Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы»


Скачать 170.89 Kb.
Название Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы»
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В

5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«СИНОНИМЫ»

Разработала: Асеева Любовь Ивановна

учитель русского языка и литературы

2011

ТЕМА УРОКА:

СИНОНИМЫ

ЦЕЛЬ УРОКА:

создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через освоение понятий «синонимы», «синонимический ряд», развитие умений понимать смысловые, стилистические различия синонимов, использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов, что будет способствовать воспитанию бережного, внимательного отношения к слову, уважительного отношения к родному языку.

ЗАДАЧИ:

1.сформировать у учащихся представление о синонимах, синонимическом богатстве русского языка

2.формировать умения подбирать синонимы к словам, составлять синонимические ряды

3.развивать творческие способности, культуру речи, обогащать словарный запас школьников

4.воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение к русскому языку и культуре русского народа

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- определение синонимов

- различие синонимов оттенками лексических значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью

- о словарях синонимов

- о роли синонимов в речи

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- подбирать синонимы к данному слову

- составлять синонимический ряд

- использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями

- пользоваться словарями синонимов

ТИП УРОКА: усвоение нового материала

Средства обучения:

- учебник под редакцией Т.А.Ладыженской и др.

«Русский язык. 5 класс»

- словари синонимов

- дидактический материал (карточки с текстами, заданиями, наглядный материал: схемы, рисунки)

- слайдовая презентация

- записи на классной доске

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этапы урока

Цели и задачи урока

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Введение в тему

мотивация

( создание доброжелательной обстановки, ситуации успеха, позитивного настроя учащихся к изучению новой темы)

1.Вступительное слово учителя

2. Беседа

Надеюсь, что в результате нашей совместной работы по изучению раздела «Лексика», мы еще раз убедимся, насколько многообразен словарный запас нашего языка, насколько наш язык эмоционален, выразителен.

Послушайте ролевое чтение стихотворения Б.Бобылевой.

Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей, был ли смысл им ссориться?

Сегодня мы и будем вести разговор о словах, которые называют…(слайд )

Внимательно слушают ролевое чтение стихотворения, подготовленное учеником,

анализируют текст, отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свою точку зрения

2. Изучение нового материала

углубление знаний учащихся о синонимах как словах одной части речи, имеющих близкое лексическое значение

Задачи:

1.научить определять лексическое значение синонимов

2.познакомить с понятием «синонимический ряд»

3.формировать навыки нахождения синонимических рядов

4.формировать умение работы со словарями синонимов

5.формировать коммуникативную компетенцию

(использование синонимов в тексте)

6.совершенствовать навыки творческого чтения

Воспитание уважительного отношения к русской культуре


Аналитическое чтение, проблемный вопрос

Выделительно-распределительный метод

Метод наблюдения, осмысления

Аналитическая, частично-поисковая деятельность

Выступление – инструкция, метод – объяснение

(работа в парах)

Методы: сравнительный, самостоятельная работа

Использование научно-популярного стиля при изложении материала (индивидуальное задание)

Метод осознанного выбора

(индивидуальная, коллективная работа)

Методы: аналитический, осознанного выбора

Выступление – инструкция, беседа,

аналитическая деятельность

аналитический

Творческое чтение наизусть


1.Определите, чем отличаются синонимы

бегемот – гиппопотам, красный – алый,

бежать – мчаться

А поможет вам в этом ваш учебник (с.137)

2. Синонимами могут быть не только пары слов, но целые группы. Эти группы называются синонимическими рядами. (Выпишите из упр.351 синонимические ряды. Какой частью речи являются синонимы каждой группы.

В синонимическом ряду выделите главное слово, в котором заключено общее лексическое значение всех слов данного ряда.

Работая с текстом, найдите ряды синонимов, выделите слово, в котором заключено общее лексическое значение

3. Что могут обозначать синонимы? (слайды)

4. Попробуйте сформулировать определение понятия «Синонимы»

(после предложенных учениками определений понятия демонстрируется слайд)

5. Поиграем «в прятки» с синонимами (слайд)

Подберите синонимы из 2 столбика к словам в 1 столбике.

Вы искали пару синонимов. Трудно ли вам было? Ведь у вас были подсказки. А можно эти же слова найти в специальных словарях.

6.Показ слайда (словари синонимов)

7. Синонимы могут называть не только предмет, действие или признак, но и выражать наше отношение к ним.

Попробуйте объяснить значение синонимов, данных в упр.352

8. А всегда ли слова могут сочетаться с синонимами? Послушайте, что нам об этом расскажет ваш одноклассник

9. Использование синонимов в тексте (слайд )

10. При подготовке к уроку некоторые ученики подбирали пословицы и поговорки о доброте.

(можно ли на основании сложенных народом пословиц, поговорок, устойчивых выражений сделать заключение, что доброта и добродушие – черты русского народа? Как вы объясните тот факт, что у слова «добрый» так много значений?)

11. Прослушайте выразительное чтение стихотворения Л.Татьяничевой. Определите основную мысль

Работают над материалом учебника, делают выводы

Работают самостоятельно,затем проводят взаимопроверку

Осмысливают содержание слайдов, делают выводы

Работают в парах, формулируют собственное умозаключение

Работают с раздаточным материалом

Выступление ученицы о словарях синонимов (остальные внимательно

Слушают ,затем работают со словарями)

Работают с парами синонимов:

Разговор-болтовня (бестолковый разговор)

Высокий-долговязый (высокий, худощавый, нескладный)

Глаза-очи (неотразимые, выразительные)

Перегнать-обскакать (легко перегнать)

Медленный-черепаший (слишком медленный)

Умный-мудрый (обладающий большим умом, имеющий жизненный опыт)

Далеко - за тридевять земель

Близко-рукой подать

Выступление ученика по теме: «Чем различаются синонимы?»

Находят в тексте синонимы, определяют их функции

Осмысливают значение слова «добрый», подбирают синонимы

Добрый конь (богатырский), Помогите , люди добрые (милосердные, отзывчивые)

Оставить по себе добрую память (хорошую),

Осталось добрых пять километров (целых)

Не позорь мое доброе имя ( честное)

Наши добрые друзья (верные)

Пожелать доброго здоровья (крепкого)

Будьте добры, позвоните позже (пожалуйста)

Доброго пути (счастливого)

Делают вывод: это слово характеризует те явления, факты, которые имеют положительную оценку либо ассоциируются со счастьем, радостью.

Слово « добрый» можно назвать важным словом в русской культуре.

Рецензируют выразительное чтение стихотворения, определяют идею стихотворения

3.Подведение итогов урока

Формирование умений обобщать, систематизировать изученное

Метод:

самостоятельная работа

Продолжите:

1. синонимы обозначают (предмет, действие, признак)

2.синонимы образуются из слов (одной и той же ) части речи

3.синонимы делают нашу речь (более точной, выразительной, эмоциональной)

Выставление отметок в журнал, их комментирование


Продолжают начатое высказывание

4.Домашнее задание

Формирование критического мышления при выборе уровня сложности предлагаемых заданий

Критическое мышление


Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, комментирует его выполнение

Самостоятельно выбирают уровень сложности

5.Рефлексия

Формирование у учащихся навыков самооценки деятельности на уроке, определение для себя дальнейших целей и задач

Метод: самооценка

Вы сегодня были активными на уроке. Мне приятно было с вами работать.

- что нового открыли для себя?

- что было для вас интересным?

- что было трудным?

Отвечают на вопросы, определяют первоочередные задачи, нацеленные на совершенствование знаний по теме «Синонимы»


ПРИЛОЖЕНИЕ ( МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ)

Найдите синонимы в тексте, выделите слово, в котором заключено их общее лексическое значение

ПАДЕЖИ

Воскликнул именительный:

-Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!

-Того, - сказал родительный,-

Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто.

-Тому, - ответил дательный,-

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

-Того, - сказал винительный,-

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

-С тем, - заявил творительный,-

Я лишь в ладу,

Который уважительно

Относится к труду.

-О том, - сказал предложный, -

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

( А.Тетивкин)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ДОМ

ЖИЛИЩЕ

ЗДАНИЕ
СТРОЕНИЕ
ОСОБНЯК


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ВЫСОКИЙ

ДЛИННЫЙ

ДОЛГОВЯЗЫЙ

ГЛАГОЛ

БЕЖАТЬ

МЧАТЬСЯ
НЕСТИСЬ
ЛЕТЕТЬ


СИНОНИМЫ

СЛОВА ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ОДНО И ТО ЖЕ, НО ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ОТТЕНКАМИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ И СФЕРОЙ УПОТРЕБЛЕНИЯ

БУДЬТЕ ДОБРЫ

Сколько просьб начинается с «будьте добры»!

- Скажите, который час?

- Простите, глаза у меня стары…

- Придите, беда у нас.

- Будьте добры,

Очень спешу!

Билет мне. До Синь-Горы-

Вас

Я, друзья, ни о чем не прошу

Просто –

Будьте добры. (Л.Татьяничева)

Красный

1. Багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, пламенный, рдяный, огненный, рубиновый, коралловый, кровавый, кумачовый, карминный, кармазинный, червонный

2. см. красивый

ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ

ДОБРЫЙ КОНЬ




ПОМОГИТЕ, ЛЮДИ ДОБРЫЕ




ОСТАВИТЬ ПО СЕБЕ ДОБРУЮ ПАМЯТЬ




НЕ ПОЗОРЬ МОЕ ДОБРОЕ ИМЯ




НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ




ПОЖЕЛАТЬ ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ




ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ




« … Одно и то же значащих слов нет на свете… Одно слово не объемлет никогда всего пространства и всей силы знаменования другого слова… Все сходство между ними состоит только в главной идее»

(Д.И.Фонвизин)

Найдите синонимы в тексте, выделите слово, в котором заключено их общее лексическое значение

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна.

(А.Пушкин)

Луна – небесное тело – спутник Земли (круглая форма)

Месяц - серповидная форма

Найдите синонимы в тексте, выделите слово, в котором заключено их общее лексическое значение

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

(А.Фет)

Нега – нежность, удовлетворение

Найдите синонимы в тексте, выделите слово, в котором заключено их общее лексическое значение

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

(К.Чуковский)

Найдите синонимы в тексте, выделите слово, в котором заключено их общее лексическое значение

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберет и приготовит.

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни.

(А.Пушкин)

Домашнее задание по теме «СИНОНИМЫ»

Первый уровень

1.»Назовите слово». (Какое единое слово можно употребить для следующих слов?)

1. Вспыльчивый человек, страстное желание, напряженный день.

2. Безошибочное суждение, справедливый человек, нормальное биение сердца.

3. Железная воля, незыблемое решение, крутой характер.

4. Насыщенный раствор, глубокий сон, здоровый организм, верная дружба.

2.Замените в предложении все слова синонимами

Разъяренная вьюга замела тропинки.

Шофер стал вновь внимательно вглядываться в мрак.

Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

3. Являются ли синонимами пары слов:

Одеть – надеть

Обратно – опять

Докажите ваше утверждение

Второй уровень

Озаглавьте текст. Спишите, заменяя неоправданно повторяющиеся слова синонимами

Я просыпаюсь и подхожу2 к окну. Морозн… солнечн… утро. Син… огромн… небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая со…нце. Серебром блестят в с…неве стволы берез, ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев4. Блестят снежн… белизной2 стены домов, блестят ж…лезные крыши, блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного1 зимнего утра.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ СИНОНИМОВ

Умный – мудрый

Далеко –за тридевять земель

Близко – рукой подать

Разговор – болтовня

Высокий – долговязый

Глаза – очи

Перегнать – обскакать

Медленный – черепаший

Гиппопотама Бегемот однажды повстречал:

- Вы кто? – спросил.

- Я Бегемот, - Гиппопотам сказал.

Тут возмутился Бегемот:

- Кто ж я тогда такой?!

- А вы, - ему ответил тот,-

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму Бегемот сказал:

- Вы просто лжец!

С Гиппопотамом Бегемот

Рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

Все не решат:

Кто бегемот, а кто гиппопотам.

(Б.Бобылева)

Чем различаются синонимы?

Итак, синонимы – это слова, близкие по смыслу. Почему же не одинаковые, а именно близкие? Потому что полностью совпадающих по значению слов в языке очень мало. И даже у них обязательно в чем – нибудь да проявится различие. Вот два практически одинаковых по смыслу слова – бросить и кинуть. Можно бросить или кинуть мяч, палку, гранату. Но вот семью можно только бросить. А когда человек вступает в борьбу с каким – нибудь противником, то говорят, что он бросил ему перчатку (кинул перчатку – сказать нельзя). Значит, несмотря на полное совпадение по смыслу (даже толкования в словаре у этих слов одинаковое), есть определенные сочетания, в которых возможно только одно из этих слов).

Точно так же различаются глаголы взлететь и вспорхнуть. Может ли вспорхнуть ворона? Скорее всего, нет, поскольку это слово говорит о том, что взлетает кто-то маленький, почти невесомый, бабочка, например, или уж если птичка, то совсем крошечная. Ученые говорят в таких случаях, что синонимы различаются своей сочетаемостью с другими словами.


соедините синонимы

1. БОЛЬШОЙ ЧАСТЫЙ

2. ГУСТОЙ ОТВАЖНЫЙ

3. СМЕЛЫЙ ОГРОМНЫЙ

4. ГОСТЕПРИИМНЫЙ БЫСТРЫЙ

5. СКОРЫЙ РАДУШНЫЙ


Похожие:

Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Урок русского языка в 3 классе Цель: Закрепить понятия "синонимы"
Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в...
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Урок русского языка в 4 классе по теме Разновидности текстов- повествований: инструкция, рецепт

Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в...
Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)"
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon «Местоимение»
Данная презентация сопровождает урок русского языка в 3 классе. Конспект и технологическая карта урока представлены ниже
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Уроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Методическая разработка урока русского языка с использованием эор...
Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Урок русского языка во 2 классе (1-4). Умк «Начальная школа XXI век»....
Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный...
Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный...
Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Урок русского языка, 1 «А» класс Тема: Закрепление по теме: «Письменная...
Учебник «Русский язык», 1 класс, авторы: Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии...
...
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии»
Методы: Икт технологии, раздаточный материал, атласы,карты, выполнение поисковой и практической работы по теме урока
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Учитель русского языка и литературы
Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал...
Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Урок английского языка по теме Looking

Урок русского языка в 5 классе по теме «синонимы» icon Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на...
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск