Скачать 327.78 Kb.
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района УТВЕРЖДАЮ заведующий МАДОУ ________ Пупышева Г.И. Протокол педагогического совета От «____» ______________ 2014г. Программа развития эмоционального интеллекта рассчитана на детей 5-7 лет «Чувствую - Понимаю - Действую» срок реализации 1 учебный год Составитель: педагог-психолог Степанян А.С Томский район 2014 Содержание 1. Целевой раздел
1.3 Принципы построения взаимодействия с детьми 1.4 Принципы построения взаимодействия с родителями и педагогами 2. Содержательный раздел 2.1 Методическое обеспечение программы 2.2 Тематический план занятий с детьми 2.3 Тематический план работы с педагогами 2.4 Тематический план работы с родителями 2.5 Условия реализации программы 3. Результативный раздел 3.1 Планируемые результаты реализации программы 3.2 Мониторинг развития эмоционального интеллекта дошкольников 4. Приложение 4.1 Методика оценки сформированности эмоциональной компетенции осознания своего эмоционального состояния детей 5-7 лет «Что, если?» 4.2. Анкета «Тогда и сейчас» для родителей воспитанников, принимающих участие в реализации программы 4.3 Анкета «Результаты года» для педагогов, принимающих участие в реализации программы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью дошкольного образования является создание благоприятных условий гармоничного развития ребенка, для качественного проживания периода дошкольного детства. Стандартом заданы целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться в развитии и воспитании ребенка. Предполагается, что к моменту выпуска из дошкольной организации ребенок может активно, самостоятельно и осознанно выбирать средства для решения задач, ведущих к достижению поставленных целей, может активно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, может проявлять инициативу в организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, может выстраивать теплые, доверительные отношения с людьми, оказывать помощь и поддержку нуждающимся, сочувствовать и сопереживать. Таким образом, акцент делается на успешной социальной адаптации детей, их способности реализовать себя в социуме. Социально-коммуникативное развитие ребенка на протяжении ряда лет является одним и приоритетных направлений в работе нашего детского сада. Особое внимание всегда уделялось и уделяется вопросам эффективной адаптации вновь поступивших детей к условиям ДОУ, сплочению групп, созданию доверительной атмосферы, партнерских отношений между детьми и педагогами, родителями и детьми, педагогами и родителями. В ежедневной работе поддерживается инициатива детей, создаются условия для проявления каждым ребенком всех своих потенциальных возможностей, творческих способностей, лидерских качеств. Много внимания уделяется выработке единых правил группы, в определении которых ведущими «специалистами» являются дети. Особенно значимой и актуальной работа в направлении социально-коммуникативного развития стала для нас в период открытия нового корпуса детского сада (февраль 2013г.), формирования групп разного возраста, с приходом детей 5-7 лет ранее не посещавших дошкольные организации. Практически 30% детей вновь поступивших в ДОУ – это единственные дети в семье, не имевшие постоянного контакта со сверстниками. Отмечались трудности адаптации, частые конфликты между детьми, отсутствие взаимопонимания и взаимопомощи. Воспитатели столкнулись с такой проблемой: в средней и старшей группах дети не стремились к игре вместе, сюжетно-ролевым играм. В группах, где большинство детей были «домашними» преобладала игра рядом, характерная для раннего возраста. На педагогическом совете было принято решение о необходимости проведения во вновь набранных группах психолого-педагогической работы, направленной на сплочение детей, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков и компетенций. В мае 2013-2014 учебного года была проведена психологическая диагностика, целью которой было выявление актуального уровня развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков у детей средней и старшей группы, в которых педагоги отмечали трудности взаимодействия детей друг с другом. Исследование проводилось с использованием методики «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) и авторской методики «Что ты почувствуешь?». Которая представляет собой список ситуаций, в которых ребенок может испытать различные чувства, например «Что ты почувствуешь, если увидишь на улице слона?», «Что ты почувствуешь, если к тебе подойдет незнакомый человек?», «… если получишь на день рождения подарок, о котором давно мечтал?», качественно и количественно анализируются ответы ребенка, делается вывод о способности понимать свои эмоции и выражать их словами. Всего было обследовано 53 ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 32% детей имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, 48% имеют средний уровень и 20% отличаются высоким уровнем эмоционального интеллекта. В связи с тем, что каждому третьему ребенку из старшей и подготовительной групп необходима психологическая помощь в развитии эмоционального интеллекта, была разработана и утверждена на педагогическом совете развивающая программа «Чувствую - Понимаю - Действую». Данная программа опирается на уже существующие разработки в области развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста (программы Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.», Никифоровой Л.А. «Вкус и запах радости», а также рекомендации и методические разработки О.В. Хухлаевой). 1.2 Методологическое обоснование программы Умение эффективно общаться, налаживать контакты с различными людьми, находить с ними общий язык – одно из важнейших условий для достижения личностных и профессиональных успехов: создания крепкой семьи, надежного круга друзей, сплоченного коллектива. Это подтверждено многочисленными психологическими исследованиями как зарубежных (Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, П. Словея) так и отечественных авторов (И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, М.А. Манойловой, А.С. Петровской, А.П. Лобанова). При этом, значение логического мышления не так важно, как значение эмоционального интеллекта для успешной самореализации в социуме. По данным ученых около 80% успеха в личной и социальной жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта. Проблемы эмоционального интеллекта рассматривались в таких научных концепциях как теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена. (1) Существует несколько подходов к пониманию содержания понятия эмоциональный интеллект, а также к вопросу о возможности и необходимости его развития у человека в течение жизни. Однако, несмотря на различия есть определенные положения, которые объединяют различные концепции.
Также исследователи выделяют конкретные способности эмоционального интеллекта (эмоциональные компетенции):
Активизация интереса среди психологов и педагогов к проблеме эмоционального интеллекта объясняется частотой встречаемости различных трудностей и нарушений у людей, имеющих низкий уровень развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. К числу наиболее серьезных проблем относятся:
Указанные теоретические положения и результаты практических исследований были взяты за основу для создания программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников «Чувствую – Понимаю - Действую». 1.3 Цели и задачи программы Программа состоит из 8 блоков, описание которых приведено ниже. В каждом блоке решаются свои практические задачи, способствующие достижению основных целей программы. Целями программы являются:
Достижение целей осуществляется путем решения следующих задач:
Направленность программы: развивающая. Форма работы: групповые встречи и индивидуальные занятия. В ходе индивидуальной работы с ребенком прорабатываются те проблемы, которые мешают ребенку свободно общаться (страхи, тревоги, неуверенность в себе и т.д.) и не могут быть качественно проработаны в рамках групповых встреч. Состав группы: 10-15 человек. Периодичность встреч: 1 раз в неделю. Продолжительность одной встречи составляет 25-30 минут. Сроки реализации программы: 1 учебный год. Инновационный компонент программы заключается в осуществлении поддержки инициативы детей путем использования кейс-технологий (создания копилки кейсов), что позволяет каждому ребенку озвучить проблемную для него ситуацию, предложить свои способы ее разрешения, поделиться друг с другом своими мыслями и переживаниями, получить поддержку от членов группы. Мониторинг результатов ведется в рамках мониторинга соцально-коммуникативного развития, прописанного в основной образовательной программе ДОУ. Помимо этого, анализ результатов программы осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с использованием стандартизованных психодиагностических методик и проективных тестов («Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго; Методика определения межличностных отношений Р. Жиля; рисунок «Я в группе», рисунок «Я с друзьями»). Также результатам программы дается оценка родителями и педагогами (анкетирование в конце учебного года), которые описывают свои впечатления и наблюдения о ходе реализации программы, о ее практических результатах. 1.4 Основные блоки программы
Прежде всего необходимо отметить, что определяющим в работе с детьми является личностно-ориентированный подход, предполагающий выстраивание партнерских отношений между ребенком и педагогом, учет и поддержку детской инициативы и интересов, уважение к точке зрения, мыслям и чувствам ребенка, индивидуализацию способов взаимодействия с ребенком и методов обучения. В основу данной программы положены основные принципы практической психологии:
Методическое обеспечение развивающей программы включает в себя:
В ходе реализации программы, в зависимости от поставленных задач, используются различные методы, методики, техники и приемы. Условно их можно разделить на следующие группы:
Наблюдение Беседа Стандартизованные психодиагностические методики Проективные рисуночные тесты «Я в группе», «Я и мои друзья» Авторская методика «Что ты почувствуешь, если ...?» Анкеты для мониторинга эффективности программы
Беседа Метод фасилитации Групповая дискуссия Тренинговый метод Кейс-технологии Мозговой штурм Психологические игры и упражнения Драматизация
Релаксационные упражнения Арт-терапия Дыхательная гимнастика Психогимнастические этюды 2.2 Тематический план работы с детьми
2.3 Тематический план работы с родителями
2.4 |
![]() |
Рабочая программа по развитию детей старшей группы №7 обеспечивает... Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому... |
![]() |
Содержание Введение Глава I. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания педагогов Ii. Теоретическое исследование эмоционального интеллекта педагога в современной психологии |
![]() |
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
![]() |
Психологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития... Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене |
![]() |
Психологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития... Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене |
![]() |
Тесты диагностики умственного развития ребенка 5-7 лет. Я б >11.... Каталог бланковых и компьютерных психодиагностических методик лаборатории кафедры психологии с кратким описанием |
![]() |
Название раздела программы Дополнительная общеразвивающая программа "Почемучки" является программой социально-педагогической направленности и рассчитана на... |
![]() |
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет «Новичихинская детско-юношеская спортивная школа» Новичихинского района Алтайского края |
![]() |
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными... Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана... |
![]() |
Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая... Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному... |
![]() |
Пояснительная записка программа рассчитана на 2 год. Возраст детей: 10 16 лет Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года, N273-фз |
![]() |
«Программа личностного развития в области профессиональной деятельности... Ьного образования в вузе, рефлексивных процессов и эмоционального интеллекта, творческих процессов с помощью психологических диагностических... |
![]() |
Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с... Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением... |
![]() |
Программа рассчитана для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет) Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают... |
![]() |
И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития... Планируемые результаты освоения Программы |
![]() |
Пояснительная записка программа «Развитие интеллекта младших школьников... В объединении «оригами» учащиеся знакомятся с основными понятиями и терминологией данного направления в искусстве, с историей его... |
Поиск |