Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № _________
«___» _______ 2011г.
|
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ № 62 «Улыбка»
_____________________ Е.И. Иванова
|
Образовательная программа
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Улыбка» комбинированного вида
ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
2011 год
Оглавление
I часть
Пояснительная записка.............................................................................................................................3
Особенности осуществления образовательного процесса……………………………………………4
Организация жизни и воспитания детей................................................................................................5
Вторая группа детей раннего возраста (от полутора до двух лет)…………………………………...9
Возрастные особенности детей...............................................................................................................9
Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................11
Содержание психолого-педагогической работы..................................................................................12
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).................................................................................................18
Возрастные особенности детей..............................................................................................................18
Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................19
Содержание психолого-педагогической работы..................................................................................22
Планируемые промежуточные результаты освоения ОП…………………………………………....33
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)..................................................................................................35
Возрастные особенности детей..............................................................................................................35
Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................36
Содержание психолого-педагогической работы...................................................................................41
Планируемые промежуточные результаты освоения ОП…………………...……………………….57
Средняя группа (от 4 до 5 лет) ……………………...............................................................................61
Возрастные особенности детей .............................................................................................................61
Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................62
Содержание психолого-педагогической работы..................................................................................66
Планируемые промежуточные результаты освоения ОП……………………………………………84
Старшая группа (oт 5 до 6 лет)...............................................................................................................88
Возрастные особенности детей..............................................................................................................88
Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................90
Содержание психолого-педагогической работы..................................................................................95
Планируемые промежуточные результаты освоения ОП……………………..................................116
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)…………………………………………………..120
Возрастные особенности детей ............................................................................................................120
Организация жизни и воспитания детей .............................................................................................122
Содержание психолого-педагогической работы ................................................................................126
Планируемые промежуточные результаты освоения ОП…………………………………………..150
Итоговые результаты освоения ОП......................................................................................................150
Программа коррекционной работы с детьми ЗПР…………………………………………………..154
Используемые диагностические методики по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»……………………………………………………………………………….177
Используемые диагностические методики по разделу программы «Развитие ЭМП»…………….181
Методическое обеспечение коррекционной работы в группе для детей с ЗПР……………………184
Программа логопедической работы по определению ОНР у детей ………………………………..185
Программа логопедической работы по определению ФФН у детей………………………………..207
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ОП……………..223
Работа с родителями...............................................................................................................................225
Список пособий к ОП………………………………………….............................................................229
II часть
Художественно-эстетическое развитие детей, как приоритетное направление работы ДОУ……235
I часть
Пояснительная записка
Образовательная программа (далее - ОП) муниципального казенного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Улыбка» комбинированного вида (далее - ДОУ) разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ, ст14п.5;
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10" (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.10г. №91);
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666, п.21);
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655) (далее – ФГТ);
Методическими рекомендациями «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 г. № 03-248);
«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011г. №2151).
В ОП на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
ОП построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В образовательной программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
ОП строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
ОП разработана на основе:
комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с учетом комплексной.
Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко.
ОП направлена на формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей ОП первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
исключение умственных и физических перегрузок в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в ОП целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Содержание ОП структурируется по образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития воспитанников: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, коррекционно-развивающему.
ОП сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГТ, основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики. Образовательная программа:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание ОП соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей ДОУ, с учетом принципа интеграции образовательных областей, а так же спецификой и возможностями образовательных областей.
Особенности осуществления образовательного процесса
(национально-культурные, демографические, климатические и др.)
Всего в ДОУ воспитывается 145 детей в возрасте от 1 до 7 лет. Общее количество групп – 9 , из них:
общеразвивающих - 6;
для детей с общим недоразвитием речи – 1;
для детей с задержкой психического развития – 2.
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения.
МКДОУ работает в условиях 12 часового пребывания детей. Группы функционируют в режиме пятидневной рабочей недели.
При организации образовательного процесса в ОП учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и способностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Образовательный процесс в МКДОУ выстраивается в соответствии с традициями русской культуры в сочетании с региональным компонентом, с учётом гендерного подхода.
Режим дня организован в соответствии с климатическими особенностями региона.
Дифференцированная диагностика и интегрированное обучение детей опираются на известные принципы общей и специальной педагогики. Определяющими принципами в соответствии с целью и спецификой дошкольного учреждения являются:
Принцип занимательности. Учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольника, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата. Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в основном в игровой форме. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта.
Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
Принцип динамичности заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, т.к. необоснованное дублирование содержания и задач занятий — одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению.
Принцип комплексности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи необходимо планировать с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий; формы проведения и интенсивности работ. Игнорирование одного из этих факторов может привести к отрицательному эффекту занятий.
Принцип полезности предусматривает получение не только положительного результата (с точки зрения динамики психофизического развития), но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения).
Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Использование этих принципов в различном сочетании, направлено на повышение качества образовательного процесса, способствующего развитию дошкольников. Программа построена на основе личностно-ориентированных подходов к организации всех видов детской деятельности.
|