Скачать 4.7 Mb.
|
УДК 159.9 ББК 88 Ш83 Рене А. Шпиц, У. Годфри Коблинер Ш 83 Первый год жизни/ Пер. с англ. Л.Б. Сумм. Под ред. А.М. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2006. — 352 с. — (Серия «Психологические технологии»). ISBN 5-8291-0773-2 Книга Рене А. Шпица и У. Годфри Коблинера представляет собой подробное и тщательное описание эмоциональных взаимодействий матери и новорожденного. Язык книги ясен и прост, он обращен к практикам детских воспитательных учреждений, педагогам, а также к молодым родителям. Выбранные авторами способы наблюдения — работа с камерой и тестирование — вызовут интерес академических исследователей, а теоретические предпосылки и выводы непременно привлекут внимание психоаналитиков и детских психологов. Главное достоинство книги — фактографический подход к наиболее непонятному и загадочному периоду в истории становления человеческой личности. © Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2006 © Л.Б. Сумм, перевод с англ. УДК 159.9 ББК 88 ISBN 5-8291-0773-2 ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга, представляющая собой подробное и тщательное описание эмоциональных взаимодействий, которые происходят между матерью и детьми, будет интересна для широкого круга читателей больше, чем обычные психоаналитические публикации. Язык автора, в сочетании с выразительными иллюстрациями, достаточно ясен и прост, чтобы быть понятым матерями и работниками детских учреждений даже без предварительной подготовки в области психологии. Выбранный автором способ наблюдения — работа с камерой и тестирование — вполне точен и поэтому вызовет интерес академических исследователей. Теоретические предпосылки и выводы столь строго аналитичны, что непременно привлекут внимание всех тех психоаналитиков и детских аналитиков, которые с удовольствием примут фактографический подход к тому, что по-прежнему остается наиболее непонятным периодом в истории человеческой личности. В главах этой книги доктор Шпиц касается ряда спорных проблем современной психоаналитической теории, и в каждом случае он не колеблется с выбором своей позиции. Чтобы проследить события первого года жизни, автор предлагает пользоваться прямым наблюдением и методами экспериментальной психологии, выгодно отличаясь этим от психоаналитиков, предпочитавших полагаться лишь на воссоздание процесса развития на основании анализа более поздних фаз. Предыдущие публикации доктора Шпица по проблеме госпитализма и анаклитической депрессии значительно способствовали утверждению ценности прямого наблюдения даже в глазах многих психоаналитиков, относившихся к этому подходу скептически. Обсуждая личность младенца в довербальный период, доктор Шпиц возражает всем тем авторам-психоаналитикам, которые приписывают младенцу сложную психическую жизнь уже вскоре после рождения, включающую в себя фантазии, конфликты между противоположными влечениями, чувства вины, тенденцию к компенсации и т. д. Он отста- 3 ивает разделяемую многими учеными теорию первоначальной недифференцированной стадии и медленного постепенного развертывания функций, различных влечений, структурных градаций, то есть теорию постепенного возникновения психологических процессов из лежащих в их основе физиологических прототипов. Рассматривая основную тему этой книги — развитие первых объектных отношений, — доктор Шпиц распространяет теорию медленного и постепенного развития не только на примитивные, но и на более сложные формы. Здесь он опять-таки отвергает концепцию объектных отношений с матерью с момента рождения, которую выдвигают другие психоаналитические школы. Наконец, изучая расстройства ранних отношений между матерью и ребенком и их пагубные последствия, доктор Шпиц, в отличие от большинства других авторов, особо подчеркивает, что специфические психотические расстройства ребенка непосредственно связаны со специфическими эмоциональными расстройствами матери; эта весьма интересная гипотеза, вероятно, вызывала бы меньше противоречий, если бы оценка сложной личности и поведения матери основывалась не только на прямом наблюдении, но и на анализе. Читатели часто жалуются, что психоаналитическая литература о развитии ребенка, как правило, слишком схематична, непоследовательна и гораздо больше внимания уделяет патологии, нежели нормальным процессам роста. Ценный труд доктора Шпица поможет нам оправдать ожидания читателей, идя навстречу давно ощущавшейся потребности. Анна Фрейд ВВЕДЕНИЕ В 1935 году, когда я приступил к систематическим исследованиям в области детского психоанализа методами прямого наблюдения, я оставался в одиночестве. Десятью годами позже другие ученые заинтересовались этой темой, и с тех пор число тех, кто изучает психические процессы в данной области и в смежных дисциплинах, пользуясь теми же или улучшенными методами, растет с каждым годом в геометрической прогрессии. На читателя обрушилась лавина публикаций как психоаналитических, так и из области экспериментальной психологии. Даже в учебнике едва ли было бы возможно подробно разобрать всю эту литературу, а потому выбор работ, которые будут более или менее подробно процитированы в этой книге, в какой-то мере произволен. Они были отобраны постольку, поскольку показались мне наиболее приемлемыми для иллюстрации моей точки зрения. Мой подход является междисциплинарным, что также порождает свои трудности. Когда первый сокращенный вариант этой книги появился в 1954 году на французском языке, отрасли науки, повлиявшие теперь на мои взгляды, не существовали или существовали лишь в зачаточном состоянии. Хороший пример — теория коммуникации. Поэтому я приношу извинения всем авторам, которых я мог обидеть умолчанием. Подобного рода небрежность не связана с невежеством или злым умыслом. Она обусловлена моей задачей. Я не обладаю даром написать учебник, тем более что и время для подобной работы, по-моему, еще не подошло. Точно так же, как я ощущал необходимость раздвинуть рамки этой книги в соответствии с происшедшим в последние годы значительным расширением нашего знания, я не мог более ограничиваться исключительно первым годом жизни. Во многих случаях мне придется перешагивать рубежи этого периода и достаточно глубоко вовлекать читателя в проблемы второго года жизни. Хотя эта книга остается неполной и несовершенной, в ней все же сделана попытка предложить читателю набор 5 методов, позволяющих исследовать довербальную фазу с психоаналитической точки зрения. На этой, совсем недавно открытой территории лучшим ориентиром для нас будут объектные отношения. В общем и целом, это исследование основывается на гипотезах и концепциях, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности». Во втором из них содержится то, что мне удалось подтвердить в ходе многолетних наблюдений за сотнями детей. Гений Фрейда породил множество идей, которые следует утверждать и развивать нескольким поколениям его учеников. С чувством глубокого удовлетворения я думаю о своем вкладе в эту работу: мне удалось соединить метод прямого наблюдения с теорией моего учителя — Зигмунда Фрейда. Р. А. Ш. Денвер, октябрь 1963 БЛАГОДАРНОСТИ Впервые эта книга была опубликована в 1954 году в сокращенном варианте на французском языке. В этом виде она состояла преимущественно из кратких сообщений, в которых результаты моих исследований и наблюдений, данные, полученные по многим сотням детей, излагались, так сказать, с высоты птичьего полета. Ныне этому исследованию миновало почти тридцать лет. Столь крупное мероприятие не могло быть исполнено одним человеком. Я бы не смог осуществить наблюдения и эксперименты, систематизировать данные, полученные в результате прямого наблюдения и киносъемки, а затем подвергнуть их статистической обработке, не смог бы скоординировать это междисциплинарное исследование без помощи многочисленных, весьма способных и преданных своему делу помощников. Я хочу выразить им свою признательность, хотя и не вижу возможности в полной мере описать участие каждого из них. Прежде всего я должен выразить свою признательность Колорадскому университету, отделению психиатрии и в особенности доктору Герберту С. Гэскиллу, главе этого департамента. Его дружеское постоянство и понимание, щедро предоставляемая помощь и финансовая поддержка в работе, а также лаборатория, отведенная для изучения множества фильмов и записей, на основе которых была создана эта книга, дали мне исключительную возможность продолжить и завершить работу. В течение последних десяти лет ближайшим моим коллегой в этой области исследований был доктор У. Годфри Коблинер, которому я обязан выразить глубочайшую благодарность. Он написал заключительную главу этой книги, научную монографию о Пиаже и Женевской школе и ее отношении к психоаналитической теории, с одной стороны, и моим собственным открытиям и выводам — с другой. Однако вклад доктора Коблинера в эту книгу отнюдь не ограничивается этой главой, он гораздо более важен и зна- 7 чителен. С того скромного первого французского издания, для которого он предоставил ряд библиографических ссылок и заострил некоторые формулировки, обсуждая их в беседах со мной, доктор Коблинер продолжал на протяжении десяти лет играть обе эти роли в качестве терпеливого, понимающего и в то же время строгого критика всех дальнейших изданий и переводов этой книги на многие другие языки. Я с благодарностью признаю огромный вклад доктора Коблинера в написание этой книги. Здесь же необходимо упомянуть покойную Катерину М. Вульф, помогавшую мне на первой стадии этой работы. Ее безвременная смерть стала большой утратой для науки, в особенности для психологии и психоанализа. Ее помощь в проведении наблюдений, интуиция и блестящий ум были для меня постоянным стимулом в течение восьми лет нашего сотрудничества, и все мои публикации тех лет отмечены также печатью ее личности. Я приношу благодарность руководителям институтов, великодушно помогавшим мне в работе, родителям, позво- лившим мне наблюдать за их детьми и снимать их на пленку, сотрудникам и помощникам, участвовавшим в проведении экспериментов и наблюдений, обработке данных, выстраи-вании графиков, кривых и таблиц, в корректуре, вычиты-вании, печатании рукописи, а также в съемках моих фильмов, их проявке, редактировании, монтаже и каталогизации. Я перечисляю их имена в хронологической последовательности: Аннемари фон Лёйцендорф, Джозеф Бомер, Маргарет Денглер, Гилберт Хаак, Роуз Лауб Козер, Аннелиз Рисе, Лили Бернстейн, Анжела Ярон, Александра Хенди, Ева Грюнинг, Пол Р. Полак, Роберт Н. Эмде, Салли Бонди, Элизабет Рут, Лаура Пауэлл. Я многим обязан мисс Генриетте Эддитон, чье понимание и глубокая человечность позволили мне и моим сотрудникам в течение многих лет проводить исследование среди ее подопечных. С особым чувством признательности я завершаю этот список именем Лотти Мори Ньюмэн. В конечном счете именно она дружеским участием, ободрением и мудрыми советами в трудные для меня периоды жизни помогла мне завершить этот труд. Часть 1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ 9 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ С тех пор как психология Я стала предметом психоаналитического исследования, интерес все более сосредоточивался на либидинозном объекте. Концепцию выбора объекта Фрейд ввел намного раньше, еще в 1905 году в «Трех очерках по теории сексуальности >>. По-видимому, это единственный случай, когда он подробно обсуждал взаимоотношения между матерью и ребенком, между объектом и субъектом. Затем Фрейд лишь изредка затрагивал этот вопрос в последующих работах (тем не менее см. Freud, 1931). Всякий раз, когда он упоминает либидинозный объект, разговор в основном идет с точки зрения субъекта. Фрейд говорит об объектном катексисе, о выборе объекта, открытии объекта, то есть исключительно об объектных отношениях. Мы же обратимся к взаимоотношениям матери и ребенка и попытаемся понять, как они складываются. Основываясь на непосредственном наблюдении детей и экспериментах с ними, мы представим наши находки и идеи, связанные с объектными отношениями, их зарождением, развитием, стадиями и определенными аномалиями. Мы хотели бы также осветить вопрос о том, каким образом эти отношения обеспечивают выживание и каким образом они служат развитию психической и соматической стороны личности. В первый год жизни основные усилия направлены на выживание, а также на формирование и развитие адаптационных механизмов, служащих этой цели. Фрейд вновь и вновь напоминает нам, что в этот период жизни ребенок полностью беспомощен, сам по себе он выжить не может. Мать должна компенсировать и предоставить ребенку то, чего ему недостает. Мать обеспечивает все потребности ребенка, и в результате возникает дополнительное отношение, диада. В той мере, в какой в первый год жизни успевают развиться собственные способности ребенка, он достигает независимости 11 от своего окружения. Этот процесс, очевидно, происходит как в соматической, так и в психологической сфере личности младенца. В нашем исследовании будет рассмотрена преимущественно последняя сфера, мы покажем, до какой степени рост и развитие психологической стороны личности зависят от создания и последовательного развития объектных, то есть социальных, отношений, которые приобретают все большее значение. При организации исследования и интерпретации своих открытий я опирался на ряд психоаналитических предпосылок. Однако прежде чем перейти к их подробному обсуждению, я хотел бы определить свою позицию по отношению к некоторым спорным воззрениям на психологические особенности новорожденного, в настоящее время получившие распространение в определенных психологических и психоаналитических кругах. Моя теория полностью основана на ' концепции Фрейда, представляющей новорожденного в качестве психологически недифференцированного организма, появляющегося на свет с врожденными качествами и определенными предрасположенностями. Этот организм поначалу лишен сознания, восприятия, ощущения1 и всех прочих психологических функций, как сознательных, так и бессознательных. Эту точку зрения разделяют большинство ученых, исследовавших новорожденных посредством прямого наблюдения или эксперимента. Поэтому я решил воздержаться от каких-либо гипотез, предполагающих наличие инт-рапсихических процессов у ребенка уже с момента рождения. Я рассматриваю новорожденного в качестве недифференцированного целого (это затрагивает многие ас- 'Я использую термин «перцепция» (а также «ощущение») в соответствии с определением, данным в моей статье «Диакритическая и коэ-нестетическая организации» (1945Ь). В этом же смысле данные термины, в общем и целом, понимаются психологами, которые определяют перцепцию как знание, а ощущение как элемент сознания (см.: Warren, 1935; English and English, 1958). Я разделяю мнение Фрейда, что к моменту рождения сознание еще отсутствует, а потому не может быть ни знания, ни сознательного опыта. Я не склонен рассматривать реакции на раздражения сами по себе в качестве «элементов сознания». Поскольку определенные раздражители вызывают реакцию с момента рождения (и даже раньше), в ребенке происходят некие процессы, порождающие реакции на внешние раздражители. Однако этот процесс не является психологическим, и поэтому я рассматриваю его, скорее, как процесс рецепции, по крайней мере, пока в первые недели после рождения не разовьется рудиментарное сознание. пекты). Различные функции, структуры и даже инстинктивные влечения постепенно дифференцируются из этого целого. Дифференциация начинается в результате двух различных процессов. Вслед за Гартманном, Крисом и Лёвенштейном (1946) мы назовем один из этих процессов созреванием, а второй — развитием, проведя между ними следующее разграничение. Созревание: развертывание филогенетических данных и, следовательно, врожденных функций вида, которые проявляются в ходе эмбрионального развития или же после рождения в качестве предпосылок и обнаруживаются на более поздних стадиях жизни. Развитие: появление форм, функций, способов поведения, возникающих в результате взаимодействия между организмом, с одной стороны, и внешней или внутренней средой — с другой. Этот процесс часто называют «ростом», однако мы не станем использовать данный термин, чтобы избежать путаницы. Из постулата о недифференцированном состоянии новорожденного вытекает, что в момент рождения Я не существует — во всяком случае в общеупотребительном значении этого термина. Это особо отмечалось Фрейдом в работе «Я и Оно» (Freud, 1923). Очевидно, еще меньше права у нас говорить о наличии в момент рождения Сверх-Я или эдипова комплекса. Подобным же образом отсутствуют и символизм, и символическое мышление, а потому символические (психоаналитические) интерпретации не применимы. Символы более или менее связаны с речью, а ее на всем протяжении первого года жизни не существует. Отсутствуют также и защитные механизмы, по крайней мере в том смысле, в каком мы применяем этот термин в специальной литературе. Мы можем выявить лишь следы их прототипов, причем не столько в физиологической, сколько в психологической форме. Эти психологические прототипы служат основанием, на котором постепенно разовьется психическая структура совершенно иной природы (Freud, 1926а; Spitz, 1958,1959,1961). Психоаналитические постулаты Гипотезы, изложенные ниже, не претендуют на полноту и даже на последовательность, они перечисляются в соответствии с их важностью для данной книги. В тех случаях, когда определения, принятые в психоаналитической литера- 13 туре, оказываются неоднозначными, я привожу цитату из Фрейда (иногда также из других психоаналитических авторов), чтобы прояснить смысл, который я придаю тому или ином понятию. Цитаты приводятся дословно, по тексту подлинника, однако ради краткости я выпускаю порой часть фразы или целое предложение. Я также добавляю в скобках термин «влечение», хотя Standart Edition настаивает на вводящем в заблуждение термине «инстинкт»!. 1. Основные регулирующие принципы функционирования психики по Фрейду: а) принцип нирваны (принцип постоянства); б) принцип удовольствия (представляющий собой модификацию предыдущего) и в) принцип реальности. 2. Дескриптивное разделение души на сферу сознательного и бессознательного (Freud, 1912). 3. Топографический подход, то есть разделение психического аппарата на системы Без., Прсз., Сз. (бессознательное, предсознательное и сознательное) (Freud, 1915а). 4. Динамическийподход: он предполагает,что по своей сути душевные процессы проистекают из взаимодействия сил, которые «изначально относятся к природе инстинктов [инстинктивных влечений], то есть имеют органическое происхождение. Они... представлены психологически как образы или идеи с аффективным зарядом... Эмпирический анализ приводит к формулировке двух групп инстинктов 1 В Standart Edition редактор использует англизированный латинский термин «инстинкт», в то время как в оригинале у Фрейда используется немецкий термин «Treib». Редактор утверждает (Standart Edition Vо1. XIV, р. 111), что причины подобного предпочтения будут изложены в «Общем предисловии» к готовящемуся 1-му тому Standart Edition. Ожидая возможности рассмотреть аргументы редактора, мы будем пока употреблять термин «инстинктивное влечение» вместо латинского «инстинкт» по следующим соображениям: 1. Фрейд в своих трудах главным образом использует термин Treib, лишь изредка прибегая к латинскому Instinkt. 2. Термин «инстинкт» широко применяется в биологии, причем в значении, достаточно отличающемся от психоаналитического. 3. Столь же распространено употребление термина «инстинкт» и в этологии, но с иным значением, фундаментально отличающимся от психоаналитического, если не прямо противоречащим ему. 4. В результате, как подчеркивал Вельдер (1960), «понимание психоанализа в англоязычных странах было поставлено под угрозу отсутствием в английском языке слова, которое могло бы соответствовать немецкому Treib; английское слово "Instinkt", фигурируемое в большинстве переводов, несет дополнительные оттенки значения, совершенно чуждые самой идее Treib». [инстинктивных влечений]» (Freud, 1926с). В нашем обзоре мы будем иметь в виду два влечения, либидо и агрессию, значение которых Фрейд раскрыл в своих последующих публикациях (1920,1923). 5. Экономический подход «пытается проследить чередование количеств возбуждения и достичь хотя бы относительной оценки их величины» (Freud, 1915а). «С экономической точки зрения психоанализ предполагает, что психические проявления инстинктов [инстинктивных влечений] обладают зарядом (катексисом) определенной величины энергии» (Freud, 1926с). Катексисы суть перемещаемые кванты энергии. 6. Метапсихологический подход: говоря словами Фрейда, «после того, как нам удастся описать психический процесс в его динамическом, топографическом и экономическом аспектах, мы должны подойти к нему как к мета-психологическому явлению» (1915а). Фрейд рассматривает этот подход как трехмерную развертку психического явления. Он достаточно ясно формулирует это в другом месте (1925b), называя перечисленные три точки зрения тремя осями координат психического процесса. 7. Структурный подход: в метапсихологической триаде Фрейд позднее заменил топографическую точку зрения структурной «на основании аналитического рассмотрения патологических фактов» (1925b). Структурный подход означает разделение психического аппарата на Я, Оно и Сверх-Я. 8. Генетический подход: начиная с самых ранних публикаций, Фрейд настаивал, что психические процессы подчиняются законам детерминизма. В этой связи он рассматривал данный подход как один из наиболее важных элементов психоаналитической теории, особо выделяя его в качестве такового в «Кратком очерке о психоанализе» (1924b). Генетический подход предполагает, что все психологические явления, помимо наблюдаемых в данный момент и возникающих в результате опыта, можно проследить онтогенетически вплоть до их психологического источника. С точки зрения фаз развития это приводит нас к моменту рождения, а при рассмотрении факторов созревания или врожденных факторов этот подход возвращает нас к эмбриологии и филогенезу. 15 9. Теория либидо и эрогенных зон: применение генетического подхода к сексуальному развитию приводит к открытию ключевой роли эрогенных зон. «Удовлетворение возникает из соответствующего сенсорного возбуждения этих зон» (Freud, 1905b). В процессе созревания активируются оральная, анальная и генитальная зоны, маркируя тем самым последовательные стадии развития либидо. - Здесь мы подходим к определению инстинктивных влечений, что, однако, представляет собой весьма непростую задачу. Даже в 1924 году Фрейд отмечал: «Психоаналитическая теория либидо еще отнюдь не разработана до конца... ее отношение к общей теории инстинктов пока не прояснено, поскольку психоанализ — молодая наука, вовсе не завершенная, а, напротив, находящаяся в стадии быстрого развития» (1924b). Продолжая, он определяет либидо следующим образом: «Либидо означает в психоанализе в первую очередь силу (однако количественно изменчивую и измеримую) сексуальных влечений, направленных на объект, — "сексуальных" в значении, расширенном психоаналитической теорией». - Фрейд рассматривает агрессию как второе фундаментальное влечение, действующее в душе. Агрессия менее поддается качественному определению, в целом она означает давление и направленность на объект. Агрессия обеспечивает приближение, захват, удержание, овладение, уничтожение объекта. Агрессия выражается «посредством особого органа. Этим особым органом, по-видимому, является мышечный аппарат» (Freud, 1923). - Гипотеза Эриксона о зональных модусах (1950а) раздвигает рамки этой теории. Модус каждой зоны, ее принимающая или выталкивающая функция, является одной из детерминант особого качества парциального влечения и данной либидинозной стадии. Это качество затем распространяется на другие зоны, органы, способы поведения, приобретая функцию адаптации. Я выделил специфическое сенсорное качество произвольного и непроизвольного сокращения мускулатуры сфинктера и его роль в экономике и динамике инстинктивных влечений как основного компонента любой эрогенной зоны, который можно обнаружить лишь в нескольких других областях человеческого тела (Spitz,195 За). 10. Комплементарные ряды: эту гипотезу Фрейд впервые описал в общих чертах в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905b), а затем применил ее при определении этиологии неврозов (1916-1917). Она предполагает, что некий эмпирический (психологический) фактор взаимодействует с наследственным фактором и таким образом вызывает нарушение. По моему мнению, эта гипотеза применима ко всем феноменам психологии человека (и животных), поскольку все психологические явления, несомненно, являются результатом взаимовлияния и взаимодействия наследственных факторов и внешних событий. 11. Адаптационный подход: эта идея была сравнительно недавно разработана и изучена Гартманном (1939), Эрик-соном (1950а) и Шпицем (1957). Не используя самого этого термина, Фрейд сформулировал соответствующую концепцию в работе «Влечения и их судьба» (1915b). Наилучшее определение дали Рапапорт и Гилл (1959): «Адаптационный подход требует, чтобы психоаналитическое объяснение любого психологического явления включало также гипотезы об отношении этого явления к окружающей среде »Ч Здесь нет возможности подробно обсудить гипотезы, лежащие в основе адаптационного подхода. Позднее я рассмотрю те из них, которые применимы к аллопластическому и аутопластическому процессам (Freud, 1924а), а также к идеям Эриксона (1950а) и моим собственным (Spitz, 1957) о роли и функциях аффектов в диадических взаимоотношениях. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ Каждый из нас, появляясь на свет, обладает особыми качествами. Каждый из нас отличается от всех остальных, прежде всего тем, что в нем явно уже присутствует от рождения, а также тем потенциалом, который в качестве предрасположенности закладывается в зародыше. То, что 1 Я хотел бы указать, что обязан Рапапорту и Гиллу (1959) некоторыми формулировками, включенными в эту главу, в частности выделением различных подходов в психоанализе. Новые формулировки (см. также: СШ, 1963) были опубликованы этими авторами после того, как я завершил данную работу, и поэтому они не могут быть разобраны здесь детально. 17 делает новорожденного уникальным, я назову наследственным оснащением. Это оснащение состоит из трех частей: 1) наследственного оснащения, определяемого генами, хромосомами, ДНК, РНК и т. д.; 2 ) внутриутробных воздействий, имеющих место во время беременности; 3) воздействий в процессе родов. Мы приведем по одному простому примеру для каждого из этих трех компонентов. Наследственное оснащение состоит из таких очевидных элементов, как появление нас на свет с двумя ногами и двумя глазами, но лишь одним ртом. В то же время частью наследственного оснащения являются и менее очевидные элементы, например законы и стадии созревания. Эти законы и стадии включают в себя не только прогрессивное развитие органов и их функций, но и необратимую последовательность фаз, по которым оно происходит. Это относится как к физиологии, так и к психологии, поскольку оральная фаза предшествует анальной. А та, в свою очередь, фаллической, с той же точностью, с какой молочные зубы предшествуют коренным. Внутриутробное воздействие можно проиллюстрировать на примере сравнительно недавнего открытия, согласно которому краснуха во время беременности может нанести ущерб органам зрения плода (Swan, 1949). И наконец, относительно возможных воздействий в процессе родов: нам, разумеется, известны тяжелые физические повреждения, которые могут быть причинены младенцу в момент родов. Другие, менее заметные травмы оказываются в поле нашего внимания благодаря ряду исследований, в частности благодаря работе Уиндла (1950), продемонстрировавшей разрушительное воздействие церебральной аноксии в процессе родов, а также благодаря исследованию Бразелтона (1962), изучавшему влияние предшествующего лечения матери на поведение ребенка. ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ИХ МАСШТАБ И СЛОЖНОСТЬ Предметом настоящего исследования является развитие самых ранних объектных отношений, то есть отношений между ребенком и матерью. Его можно было бы также рассматривать в качестве исследования социальных отношений, если бы только данные отношения фундаментально не отличались от всех остальных, с которыми обычно имеет дело социальная психология. Можно с полным правом задать вопрос, почему социологи пренебрегли тем фактом, что, наблюдая отношения матери и ребенка, они получили бы возможность обнаружить начало и эволюцию социальных отношений непосредственно in statu nascendi. Одна из особенностей этих отношений заключается в том, что непосредственно на наших глазах шаг за шагом осуществляется переход от состояния чисто биологической связи, не имеющей никакой социальной нагрузки, к тому, что должно стать первыми социальными отношениями индивида. Мы оказываемся свидетелями преобразования физиологического в психическое и социальное. В биологическом состоянии (in utero) все отношения зародыша остаются чисто паразитическими, но в течение первого года жизни младенец должен пройти стадию психологического симбиоза с матерью, от которой он постепенно перейдет к следующей стадии — стадии развития социальных, то есть иерархических взаимоотношений. Столь же своеобразным и, пожалуй, уникальным аспектом отношений матери и ребенка является то, что психическая структура матери кардинальным образом отличается от структуры ее ребенка. Отношения между явно неравными партнерами может быть исключительно асимметричным, и, следовательно, неодинаковым окажется также и вклад каждого из партнеров в их взаимоотношения. Оставляя в стороне в чем-то похожие отношения человека с прирученным животным (в особенности с домашними любимцами), столь высокий уровень неравенства двух столь близко связанных и взаимозависимых индивидов нельзя больше нигде обнаружить в нашей социальной организации. Я полагаю, что первым социологом, привлекшим внимание к возможностям социологического исследования группы мать-дитя (которой он и дал имя «диада»), был Георг Зиммель (1908). Он подчеркивал, что в этих отношениях можно найти зачатки всех развиваемых впоследствии социальных отношений более высокого уровня. Однако независимо от Зиммеля, тринадцатью годами ранее Фрейд (1895) уже наметил эту линию исследования. 19 Изучая объектные отношения и их развитие, я проводил четкое разграничение между клиническим подходом к исследованию младенцев и подходом, который применяется к взрослым. Эти различия обусловлены двумя причинами: с одной стороны, структурными факторами, а с другой — окружающей средой. Сразу же бросается в глаза, что рудиментарная структура личности ребенка весьма отличается от зрелой структуры его матери, но обычно мы не сразу обнаруживаем, что и окружающая ребенка среда также полностью отличается от окружающей среды взрослого. Начнем со структуры личности. Личность взрослого представляет собой четко определенную, иерархически структурированную организацию. Она проявляется в специфических индивидуальных отношениях, особых инициативах, вступающих в ряд циклических взаимодействий с окружающей средой. С младенцем дело обстоит в точности наоборот: хотя к моменту рождения можно уже отчетливо наблюдать индивидуальные различия, по сравнению с взрослым ребенок лишен организованной личности — мы не отмечаем ни личной инициативы, ни взаимодействия с окружающей средой, за исключением чисто физиологического. Иными словами, перед нами организм совершенно особой природы, младенческий организм, о котором мы и будем говорить в дальнейшем. Второе различие между младенцем и взрослым, различие, касающееся окружающей среды, оказывается еще более впечатляющим, если рассматривать его объективно. Окружение взрослого образовано множеством чрезвычайно разнообразных факторов: разнообразием индивидов, групп и неодушевленных вещей. Эти и многие другие факторы в своей многочисленности и в разных динамических констелляциях, с различной весомостью, длительностью, значимостью, силой и т. д. вступают во взаимодействие с организованной личностью взрослого, оказывая на нее соответствующее влияние. Для новорожденного окружающая среда сводится, так сказать, к одному-единственному человеку — к матери или лицу, которое ее заменяет. Даже этот единственный человек не воспринимается новорожденным в качестве отличной от него самого существа, он просто-напросто составляет часть совокупности его потребностей и их удовлетворения. Очевидно, на первом году жизни эта ситуация постепенно изменяется. Тем не менее на протяжении всего этого периода нормально развивающийся ребенок и его окружение образуют то, что мы вправе назвать «закрытой системой», состоящей всего из двух компонентов, а именно из матери и ребенка. Тем самым психиатрическое исследование младенчества предполагает изучение динамической схемы и устройства данной закрытой системы. Я хотел бы уже сейчас подчеркнуть положение, к которому вернусь позднее: несмотря на все вышесказанное, мир младенца все же целиком включен в реальное окружение. Он переплетается с взаимодействующими ролями и отношениями различных лиц, составляющих семью ребенка или персонал воспитательного учреждения, в котором содержится младенец. Однако этот мир и эти силы передаются ребенку лишь человеком, удовлетворяющим его потребности, то есть матерью или няней. Поэтому на следующих страницах мы будем особенно пристально исследовать, с одной стороны, личность матери, а с другой — личность младенца, их взаимодействие и влияние друг на друга. ЛИБИДИНОЗНЫЙ ОБЪЕКТ Поскольку эта книга посвящена развитию объектных отношений, необходимо сказать несколько слов по поводу психоаналитического понятия либидинозного объекта. В работе «Влечения и их судьба» Фрейд (1915b) определил либидинозный объект следующим образом. «Объект инстинкта1 есть предмет, в отношении которого или посредством которого инстинкт способен достичь своей цели. Это наиболее изменчивая часть инстинкта, не связанная с ним первоначально; объект присоединяется к инстинкту позднее благодаря тому, что оказывается особенно пригодным с точки зрения возможности получить удовлетворение. Объектом необязательно должно быть нечто внешнее, им вполне может оказаться часть собственного тела субъекта. Он может измениться множество раз в ходе тех изменений, которым подвергается на протяжении своей жизни сам инстинкт; это смещение инстинкта играет чрезвычайно важную роль. Может случиться так, что один и тот же объект будет служить удовлетворению одновременно нескольких инстинктов...» [с. 122-123]. 1 Детальное описание см. в приложении. 21 Согласно этому определению, либидинозный объект может меняться в течение жизни, точнее говоря, он даже обязан меняться, причем достаточно часто. Эти перемены обусловлены прогрессивным созреванием и дифференциацией инстинктивных влечений, динамическим взаимодействием между ними, структурой парциальных влечений и прочими факторами, из которых одни, например защитные механизмы Я, уже рассматривались исследователями, а другие до сих пор остаются практически незатронутыми. Тот факт, что либидинозный объект часто (и порой быстро) изменяется, принципиально отличает его от объекта, как он рассматривается в академической психологии. В академической психологии объект (мы назовем его «предметом») сохраняет постоянство и идентичность с самим собой, он может быть описан в системе пространственно-временных координат. Либидинозный объект представляет собой понятие совершенно иного уровня. Он не может быть описан в пространственно-временных координатах, поскольку не сохраняет постоянство и идентичность с самим собой. (Из этого утверждения мы исключаем периоды, когда не происходит существенного перераспределения квантов влечения, которыми катектирован либидинозный объект.) Следовательно, либидинозный объект в целом описывается в терминах развития, то есть с точки зрения его истории. Пространственно-временные координаты, определяющие объект академической психологии, применительно к либидинозному объекту играют лишь незначительную роль. Вместо этого либидинозный объект характеризуется терминами структуры и чередования направленных на него инстинктивных и парциальных влечений и может быть описан в этих понятиях1. Объектные отношения представляют собой отношения между субъектом и объектом. В нашем случае субъектом является новорожденный. Как уже указывалось в самом начале, новорожденный находится в недифференцированном состоянии, и на данный момент не удалось обнаружить у новорожденных ни души, ни психических функций. В соответствии с нашим определением, в мире новорожденного отсутствуют объекты и объектные отношения. И то и другое постепенно разовьется в течение первого года жизни, к концу которого установится либидинозный объект. Я выделил три стадии этого развития, назвав их: ' Мы же вместо «инстинкт» читаем «инстинктивное влечение». 1) дообъектная, или безобъектная, стадия; 2) стадия предтечи объектов; 3) стадия собственно либидинозного объекта. Прежде чем перейти к обсуждению этих стадий развития, я должен сначала описать в главе 2 наши методы получения и обработки данных, а также предоставить важную для нашего предмета информацию. Читатель, не интересующийся подробностями процесса получения и обработки данных, может пропустить эту главу, не нарушив последовательности изложения. 23 |
Линден Ю. Л 59 Обезьяны, человек и язык: Пер с англ. Е. П. Крюковой под ред. Е. Н. Панова Л59 Обезьяны, человек и язык: Пер с англ. Е. П. Крюковой под ред. Е. Н. Панова.— М.: Мир, 1981. 272 с с ил |
Правила для Ассоциации Научных Редакторов и Издателей (Обновление инструкции для авторов научных журналов: Методические материалы. Пер с англ... |
||
Руководство по закупкам [Текст]: учебное пособие / под ред. Н. Димитри,... Библиотека1 государственного, муниципального и корпоративного заказчика2 (2013 г. – 4 квартал 2015 г.) |
Новые поступления январь февраль 2018 г. Оглавление отраслевая литература... Три билета до Эдвенчер / [пер с англ. Д. А. Жукова]; Под пологом пьяного леса / [пер с англ. И. М. Лившина]; Земля шорохов : [повести]... |
||
Р35 Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» иреформы: Пер с англ./Под... Р35 Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы: Пер с англ./Под общ ред и со вступ ст. А. М. Яковлева.—М.: Прогресс, 1988.—328... |
Бюллетень новых поступлений за июнь года Владимир, нб влгу общественные... Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу: пер с англ./ Э. Гофман; под ред. Н. Н. Богомоловой, Д. А. Леонтьева. Москва:... |
||
Самодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер... ... |
Книга молодого американского журналиста Юджина Лин Обезьяны, человек и язык: Пер с англ. Е. П. Крю- ковой под ред. Е. Н. Панова. М.: Мир, 1981 |
||
Сорокин П. А. С 65 Человек. Цивилизация. Общество / Общ ред., сост... ... |
Руководство для терапевтов Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер с англ. Нижний Новгород:... |
||
H. С. Плотников жизнь и история Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A. B. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер с нем под... |
Уэсслер Р. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная... Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. Пер с англ. Общ ред. — М.:... |
||
Уэсслер Р. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная... Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. Пер с англ. Общ ред. — М.:... |
Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы Пер с англ. А. Б. Фенько Пер с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии) |
||
Федеральный институт развития образования Пер с англ яз. Ю. Б. Сазоновой. Под общ ред. Б. А. Сазонова. М.: Фиро, 2007. 52 с. (Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические... |
Физико-математические науки. (Ббк 22) Б. Кокс, Д. Форшоу; пер с англ. Н. Яцюк; [науч ред. И. Красиков]. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. 214, [9] с ил. Доп тит л... |
Поиск |