Скачать 1.06 Mb.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ВведениеПрофориентацию следует понимать как «комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых - формирование у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах». Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Особое внимание обращается на изучение личностных качеств молодых людей, выявление уровня развития их склонностей и способностей, психофизических особенностей и свойств, которые являются важными предпосылками для овладения той или иной профессией. Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов индивида с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Выбор профессии можно сравнить с ходом решения творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов. Школьнику, выбирающему профессию, нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые профессии предъявляют к человеку. Он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности, интересы. Как показывают исследования, подростки в возрасте 14-16 лет (а именно в этом возрасте около половины учащихся реально должны осуществить выбор) не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию, так как при выборе они ориентируются только на один какой-либо признак и не могут всесторонне проанализировать ситуацию. Свободное, сознательное и обоснованное решение можно принять лишь на основе знаний всей ситуации выбора и умения ею управлять. Прежде всего необходимы знания о мире профессий. Опрос школьников показал, что ориентация их в мире профессий довольно однобокая: они называют в своих ответах всего около 20 профессий в то время, как их насчитывается около 40 тысяч. Что же формирует профессиональную направленность, каковы мотивы выбора профессии? Оказалось, что существенную роль играет совет друзей (25%), 17% учащихся выбирают профессию по совету родителей, под влиянием средств массовой информации, 9% руководствуются в выборе профессии случайными факторами. И только 40% ребят выбирает профессию, руководствуясь интересом к содержанию труда в ней. Содержание деятельности, тем не менее, является наиболее важной ее стороной. Многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора (или, как говорят, центром мотивационной системы) самоопределяющегося человека является содержание предстоящей деятельности. Таким образом, информационная часть должна ориентировать школьника, прежде всего, на содержание профессиональной деятельности, а не на ее внешнюю привлекательность или другие побочные факторы. Кроме хорошей ориентированности в мире профессий и содержательной стороны профессиональной деятельности для адекватного выбора профессии необходимо уметь разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны. Между тем, уровень самосознания подростка еще недостаточно сформирован. Адекватно оценить свои возможности могут не более 10% старшеклассников. Остальные 90% нуждаются в помощи. Такую квалифицированную помощь должен оказать профконсультант в процессе психологической консультации. Психологическая консультация предполагает две формы организационных методов: групповая работа с классом и индивидуальная работа с каждым учащимся. Групповая работа с классом носит предварительный характер, основана на выявлении профессиональной направленности учащихся, их профессиональных планов, систематизации данных об успешности учебной и трудовой деятельности, о склонностях, интересах и увлечениях учащихся, их динамике и устойчивости. Она помогает выявить наличие профессиональных планов, их соответствие профессиональной направленности, интересы и склонности учащихся, учесть мнение родителей. В процессе групповой профконсультации возможно проведение профориентационных лекций, бесед, использование других приемов, цель которых - актуализация личностного смысла выбора профессии, формирование адекватной мотивации, ценностных ориентаций личности, осознание общественной значимости труда. Программа индивидуальной психологической консультации более обширна, ее проводит специалист - психолог-профконсультант. Она организуется на двух уровнях сложности: 1- первичная профконсультация, 2 - индивидуальная профконсультация. Первичная профконсультация - это такая форма, которая проводится с группой в 3-7 человек и в процессе которой происходит обучение подростков правилам выбора профессии, дается информация о мире профессий, интересах и склонностях школьника, и результатом которой является формирование профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности в вопросе выбора профессии. На основании результатов первичной профконсультации выявляются учащиеся, нуждающиеся в индивидуальной беседе. Программа первичной консультации строится таким образом, чтобы выяснить основные мотивы выбора профессии, степень сформированности профплана, определить профессиональную направленность, познавательные интересы личности, коммуникативные и организаторские качества. Оценка способностей на этапе первичной консультации проводится на основании анализа данных об успешности учебной и внеучебной деятельности, оценки классного руководителя и всего комплекса показателей, полученных в результате наблюдений за школьником. Программа индивидуальной консультации включает данные об основных уровнях психологической структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности и опирается на исследование особенностей моторного развития, нейродинамики, внимания и памяти, развития мышления, личности и характера, социометрической структуры класса и референтных для подростка групп. В процессе индивидуальной профконсультации на каждого подростка составляется психографическая характеристика, которая раскрывает возможности целенаправленного воздействия на учащегося с целью его профориентации. Такова примерная структура профориентационной работы. Мы рассмотрим лишь одну из ее составных частей - программу и методику первичной профконсультации. Мы понимаем, что в индивидуальной профконсультации нуждается большинство учащихся (по нашим данным от 80 до 90%), однако, учитывая малое количество профконсультантов, предлагаем проводить со всеми учащимися первичную профконсультацию и на ее основе отбирать наиболее остро нуждающихся в индивидуальной профконсультации учащихся. Однако необходимо помнить, что профориентационная работа – это не единовременное мероприятие, а система мер, направленная на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, молодой человек мог в полной мере реализовать себя в профессии. Цель профориентационной работы – помощь учащемуся в самопознании и активизация его в профессиональном самоопределении. |
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности... Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и... |
Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших... В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников |
||
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Подготовка методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по обж |
Конкурс творческих проектов школьников «Литературный багаж» Целью конкурса является создание условий для достижения нового качества проектной деятельности школьников на основе концепции открытого... |
||
Опросник Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т д. В связи с этим определенному психологическому... |
Задания должны быть выполнены к началу 2 блока обучения Два резюме по выбранной литературе из рекомендованного списка 1) по психологическому консультированию. 2) по введению в тдт(См памятку... |
||
Регламент проведения школьного, муниципального и регионального этапов... Всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) на территории Омской области (далее – регламент) разработан на основе Положения... |
Методические рекомендации для I и II этапов Всероссийской олимпиады школьников Английский язык Олимпиада по английскому языку включает 5 конкурсов. Рекомендуется проводить олимпиаду в 2 дня |
||
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования |
О проведении школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийских... Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. №948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников»... |
||
Методические рекомендации для участников стажировочной площадки по... «Эмоционально-сенсорное развитие младших школьников как фактор повышения эффективности их учебной деятельности в рамках реализации... |
О проведении школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийских... Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. №948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников»... |
||
Положение о региональной олимпиаде школьников по лесоведению Цель и задачи ... |
Приказ 07 сентября 2015 г. №408-о/д Невинномысск Об утверждении требований... Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской... |
||
Конкурсные испытания состоят из теоретических и практических заданий Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, подготовке к региональному этапу Всероссийской... |
Лекция Общая характеристика трудовой деятельности умственно отсталых... |
Поиск |