Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»
Кафедра «Финансы и кредит»
Л.В. Петрова, О.В. Коришева
ФИНАНСЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Методические указания
к практическим занятиям
МОСКВА - 2012
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»
Кафедра «Финансы и кредит»
Л.В. Петрова, О.В. Коришева
ФИНАНСЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Рекомендовано редакционно-издательским советом
университета в качестве
методических указаний
для студентов 3 курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
и студентов 5 курса специальности
«Финансы и кредит»
МОСКВА - 2012
УДК 657
П - 30
Петрова Л.В., О.В. Коришева Финансы железных дорог: Методические указания к практическим занятиям. – М.: МИИТ, 2012. – 75 с.
Методические указания содержат набор ситуационных финансовых задач и конкретных хозяйственных ситуаций, позволяющих получить практические навыки по управлению финансами железнодорожного транспорта.
Тематика заданий обширна и посвящена вопросам организации финансов, управления доходами, расходами и финансовыми результатами деятельности железнодорожного транспорта, оптимизации управления дебиторской задолженностью, признания расходов по модернизации, реконструкции объектов основных средств, процентов по долговым обязательствам.
Методические указания рекомендуются для изучения студентами специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в целях получения профессиональных знаний, учитывающих отраслевую специфику железнодорожного транспорта.
Приведенные в заданиях данные, наименования организаций условны и носят иллюстративный характер.
© МИИТ, 2012
Финансы железных дорог
Финансы железнодорожного транспорта, являясь составной частью финансов государства, играют важнейшую роль в экономике России. Железнодорожный транспорт является связующим звеном различных отраслей народного хозяйства, подчас единственным средством передвижения по территории Российской Федерации, средством реализации международных промышленных, нефтегазовых и иных ресурсных проектов для развития международного сотрудничества.
Финансы предприятий и организаций железнодорожного транспорта представляют собой систему экономических отношений, связанных с производством и реализацией услуг по перевозкам, с образованием, распределением и использованием фонда денежных доходов и ресурсов.
Основные функции финансов на железнодорожном транспорте:
Распределительная Контрольная
3
Распределительная функция финансов заключается в централизации финансовых ресурсов исполнительными органами железнодорожного транспорта и перераспределении их внутри отрасли, между отраслью и государством, между отраслью и внебюджетными фондами, а также между отраслью и организациями, участвующими в обеспечении ее деятельности.
Контрольная функция финансов заключается в:
экономии расходования денежных средств и материально-производственных запасов;
выявлении и использовании внутренних резервов, в целях снижения себестоимости перевозок;
создании таких условий, при которых обеспечивается максимальная производительность труда, снижение себестоимости услуг, рост прибыли и рентабельности.
Управление финансовыми ресурсами на железнодорожном транспорте осуществляется финансовыми органами в соответствии с уровнями структуры управления железнодорожным транспортом.
Финансовыми органами на железнодорожном транспорте выполняются следующие функции:
финансовое планирование (разработка финансовых планов);
организация расчетов за перевозки и по прочим видам деятельности;
ц
4
ентрализация финансовых ресурсов, в том числе в целях финансирования капитальных вложений, расходов на ремонт основных средств;
разработка методических указаний и осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте;
финансовый контроль за деятельностью обособленных подразделений и др.
Управление финансами железнодорожного транспорта включает в себя множество задач: от расчета оптимального маршрута и выбора способов начисления амортизации до оптимизации управления дебиторской и кредиторской задолженностью и анализа хозяйственных ситуаций.
Задание I. Расчет оптимального маршрута железнодорожной перевозки.
В заданных условиях осуществления железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и почты необходимо рассчитать оптимальный маршрут железнодорожной перевозки.
О
5
пределение оптимального маршрута перевозки и тарифного расстояния – один из важнейших этапов при анализе эффективности и экономичности железнодорожной перевозки. Для оптимизации расходов на перевозку необходимо, во-первых, найти кратчайшее расстояние от пункта отправления до пункта прибытия, которое и будет являться тарифным расстоянием. Оптимальный маршрут определяется с помощью рисунка 1 «Маршруты железнодорожных перевозок». Полученные данные заносятся в таблицу 1 «Анализ доходности грузовых и пассажирских перевозок» путем создания новых столбцов «Оптимальный маршрут», «Тарифное расстояние».
Маршруты железнодорожных перевозок приведены на рисунке 1.
Р
6
ис. 1 Маршруты железнодорожных перевозок
Таблица 1.1
Анализ доходности грузовых и пассажирских перевозок
Объект перевозки
|
Пункт отправления
|
Пункт прибытия
|
Вес груза, тонн
|
Количество пассажиров, человек
|
|
Пшеница
|
А
|
Д
|
2000
|
|
Пропан-бутан
|
Б
|
М
|
30000
|
|
Б
|
Ж
|
28900
|
|
Уголь
|
А
|
К
|
3900
|
|
А
|
З
|
7200
|
|
А
|
Ж
|
8400
|
|
Нефть
|
Е
|
Л
|
1685
|
|
П
|
Т
|
6954
|
|
И
|
Р
|
4000
|
|
И
|
Д
|
7500
|
|
ЖБИ (габаритные)
|
И
|
Р
|
850
|
|
И
|
П
|
1200
|
|
И
|
Л
|
2700
|
|
И
|
С
|
4730
|
|
Л
|
Р
|
5213
|
|
|
|
|
|
|
Почта
|
А
|
М
|
34
|
|
Е
|
М
|
20
|
|
Г
|
М
|
69
|
|
Д
|
А
|
10
|
|
Е
|
А
7
|
50
|
|
К
|
А
|
105
|
|
З
|
Г
|
78
|
|
З
|
В
|
10
|
|
З
|
Л
|
10
|
|
З
|
Б
|
99
|
|
З
|
Е
|
17
|
|
Р
|
О
|
26
|
|
С
|
П
|
80
|
|
З
|
Т
|
94
|
|
|
|
|
|
|
Пассажиры
|
А
|
И
|
|
4000
|
А
|
Т
|
|
2750
|
А
|
О
|
|
1596
|
А
|
К
|
|
344
|
А
|
П
|
|
2222
|
Б
|
Е
|
|
6589
|
Б
|
З
|
|
1749
|
Б
|
Т
|
|
946
|
В
|
О
|
|
587
|
В
|
Т
|
|
1356
|
В
|
М
|
|
3450
|
Р
|
Ж
|
|
2000
|
Р
|
К
|
|
3000
|
Р
|
И
|
|
1000
|
8
Задание II. Определение провозной платы при перевозке грузов.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ провозная плата – это плата, которая взимается за перевозку грузов, пассажиров и багажа, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами, утверждены Постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта № 10-01 "ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И УСЛУГИ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РОССИЙСКИМИ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ" (ТАРИФНОЕ РУКОВОДСТВО N 1, ЧАСТИ 1 И 2)». Иные работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
Для расчета провозной платы необходимо располагать следующими данными:
9
- дата погрузки/завоза;
- вид отправки (повагонная; контейнерная; мелкая; групповая; маршрутная; контейнерная комплектом на вагон);
- параметры, определяющие маршрут (Страна отправления, Страна назначения, Станция отправления/входа в СНГ, Станция назначения/выхода из СНГ);
- станция промывки или переадресовки (при необходимости);
- скорость (большая, грузовая, пассажирская);
- планируемая принадлежность вагона (собственный, арендованный, принадлежит перевозчику);
- кем осуществляется погрузка/выгрузка: грузоотправителем или железной дорогой;
- дополнительные параметры, влияющие на расчет (код плательщика (7 или 10 символов), ОКПО грузоотправителя/ИНН, ОКПО грузополучателя/ИНН, Код исключительного тарифа при наличии и др.);
- сведения о грузе;
- сведения о вагонах или контейнерах, в которых будет перевозиться груз;
- иные сведения.
В
10
рамках задания перевозка грузов осуществляется по российским железнодорожным дорогам в подвижном составе, принадлежащем ОАО «РЖД» и иным перевозочным компаниям. В заданных условиях, используя нормы действующего законодательства, требуется:
1) Определить коэффициент, применяемый при определении платы за перевозку грузов в зависимости от расстояния перевозки – К1;
2) Рассчитать количество единиц подвижного состава;
3) Исчислить поправочный коэффициент в зависимости от расстояния и количества единиц подвижного состава – Кп;
4) Определить собственника вагона и схему для расчета провозной платы;
5) Рассчитать плату, взимаемую за услуги по перевозке.
Исходные данные представлены в таблице 2.1 «Характеристики грузов, перевозимых железнодорожным транспортом».
Таблица 2.1
«Характеристики грузов, перевозимых железнодорожным транспортом»
№ п/п
|
Вид груза
|
Подвижной состав
|
Тарифное расстояние, км
|
Вес груза, тонн
|
Тарифный класс груза
|
тип
|
Динамическая нагрузка, т/ваг
|
принадлежность
|
|
Нефть сырая
|
цистерна
|
35
|
ОАО «РЖД»
|
1850
|
180000
|
2
|
|
Бензин
|
цистерна
|
3
11
5
|
ОАО «Лукойл»
|
356
|
45500
|
2
|
|
Масла и смазки минеральные
|
цистерна
|
35
|
ОАО «Лукойл»
|
2410
|
324750
|
3
|
|
Пшеница
|
Крытый вагон
|
37
|
ОАО «РЖД»
|
171, в том числе по России 16
|
290000
|
2
|
|
Пшеница
|
Крытый вагон для зерна (типа хоппер)
|
25
|
ООО «Василек»
|
2420
|
345300
|
2
|
|
Мука пшеничная
|
Вагон бункерного типа для муки
|
2
12
5
|
ОАО «РЖД»
|
1850
|
620730
|
2
|
|
Цветы живые и свежесрезанные
|
Вагон-термос
|
27
|
ООО «Рефсервис»
|
171, в том числе по России 16
|
32650
|
2
|
|
Колчедан серный
|
Полувагон
|
30
|
ОАО «РЖД»
|
5718
|
69700
|
11
|
|
Трубы керамические
|
Платформа
|
2
13
7
|
ОАО «РЖД»
|
10108
|
490500
|
3
|
|
Трактор «Беларусь»
|
Платформа для колесной техники
|
27
|
ЗАО «Интеллект-сервис»
|
9572
|
58000
|
2
|
|
Свиньи и поросята
|
Крытый вагон
|
15
|
ОАО «РЖД»
|
9613
|
394500
|
2
|
|
Автомобили легковые
|
Платформа двухярусная для автомобилей2
|
37
|
ОАО «РЖД»
|
9620
|
32 автомобиля
|
3
|
|
Автомобили легковые
|
Крытый вагон для легковых автомобилей3
|
3
14
2
|
ОАО «РЖД»
|
5718
|
5 автомобилей
|
3
|
Для определения коэффициента, определяемого в зависимости от расстояния перевозки (К1) используются данные относительно тарифного класса груза (см. таблицу 2.1) и Приложение 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1).
Количество единиц подвижного состава определяется как отношение веса груза к динамической нагрузке.
С
15
использованием данных таблицы № 5 Приложения 4 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1) определяется Кп. Исходя из тарифного расстояния и найденного количества единиц подвижного состава на пересечении данных показателей в Таблице № 5, определяется поправочный коэффициент.
На основе данных о собственниках подвижного состава, определяется схема для расчета провозной платы. Если вагоны и иной вид подвижного состава принадлежит ОАО «РЖД», тарифная схема будет выглядеть как сумма Тарифа за использование инфраструктуры и локомотивов «РЖД» (И) и Тарифа за использование вагонов (В). В случае, когда вагоны принадлежат иной компании (арендованы ею), то тарифная схема будет состоять из Тарифа за использование инфраструктуры и локомотивов «РЖД» (в числовом выражении).
Приложение 5 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1) «ТАРИФНЫЕ СХЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЛАТ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ», содержит Таблицы № 6, 7 и 8, с помощью которых в зависимости от вида груза, типа подвижного состава и его имущественной принадлежности определяются тарифные схемы для каждой из имеющихся перевозок.
Д
16
ля расчета провозной платы по найденным схемам используется Таблица № 23 Приложения 7 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1) «КЛАССИФИКАТОР ТАРИФНЫХ СХЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ». Соответствующий номер тарифной схемы необходимо рассчитать по формуле тарифной схемы для движенческих операций. Отдельно по указанной таблице рассчитываются показатели И, В и тарифная схема в числовом выражении, если собственником вагона является коммерческая компания. При расчете платы за инфраструктуру и за использование вагонов показатели Р и KL определяются следующим образом:
- Р – масса груза в тоннах;
- КL – коэффициент, корректирующий стоимость движенческих операций в зависимости от расстояния перевозки (L):
- при L <= 160 км, KL = 1,23;
- при 160 км < L < 3000 км, KL = 1,041 - 0,00006 х L + 31/L;
- при L >= 3000 км, KL = 0,87.
Провозная плата на одну единицу подвижного состава при перевозке вагонами коммерческих компаний будет найдена после расчета числовой тарифной схемы по формуле, представленной в Прейскуранте 10-01, а при перевозке вагонами ОАО «РЖД» - путем сложения рассчитанных значений показателей И и В.
Общая провозная плата по каждой перевозке будет определяться как произведение провозной платы на одну единицу подвижного состава и количества единиц подвижного состава.
Р
17
езультаты расчетов необходимо занести в таблицу 2.2, составленную по форме, представленной ниже.
Справочный расчет провозной платы можно осуществить на сайте ОАО «РЖД», воспользовавшись инструкцией для расчета. Произвести расчет можно по ссылке: http://rpp.rzd.ru/Rzd/ .
Таблица 2.2
«Расчет провозной платы»
Провозная плата, взыскиваемая с грузоотправителя, руб.
|
|
|
|
|
Количество подвижного состава, ваг.
|
|
|
|
|
Провозная плата за единицу подвижного состава
|
|
|
|
|
Вагоны
|
Собственные (арендованные)
|
|
|
|
Х
|
Общего парка
|
Тариф за использование вагонов
|
|
|
|
Х
|
Тариф за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД
|
|
|
|
Х
|
К
18
п
|
|
|
|
Х
|
К1
|
|
|
|
Х
|
Вид груза
|
|
|
|
Итого
|
Задание III. Расчет доходной ставки по грузовым перевозкам.
Документом, регулирующим учет доходов, расходов и финансовых результатов, является Приказ Минтранса РФ от 17 августа 2007 года № 124, утверждающий Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ (далее - Порядок) открытого акционерного общества «Российские железные дороги», устанавливающий правила ведения управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов для подготовки ОАО «РЖД» информации, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 871 «О формировании отчетности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по видам деятельности».
Классификатор доходов ОАО «РЖД» ф. 7-д и 7-р, обеспечивает группировку статей доходов по:
- видам доходов;
- видам деятельности;
-
19
подгруппам для некоторых видов деятельности.
Классификатор доходов ОАО «РЖД» представляет собой перечень статей доходов, сгруппированных по различным признакам, в соответствии с которым доходы ОАО «РЖД» подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Для перевозочных видов деятельности в Классификаторе доходов введена графа 4, в которой указывается код тарифной составляющей для каждой статьи доходов. Под тарифной составляющей в доходах понимается
|