хк «Металлург» (Магнитогорск), заслуженный юрист...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Рабочая программа предназначена для воспитанников 3-4 лет(II младшая...
Рабочая программа предназначена для воспитанников 3-4 лет(II младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Практический курс английского языка: 4 курс: Учеб для студ пед вузов / Под ред
Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. Д. Аракина. 4-е изд., перераб и доп. М.: Гуманит изд центра владос, 2001. 336 стр.: ил. Uisbn...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Рене А. Шпиц, У. Годфри Коблинер ш 83 Первый год жизни/ Пер с англ....
Ш 83 Первый год жизни/ Пер с англ. Л. Б. Сумм. Под ред. А. М. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2006. — 352 с. — (Серия «Психологические...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая...
Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Сборник статей под ред. О. А. Голубковой, к ф. н,- спб.; Издательств «ом-пресс»
Технологии коммуникации в транзактном анализе. //Сборник статей под ред. О. А. Голубковой, к ф н,– спб.; Издательств «ом-пресс»,...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Продолжение комментария
Геше Джампа Тинлей, Байкальские лекции: Комментарий к «Ламриму» (26 июля – 4 августа 2008 года, оз. Байкал, пос. Гремячинск) / Под...
Исследование / Под ред. Лахно П. Г., Зеккера Ф. Ю. М.: Издательская группа «Юрист» icon Приемная семья: социально-демографический анализ Монография Под редакцией Г. В. Дыльнова
О. В. Бессчетнова : под ред. Г. В. Дыльнова. — Саратов : Научная книга, 2008. — 288 с

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск