Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Кораблик»
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ детский сад № 7 «Кораблик»
протокол № ____ _____________ Е. В. Фролова
от «____» _________2017г «_____» _______________2017г
Рабочая программа
воспитателя первой младшей группы № 2
( от 2 до 3 лет)
Составленанаосновепримернойобщеобразовательнойпрограммыдошкольногообразования«Отрождениядошколы»
подред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Разработала:
воспитатель Грижинец Е.В.
г. Ликино-Дулево
2017
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы первой младшей группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
1.1.3.Возрастные особенности детей
1.1.4Целевые ориентиры
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Особенности организации образовательного процесса в первой младшей группе 2.2. Содержание психолого – педагогической работы по образовательным областям:
2.2.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 2.2.2.Образовательная область «Познавательное развитие» 2.2.3.Образовательная область «Речевое развитие» 2.2.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2.2.5.Образовательная область «Физическое развитие»
3.3.6.Развитие игровой деятельности детей 2-3 лет
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.4.Взаимодействие с родителями ( законными представителями воспитанников)
2.5 Перспективное планирование по образовательным областям.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1..Организация режима пребывания детей в ДОУ
3.2.Учебный план
3.3.Расписание непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми
3.4.Организация физкультурно-оздоровительная работы
3.5.Комплексно-тематическое планирование
3.6.Моделирование воспитательно-образовательного процесса
3.7.Моделирование ежедневного планирования образовательной работы с детьми на день
3.8.Материально-техническое обеспечение
3.9.Развивающая предметно-пространственная среда
3.10.Программно - методическое обеспечение образовательного процесса
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад № 7 «Кораблик» и отображает особенности содержания и организацию образовательного процесса в первой младшей группе детей дошкольного возраста (2- 3 года), кроме того , в программе учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы»под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.,составленной в соответствии с ФГОС ДО.
Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014.);
- Основная образовательная программа МБДОУ детский сад № 7 «Кораблик»;
- УставМБДОУ детский сад № 7 «Кораблик»;
- Положение о порядке разработкиРабочей программы педагогов МБДОУ детский сад № 7 «Кораблик».
Рабочая программа выполняет следующие функции:
- Нормативная: программа является документом, обязательным для исполнения
- Целеполагания: программа определяет цели и задачи реализации образовательных областей
- Процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы, методы, условия и средства
- Аналитическая: выявляет уровни усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы первой младшей группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа направлена на создание условий для развития ребёнка 2-3 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для всестороннего развития психических и физических качеств с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в целях формирования основ базовой культуры личности и подготовки к жизни в современном обществе, формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель Программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи программы:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
4. Вариативное использование образовательного материала.
5. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
6. Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи через психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников.
7.Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Наиболее эффективному решению образовательных задач во многом способствует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Интеграция это разносторонняя и широкая взаимосвязь предметов и объектов окружающего мира, разнообразных образовательных направлений и областей, различных видов деятельности. Интеграция может осуществляться как в пределах одного занятия, так и объединять несколько занятий в циклы, в которые входят разнообразные игры, наблюдения, беседы, просмотр театрализованных постановок, различных видов театра, просмотр мультфильмов и др. Таким образом, интеграция охватывает, пронизывает и объединяет все направления работы и деятельности детей.
1.1. 2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Программа построена с учётом следующих принципов:
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
гуманно-личностного отношения к ребенку, его всестороннего развития, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
культуросообразности,учёта национальных ценностей и традиций в образовании.
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала).
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников
принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
предусматривает решение программных образовательных задач в самостоятельной и совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
предполагает построение образовательного процесса в первой младшей группе на адекватных возрасту формах работы с детьми.
1.1.3. Возрастные особенности детей 2-3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей.
К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами - заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Сведения о воспитанниках первой младшей группы на 2017-2018 учебный год
Фамилия, имя ребёнка
|
2017
|
Группа здоровья
|
Дата рождения
|
Рост
|
Вес
|
Окружность головы
|
Окружность груди
|
|
|
1.Джафарова Самира
|
89
|
12.5
|
47
|
50
|
1
|
13.05.2015
|
2.Зотова Юлия
|
90
|
13.5
|
49
|
51
|
2
|
26.09.2015
|
3.Зайцева Варвара
|
88
|
12
|
47
|
50
|
2
|
07.10.2015
|
4.Иванов Евгений
|
90
|
12,5
|
48
|
50
|
1
|
17.03.2015
|
5.Иванникова Алиса
|
92
|
12,8
|
48
|
50
|
1
|
10.04.2015
|
6.Исаева Алиса
|
88
|
11
|
47
|
49
|
1
|
10.03.2015
|
7.Капитанов Артем
|
89
|
12
|
47
|
50
|
1
|
18.05.2015
|
8.Козлов Ярослав
|
90
|
12.9
|
47
|
50
|
2
|
27.01.2015
|
9.Мжельский Платон
|
89
|
12
|
48
|
50
|
1
|
30.07.2015
|
10. Петрухин Егор
|
89
|
13
|
47
|
50
|
1
|
19.04.2015
|
11. Покачалов Никита
|
88
|
13,8
|
50
|
53
|
2
|
26.11.2014
|
12.Рощупкина Дарья
|
88
|
12
|
47
|
50
|
1
|
18.07.2015
|
13.Соленов Павел
|
90
|
12.9
|
48
|
50
|
1
|
02.06.2015
|
14.Солин Кирилл
|
94
|
15,8
|
50
|
56
|
2
|
05.03.2015
|
15.Котлова Анна
|
86
|
11.6
|
47
|
50
|
1
|
15.09.2015
|
16.Фазлеева Софья
|
91
|
13
|
47
|
51
|
2
|
15.07.2015
|
17.Чебатарева Екатерина
|
88
|
11
|
47
|
50
|
1
|
09.03.2015
|
18.Шахов Владимир
|
88
|
11
|
47
|
49
|
1
|
12.04.2015
|
19. Швецов Федор
|
89
|
12
|
48
|
50
|
2
|
18.06.2015
|
20.Щеголева Виктория
|
89
|
12,8
|
47
|
50
|
1
|
10.08.2015
|
21.Хохлова Владислава
|
87
|
12,3
|
47
|
49
|
2
|
13.01.2015
|
Сведения о семьях воспитанников группы
Полная семья
|
17
|
Неполная семья
|
-
|
Многодетная семья
|
3
|
Проблемная семья
|
-
|
Семья с опекуном
|
-
|
Семья с родителем-инвалидом
|
-
|
Семья с матерью-одиночкой
|
-
|
1.1.4. Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
2. Содержательный раздел
2.1.Особенности организации образовательного процесса в первой младшей группе
В структуру образовательного процесса первой младшей группы включены такие компоненты как:
- непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлена формулировками СанПин);
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в семье.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка 2-3 лет в ходе различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтение художественной литературы) или их интеграции.
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Образовательная деятельность в семье
|
Непосредственно-образовательная деятельность
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Основные формы:
-игра
-занятия
-наблюдение
-экспериментирование
-разговор
-решение проблемных ситуаций
|
Решение образовательных задач в ходе режимных моментах
|
Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде.
|
Решение образовательных задач в семье
|
Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и
ребенка 2-3 лет, самостоятельной деятельности детей.
Двигательная деятельность организуется при проведении организованной образовательной физкультурной деятельности, режимных моментов, совместной
деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду: способствует овладению ребенком
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей 2-3 лет положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей младшего дошкольного возраста познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности - формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Продуктивная деятельность направлена на воспитание у детей 2-3 летинтереса к эстетике окружающей действительности. удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми 2-3 лет ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, музыкально-ритмические движения и др..
Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса к чтению (восприятия) книг. Дети 2-3 лет учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности соответствует требованиям СанПиН.
Проектирование образовательного процесса в 1 младшей группе выстраивается на основе комплексно-тематической модели.
Темы придают системность образовательному процессу. Реализация темы представлена в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.). Основная тема реализуется в течение одной или нескольких тематических недель.
Календарь тематических недель в первой младшей группе.
Месяц
|
Общая тема
|
Тематическая неделя
|
Дата-календарь
|
Август
|
Детский сад
|
«Здравствуй, детский сад»
|
28.08 – 01.09
|
Сентябрь
|
Осень
|
«Листопад»
|
04.09 -08.09
|
Урожай «Ягоды»
|
11.09 -15.09
|
Урожай «Овощи»
|
18.09 -22.09
|
«Птичий двор»
|
25.09 -29.09
|
Октябрь
|
Я в мире человек
|
«Я –человек.»
|
02.10 -06.10
|
«Что такое хорошо и что такое плохо»
|
09.10 -13.10
|
Мой дом
|
«Посуда»
|
16.10 -20.10
|
«Мебель»
|
23.10 -27.10
|
Ноябрь
|
«Транспорт»
|
30.10 -03.11
|
«Профессии моей семьи»
|
06.11 -10.11
|
«Мои любимые игрушки»
|
13.11 -17.11
|
«Здравствуй, зимушка-зима!»
|
«Зимние забавы»
|
20.11 -24.11
|
Декабрь
|
«Лесные жители»
|
27.11 -01.12
|
«Новогодний праздник»
|
«Новогодний калейдоскоп»
|
04.12 -08.12
|
11.12 -15.12
|
18.12 -22.12
|
25.12 -29.12.2017
|
Январь
|
«Зимние каникулы»
|
09.01 – 12.01 2018
|
|
«ЗИМА»
|
«Зимняя одежда и обувь»
|
15.01 -19.01 2018
|
«Домашние животные и птицы зимой»
|
22.01 -26.01
|
«Всей семьей мы любим спорт»
|
29.01 -02.02
|
Февраль
|
«Мамин день»
|
«Весна, весна, весне дорога!»
|
05.02 – 09.02
|
«Моя семья»
|
12.02 1 – 16.02
|
«Бабушка моя любимая»
|
19.02 -23.02
|
Март
|
«Мамины помощники»
|
26.02 -02.03
|
«Вот какая мама, золотая прямо»
|
02.03 -09.03
|
«Народная игрушка»
|
«В гости к нам пришли матрешки и неваляшки»
|
12.03 -16.03
|
19.03 -23.03
|
|
«Наши потешки хороши, любят слушать малыши!»
|
26.03 -30.03
|
Апрель
|
«Весна»
|
«Международный день птиц»
|
02.04 -06.04
|
«Травка-муравка со сна поднялась!» (весенние явления)
|
09.04-13.04
|
«Насекомые»
|
16.04 -20.04
|
«Животные весной»
|
23.04 -27.04
|
Май
|
«Лето»
|
«Первые листочки»
|
30.05 -04.05
|
«Деревья»
|
07.05 -11.05
|
« Наша одежда»
|
14.05 -18.05
|
«Вот какие мы большие стали»
|
21.05 -01.06
|
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня-3-я неделя августа
|
2.2.Содержание психолого – педагогической работы по образовательным областям
Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребёнка
Целостность педагогического процесса обеспечивается реализацией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
|