Скачать 0.81 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Пояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Актуальность программы обусловлена сложившимся рядом противоречий между: - требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением ДОУ конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO - конструкторов; - необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения; - возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников. Выявленные противоречия указывают на необходимость создания современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающих формирование ситуации успеха через применение технологии LEGO - конструирования в организации образовательных областей дошкольного образования, создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии LEGO - конструирования в образовательном процессе ДОУ, создания благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования. Цель программы дополнительного образования – формирование потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающих создание ситуации успеха через применение технологии LEGO - конструирования в организации образовательных областей дошкольного образования, создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии LEGO - конструирования в образовательном процессе ДОУ с соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования. В соответствии с целью нами сформулированы следующие задачи программы:
Программа дополнительного образования «Инженерная галактика» включает: - пояснительную записку с указанием актуальности, проблемы, целей, задач, принципов, методов и приемов; - содержание образования детей, календарно-тематическое планирование с указанием тем, содержания занятий и количества часов; - методическое обеспечение программы включает конспекты занятий, картотеку игр, диагностический инструментарий выявления уровня умственного и творческого развития, развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений. Принципы построения программы.
Методы и приемы.
Программа дополнительного образования «Инженерная галактика» построена концентрическим способом, что позволяет проходить путь «от простого к сложному», возвращаться к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Содержание программы дополнительного образования учитывает особенности психического развития дошкольников, а именно: 1) возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Е.О. Смирнова, И.Ю. Кулагина), 2) формирование произвольного поведения (А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), 3) развитие самосознания (Р.Бернс, Л.Ф. Обухова, Г.А. Урунтаева), 4) формирование внеситуативно-личностной формы общения ( Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева), 5) становление познавательной деятельности (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.В. Нижегородцева). А также психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. Новизна программы дополнительного образования по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающих создание ситуации успеха через применение технологии LEGO - конструирования в организации образовательных областей дошкольного образования, создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии LEGO - конструирования в образовательном процессе ДОУ с соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Отличительной особенностью программы дополнительного образования является то, что ее реализация может проходить в нескольких направлениях с использованием различных форм и технологий и материалов: 1 направление: В рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОУ предполагается реализация ООД с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 7 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование», на основе методических разработок М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС». LEGO- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. 2 направление: – реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO- WеDо в рамках дополнительной образовательной программы кружка технической направленности « Страна LEGO ». Состав групп: 8-10 чел. Формирование группы происходит по желанию воспитанников и является стабильным. Возрастная категория: с 5 до 7 лет. Содержание образовательной деятельности раскрыто в рабочей программе «Страна LEGO», предполагающей 2 ступени обучения: 1 ступень - «Новичок» для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO- WеDо. Организация образовательной деятельности, на данном этапе, выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми; 2 ступень - «Робо-техник» (возрастная категория: с 6 до 7 лет) предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов: LEGO- WeDO, ROBO-KIDS; Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству. 3 направление - предполагает активное обучение педагогов LEGO -технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д. А также открытие LEGO - центра. LEGO – центр – это учебное помещение детского сада, оснащенное образовательными робототехническими конструкторами для сборки робота маленькими детьми без навыков компьютерного программирования (чтобы оживить робота, используются специальные карты, с помощью которых осуществляется программирование робота). Зонирование кабинета предполагает: Первая часть – для педагога-организатора, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол для педагога. Во второй части (по периметру кабинета) размещены стеллажи для контейнеров с конструктором. В третьей части (центр кабинета) – для проведения совместной деятельности с детьми и родителями. Интерактивная доска и компьютер, для демонстрации видео материала, технологического процесса, освоения основ программирования. |
Пояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные,... Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, обучающихся по Программе |
Пояснительная записка Уже в школе дети должны получить возможность... Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы... |
||
Программа дополнительного образования. Кружок «Мозаика эрудитов» Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы... |
Рабочая программа кружка технической направленности «Лего конструирование»... Актуальность. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные... |
||
Пояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные,... Ческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных... |
Учебно-Тематическое планирование старшая группа Учебно-Тематическое... Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы... |
||
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое... Сегодня обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные... |
Пояснительная записка стр. 3 Учебный план стр. 7 Учебно-тематическое планированиестр. 8 Не имея жизненного опыта и нравственных ориентиров, им трудно найти себя, самоутвердиться и, в конечном итоге, приносить пользу обществу,... |
||
Пояснительная записка в число задач современного образования входит... В связи с этим программа игровой психотерапии «Музыка, творчество, здоровье» имеет социально – педагогическую направленность |
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4 Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26 |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии» Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения |
||
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы» Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение |
Рабочая программа учебного курса технология в 5 класcа Пояснительная записка В связи с развитием социально-экономических отношений в России большое значение приобрело новое качество общего образования |
||
Пояснительная записка к программе Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает, в конечном счете, решение социально... |
Пояснительная записка анализ положения Иркутской агломерации в структуре... Янием внешних и внутренних объективных социально-экономических процессов в регионе сформирована Иркутская агломерация площадью 2... |
Поиск |