Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования»




Скачать 150.37 Kb.
Название Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования»
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА №5»
Утверждена

Педагогическим советом ЦДТТ №5

Протокол № 29 от «30» мая 2012г.

Директор МАОУ ДОД «ЦДТТ №5»

_______________ Хазиева М.Р.
Программа

дополнительного образования детей

по направлению техническое творчество

«Школа моделирования»

Возраст детей: 11-14лет.

Срок реализации: 3 года.

Авторы:

М.Р. Хазиева - директор ЦДТТ №5

Р.М. Гиниятова - заведующий

инструктивно-методического отдела

г. Набережные Челны

2012г.

Пояснительная записка.

Современное общество предъявляет особые требования к социальным компетенциям профессиональной подготовки, уровню развития человека. Сегодня обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом и конструктивностью.

В условиях интенсивно развивающегося технического прогресса и назревающих экологических проблем, на первый план выходит задача воспитания личности, имеющей широкий кругозор в области основных видов современных технических систем и тенденций их развития.

Осознание данной ситуации привело к необходимости разработки Городской программы дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Детская инженерная академия».

Цель городской программы:

-создание условий для формирования непрерывной системы воспитания и профессиональной ориентации школьников в сфере науки, техники и технологий;

-содействие решению проблемы нехватки инженерных кадров.

Задачи:

-разработка модернизированных образовательных программ «Школа моделирования» и «Академия моделирования»;

-создание материально-технической и учебно-информационной базы;

-привлечение, подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогического состава;

-создание, комплексное развитие и системное обеспечение сети площадок, реализующих программы «Школа моделирования», «Академия моделирования».

Программа «Школа моделирования» является первым этапом реализации городской программы «Детская инженерная академия», рассчитана на три года и состоит из четырех основных учебных модулей: основы конструирования и моделирования, судомоделирование, авиамоделирование, и автомоделирование. Главная задача реализации программы - дать учащимся возможность приобрести знания, умения и навыки: ручной и механической обработки материалов для изготовления деталей; изучить технологический процесс сборки, испытания и доработки моделей; работая над творческим проектом, применять научные знания.

Новизна программы «Школа моделирования» состоит в том, что она предусматривает научно-технический подход в организации учебного процесса. Выполнение разнообразных творческих заданий по техническому творчеству сопровождается теоретическим материалом выше базового уровня из области физики, технологии, информатики, черчения. Также предложена система для развития опыта творческой деятельности учащихся школ с целью ориентации их на технические специальности.
Цель программы:

-создание условий для формирования творчески развитой и конкурентоспособной личности школьника, способной успешно социализировать в современном обществе;

-ориентация учащихся школ на выбор технической специальности.

Задачи:

Обучающие:

- закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных на уроках математики, физики, технологии, черчения, информатики;

- создание условий для формирования устойчивых конструкторско- технологических знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся;

- знакомство школьников с основами теории решения изобретательских задач.

Развивающие:

- раскрыть творческий потенциал школьника посредством побужения к самостоятельной творческой активности;

- развить конструкторские способности, фантазию, изобретательность и потребность в творческой деятельности, навыки самостоятельного моделирования и конструирования;

- способствовать развитию изобретательности и устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности;

- способствовать развитию интереса обучающегося к различным областям моделирования и техническому циклу наук в целом.

Воспитательные:

- способствовать формированию активной жизненной позиции и положительного отношения к творческому труду, который является результатом всех достоинств человека;

- воспитание умения трудиться в коллективе и для коллектива;

- способствовать формированию чувства любви к родному краю, городу, бережное отношение к природе.

Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества учащихся и педагога. При этом реализуются различные методы организации учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, метод проектов, воспитания и контроля). На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них.

На начальном этапе реализации программы формируются три основные группы умений: политехнические (измерительные, вычислительные, графические, технологические), общетрудовые умения (организаторские, конструкторские, диагностические), специальные трудовые умения (обработка различных материалов, изготовление деталей и узлов, покраска и сборка модели, регулировка модели и др.).

Это связано с тем, что произвольное внимание школьников ещё недостаточно развито для выполнения достаточно сложной деятельности в техническом моделировании, поэтому основная идея программы заключается в приобщении учащихся к такому виду деятельности через обучение простейшим элементам конструирования.

Простейшие технические конструкции, доступные опыту детей выполняются из бумаги, картона, пенопласта, древесины, металла в такой последовательности: сначала изготавливаются плоские детали. Затем по замыслу конструкции в процессе сборки детали объединяются в объёмные формы. Благодаря этому педагог имеет возможность управлять вниманием детей, направляя их деятельность на достижение практического результата через последовательное выполнение составных частей изделия.

Этот принцип используется на школьных уроках труда, где дети учатся конструировать простейшие изделия. Программа «Школа моделирования» предусматривает внедрение достаточно сложных технологий конструирования. При этом основным средством привлечения внимания детей к целенаправленной деятельности становится мастерская, где оборудованы рабочие места, организована поставка и складирование материалов и постоянно действует, усложняется и совершенствуется выставка моделей, которые играют роль наглядных пособий и формируют положительную мотивацию деятельности.

Программа может быть реализована с высоким результатом качества только при наличии материальных условий и систематической организационной работы со стороны педагога по конкретным потребностям группы для обеспечения занятия. Помещение для проведения занятий должно отвечать действующим санитарным нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. Необходимо иметь:

- достаточное количество мебели (рабочие столы, слесарные верстаки, стеллажи для моделей, шкафы и стеллажи для материалов, чертежей, литературы)

-аудио, видио, компьютерное оборудование;

-станочное и технологическое оборудование, инструменты и приспособления;

-дидактический материал;

-расходные материалы.

Сама детская деятельность в конструировании, это модель, иллюстрация производственного процесса, участвуя в котором, дети убеждаются на собственном опыте, что любой материальный предмет можно сделать своими руками и это возможно только при наличии необходимых материальных условий и умения владеть способом производства этого предмета. С первых месяцев занятий дети выходят на высокий уровень сложности в конструировании: сложные по своему составу модели (10 – 40 деталей), широкий ассортимент различных материалов (картон, гофрокартон, пенопласт, пластмасса, дерево, металл) инструменты, приспособления, станки (чертёжные инструменты и приспособления,карандаши, линейки, скрепки, проколки, фломастеры, циркуль, ножи, молоток, напильник, ножовка по металлу, шило, плоскогубцы, чертилка, терморезак, заточный и сверлильный станки и др.). Опыт работы показал, что в течение учебного года каждый учащийся выполняет в среднем 10 моделей.

Воспитанникам дается возможность вносить рацпредложения и защищать их на научно-технических конференциях, городских и республиканских выставках, соревнованиях и других мероприятиях различного уровня.

Программа «Школа моделирования» предусматривает организацию и проведение занятия по 2 академических часа 2 раза в неделю первый год обучения, второй год обучения, 2 академических часа 3 раза в неделю, третий год обучения по 3 академических часа 2 раза в неделю на протяжении всего учебного года (144 ч. первый год обучения, по 216 часов второй и третий год обучения).

Предназначена для мальчиков от 11-14 лет.

Количество обучающихся в группе:

I год обучения – 15 человек;

II год обучения – 15 человек;

III год обучения – 15 человек.

Программа «Школа моделирования» построена с учетом ЗУН, приобретаемых учащимися на уроках по обязательному образовательному уровню и обеспечивает оптимальную нагрузку на обучающегося с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

Содержание программы предусматривает использование различных форм организации работы на занятии: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах; учитываются возрастные и психофизиологические особенности учащихся. Сочетание практической работы с необходимыми познавательными сведениями - основная методическая задача, которую должен решить педагог.

Гибкость программы позволяет варьировать подачу материала исходя из уровня подготовленности обучающихся и предусматривает возможность внесения изменений в связи с условиями работы объединения, а также интересами учащихся. Изменениям может подвергаться перечень объектов моделирования, однако ключевые знания, умения, навыки, приемы сильного мышления, законы и инструментарий ТРИЗ относятся к обязательным элементам программы.

Программа имеет реальные возможности и для ознакомления детей с различными профессиями во время занятий, организации экскурсий, встреч с родителями и представителями различных профессий, связанные с техникой, что дает возможность осознанного подхода к выбору профессии в будущем.

Опыт конструирования, приобретаемый детьми в процессе занятий, позволяет им расширить технический и технологический кругозор и закладывает основы профориентации.

По окончании освоения начального этапа обучения учащиеся будут:

Знать:

-основные вехи развития авиа, судо, автомобиле строения;

-основы терминологии в необходимом объеме;

-основы моделирования и конструирования;

-классификацию моделей;

-правила проведения соревнований;

-названия и предназначение основных столярных и слесарных инструментов;

-названия, свойства и область применения используемых в моделировании материалов;

-правила безопасной работы с известными инструментами и материалами.

Уметь:

-работать с основными столярными и слесарными инструментами;

-использовать и обрабатывать простейшие материалы, применяемые в моделировании;

-работать с шаблонами и простейшими чертежами;

-различать модели по классам;

-выступать на соревнованиях, конкурсах, выставках;

-анализировать результаты своей деятельности и деятельности других учащихся;

-соблюдать правила техники безопасной работы с известными инструментами и материалами.

Диагностика результатов реализации программы проводится через мониторинг результатов участия школьников в городских мероприятиях, организованных «Центром детского технического творчества №5»:

-«Мир техники вокруг нас»;

-«Увлекательный мир авиации»;

-«Семь футов под килем»;

-«Волшебный мир автомобиля»;

-научно-техническая выставка «Рационализатор»

-научно-техническая конференция «От идеи до воплощения».

Учебно-тематический план занятий I года обучения.




Тема

Всего часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Профориентация

4

2

2

3

Первоначальные конструкторско – технологические понятия. Составление простейших эскизов, чертежей, рисунков.


8

2

6

4

Основные материалы, инструменты и приспособления для конструирования. Обработка различных материалов различными инструментами ( на примере режущих инструментов). Выбор конструкционных материалов для изготовления моделей. Технологический процесс изготовления моделей.

8

2

6

5

Основные материалы, инструменты и приспособления для конструирования. Деревообработка. Технология изготовления изделий из дерева на примере разделочной доски, солонки, подсвечника, лопатки.

14

2

12

6

Основные материалы, инструменты и приспособления для конструирования. Металлообработка. Технология изготовления деталей. Изготовление модели 4-х колесной тележки

14

2

12

7

Конкурс «Мир техники вокруг нас»

2

1

1

8

Станочное и технологическое оборудование.

Устройство, классификация, типы, группы. Технология изготовления втулки с внутренним резьбовым отверстием, винта, фланца.

14

4

10

9

Моделирование и конструирование технических объектов. Использование возможностей станочного оборудования в авиамоделировании

16

4

12

9.1

История развития воздушного транспорта и авиамоделирования

2

1

1

9.2

Бумажные летающие модели.

2

0.5

1.5

9.3

Модели из пенопласта. Технология изготовления моделей самолетов МИГ и ЯК. Порядок сборки, отделка, испытания, регулировка.

4

0.5

3.5

9.5

Схематические модели. Технология изготовления фюзеляжа, хвостового оперения, крыла модели схематического планера «Пионер». Сборка, регулировка, запуск.

8

1

7

10

Конкурс «Увлекательный мир авиации»


2

1

1

11

Моделирование и конструирование технических объектов. Судомоделирование.

10

3

7

11.1

История развития судостроения и судомоделирования

2

1

1

11.2

Технология изготовления корпуса, мачты, парусов

2

0.5

1.5

11.3

Технология изготовления плавающую картонную модели судна с «защитой».

2

0.5

1.5

11.4

Технология изготовления моделей с резиномотором.

2

0.5

1.5

11.5

Сборка, регулировка, запуск.

2

0.5

1.5

12

Конкурс «Семь футов под килем»


2

1

1

13

Моделирование и конструирование технических объектов. Автомоделирование. Технология изготовления контурной из фанеры модели автомобиля с резиномотором. Технология изготовления легкового автомобиля с микродвигателем.

18

4

14

13.1

История развития автомобильного транспорта и автомоделирования

2

1

1

13.2

Технология изготовления контурной модели автомобиля. Установка резиномотора

4

1

3

13.3

Технология изготовления кабины, кузова, рамы, колес и осей модели легкового автомобиля

8

1

7

13.4

Установка микродвигателя на модель. Сборка, регулировка, запуск.

4

1

3

14

Конкурс «Волшебный мир автомобиля»


2

1

1

15

Работа над проектом.

20

4

16

15.1

Что такое проект. Алгоритм работы над проектом.

2

1

1

15.2

Проектирование, переконструирование действующей модели грузового самосвала КамАЗ.

2

1

1

15.3

Составление простейшего эскиза моделей КамАЗ

2

0.5

1.5

15.4

Изготовление кабины, кузова, лонжеронной рамы, колес и осей модели

8

0.5

7.5

15.5

Сборка шасси

2

0.5

1.5

15.6

Монтаж, испытание, регулировка двигателя на моделях

2

0.5

1.5

15.7

Пробные и тренировочные запуски моделей.

2




2

16

Научно-техническая выставка «Рационализатор», научно-техническая конференция «От идеи до воплощения»


4

2

2

17

Экскурсии

2

1

1

18

Заключительное занятие. Сбор, изучение и обработка информации

2

1

1




Итого:

144

38

106


Список литературы:

  1. Инструкция по технике безопасности.

  2. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования.

  4. Краткий психологический словарь. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский.

  5. Элементы практической психологии. Р. М. Грановская. Ленинград. Издательство ленинградского университета. 1988 г.

  6. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1989.

  7. Драгунов Г.Б. Автомодельный кружок. М.: ДОСААФ СССР, 1988

  8. Замотин О.Е. Твори, выдумывай, пробуй. М.: Просвещение, 1986

Модельные двигатели. Пособие для руководителей технических кружков. М.: Просвещение, 1973

  1. Саматов Ю.П., Кандраков И.М. Модель эволюции технических систем. Красноярск,1986

  2. Сборники. Учителям о ТРИЗ. Выпуск 1, 2, 3. СПб Центр внедрения педагогического опыта, 1997 – 1999

  3. Техническое моделирование и конструирование. Под редакцией Колотилова В.В. М.: Просвещение, 1983

  4. Циганкова Э.Г. У истоков дизайна. М.: Наука, 1977

  5. Алексеев Ю.Г. Люди и автомобили М.: Патриот. 1990

  6. Журналы: «Левша», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Икс пилот».

  7. КАМАЗ – 25. Юбилейный альбом

  8. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М.: Просвещение. 1985

  9. Техническое конструирование и моделирование. М.: Просвещение. 1983.

  10. Цыбин В.С., Галашин В.А. Легковые автомобили. Учебное пособие для учащихся 7-10 классов средней школы. М.: Просвещение. 1993

  11. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. Книга для учащихся 5-8 классов. М.: Просвещение. 1990

  12. Песоцкий А. Н., Лесопильно-строгальное производство, М. — Л., 1958;

  13. Афанасьев П. С., Конструкции деревообрабатывающих станков, 3 изд., т. 1, М., 1960;





Похожие:

Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа дополнительного образования детей по виду спорта «парусный спорт»
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа дополнительного образования детей по виду...
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Семикаракорская детско-юношеская спортивная...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Автомотолюбители»
Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Доклад о результатах деятельности муниципального бюджетного образовательного...
Астрахани «Центр дополнительного образования детей №2» за 2013-2014 учебный год Вакуленко, в котором содержится информация о том,...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа детского объединения «Тестопластика»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» г о г....
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «юные туристы-спасатели»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни»
...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Информация по проверке эффективности деятельности в 2011-2012 годах...
Казани в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №5»
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного...
Настоящая Образовательная Программа составлена в соответствии с основополагающими актами Российской Федерации
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа по гребле на байдарках и каноэ утверждено
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Техническое задание на поставку спортивного товара
Для муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей городского округа Заречный «Детско-юношеская...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Образовательная программа дополнительного образования детей занятия...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н. А. Тимофеева»
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Программа по мини-футболу спортивно-оздоровительной группы-1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Иркутская область администрация иркутское районное муниципальное образование
«Пивоваровская средняя общеобразовательная школа», «Ширяевская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное образовательное...
Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» icon Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск