Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МАДОУ
________ Пупышева Г.И.
Протокол педагогического совета
От «____» ______________ 2014г.
Программа развития эмоционального интеллекта
рассчитана на детей 5-7 лет
«Чувствую - Понимаю - Действую» срок реализации 1 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
Степанян А.С
Томский район 2014
Содержание
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Методологическое обоснование программы
Цели и задачи программы
Блоки программы
1.3 Принципы построения взаимодействия с детьми
1.4 Принципы построения взаимодействия с родителями и педагогами
2. Содержательный раздел
2.1 Методическое обеспечение программы
2.2 Тематический план занятий с детьми
2.3 Тематический план работы с педагогами
2.4 Тематический план работы с родителями
2.5 Условия реализации программы
3. Результативный раздел
3.1 Планируемые результаты реализации программы
3.2 Мониторинг развития эмоционального интеллекта дошкольников
4. Приложение
4.1 Методика оценки сформированности эмоциональной компетенции осознания своего эмоционального состояния детей 5-7 лет «Что, если?»
4.2. Анкета «Тогда и сейчас» для родителей воспитанников, принимающих участие в реализации программы
4.3 Анкета «Результаты года» для педагогов, принимающих участие в реализации программы
-
Целевой раздел
Пояснительная записка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью дошкольного образования является создание благоприятных условий гармоничного развития ребенка, для качественного проживания периода дошкольного детства. Стандартом заданы целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться в развитии и воспитании ребенка. Предполагается, что к моменту выпуска из дошкольной организации ребенок может активно, самостоятельно и осознанно выбирать средства для решения задач, ведущих к достижению поставленных целей, может активно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, может проявлять инициативу в организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, может выстраивать теплые, доверительные отношения с людьми, оказывать помощь и поддержку нуждающимся, сочувствовать и сопереживать. Таким образом, акцент делается на успешной социальной адаптации детей, их способности реализовать себя в социуме.
Социально-коммуникативное развитие ребенка на протяжении ряда лет является одним и приоритетных направлений в работе нашего детского сада. Особое внимание всегда уделялось и уделяется вопросам эффективной адаптации вновь поступивших детей к условиям ДОУ, сплочению групп, созданию доверительной атмосферы, партнерских отношений между детьми и педагогами, родителями и детьми, педагогами и родителями. В ежедневной работе поддерживается инициатива детей, создаются условия для проявления каждым ребенком всех своих потенциальных возможностей, творческих способностей, лидерских качеств. Много внимания уделяется выработке единых правил группы, в определении которых ведущими «специалистами» являются дети.
Особенно значимой и актуальной работа в направлении социально-коммуникативного развития стала для нас в период открытия нового корпуса детского сада (февраль 2013г.), формирования групп разного возраста, с приходом детей 5-7 лет ранее не посещавших дошкольные организации. Практически 30% детей вновь поступивших в ДОУ – это единственные дети в семье, не имевшие постоянного контакта со сверстниками. Отмечались трудности адаптации, частые конфликты между детьми, отсутствие взаимопонимания и взаимопомощи. Воспитатели столкнулись с такой проблемой: в средней и старшей группах дети не стремились к игре вместе, сюжетно-ролевым играм. В группах, где большинство детей были «домашними» преобладала игра рядом, характерная для раннего возраста.
На педагогическом совете было принято решение о необходимости проведения во вновь набранных группах психолого-педагогической работы, направленной на сплочение детей, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков и компетенций.
В мае 2013-2014 учебного года была проведена психологическая диагностика, целью которой было выявление актуального уровня развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков у детей средней и старшей группы, в которых педагоги отмечали трудности взаимодействия детей друг с другом.
Исследование проводилось с использованием методики «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) и авторской методики «Что ты почувствуешь?». Которая представляет собой список ситуаций, в которых ребенок может испытать различные чувства, например «Что ты почувствуешь, если увидишь на улице слона?», «Что ты почувствуешь, если к тебе подойдет незнакомый человек?», «… если получишь на день рождения подарок, о котором давно мечтал?», качественно и количественно анализируются ответы ребенка, делается вывод о способности понимать свои эмоции и выражать их словами.
Всего было обследовано 53 ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 32% детей имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, 48% имеют средний уровень и 20% отличаются высоким уровнем эмоционального интеллекта.
В связи с тем, что каждому третьему ребенку из старшей и подготовительной групп необходима психологическая помощь в развитии эмоционального интеллекта, была разработана и утверждена на педагогическом совете развивающая программа «Чувствую - Понимаю - Действую». Данная программа опирается на уже существующие разработки в области развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста (программы Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.», Никифоровой Л.А. «Вкус и запах радости», а также рекомендации и методические разработки О.В. Хухлаевой).
1.2 Методологическое обоснование программы
Умение эффективно общаться, налаживать контакты с различными людьми, находить с ними общий язык – одно из важнейших условий для достижения личностных и профессиональных успехов: создания крепкой семьи, надежного круга друзей, сплоченного коллектива. Это подтверждено многочисленными психологическими исследованиями как зарубежных (Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, П. Словея) так и отечественных авторов (И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, М.А. Манойловой, А.С. Петровской, А.П. Лобанова). При этом, значение логического мышления не так важно, как значение эмоционального интеллекта для успешной самореализации в социуме. По данным ученых около 80% успеха в личной и социальной жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта.
Проблемы эмоционального интеллекта рассматривались в таких научных концепциях как теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена. (1)
Существует несколько подходов к пониманию содержания понятия эмоциональный интеллект, а также к вопросу о возможности и необходимости его развития у человека в течение жизни. Однако, несмотря на различия есть определенные положения, которые объединяют различные концепции.
Эмоциональный интеллект в широком его понимании – это способность понимать свои эмоции, адекватно их выражать, контролировать, а также способность понимать эмоциональные состояния других людей, и в соответствии с этим оптимально выстраивать отношения с окружающими.
Уровень эмоционального интеллекта зависит от жизненного опыта человека. Таким образом, у взрослого уровень эмоционального интеллекта априори выше, чем у ребенка. Именно взрослый должен быть проводником ребенка в мир эмоций.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в этих периодах идет активное эмоциональное становление ребенка, совершенствуется его самосознание, способность к рефлексии и децентрации (способности встать на позицию партнера по общению). (5)
Также исследователи выделяют конкретные способности эмоционального интеллекта (эмоциональные компетенции):
Умение контролировать свои аффективные импульсы;
Умение определять свои чувства и признавать (принимать) их;
Способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
Умение эффективно общаться с другими людьми, находить общие точки соприкосновения;
Способность распознавать и принимать чувства других людей;
Способность к эмпатии.
Активизация интереса среди психологов и педагогов к проблеме эмоционального интеллекта объясняется частотой встречаемости различных трудностей и нарушений у людей, имеющих низкий уровень развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. К числу наиболее серьезных проблем относятся:
Социальная изоляция, отсутствие отношений, удовлетворяющих базовые потребности человека в уважении, принятии, безопасности и любви, как следствие возможность появления аддикций различного рода (интернет-зависимость, гемблинг, зависимость от психоактивных веществ и др.);
Алексетимия – трудности осознания, определения и адекватного вербального выражения своих переживаний, повышающие риск возникновения психосоматических расстройств у детей и взрослых.
Указанные теоретические положения и результаты практических исследований были взяты за основу для создания программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников «Чувствую – Понимаю - Действую».
1.3 Цели и задачи программы
Программа состоит из 8 блоков, описание которых приведено ниже. В каждом блоке решаются свои практические задачи, способствующие достижению основных целей программы.
Целями программы являются:
Успешная социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в общении со сверстниками;
Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;
Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников;
Содействие формированию культуры общения, ценностям вежливого обхождения друг с другом, стремлению к установлению теплых, доверительных отношений с другими людьми.
Достижение целей осуществляется путем решения следующих задач:
Сформировать устойчивый интерес детей к совместной работе с педагогом-психологом в направлении эмоционального развития;
Познакомить детей с многообразием проявлений эмоций и чувств;
Определить причины возникновения трудностей в общении сосверстниками. Проработать имеющиеся страхи перед ситуациями общения (вхождение в новый коллектив, знакомство со сверстниками).
Сформировать навык распознания собственных эмоций;
Сформировать навыки адекватного вербального и физического выражения своих переживаний, навыки контроля эмоций;
Сформировать навык распознавания эмоций другого человека;
Познакомить с понятиями вербального и невербального пути передачи информации.
Сформировать навыки работы в команде.
Сформировать навыки противостоянию психологическим манипуляциям.
Познакомить с понятиями этикета общения, такта и вежливости.
Закрепить полученные знания и навыки.
Направленность программы: развивающая.
Форма работы: групповые встречи и индивидуальные занятия. В ходе индивидуальной работы с ребенком прорабатываются те проблемы, которые мешают ребенку свободно общаться (страхи, тревоги, неуверенность в себе и т.д.) и не могут быть качественно проработаны в рамках групповых встреч.
Состав группы: 10-15 человек.
Периодичность встреч: 1 раз в неделю.
Продолжительность одной встречи составляет 25-30 минут.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Инновационный компонент программы заключается в осуществлении поддержки инициативы детей путем использования кейс-технологий (создания копилки кейсов), что позволяет каждому ребенку озвучить проблемную для него ситуацию, предложить свои способы ее разрешения, поделиться друг с другом своими мыслями и переживаниями, получить поддержку от членов группы.
Мониторинг результатов ведется в рамках мониторинга соцально-коммуникативного развития, прописанного в основной образовательной программе ДОУ. Помимо этого, анализ результатов программы осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с использованием стандартизованных психодиагностических методик и проективных тестов («Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго; Методика определения межличностных отношений Р. Жиля; рисунок «Я в группе», рисунок «Я с друзьями»). Также результатам программы дается оценка родителями и педагогами (анкетирование в конце учебного года), которые описывают свои впечатления и наблюдения о ходе реализации программы, о ее практических результатах.
1.4 Основные блоки программы
Знакомство и сплочение группы. Знакомство с воспитанниками новых групп, формирование индивидуального подхода к каждому ребенку. Создание доверительной атмосферы и комфортных условий для проведения занятий. Работа по сплочению группы (3 встречи)
Диагностический блок. Исследование актуального уровня развития коммуникативных навыков участников группы. (2 встречи)
Блок «Знакомство с эмоциями, чувствами и переживаниями». Формирование представлений о человеческих эмоциях, их проявлении, значении в процессе общения. Освоение навыков распознавания своего эмоционального состояния и чувств другого человека. (5 встреч)
Блок «Со словами и без слов». Формирование представлений о вербальной и невербальной формах общения. Работа с мимическими проявлениями эмоций, речевой экспрессией, пластикой тела и позы. Закрепление в игровой форме знаний и опыта предыдущего блока.
(5 занятий)
Блок «Работа в команде». Формирование навыков активного взаимодействия в паре, группе. Опыт командного решения игровых задач, разделения ответственности. Создание условий для проявления лидерских качеств участников группы. (6 встреч)
Блок «Противостояние манипуляциям». Освоение навыков прерывания деструктивного общения. Формирование представлений о том, как избежать ссоры, как не обидеть человека отказом, как сохранить спокойствие и уверенность в себе в споре или конфликте. (3 встречи)
Блок «Закрепление». Закрепление полученных знаний, проработка полученного опыта общения. Формирование готовности к общению вне группы. Рефлексия. (4 встречи)
Блок «Работа с педагогами». Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросам развития коммуникативных навыков и социального интеллекта детей. Проведение бесед, тематических игр, круглых столов, оформление наглядной информации (стенды, уголки психолога, буклеты). 1 мероприятие в квартал.
Блок «Работа с родителями». Установление партнерских отношений с родителями воспитанников, заминающихся по данной программе. Вовлечение родителей в развивающий процесс (участие во встречах и играх вместе с детьми, участие в отдельных психологических тренингах для родителей). Предполагается проведение трех психологических тренингов, направленных на развитие психологических и педагогических компетенций родителей, в целях выстраивания эффективного эмоционального общения с детьми.
Принципы построения взаимодействия с детьми
Прежде всего необходимо отметить, что определяющим в работе с детьми является личностно-ориентированный подход, предполагающий выстраивание партнерских отношений между ребенком и педагогом, учет и поддержку детской инициативы и интересов, уважение к точке зрения, мыслям и чувствам ребенка, индивидуализацию способов взаимодействия с ребенком и методов обучения.
В основу данной программы положены основные принципы практической психологии:
Принцип добровольности, предполагающий недирективное привлечение детей к совместной деятельности. Каждый ребенок может в любой момент отказаться от упражнения или игры без объяснения причин.
Принцип конфеденциальности, согласно которому психолог не имеет права предоставлять любую информацию, полученную от ребенка третьим лицам, без согласия ребенка на это. Исключения составляют случаи, в которых эта информация связана с нарушением прав ребенка или угрозой его жизни и здоровью.
Принцип активности, который можно сформулировать так: «Если хочешь что-то получить, нужно что-то сделать».
Принцип безоценочного отношения означает, что педагог принимает детей такими, какие они есть.
Принцип партнерских отношений, подразумевает, что ребенок и взрослый находятся на одном уровне, взрослый лишь выступает в роли фасилитатора, который очень деликатно направляет ребенка.
Принципы построения взаимодействия с родителями и педагогами
Принцип открытости: каждый родитель и педагог проинформированы о целях, содержании, методах реализации программы. Родители и педагоги могут принимать участие во встречах с детьми, являясь полноправными участниками образовательного процесса.
Принцип партнерских отношений: педагог-психолог реализует программу в сотрудничестве с педагогами и родителями. С педагогами и родителями ведется отдельная работа, направленная на повышение их психологической компетентности, развитие мотивации к дальнейшей совместной деятельности по созданию благоприятных условий для развития у детей эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.
Принцип активного участия: для достижения планируемых результатов необходимо активное участие педагогов и родителей, их внимательное отношение к вопросам развития эмоционального интеллекта у детей, а также к вопросам самосовершенствования и саморазвития. Помимо этого, родители и педагоги проводят анализ эффективности реализации развивающей программы, вносят свои замечания и предложения.
Принцип единства целей: все участники образовательного процесса стремятся к достижению одной цели – полноценному и счастливому проживанию ребенком периода дошкольного детства, для достижения которой необходим ряд условий, одним из которых является успешная социальная адаптация ребенка.
Содержательный раздел
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение развивающей программы включает в себя:
Комплект психодиагностических методик «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго); «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой); Авторская методика определения уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения «Что ты почувствуешь, если …?»;
Банк кейсов (проблемных ситуаций) составляется совместно с детьми, родителями и педагогами;
Подборка сказок для анализа эмоциональных состояний персонажей («Кот в сапогах», «Гадкий утенок», «Семь воронов», «Белоснежка и семь гномов», и др.);
Сборник «Игры в тигры» для работы с агрессивными детьми (Н.А.Сакович);
Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки (Хухлаева О.В.);
Дидактические игры с использованием интерактивной доски «Найди пару эмоции», «Дорисуй лицо», «Подбери ситуацию к эмоции»;
Картотека коммуникативных игр для старших дошкольников;
Картотека игр для сплочения группы детского сада;
Картотека игр для эмоционального развития дошкольников;
В ходе реализации программы, в зависимости от поставленных задач, используются различные методы, методики, техники и приемы. Условно их можно разделить на следующие группы:
Диагностические методы
Наблюдение
Беседа
Стандартизованные психодиагностические методики
Проективные рисуночные тесты «Я в группе», «Я и мои друзья»
Авторская методика «Что ты почувствуешь, если ...?»
Анкеты для мониторинга эффективности программы
Обучающие методы
Беседа
Метод фасилитации
Групповая дискуссия
Тренинговый метод
Кейс-технологии
Мозговой штурм
Психологические игры и упражнения
Драматизация
Методы регуляции эмоционального состояния
Релаксационные упражнения
Арт-терапия
Дыхательная гимнастика
Психогимнастические этюды
2.2 Тематический план работы с детьми
Блоки
программы
|
Темы встреч
|
Содержание
|
Цели
|
Знакомство и сплочение группы
|
1. «Разрешите представиться»
2. «Кто мы?»
3. «Мы команда»
|
Ритуал приветствия
- Упражнение «Снежный ком»
- Игра-разминка «Схвати прищепку»
- Рисунок «Все обо мне»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра «Ветер дует»
- Упражнение «Я и супер-Я»
- Релаксационное упражнение «Дождик»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Путаница»
- Рисунок «Наша группа»
- Игра «Проводник»
- Релаксационное упражнение «Дерево»
- Рефлексия, прощание
|
Знакомство участников группы, снятие напряжения.
Знакомство и создание доверительной атмосферы.
Сплочение группы, снятие.
|
Психодиагностика уровня развития эмоционального интеллекта
|
4. «Я знаю»
5. «Я умею»
|
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Липучки»
- Беседа с детьми «Я чувствую»
- Методика «Эмоциональные лица»
- Упражнение «Переполох в зоопарке»
- Релаксационное упражнение «Звездочка»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Лес»
- Тест рисуночных фрустраций Розенцвейга
- Беседа с детьми «Вежливый человек, какой он?»
- Релаксационное упражнение «Домик»
- Рефлексия, прощание
|
Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта
Диагностика уровня развития коммуникативных навыков, эмоционального состояния.
|
Знакомство с чувствами, эмоциями, переживаниями
|
6. «Что такое чувства?»
7. «Проявление эмоций»
8. «Я чувствую»
9. «Театр эмоций»
10. «Что мы узнали об эмоциях?»
|
Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Ох и Ах»
- Беседа с детьми «Что такое чувства и зачем они нужны?»
- Игра «Темный лес»
- Релаксационное упражнение «Росток»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Жмурки»
- Беседа с детьми «Как проявляются эмоции?»
- Упражнение «Рассмеши меня»
- Релаксационное упражнение «Кораблик»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Море волнуется» (модификация)
- Упражнение «Я чувствую, я слышу, я вижу»
- Игра «Угадай-ка»
- Релаксационное упражнение «В тумане»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Внимание»
- Упражнение «Покажи эмоцию»
- Игра «Все наоборот»
- Релаксационное упражнение «Радуга»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Кошки-мышки»
- Беседа с детьми «Что мы узнали об эмоциях?»
- Игра «Волшебный мяч»
- Релаксационное упражнение «Спина к спине»
- Рефлексия, прощание
|
Знакомство с видами эмоций, их ролью в жизни человека.
Формирование навыка распознавания эмоций.
Освоение навыка дифференциации ощущений, навыка распознавания своих эмоций.
Работа с мимикой и пластикой тела, освоение навыка выражения эмоций.
Закрепление полученных знаний и опыта.
|
Со словами и без слов
|
11.«Важны не только слова»
12.«Без слов»
13.«Пантомима»
14. «Мое тело рассказывает»
15. «Что мы узнали об общении без слов?»
|
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Собери листочки»
- Беседа с детьми «Важны не только слова»
- Игра «Позови меня»
- Релаксационное упражнение «Кошка»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия без слов
- Игра-разминка «Лягушки»
- Упражнение «По росту»
- Игра «Договор»
- Релаксационное упражнение «Солдаты и куклы»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Слепи меня»
- Упражнение «Покажи сказку»
- Игра «Гляделки»
- Релаксационное упражнение «Кошка»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Крокодил»
- Упражнение «Фигуры»
- Игра «Не говори и не показывай»
- Релаксационное упражнение «Солнышко»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Ладошки»
- Беседа с детьми «Что мы узнали об общении без слов?»
- Игра «Что случилось?»
- Упражнение «Найди бусинку»
- Релаксационное упражнение «Стирка»
- Рефлексия, прощание
|
Формирование представлений о вербальном и невербальном общении.
Формирование навыков невербального общения.
Формирование навыков невербального общения, развитие пластики тела и мимики.
Формирование навыков невербального общения, развитие пластики тела и мимики.
Закрепление полученных знаний, навыков и опыта.
|
Работа в команде
|
16. «Что такое команда?»
17. «Народная мудрость о дружбе»
18. «Легко ли быть главным?»
19. «Помоги мне!»
20. «Я и Мы»
21. «Наша команда»
|
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Сова»
- Беседа с детьми «Что такое команда?»
- Игра «Веревочка»
- Рисунок «Мы вдвоем»
- Релаксационное упражнение «Солнышко»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Цепи кованные»
- Упражнение-рисунок «Пословицы и поговорки о дружбе»
- Игра «Ниточка, иголочка, узелок»
- Релаксационное упражнение «Спина к спине»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Невод»
- Упражнение «По росту» (модификация)
- Беседа с детьми «Кто какую роль играет в команде?»
- Игра «Мы плывем на бригантине»
- Релаксационное упражнение «Дальние страны»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Веселые шарики»
- Беседа с детьми «Как просить о помощи?»
- Игра «Кораблекрушение»
- Упражнение «Малыши»
- Релаксационное упражнение «Холодно – тепло - горячо»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Ветер дует» (модификация)
- Рисунок «Мои друзья»
- Игра «Ладошки»
- Упражнение «Маятник»
- Релаксационное упражнение «Круг»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Угадай кто»
- Рисунок «Наша команда»
- Игра «Ассоциации»
- Упражнение «Плечом к плечу»
- Релаксационное упражнение «Колобок»
- Рефлексия, прощание
|
Формирование представлений о том, что такое командная работа, сплоченные действия.
Знакомство с метафорическим материалом народного фольклора. Сплочение группы.
Выявление лидерских качеств участников группы, осознание ролей в команде, формирование навыков работы в коллективе.
Формирование навыков обращения за помощью.
Закрепление знаний, навыков и опыта работы в команде.
Сплочение группы.
|
Противостояние манипуляциям
|
22. «Как сказать «НЕТ!»»
23. «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!»
24. «Я спокоен»
|
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Да и нет»
- Беседа на тему «Как сказать «НЕТ»».
- Игра «Контрабандисты»
- Упражнение-игра «Два барана»
- Релаксационное упражнение «Спина к спине»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Цепи кованные»
- Беседа на тему «Ссоры и примирения».
- Игра «Извини»
- Упражнение-игра «Я тебя прощаю»
- Релаксационное упражнение «Цепочка»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Айсберг и океан»
- Упражнение «Когда я волнуюсь».
- Игра «Сытый лев»
- Упражнение-игра «Звоночки»
- Релаксационное упражнение По волнам»
- Рефлексия, прощание
|
Развитие представлений о психологическом манипулировании.
Освоение навыков противостоянию манипуляции.
Формирование навыков эффективного разрешения конфликтов.
Формирование навыков управления своими эмоциями.
|
Закрепление
|
25. «Что мы помним?»
26. «Покажи и расскажи»
27 «Мы теперь друзья»
28 «Помечтаем»
|
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Кот и мыши»
- Беседа «Что мы помним?».
- Игра «Ты и Я»
- Упражнение-игра «Курочки»
- Релаксационное упражнение «На травушке-муравушке»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Хитрая лиса»
- Игра «Крокодил».
- Игра «Где мы были»
- Упражнение «Карта эмоций»
- Релаксационное упражнение «Звездочки»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Ветер дует»
- Беседа «Что мы узнали друг о друге?»
- Игра «Ассоциации»
- Упражнение «Угадай кто»
- Релаксационное упражнение «Сытый лев»
- Рефлексия, прощание
- Ритуал приветствия
- Игра-разминка «Самолет»
- Беседа «Мое будущее»
- Игра «Волшебная палочка»
- Упражнение «Подарок»
- Релаксационное упражнение «Перышко»
- Рефлексия, прощание
|
Актуализация прошлого опыта и знаний, полученных на занятиях.
Актуализация прошлого опыта и знаний.
Актуализация прошлого опыта и знаний.
Завершение работы, создание положительного образа будущего.
|
2.3 Тематический план работы с родителями
Форма работы
|
Тема
|
Ключевые вопросы
|
Методы и приемы
|
Психологический тренинг
|
«Что ты чувствуешь?»
|
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста;
Особенности выражения эмоционального состояния ребенка;
Вербализация эмоций;
Освоение техник активного слушания.
|
Беседа, фасилитация, работа с кейсами, драматизация, мозговой штурм, групповая дискуссия, информационные буклеты.
|
Круглый стол для родителей и педагогов
|
«Наши проблемы и наши ресурсы»
|
Осознание важных проблем развития эмоционального интеллекта у детей, трудностей, с которыми сталкиваются родители и педагоги в ходе реализации программы;
Поиск ресурсов и путей решения обозначенных проблем.
|
Групповая дискуссия, метод проблемных ситуаций, фасилитация, мозговой штурм.
|
Итоговая встреча
|
«Результаты года»
|
Оценка результатов проведенной работы;
Построение планов дальнейшего сотрудничества;
Формирование основных ориентиров работы в следующем учебном году.
|
Анкетирование, групповая дискуссия, презентация педагогического опыта.
|
2.4
|