Скачать 0.57 Mb.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ АПК и ППРО) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети Интернет Разработчики: Болотина Т.В., зав. кафедрой методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО, к.п.н. Павлова С.А., старший преподаватель кафедры методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО. Прутченков А.С., профессор кафедры методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО, д.п.н. Москва 2015 г. Аннотация Данные методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогам начального, основного общего, полного (среднего) общего образования по организации и проведению тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей. В методических рекомендациях предлагаются концептуальные, содержательные, методические и технологические подходы к проведению урока в соответствии с возрастными особенностями детей. Материалы методических рекомендаций также могут быть использованы для проведения по данной тематике: классного часа, урока-экскурсии или иного внеклассного занятия во внеурочной деятельности школьного педагога или в форме занятия в системе дополнительного образования. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится все более актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.1 Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет. Формирование навыков информационной безопасности должно осуществляться на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ и т.д. и во внеурочной деятельности. Этому вопросу должно быть уделено достаточное внимание в программе по воспитанию и социализации обучающихся, которая является частью основной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом2. Знания об Интернет угрозах, умения различать и предотвращать их последствия, защитить от них себя и своих близких - способствуют социализации детей. Достичь действенных результатов в обеспечении информационной грамотности и, как следствие, - безопасности детей невозможно без привлечения родителей. Часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается их ребенок, находясь в сети Интернет. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательной организации, и тем более отдельного педагога. На родительских собраниях, лекториях, встречах со специалистами нужно знакомить их с видами существующих интернет угроз, рекомендациями по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей). Поэтому эффективное обеспечение безопасности детей при работе в сети Интернет является задачей, которую могут и должны решать вместе школа и семья, причем школа инициирует и организует это сотрудничество, просвещая родителей и обучая своих учеников. Цель данных рекомендаций – обеспечение методический поддержки педагогов, организующих и проводящих занятия по интернет безопасности детей путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в среде Интернет. Пояснительная записка 30 октября 2014 во всех школах страны состоялся первый Единый урок безопасности в сети Интернет. Инициатором проведения урока стала временная комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. Данные методические рекомендации ориентированы на продолжение этой образовательной акции в 2015 году. Материалы данных рекомендаций подготовлены в соответствии с категориями информационной продукции, которые зафиксированы Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: - первый раздел «Детям 6+», что соответствует обучающимся начальной школы (1 - 4 классы); - второй раздел «Подросткам 12+» - основная школа (5 - 7 и 8 - 9 классы); - третий раздел «Молодежь 16+» - старшая школа (10 - 11 классы). Цели подготовки методических рекомендаций: - оказать методическую помощь педагогам-практикам в организации и проведения урока, посвященного интернет безопасности детей; - помочь учителю в осмыслении роли интернета в современном образовании, обозначении проблемно-тематического поля и важнейших содержательных и сюжетных линий урока; - помочь педагогам в отборе и систематизации необходимой информации к уроку, добываемой из различных источников; - предложить школьным педагогам несколько вариантов проведения данного урока в соответствии с уровневой системой общего образования и возрастными особенностями детей в рамках того или иного уровня общего образования по соответствующим сюжетам; - предложить учителю интересные подходы к методической, содержательной и технологической составляющей урока. Цель проведения занятий - обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Задачи: 1) информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации; 2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно- телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания); 3) ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; 4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия); 5) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций: - учитель получит возможность подготовить и провести урок, выделяя в нём содержательные блоки в зависимости от возрастных и психологических особенностей школьников, используя современные методические и технологические подходы; - родители получают практические материалы, знакомство с которыми поможет им более грамотно организовать общение с детьми при обсуждении проблем, связанных с интернетом. Основной ожидаемый результат - в ходе уроков Интернет - безопасности обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно: - критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; - отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; - избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность; - распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях; - анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях. Методические рекомендации Формы работы с учащимися при проведении урока интернет безопасности могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были увлекательными и эффективными, способствовали формированию навыков информационной безопасности, соответствовали возрасту учеников. Первый раздел «Детям 6+» (начальная школа - 1 - 4 классы). В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся: - с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи; - как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет; - как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д. Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru, http://agakids.ru и детского браузера http://www.gogul.tv, а также познакомить с детскими социальными сетями: - http://cyberpapa.ru/, - http://interneshka.net/, - http://kinderonline.ru/detskiy_portal.html, - http://1dnevnik.ru/, - http://www.detkino.ru. Для отбора содержания урока могут быть использованы материалы сайта www.detionline.com (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет. Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов – урок-путешествие, урок-викторину, урок- соревнование, урок-игру, беседу. Полезные ссылки: 1)http://www.microsoft.com/eesti/haridus/veebivend/koomiksid/rus/loputon_ metsa.html – о правилах безопасного поведения в сети Интернет с элементами интерактива; 2) http://www.nachalka.com/node/948 - учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»; 3) http://content-filtering.ru/aboutus/ - информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет». В качестве примера приводим урок-сказку. Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет Источник: Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет». /Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В. - Тамбов, ИПКРО 2012.с. 35-37 В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайл-царевич- Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста– прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал еѐ царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет- паутина всѐ-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую- СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального.И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам, зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трѐхуровневого, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадѐшь – времени счѐт потеряешь, до второго уровня доберѐшься – от родных-близких отвернѐшься, а на третий пойдѐшь - имя своѐ забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту. Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей, разомкнувшихся Смайл - царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!» 1. Всегда помни своѐ Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)! 2. Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками, путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно! 3. Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…». 4 Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)! 5. Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные сервисы: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных 6. Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер! 7. Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет! Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречѐнному слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнѐт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные. |
Методические рекомендации по проведению социально-психологического... Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования... |
Рекомендации по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных... Рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания... |
||
Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях ... |
Методические рекомендации по подготовке и проведению отчетно-выборных... Татарстанская республиканская организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации |
||
Методические рекомендации по организации Всероссийского физкультурно-оздоровительного... Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (гто) в образовательных организациях Республики... |
Министерство образования и науки российской федерации письмо Федерации разработало Рекомендации по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций,... |
||
Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации... Методические рекомендации по практической оптимизации сети государственных (муниципальных) организаций, реализующих программы среднего... |
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты... Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам,... |
||
Методические рекомендации по проведению сертификации ворот для футбола,... Настоящие Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации... |
Методические указания по организации и проведению практики омск, 2013 Методические рекомендации для обучающихся по организации и проведению учебной и производственных практик |
||
Рекомендации для проведения тематических учебных занятий в образовательных... Российской Федерации двух новых субъектов –Республики Крым и города федерального значения Севастополь и началом интеграционных процессов... |
Рекомендации для проведения тематических учебных занятий в образовательных... Российской Федерации двух новых субъектов –Республики Крым и города федерального значения Севастополь и началом интеграционных процессов... |
||
Методические рекомендации об особенностях преподавания информатики... В 2017/2018 учебном году преподавание информатики в общеобразовательных организациях Республики Крым будет осуществляться |
Методические рекомендации по проведению контроля (надзора) на территории... По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихииных бедствий |
||
Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного... |
Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного... |
Поиск |