Скачать 150.37 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА №5» Утверждена Педагогическим советом ЦДТТ №5 Протокол № 29 от «30» мая 2012г. Директор МАОУ ДОД «ЦДТТ №5» _______________ Хазиева М.Р. Программа дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Школа моделирования» Возраст детей: 11-14лет. Срок реализации: 3 года. Авторы: М.Р. Хазиева - директор ЦДТТ №5 Р.М. Гиниятова - заведующий инструктивно-методического отдела г. Набережные Челны 2012г. Пояснительная записка. Современное общество предъявляет особые требования к социальным компетенциям профессиональной подготовки, уровню развития человека. Сегодня обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом и конструктивностью. В условиях интенсивно развивающегося технического прогресса и назревающих экологических проблем, на первый план выходит задача воспитания личности, имеющей широкий кругозор в области основных видов современных технических систем и тенденций их развития. Осознание данной ситуации привело к необходимости разработки Городской программы дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Детская инженерная академия». Цель городской программы: -создание условий для формирования непрерывной системы воспитания и профессиональной ориентации школьников в сфере науки, техники и технологий; -содействие решению проблемы нехватки инженерных кадров. Задачи: -разработка модернизированных образовательных программ «Школа моделирования» и «Академия моделирования»; -создание материально-технической и учебно-информационной базы; -привлечение, подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогического состава; -создание, комплексное развитие и системное обеспечение сети площадок, реализующих программы «Школа моделирования», «Академия моделирования». Программа «Школа моделирования» является первым этапом реализации городской программы «Детская инженерная академия», рассчитана на три года и состоит из четырех основных учебных модулей: основы конструирования и моделирования, судомоделирование, авиамоделирование, и автомоделирование. Главная задача реализации программы - дать учащимся возможность приобрести знания, умения и навыки: ручной и механической обработки материалов для изготовления деталей; изучить технологический процесс сборки, испытания и доработки моделей; работая над творческим проектом, применять научные знания. Новизна программы «Школа моделирования» состоит в том, что она предусматривает научно-технический подход в организации учебного процесса. Выполнение разнообразных творческих заданий по техническому творчеству сопровождается теоретическим материалом выше базового уровня из области физики, технологии, информатики, черчения. Также предложена система для развития опыта творческой деятельности учащихся школ с целью ориентации их на технические специальности. Цель программы: -создание условий для формирования творчески развитой и конкурентоспособной личности школьника, способной успешно социализировать в современном обществе; -ориентация учащихся школ на выбор технической специальности. Задачи: Обучающие: - закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных на уроках математики, физики, технологии, черчения, информатики; - создание условий для формирования устойчивых конструкторско- технологических знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся; - знакомство школьников с основами теории решения изобретательских задач. Развивающие: - раскрыть творческий потенциал школьника посредством побужения к самостоятельной творческой активности; - развить конструкторские способности, фантазию, изобретательность и потребность в творческой деятельности, навыки самостоятельного моделирования и конструирования; - способствовать развитию изобретательности и устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности; - способствовать развитию интереса обучающегося к различным областям моделирования и техническому циклу наук в целом. Воспитательные: - способствовать формированию активной жизненной позиции и положительного отношения к творческому труду, который является результатом всех достоинств человека; - воспитание умения трудиться в коллективе и для коллектива; - способствовать формированию чувства любви к родному краю, городу, бережное отношение к природе. Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества учащихся и педагога. При этом реализуются различные методы организации учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, метод проектов, воспитания и контроля). На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них. На начальном этапе реализации программы формируются три основные группы умений: политехнические (измерительные, вычислительные, графические, технологические), общетрудовые умения (организаторские, конструкторские, диагностические), специальные трудовые умения (обработка различных материалов, изготовление деталей и узлов, покраска и сборка модели, регулировка модели и др.). Это связано с тем, что произвольное внимание школьников ещё недостаточно развито для выполнения достаточно сложной деятельности в техническом моделировании, поэтому основная идея программы заключается в приобщении учащихся к такому виду деятельности через обучение простейшим элементам конструирования. Простейшие технические конструкции, доступные опыту детей выполняются из бумаги, картона, пенопласта, древесины, металла в такой последовательности: сначала изготавливаются плоские детали. Затем по замыслу конструкции в процессе сборки детали объединяются в объёмные формы. Благодаря этому педагог имеет возможность управлять вниманием детей, направляя их деятельность на достижение практического результата через последовательное выполнение составных частей изделия. Этот принцип используется на школьных уроках труда, где дети учатся конструировать простейшие изделия. Программа «Школа моделирования» предусматривает внедрение достаточно сложных технологий конструирования. При этом основным средством привлечения внимания детей к целенаправленной деятельности становится мастерская, где оборудованы рабочие места, организована поставка и складирование материалов и постоянно действует, усложняется и совершенствуется выставка моделей, которые играют роль наглядных пособий и формируют положительную мотивацию деятельности. Программа может быть реализована с высоким результатом качества только при наличии материальных условий и систематической организационной работы со стороны педагога по конкретным потребностям группы для обеспечения занятия. Помещение для проведения занятий должно отвечать действующим санитарным нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. Необходимо иметь: - достаточное количество мебели (рабочие столы, слесарные верстаки, стеллажи для моделей, шкафы и стеллажи для материалов, чертежей, литературы) -аудио, видио, компьютерное оборудование; -станочное и технологическое оборудование, инструменты и приспособления; -дидактический материал; -расходные материалы. Сама детская деятельность в конструировании, это модель, иллюстрация производственного процесса, участвуя в котором, дети убеждаются на собственном опыте, что любой материальный предмет можно сделать своими руками и это возможно только при наличии необходимых материальных условий и умения владеть способом производства этого предмета. С первых месяцев занятий дети выходят на высокий уровень сложности в конструировании: сложные по своему составу модели (10 – 40 деталей), широкий ассортимент различных материалов (картон, гофрокартон, пенопласт, пластмасса, дерево, металл) инструменты, приспособления, станки (чертёжные инструменты и приспособления,карандаши, линейки, скрепки, проколки, фломастеры, циркуль, ножи, молоток, напильник, ножовка по металлу, шило, плоскогубцы, чертилка, терморезак, заточный и сверлильный станки и др.). Опыт работы показал, что в течение учебного года каждый учащийся выполняет в среднем 10 моделей. Воспитанникам дается возможность вносить рацпредложения и защищать их на научно-технических конференциях, городских и республиканских выставках, соревнованиях и других мероприятиях различного уровня. Программа «Школа моделирования» предусматривает организацию и проведение занятия по 2 академических часа 2 раза в неделю первый год обучения, второй год обучения, 2 академических часа 3 раза в неделю, третий год обучения по 3 академических часа 2 раза в неделю на протяжении всего учебного года (144 ч. первый год обучения, по 216 часов второй и третий год обучения). Предназначена для мальчиков от 11-14 лет. Количество обучающихся в группе: I год обучения – 15 человек; II год обучения – 15 человек; III год обучения – 15 человек. Программа «Школа моделирования» построена с учетом ЗУН, приобретаемых учащимися на уроках по обязательному образовательному уровню и обеспечивает оптимальную нагрузку на обучающегося с целью защиты его от переутомления и дезадаптации. Содержание программы предусматривает использование различных форм организации работы на занятии: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах; учитываются возрастные и психофизиологические особенности учащихся. Сочетание практической работы с необходимыми познавательными сведениями - основная методическая задача, которую должен решить педагог. Гибкость программы позволяет варьировать подачу материала исходя из уровня подготовленности обучающихся и предусматривает возможность внесения изменений в связи с условиями работы объединения, а также интересами учащихся. Изменениям может подвергаться перечень объектов моделирования, однако ключевые знания, умения, навыки, приемы сильного мышления, законы и инструментарий ТРИЗ относятся к обязательным элементам программы. Программа имеет реальные возможности и для ознакомления детей с различными профессиями во время занятий, организации экскурсий, встреч с родителями и представителями различных профессий, связанные с техникой, что дает возможность осознанного подхода к выбору профессии в будущем. Опыт конструирования, приобретаемый детьми в процессе занятий, позволяет им расширить технический и технологический кругозор и закладывает основы профориентации. По окончании освоения начального этапа обучения учащиеся будут: Знать: -основные вехи развития авиа, судо, автомобиле строения; -основы терминологии в необходимом объеме; -основы моделирования и конструирования; -классификацию моделей; -правила проведения соревнований; -названия и предназначение основных столярных и слесарных инструментов; -названия, свойства и область применения используемых в моделировании материалов; -правила безопасной работы с известными инструментами и материалами. Уметь: -работать с основными столярными и слесарными инструментами; -использовать и обрабатывать простейшие материалы, применяемые в моделировании; -работать с шаблонами и простейшими чертежами; -различать модели по классам; -выступать на соревнованиях, конкурсах, выставках; -анализировать результаты своей деятельности и деятельности других учащихся; -соблюдать правила техники безопасной работы с известными инструментами и материалами. Диагностика результатов реализации программы проводится через мониторинг результатов участия школьников в городских мероприятиях, организованных «Центром детского технического творчества №5»: -«Мир техники вокруг нас»; -«Увлекательный мир авиации»; -«Семь футов под килем»; -«Волшебный мир автомобиля»; -научно-техническая выставка «Рационализатор» -научно-техническая конференция «От идеи до воплощения». Учебно-тематический план занятий I года обучения.
Список литературы:
Модельные двигатели. Пособие для руководителей технических кружков. М.: Просвещение, 1973
|
Образовательная программа дополнительного образования детей по виду спорта «парусный спорт» Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская... |
Образовательная программа дополнительного образования детей по виду... Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская... |
||
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Семикаракорская детско-юношеская спортивная... |
Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Автомотолюбители» Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования... |
||
Доклад о результатах деятельности муниципального бюджетного образовательного... Астрахани «Центр дополнительного образования детей №2» за 2013-2014 учебный год Вакуленко, в котором содержится информация о том,... |
Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» г о г.... |
||
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные туристы-спасатели» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни» ... |
||
Информация по проверке эффективности деятельности в 2011-2012 годах... Казани в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №5» |
Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного... Настоящая Образовательная Программа составлена в соответствии с основополагающими актами Российской Федерации |
||
Образовательная программа по гребле на байдарках и каноэ утверждено Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского... |
Техническое задание на поставку спортивного товара Для муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей городского округа Заречный «Детско-юношеская... |
||
Образовательная программа дополнительного образования детей занятия... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н. А. Тимофеева» |
Программа по мини-футболу спортивно-оздоровительной группы-1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная... |
||
Иркутская область администрация иркутское районное муниципальное образование «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа», «Ширяевская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное образовательное... |
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей... |
Поиск |