Скачать 0.73 Mb.
|
Министерство образования Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Факультет специальной педагогики (заочное отделение) Кафедра специальной педагогики и предметных методик ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: «Формирование словесного творчества у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Выполнила студентка ФЗО группы 320С Смагина Дарья Михайловна Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик Соломатина Галина Николаевна Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик Жукова Светлана Вячеславовна
Ставрополь, 2013-2014. Содержание Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………….. 9 1.1. Теоретическое обоснование понятия «словесное творчество»…….9 1.2. Источники, условия и виды детского словесного творчества……..17 1.3. Психолого-педагогические основы речевого развития детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………30 Глава 2. Практическая деятельность воспитателя по развитию словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи……………….38 2.1. Исследование творческих рассказов детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием….………………………………38 2.2. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………..43 2.3. Результаты экспериментальной работы……………………………50 Заключение……………………………………………………………….53 Литература……………………………………………………………….55 Приложения………………………………………………………………61 Введение Известно, что обучение детей творческому рассказыванию - процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов и родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как в специально организованной совместной деятельности, так и в процессе повседневной жизни. Проблема поиска путей и способов эффективного и гармоничного развития детей с речевыми нарушениями всегда находилась в центре внимания учителей-логопедов и специальных психологов. Всестороннее изучение устной и письменной речи данной категории детей с использованием системного подхода к анализу речевых нарушений впервые было осуществлено профессором Левиной Р.Е., а в дальнейшем продолжено в многочисленных работах учеников и последователей ее научной школы. На современном этапе достигнут значительный прогресс в организации логопедической помощи всем категориям лиц с нарушениями речи. Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение и т.д. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания. Развитие речи дошкольника очень важно для его дальнейшего развития и успешной учебы в школе. Хорошо владеющий речью ребенок сможет успешно излагать свои мысли, а также мысли, изложенные в школьных учебниках. Речь такого ребенка будет характеризоваться «логичностью, последовательностью, аргументированностью, убедительностью» [5, с. 96]. В настоящее время перед нашим обществом как никогда остро стоит задача воспитания творческой личности. Объективные преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, вызывают потребность в исследованиях, раскрывающих разнообразные факторы влияния на творческие способности личности. Многие психологи и педагоги считают, что творчество изначально присуще ребенку, что нужно только не мешать ему свободно самовыражаться, что в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом свойственно именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящий момент отсутствует целостная картина, позволяющая судить об особенностях развития регулирующей функции речи. Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира. Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает в дошкольный период как важнейшее психическое новообразование. С ним связывают зарождение личности (В.М.Бехтерев, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Давыдов, И.П.Павлов, П.В.Семенов, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Б.С.Мейлах, В.С.Мухина и другие). Отечественные психологи (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие) отмечают, что способность к творчеству формируется в деятельности в разных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, музыкально-ритмической, конструктивной, театрализованной, словесной (Л.П.Бокарева, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, Е.В.Зворыгина, Е.Е.Кравцова, Е.А.Медведева, Н.Я.Михайленко, В.С.Мухина, К.В.Тарасова, О.А.Христ, М.М.Рыбакова и другие). В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией определены пути преодоления речевой недостаточности, содержание коррекционного обучения и воспитания, разработаны методы фронтального обучения и воспитания детей. Многие исследователи утверждают, что основной целью дошкольного учреждения является воспитание у детей самостоятельности и творческой инициативы. Психологами установлено, что творческие способности влияют не только на успешность занятий детей, но и на формирование школьной готовности, предпосылок умений чтения и письма. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют, что воображение и творческие способности влияют также на качество оздоровительной работы с детьми. Исследования таких психологов, как Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, доказывают, что творчество является наиболее значительным проявлением человеческой сущности. Выдающийся ученый-психолог Л.С. Выготский отмечает, что «один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» (Л.С.Выготский). В ряде исследований показано, что творчество тесно связано с эмоциями. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие творческих способностей, а творческое воображение влияет на способность ребенка к адекватному эмоциональному реагированию, умению различать эмоциональное состояние по внешнему проявлению. В становлении творческой личности большое значение имеет словесное творчество, так как язык - это база любого вида творчества. Многие исследователи предлагают системный подход к процессу обучения и воспитания (Л.Ю.Гордин, B.C.Ильин, В.А.Краковский и другие). Л.К. Ядром творческого потенциала выступает способность личности к созиданию нового, оригинального, т.е. способность к творчеству. Вместе с тем творческий потенциал личности не может быть сведен только к этой способности, последнее не существует как нечто отдельное, изолированное от других качеств личности. Этот потенциал, наряду с названной способностью, предполагает сформированность системы других, тесно связанных с ней и взаимопроникающих качеств личности. Анализ программ по дошкольному образованию свидетельствует о том, что целостная система работы по развитию словесного творчества в них отсутствует. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью формирования словесного творчества детей как одного из базовых факторов развития личности ребенка и неразработанностью технологии обучения. Объект исследования – словесное творчество детей дошкольного возраста. Предмет исследования педагогические условия развития словесного творчества детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проблемой данного исследования является разработка технологии и определение педагогических условий, достаточных для формирования словесного творчества детей с общим недоразвитием речи. Цель исследования разрешение данной проблемы. Гипотеза. Мы предположили, что процесс обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий: - соблюдения условия систематичности и планомерности проведения работы по развитию словесного творчества; - использовании разнообразных методов и приемов развития детского словесного творчества; - планирования работы по развитию детского словесного творчества с учетом факторов, влияющих на развитие словесного творчества: наблюдение за окружающей действительностью; чтение художественной литературы; мотивация речевой деятельности; - планирования работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с учетом структуры дефекта. Задачи исследования. 1. Дать теоретическое обоснование проблемы развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 2. Выявить уровень сформированности умений составлять творческие рассказы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 3. Составить серию занятий, направленных на формирование словесного творчества дошкольников с нарушениями речи. 4. Проанализировать состояние работы по формированию способностей словесного творчества детей с общим недоразвитием речи. 5. С точки зрения данной проблемы оценить качество программ. 6. Сформулировать педагогические условия, достаточные для формирования словесного творчества детей, раскрыть их суть и выявить их взаимосвязь. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по избранной проблеме); изучение и обобщение передового опыта воспитателей дошкольных учреждений по развитию творческих способностей; Методологическую основу исследования составляют: психологические исследования Л.А. Венгера о развитии способностей детей; концепция Л.С. Выготского, о ведущем виде деятельности; психолого-педагогические идеи Н.В. Рождественской, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской о природе творчества; идеи В.И. Андреева, Л.К. Веретенниковой о проблеме развития творческого потенциала детей; идеи Г.А. Ушакова об этапах развития речевой деятельности. Базой исследования явилось дошкольное учреждение детский сад №11 г. Черкесска Ставропольского края. Структура дипломной работы: введение, глава, отражающая теоретический аспект изучения проблем, включающая в себя 3 параграфа, глава, посвященная экспериментальной части, включающая в себя 3 параграфа, заключение, список литературы. Общий объем работы 66 страниц. Глава 1. Теоретические основы развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 1.1. Теоретическое обоснование понятия «словесное творчество» Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которое рассматривается в литературе как способность творческого, целесообразного, правильного использования родного языка в разных ситуациях общения. Оно является для детей средством познания и самопознания, освоения культуры своего народа, способствует самовыражению и самореализации ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что проблема формирования словесного творчества рассматривается учеными как частичные вопросы проблемы развития связной монологической речи (Л. Ворошнина, Н. Орланов, А. Ушакова, Л. Фесенко и др.). Такой подход к рассмотрению изучаемой нами проблемы связан, прежде всего, с тем, что произведения народного творчества предоставляют образцы художественного текста с позиций единства структуры и смысла содержания и формы. Они способствуют активизации и обогащению словарного запаса детей, стимулируют детей использовать различные грамматические формы родного языка. В ряде научных работ (А. Богуш, Н. Гавриш, А. Запорожец, Н. Орланов, А. Ушакова, А. Шибицкая и др.) словесное творчество отождествляется с устным народным творчеством. В отдельных современных научных исследованиях, методических рекомендациях для воспитателей и логопедов (Н. Гавриш, А. Ушакова, Л. Фесюкова) предлагается ряд новых, нетрадиционных подходов в работе с произведениями устного народного творчества, такие как, сказки от пословицы, сказки-путешествия, сказки наоборот, придумывание нового начала, середины, конца сказки и т.д. Названные приемы работы способствуют повышению ее эффективности, повышают влияние устных народных произведений не только на становление речевой деятельности, но и на словесное творчество старших дошкольников в целом. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое. Дошкольный возраст характеризуется тем, что меняется эмоционально-выразительная функция речи, которая обогащается и усложняется. Ребенок начинает усваивать семантику слов, которые выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающему миру с эмоциональной точки зрения, слов, которые ассоциируются с чувственной сферой, слов, которые обозначают оценочную характеристику человека. Ребенок более глубоко и четко различает признаки предметов и явлений, в связи, с чем он и постигает эмоционально-оценочной лексикой. Хорошей основой для появления и дальнейшего развития эстетического восприятия и появления воображения, для развития словесного творчества является появление и совершенствование эмоционально-выразительной функции речи детей. В этом процесса важное значение начинает играть искусство, с которым дети знакомятся в дошкольном детстве. Слово, с одной стороны, является средством проявления воображения, с другой стороны, - его «строительным материалом», т.е. с помощью слова ребенок выражает воображаемые образы. Ребенок активно овладевает родным языком. Активность овладения речью проявляется в словесном творчестве детей, когда, они играют словами, манипулируют ими, играют в стихотворные формы (ритмы, рифмы, образы). Широко изучал явление детского словотворчества К. И. Чуковский. Он выделил особенности первых ритмических стихотворных форм, которые дети конструируют самостоятельно. Образцы детского словотворчества, которые представлены в его знаменитой книге «От двух до пяти», представляют собой уникальный научный материал. Детское словотворчество обычно возникает после бега, после какой-либо игры, особенно подвижной, часто повторяется несколько раз. Поэтому детские творческие высказывания являются короткими и всегда отражают чувство радости [14, с. 39]. В работе К.И. Чуковского отмечен факт, когда ребенку нравятся явные нелепицы, перевертыши, которые часто встречаются в детской и народной поэзии. Перевертыши, небылицы развивают воображение ребенка тем, что они как бы разрывают связи между предметами и явлениями, между постоянными признаками. Потом эти связи вновь связываются в новые сочетания слов и их признаков. Этим примерами К.И. Чуковский доказал, что изменение стереотипных ассоциаций активизируют мышление и воображение ребенка. Развитие словесного творчества является сложным и несамостоятельным процессом, который может появиться только в связи с развитием других, более ранних, психических процессов. Одним из видов словесного творчества является творческое рассказывание, который в литературе определяется как особый вид деятельности детей. Этот процесс охватывает всего ребенка, многих его личностных качеств. От ребенка требуется активная работа всех психических процессов (воображения, мышления, речи). При этом он должен проявлять наблюдательность, волевые усилия, положительные эмоции. Словесное творчество является сложным видом творческой деятельности ребенка. Любой детский рассказ является отражением творчества ребенка. Поэтому встречающийся в литературе термин «творческие рассказы» является условным названием рассказов, придуманные детьми. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облечь его в форму связного повествования. Требуется также умение придумать завязку, ход, события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Словесное творчество является одним из этапов речи, освоения ребенком окружающей действительности, изучения природы слова, предложения. Необходимо рассмотреть, как к пониманию словесного творчества подходили различные исследователи. Понятие словесного творчества ученые рассматривали по-разному. О.С.Ушакова под словесным творчеством дошкольников понимает продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов [26]. А.Е.Шибицкая отмечает, что словесное творчество ребенка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретности образов, картин, явлений, представленных в сознании ребенка; эти образы представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются в то же время точными повторениями, копиями увиденного, услышанного, пережитого ребенком. Это результат деятельности воображения, направленного на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях [31, с.99] . Таким образом, словесное творчество - это речевая деятельность, требующая умения создавать новые образы и ситуации и выражать их в логически последовательном рассказе или сказке сюжетного или описательного характера, на основе знаний об окружающей действительности под влиянием произведений искусства (литературы и фольклора). Оно обобщает наиболее типичные факты детского словесного творчества. Следует отметить, что словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований). Все это очень интересно само по себе и привлекает различных ученых и исследователей, всех, кого интересует данная проблема. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения [1, с.328]. В настоящее время имеется целый ряд исследований по формированию словесного творчества. Это работы Л.М. Ворошниной, М.А. Орлановой, А.Е. Шибицкой, О.С. Ушаковой, А.М.Бородич, В.А.Левина и многих других. Организуя работу с развитием словесного творчества дошкольников, обучая их придумывать рассказы, сказки воспитатели прежде всего руководствуются требованиями программы, по которой работает дошкольное учебное заведение. Анализ ряда программ («Малыш», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», авторская программа А. Богуш “Истоки речевого развития детей дошкольного возраста”) показал, что в работе с художественной литературой, сказкой, они ориентируют педагогов в основном на формирование у детей умений переводить художественные тексты, драматизировать по их содержанию, на обогащение речи детей образными выражениями. Время отметить, что базовая программа «Я в Мире» определяет задачи по развитию словесного творчества детей с художественными произведениями и сказками, а именно: научить детей переносить различные средства художественной выразительности в собственное словесное творчество; составлять небольшие рассказы, сказочные истории по содержанию скороговорок, пословиц или поговорок; придумывать другую, непохожее окончание литературного произведения; дополнять текст сказки, рассказа различными вариантами приключений, дополнительными эпизодами, участвовать в языковых играх; составлять сказочные истории, действующими лицами которых являются герои известных сказок. Роль словесного творчества в становлении детской речи велика. Оно способствует новому для ребенка ценностному познанию, преобразованию, переживаниям, обогащающим мир ребенка. Все это способствует проявлению творчества, развитию качеств личности, способствующих творческому самоопределению. В процессе познания в творческой деятельности окружающей действительности ребенок выражает отношение к ней сочки зрения эмоционально-эстетических чувств, осознавая себя «активным деятелем», первооткрывателем чего-то нового для себя. Этим ребенок заявляет о себе (Л.А. Венгер). Статья 29 «Конвенции о правах ребенка» провозглашает направление образования, которое является наиболее приоритетным: «Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Согласно этому положению в период дошкольного детства целесообразно развивать личность, созерцающую действительность не пассивно, а активно преобразующую ее. Это положение обозначено в ряде исследований и нормативных правовых документах. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) отмечается, что потребность быть активным участником образовательного процесса, проявляется в двух основных направлениях:
Педагогическая наука имеет достаточно большое количество исследований, направленных на изучение творчества. Некоторые ученые рассматривают творчество с точки зрения создания новых материальных или духовных продуктов деятельности, процесса получения нестандартного продукта. Этой точки зрения придерживался Л.С. Выготский и его соратники и последователи. С позиций другой точки зрения ученые характеризуют творчество как определенные качества личности. Наиболее активными с позиции творческих возможностей являются дошкольники. Среди проявлений их творчества специальное место занимает словесное творчество, которое является наиболее сложным видом творческой деятельности ребенка, требующего взаимодействия всех психических функций. Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики. В психологическом аспекте речевое творчество рассматривается в работах А.В. Запорожца, С.Л. Славиной, Е.А. Флериной и др. Исследователи отмечают, что под ним, прежде всего, подразумеваются особенности восприятия литературного произведения. Достаточно высокий уровень развития воображения детей как основы речевого творчества представлен в трудах Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко и др. Они отмечали, что создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов. В педагогическом аспекте развитие словесного творчества изучали Э.П. Короткова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и др. Они указывали, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства обучения, например, сказка. Словесное творчество исследователи (О.С.Ушакова, А.Е. Шибицкая, М.В. Фадеева и др.) рассматривают, как детское творчество, возникающее под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающееся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов. Немаловажное значение имеет использование народных сказок, возможности которых, как показывает практика, неисчерпаемы. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (А.П. Усова, Н.С. Карпинская, Л.П. Фесюкова, К.И Чуковский, Ф.И. Урманчеев и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в развитии личности дошкольника. Народные сказки всегда были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В.П. Аникин, В.Я. Пропп, В.П. Морохин и др.). Они высоко ценили народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность. За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности формирования словесного творчества у детей дошкольного возраста По определению психологов, творчество – это деятельность, в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме нашего исследования показал, что признаками творческой продукции человека являются два основных показателя: она должна представлять ценность для общества и представлять собой что-то новое. Словесное творчество ребенка как проявление творческой деятельности может осуществляться только при участии взрослого. Именно взрослый способствует творческой деятельности ребенка, помогая ему творить и принимая на себя роль критика и помощника, т.е. взрослый выполняет ту функцию, которая еще недоступна ребенку в силу особенностей его возраста (Н.А.Стародубова). Без процессов воспитания и обучения невозможно развитие словесного творчества у детей. Взрослый направляет и обучает ребёнка различным умениям и навыкам, являющимся основой для развития творческих способностей ребенка. |
Пояснительная записка Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим... |
«Влияние театрализованных игр на формирование интонационной выразительности... Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование» |
||
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого... |
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного... |
||
Презентация проекта «Формирование относительных прилагательных у... Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования,... |
Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по... «Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием... |
||
Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа... Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи |
Муниципального образования «город бугуруслан» муниципальное казенное... Тарасова Г. Н. Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста |
||
Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы... Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности... |
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших... Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего... |
||
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр) |
Пояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями... |
||
«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном... |
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста |
||
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15 Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями... |
Рабочая программа подготовительной к школе группы для детей с общим... Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по пяти образовательным областям |
Поиск |