Скачать 6.24 Mb.
|
Введение в науки о духе т.1. 1883, 1906. (Дильтей В.)сканировано.
Источник: Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С.270-730. Дильтей В. Введение в науки о духе. 1883, 1906. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С.270-730. СОДЕРЖАНИЕ т.1. H. С. Плотников ЖИЗНЬ И ИСТОРИЯ Философская программа Вильгельма Дилыпея Введение ....................................................15 ДИЛЬТЕЙ И ЕГО ЭПОХА Общие черты научного контекста..............................24 Годы учения Дильтея и начало научной работы ..................26 Университетская карьера......................................42 Научные публикации..........................................49 Научно-издательские инициативы..............................52 Проблема периодизации творчества Дильтея....................56 ПРОГРАММА КРИТИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗУМА Задача обоснования науки. Дильтей и Кант......................60 Проблема обоснования науки..................................68 «Феноменология метафизики» .................................70 Критика исторического позитивизма...........................74 Философия как «самоосмысление»...............................82 Структура «Введения в науки о духе»............................91 Исходный пункт основоположения.............................93 Антропологическое понятие опыта.............................93 Внутренний и внешний опыт..................................103 Исходные принципы реконструкции первоначального («внутреннего») опыта........................107 Принцип феноменальности....................................107 Фактичность жизненной взаимосвязи...........................112 Состав первичного опыта. Понятия «осознавания» и «переживания»........................116 Принцип психической взаимосвязи: целостность человеческой жизни................................123 Понятие жизни (I): Проблема реальности.......................132 Понятие жизни (II): Проблема самосознания....................141 Жизненно-практический фундамент логики.....................147 ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Понятие и познавательная специфика наук о духе................158 Описательная психология.....................................166 «Энциклопедия наук о духе». Структура духовного мира ..........181 ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Проблема общезначимости. Дильтей и Гуссерль .................193 «Объективный дух» и история .................................206 Понимание. Герменевтическая теория наук о духе................214 Типология мировоззрений и философия........................222 ДИЛЬТЕЙ В РОССИИ К истории рецепции..........................................232 Состав настоящего издания....................................248 ЛИТЕРАТУРА Источники...................................................249 Литература ..................................................252 Предисловие немецкого издателя ..............................265 Вильгельм Дильтей ВВЕДЕНИЕ В НАУКИ О ДУХЕ Предисловие.................................................271 КНИГА ПЕРВАЯ Обзор системы отдельных наук, в котором доказывается необходимость основополагающей науки I. Замысел данного введения в науки и духе......................279 II. Науки о духе - самостоятельное целое рядом с науками о природе....................................................280 III. Отношение этого целого к целому наук о природе ............290 IV. Обзор наук о духе..........................................297 V. Их материал...............................................301 VI. Три класса высказываний в них .............................303 [ VII. Обособление частных наук внутри исторически-общественной действительности ............................................304 VIII. Науки о человеческих индивидах как элементах этой действительности........................................305 IX. Место познания по отношению к совокупной исторически-общественной действительности...................312 X. Научное изучение естественного деления человечества и отдельных народов..........................................316 XI. Различение двух других классов частных наук ................318 XII. Науки о системах культуры ................................325 Отношения между системами культуры и внешней организацией общества. Право.................................329 Познание систем культуры. Этика - наука одной из систем культуры ........................335 XIII. Науки о внешней организации общества....................341 Психологические основания....................................341 Внешняя организация общества как исторический факт............347 Задача теоретического представления внешней организации общества........................................353 XIV. Философия истории и социология не являются настоящими науками..........................................365 XV. Их задача невыполнима....................................371 XVI. Их методы ложны........................................383 XVII. Они не понимают положения исторической науки по отношению к частным наукам об обществе..............389 XVIII. Ширящееся распространение и совершенствование частных наук.................................................392 XIX. Необходимость теоретико-познавательного основоположения наук о духе..................................395 КНИГА ВТОРАЯ Метафизика как основание наук о духе. Ее господство и упадок Раздел первый. Мифический способ представления и возникновение науки в Европе Глава первая. Задача, вытекающая из книги первой ...............403 Глава вторая. Понятие метафизики. Проблема отношения метафизики к родственным ей явлениям .....................406 Глава третья. Религиозная жизнь как фундамент метафизики. Период мифического представления.........................415 Глава четвертая. Возникновение науки в Европе..................423 Глава пятая. Характер древнейшей греческой науки..............427 Раздел второй. Метафизическая стадия в развитии древних народов Глава первая. Испробуются различные метафизические концепции; выясняется, что развитию они в настоящее время не поддаются..............................................432 Глава вторая. Анаксагор и возникновение монотеистической метафизики в Европе.......................................441 Глава третья. Механическое миросозерцание получает обоснование у Левкиппа и Демокрита. Причины временного бессилия этого миросозерцания по отношению к монотеистической метафизике ............................454 Глава четвертая. Эпоха софистов и Сократа. Вводится метод установления оснований познания...........................459 Глава пятая. Платон...........................................466 Успехи метафизического метода................................466 Учение о субстанциальных формах космоса входит в состав монотеистической метафизики................................469 Обоснование метафизики субстанциальных форм. Ее монотеистическое завершение ...............................474 Глава шестая. Аристотель и обособление метафизической науки . . .481 Научные условия.............................................481 Отделение логики от метафизики и ее отношение к ней.............485 Формирование метафизики как самостоятельной науки............488 Метафизическая взаимосвязь мира..............................490 Метафизика и наука о природе.................................498 Божество как последний и высший предмет метафизики ...........500 Глава седьмая. Метафизика греков и общественно-историческая действительность..........................................505 Ограниченность греческой науки о духе...........................505 Стадия возведения общественного порядка к божественному установлению...............................................508 Естественное право софистов как атомистическая метафизика общества и основа ее бесплодности..............................509 Политическая наука сократической школы. Идеальное государство Платона................................516 Сравнительная наука о государстве Аристотеля...................519 Глава восьмая. Скептицизм подрывает основы метафизики. Народы античности вступают в эпоху развития частных наук . . .527 Скептицизм................................................528 Метафизика после Аристотеля и ее субъективный характер.........534 Самостоятельность частных наук..............................538 Раздел третий. Метафизическая стадия новых европейских народов Глава первая. Христианство, теория познания и метафизика.......543 Глава вторая. Августин.........................................548 Глава третья. Новое поколение народов и их метафизическая стадия.....................................561 Глава четвертая. Первый период средневекового мышления.......567 Антиномия между представлением о всемогущем и всеведающим Богом и представлением о свободе человека........................573 Антиномии в представлениях о Боге по его свойствам..............581 Глава пятая. Теология соединяется с познанием природы и аристотелевской наукой о космосе .........................586 Глава шестая. Второй период средневекового мышления..........596 1.Завершение метафизики субстанциальных форм.............596 З.Рациональное обоснование трансцендентного мира..........599 3. Внутреннее противоречие средневековой метафизики, проистекающее из соединения теологии с наукой о космосе ... .614 Характер возникающих таким образом систем ...................614 Антиномия между представлением о божественном интеллекте и представлением о божественной воле...........................615 Антиномия между вечностью мира и его творением во времени.......622 Эти антиномии не могут быть разрешены ни в какой метафизике . . .625 Глава седьмая. Средневековая метафизика истории и общества.....627 Раздел четвертый. Конец метафизического отношения человека к действительности Глава первая. Условия современного научного сознания ...........650 Глава вторая. Естественные науки...............................658 Глава третья. Науки о духе.....................................673 Глава четвертая. Заключительные размышления о невозможности метафизической позиции для познания.........................686 Логическая взаимосвязь мира как идеал метафизики...............686 Противоречие между действительностью и этим*идеалом; несостоятельность метафизики................................691 Скрепы метафизической взаимосвязи мира не могут быть однозначно определены разумом....................698 Содержательное представление о взаимосвязи мира не может быть доказано......................................703 10 ДОБАВЛЕНИЯ К РУКОПИСЯМ Предуведомление немецкого издателя..........................710 I. Предисловие...............................................710 II. Добавления к первой книге .................................712 Контекст "Введения в науки о духе".............................713 Социология................................................. .721 III. Добавления ко второй книге................................724 Начало наук о духе. Метафизическая эпоха......................725 В. С. Малахов. О языке Вильгельма Дильтея Замечания к русскому переводу "Введения в науки о духе"...............728 Комментарии ................................................731 Именной указатель ...........................................755 ВВЕДЕНИЕ В НАУКИ О ДУХЕ ГРАФУ ПАУЛЮ ЙОРКУ ФОН ВАРТЕНБУРГУ В одном из наших первых разговоров я развернул перед Вами план этой книги, которую тогда я отваживался еще называть Критикой исторического разума. В последующие прекрасные годы я наслаждался неповторимым счастьем совместного философствования в почти ежедневных беседах, на почве родства убеждений. Как бы смог я отделить, если бы и хотел, то, чем предлагаемая здесь мною связь мыслей обязана Вам? Теперь, когда пространственно мы оказались разъединены, примите этот труд как знак неизменной душевной настроенности. Лучшей наградой за долгую работу, в ходе которой он возникал, мне будет одобрение друга. ПРЕДИСЛОВИЕ Книга, первую половину которой я здесь публикую, сочетает исторический подход с систематическим, чтобы с наивысшей доступной мне степенью строгости решить вопрос о философских основах наук о духе. Исторический подход следует пути развития, в каком философия до сих пор боролась за подобное обоснование; он ищет определить историческое место отдельных теорий внутри этого развития и ориентировать относительно их обусловленной историческим контекстом ценности; через погружение же в контекст предшествующего развития он хочет вынести суждение о глубочайшем внутреннем импульсе современного научного движения. Историческим изложением подготавливается, таким образом, теоретико-познавательное обоснование, которое станет предметом второй половины нашего опыта. Поскольку историческое и систематическое описания должны тем самым дополнять друг друга, чтение исторической части будет облегчено, если я намечу основную систематизирующую идею. На исходе Средневековья началась эмансипация отдельных наук. Однако среди них науки об обществе и истории еще долго, едва ли не до середины XVIII века, оставались в старом услужении у метафизики. Мало того, нарастающая мощь естествознания стала для них причиной нового порабощения, которое было не менее гнетущим, чем старое. Лишь историческая школа* - беру это слово в широком смысле - впервые осуществила эмансипацию исторического сознания и исторической науки. В ту самую эпоху, когда во Франции сложившаяся в XVII и XVIII веках система общественных идей в лице естественного права, естественной религии, абстрактного учения о государстве и абстрактной политической экономии привела в революции к своим практическим последствиям, когда армии этой революции оккупировали и разрушили причудливо построенное и овеянное ветрами тысячелетней истории здание немецкого государства, в нашем отечестве сформировалось воззрение на исторический рост как на процесс, в котором возникают все духовные реалии, выявивший неистину этой системы об- 271 щественных идей. Оно простиралось от Винкельмана и Гердера через романтическую школу вплоть до Нибура, Якоба Гримма, Савиньи и Бека. Реакция на революцию лишь укрепила его. Оно распространилось в Англии благодаря Бёрку, во Франции благодаря Гизо и Токвилю. В идейных битвах европейского общества, касались ли они права, государства или религии, оно повсюду наталкивалось на ожесточенное сопротивление идей, рожденных XVII веком. В исторической школе утвердились чисто эмпирические способы исследования, любовное углубление в неповторимость исторического процесса, тот дух универсализма при рассмотрении исторических явлений, который требовал определения ценности отдельных фактов лишь в общей взаимосвязи развития, и тот дух историзма при исследовании общества, который объяснение и закон для жизни современности отыскивает в изучении прошлого и для которого духовная жизнь в конечном счете везде и всегда исторична. Целый поток новых идей по бесчисленным каналам устремился от этой школы к другим частным наукам. Однако историческая школа до сего дня так и не сумела преодолеть те внутренние ограничения, которые сдерживали и ее теоретическое формирование, и ее воздействие на жизнь. Ее разысканиям, ее оценкам исторических явлений недоставало связи с анализом фактов сознания и тем самым опоры на единственное достоверное знание в последней инстанции, словом, недоставало философского обоснования. Недоставало здравого отношения к теории познания и психологии. Потому она и не пришла к объяснительному методу, а ведь историческое наблюдение и сравнительный подход сами по себе еще не в состоянии ни выстроить самостоятельную систему наук о духе, ни приобрести влияние на жизнь. И вот, когда Конт, Стюарт Милль и Бокль попытались заново разрешить загадку мира истории путем перенесения на него естественнонаучных принципов и методов, историческая школа не пошла дальше бессильных протестов от имени воззрения более жизненного и глубокого, но оказавшегося не способным ни к саморазвитию, ни к самообоснованию, в адрес воззрения более скудного и приземленного, зато мастерски владеющего анализом. Противостояние Карлейля и других живых умов точной науке было как по силе своей ненависти, так и по скованности своего языка знамением такого положения вещей. И при такой необеспеченности в отношении оснований наук о духе отдельные исследователи то возвращались к голой дескрипции, то довольствовались построением более или менее остроумных субъективистских концепций, то снова кидались в объятия метафизики, которая 272 верующему в нее обещает положения, имеющие силу преображать практическую жизнь. ? Из ощущения этой сложившейся в науках о духе ситуации у меня выросло намерение попытаться философски обосновать принцип исторической школы и деятельность отдельных наук об обществе, сегодня во многом определяемых ею, и примирить таким образом спор между этой исторической школой и абстрактными теориями. В моей работе меня мучили вопросы, которые, надо думать, глубоко тревожат всякого думающего историка, юриста или политика. Так сами собой созрели у меня и потребность, и план обоснования наук о духе. Какова система положений, на которую в равной мере опираются и в которой получают надежное обоснование суждения историка, выводы экономиста, концепции правоведа? Восходит ли она к метафизике? Существует ли, скажем, философия истории, опирающаяся на метафизические по- • нятия, или такое же естественное право? Если же это можно оспорить, • то где прочная опора для системы положений, придающей частным 4 наукам связность и строгость? Ответы Конта и позитивистов, Стюарта Милля и эмпиристов на эти вопросы, как мне казалось, искажают историческую действительность, чтобы подогнать ее под понятия и методы естественных наук. Реакция против них, гениально представленная в «Микрокосме» Лот-це*, оправданную самостоятельность частных наук, плодотворную силу их опытных методов и достигнутую ими надежность обоснований приносит, на мой взгляд, в жертву сентиментальной настроенности, которая в тоске по навеки утраченной душевной удовлетворенности наукой тщетно пытается заново вернуть ее. Исключительно во внутреннем опыте, в фактах сознания я нашел прочную опору для своей мысли; и я очень надеюсь, что ни один читатель не освободит себя от необходимости проследить за ходом моего доказательства в этом пункте. Всякая наука начинается с опыта, а всякий опыт изначально связан с состоянием нашего сознания, внутри которого он обретает место, и обусловлен целостностью нашей природы. Мы именуем эту точку зрения - согласно которой невозможно выйти за рамки этой обусловленности, как бы глядеть без глаз или направить взор познания за самый глаз, - теоретико-познавательной; современная наука и не может допустить никакой другой. Именно здесь, как мне стало ясно, находит свое необходимое для исторической школы обоснование самостоятельность на-I ук о духе. Ибо с этой точки зрения наш образ природы в целом оказы- вается простой тенью, которую отбрасывает скрытая от нас действи- 18 - 805 0^„ дельность, тогда как реальностью как она есть мы обладаем, наоборот, юлько в данных внутреннего опыта и в фактах сознания. Анализ этих фактов - средоточие наук о духе, и тем самым, как того и требует историческая школа, познание начал духовного мира не выходит из сферы самого этого последнего, а науки о духе образуют самостоятельную систему. |
А. Н. Плотников экономика строительства Экономика строительства: Учебное пособие / А. Н. Плотников. Сарат гос тех ун-т. Саратов. 2009, 227 с |
Джордж харрисон История «The Beatles» — без всяких сомнений, группы №1 в мировой поп- и рок-музыке — это прежде всего история четырех простых ливерпульских... |
||
Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и... Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908 – 1917. М.: Молодая... |
Специальность, по которой осуществляется руководство аспирантами ... |
||
12 русских сказок (Безруков С., Безрукова И.) Лемешко Е., Венгеров Г., Бохон В., Кулагин Л., Карпунина Н., Плотников Б., Румянцев Ю |
Тематическое планирование Предмет история Класс Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век. Учебник для 7 класса. 5 издание М.: «Тид «Русское слово-рс»-... |
||
Жизнь полная любви посланни кправдивая история про любовь Если вы человек, перелистывающий множество книг в поисках того, что позволит продвинуться вперёд, то в этой книге вы найдёте то,... |
Жизнь не останавливается никогда Эта история произошла в альтернативной реальности по отношению к большей части сериала «Элен и ребята». Точка развилки, после которой... |
||
Суры и Асуры в Традиции И бог даст вам жизнь долгую на Земле, чтоб вы могли иметь жизнь вечную в Царстве Небесном |
Экологическое совершенствование творческой индивидуальности Мгу, автор монографий: «Политическая борьба в средневековом Китае», «Учение об управлении государством средневекового Китая», автор... |
||
Введение 6 Все виды человеческой деятельности и вся жизнь в обществе сопряжена с риском потерять жизнь, здоровье и имущество, вследствие изменения... |
Постижение истории ... |
||
Пояснительная записка История России. Всеобщая история |
Рабочая программа дисциплины по дисциплине «Учебная (археологическая) практика» Оп «44. 03. 05–Педагогическое образование», профили «История и обществознание», «История и правоведение» |
||
Требования к оформлению электронного варианта тезисов История древних цивилизаций секции История и история искусства, подсекции Экспедиционные исследования секции География. Для перечисленных... |
И. И. Круглик, Ю. Ф. Курамшин, И. В. Соколова история олимпийского движения санкт-петербург История зарождения античных олимпийских игр (мифы и легенды) |
Поиск |