Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания»


Скачать 161.07 Kb.
Название Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания»
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет социологии


Программа дисциплины
Социально-исторический анализ экономического знания

для направления 521200 – “Социология”

(3-я ступень высшего профессионального образования)

Авторы: О.И. Кирчик, Г.Б. Юдин


Рекомендована секцией УМС
Социология

Председатель
Ледяев В.Г.
«_____» __________________ 201 г.


Одобрена на заседании кафедры
Экономической социологии

Зав. кафедрой
Радаев В.В.
«____»_____________________ 201 г

Утверждена УС факультета социологии
Ученый секретарь
Надеждина Е.В.
« ____» ___________________201 г.





Москва

Пояснительная записка
Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» предназначен для студентов 1 курса магистратуры и относится к числу дисциплин по выбору студентов.

Социальные исследования экономического знания являются относительно новой областью исследований, в последние годы активно развивающейся на пересечении нескольких дисциплин – социологии, антропологии, истории, философии и политической науки. Это пространство международного и междисциплинарного диалога возникло в качестве реакции на все возрастающую роль и вездесущность экономики и экономического знания в современных обществах. Главной целью данного курса является формирование критического взгляда на хозяйственные практики и на экономическую науку посредством анализа философско-антропологических предпосылок современной экономической теории, экспликации политической и этической перспективы хозяйственных феноменов и науки о хозяйстве.

В результате изучения данного курса студенты должны иметь представление о социально-историческом контексте возникновения и развития науки о хозяйстве, о взаимосвязи экономического знания и экономических практик, о месте “экономического” в современном обществе. Курс призван сформировать у студентов целостный взгляд экономического знания, не ограниченный дисциплинарными рамками, и обучить их использовать разнообразный методологический и концептуальный аппарат для его исследования. По итогам курса студенты должны знать основные принципы распространения экономического знания, уметь определять роль экономического знания в структурировании социальных феноменов, оценивать возможные последствия его экспансии.

Курс состоит из лекций и семинаров. Семинары предполагают две основных формы работы: во-первых, обсуждение ключевых текстов на основании докладов студентов; во-вторых – разбор кейсов, предлагаемых самими студентами. Поскольку курс нацелен на формирование у магистрантов исследовательских компетенций, подготовка реферата является ключевой формой работы по данному курсу. Каждый студент должен подготовить по итогам курса реферат – кейс, в котором анализируется конкретный пример технологии, основанной на экономическом знании, и её влияние на хозяйственную практику и политику. В ходе курса предложенные студентами кейсы обсуждаются в аудитории и корректируются с целью довести их к окончанию курса до небольшого законченного исследования. Данная методика позволяет сопрягать учебную и исследовательскую работу студентов.
Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социально-исторический анализ экономического знания» являются:

- Знакомство студентов с историей формирования и антропологическими предпосылками либеральной и неолиберальной и политики;

- Рассмотрение основных этапов формирования экономической науки, социально-историческим контекстом её возникновения и развития, её связью с экономическими практиками и социальной политикой

- Изучение основных теоретических подходов к анализу отношений между экономической жизнью, знанием и культурой;

- Предоставление аналитических инструментов для анализа современных проблем, включая глобальный экономический кризис, либеральную глобализацию и экономизацию социальных отношений.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные предпосылки и этапы развития экономической науки в их связи с распространением экономического знания;

  • Понимать основные принципы распространения экономического знания;

  • Уметь определять роль экономического знания в структурировании социальных феноменов;

  • Оценивать возможные последствия его экспансии.



Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к специальным дисциплинам магистерской программы и является факультативной дисциплиной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Социология науки», «Экономическая социология», а также предполагает знакомство хотя бы с одной из следующих дисциплин: «Общая социология», «Экономическая теория», «Политическая философия».

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • иметь общее представление об истории Нового времени

  • иметь общее представление об истории естествознания и гуманитарной науки;

  • обладать общими навыками разработки и проведения эмпирического социально-исторического исследования;

  • знать основные принципы и подходы к социологическому и историческому анализу знания;

  • владеть минимум одним иностранным языком на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы.


Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Экономика и экономическое знание. Основные понятия

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

27

2

2

23

2

Реконструкция экономической мысли-1: К. Поланьи

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

27

2

2

23

3

Реконструкция экономической мысли-2: М. Фуко

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

27

2

2

23

4

Математизация как проблема: спор о методе наук об обществе

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

27

2

2

23

5

Проблема homo oeconomicus в антропологии

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

27

2

2

23

6

Экономическая наука и хозяйственная идеология

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

27

2

2

23

7

Перформативность экономической науки

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

27

2

2

23

8

Экономика как технология управления

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

27

2

2

23




ВСЕГО




216

16

16

184


Формы оценивания

Основные формы активности по курсу: работа на семинарах (20% в структуре итоговой оценки), эссе (40%) и экзамен (40%).

Подготовка эссе строится вокруг выбранного студентом кейса – конкретной ситуации распространения экономического знания, подлежащей анализу. При подготовке эссе студент должен освоить основную литературу по данной теме, освоить теоретические источники, выделить основные понятия, необходимые для анализа кейса, сформулировать методологию, по которой проводится эмпирическое наблюдение. В рамках эмпирического наблюдения студент должен продемонстрировать базовые навыки использования социологических методов сбора и анализа информации. По итогам анализа студент должен дать объяснение распространению выбранной формы экономического знания и оценить его последствия.

Эссе оценивается из 10 баллов.
Итоговая зачётная работа предполагает ответы на два письменных вопроса. В рамках зачётной работы студент должен обнаружить знание основных понятий, с помощью которых можно исследовать экономическое знание, основные закономерности распространения этого знания; продемонстрировать знакомство с литературой и способность к критической оценке распространения экономического знания и альтернативных теорий, объясняющих соответствующие феномены.

Студенту предлагается четыре вопроса, из которых он должен выбрать для ответа два вопроса. Ответ на каждый вопрос оценивается из 5 баллов; баллы складываются, и работа оценивается из 10 баллов.
Содержание дисциплины

1. Экономика и экономическое знание. Основные понятия
Представления об экономике в древнегреческой философии. Роль хозяйства в жизни граждан греческого полиса. Генезис знания об управлении хозяйством. Аристотель и современная экономическая теория. Спор между примитивистами и модернистами в исторической науке.

Хозяйство как сфера: гетерономия и автономия хозяйства. Основные принципы управления хозяйством. Экономика и хрематистика. Эволюция представлений о потребностях.

Экономическое знание и экономическая наука (Й. Шумпетер). Формы экономического знания.

Основные подходы к анализу экономической науки: от истории экономики к социологии научного знания и социологии профессий.
Основная литература:

Аристотель. Политика. 1256a-1260b28 (Аристотель. Политика // Сочинения. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 387-402.) [английский перевод: Aristotle. Politics / Tr. by B. Jowett. IndoEuropeanPublishing.com, 2009 URL: http://classics.mit.edu/Aristotle/politics.1.one.html].

Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки: экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 9-51. См. также: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 99-137.
Дополнительная литература:

Аристотель. Никомахова этика. 1129а-1138b (Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 145-171.)

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. М.: Ладомир, 2003. С.220-237.

Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2001. Ч. I, гл. 4; Ч. II, гл. 1.

Austin M., Vidal-Naquet P. Economic and social history of Ancient Greece: An introduction. Berkeley: University of California Press, 1977. P. 3-35.

Barth F. Economic spheres in Darfur // Themes in economic anthropology / Ed. by R. Firth. London: Routledge, 2004 [1967]. P. 149-174.

Cartledge P. The Greeks and anthropology // Anthropology Today. 1994. Vol. 10, No. 3. P. 3-6.

Coats A.W. The sociology of economics. Sections 6,7 // The Sociology and Professionalization of Economics. London; New York: Routledge, 1993.

Finley M. Aristotle and economic analysis // Past & Present. 1970. No. 47. P. 3-25.

Lowry S.T. Recent literature on Ancient Greek economic thought // Journal of Economic Literature. 1979. Vol. 17, No. 1. P. 65-86.

Lowry S.T. The economic and jurisprudential ideas of the Ancient Greeks: Our heritage form Hellenic thought // Ancient and medieval economic ideas and concepts of social justice. Leiden: Brill, 1998. P. 11-38.

McCloskey D. Thick and Thin Methodologies in the History of Economic Thought // The Popperian Legacy in Economics. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1988. P. 245-257.

Meikle S. Aristotle’s economic thought. New York: Oxford University Press, 1995.

Morris I. Gift and commodity in Ancient Greece // Man. New series. 1986. Vol. 21, No. 1. P. 1-17.

Pack S. Aristotle and modern economic theory // Foundations of Science. 2008. Vol. 13. P. 265-280.

Will E. Trois quarts de siècle de recherches sur l'économie grecque antique // Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. 1954. Vol. 9, № 1. P. 7 – 22.
2. Реконструкция экономической мысли-1: К. Поланьи
Социально-исторический контекст возникновения политической экономии. Рождение социальной политики и открытие общества. Понятие «укоренённости». Политика laissez-faire и роль государства.

Пионеры экономической мысли: А. Смит, И. Бентам, Р. Оуэн. Связь науки, практики и политики в XVII-XIX вв.

Рыночное мышление и экономический детерминизм. «Двойное движение» и «самозащита» общества. Тоталитаризм XX в. и его причины.
Основная литература:

Polanyi K. The great transformation: The political and economic origins of our time. Boston: Beacon Press, 1957. Р. 64-94.
Дополнительная литература:

Годелье М. Загадка дара. М.: Восточная литература, 2007. Гл. 1.

Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Западная эко-номическая социология: Хрестоматия современной классики / Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2004. С. 82-104. См. также: Экономическая социология. 2002. Том 3, № 2. С. 62-73. См. также: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Р. Нуреева. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 55-90.

Block F. Karl Polanyi and the writing of ‘The Great Transformation’ // Theory and Society. 2003. Vol. 32, No. 3. P. 275-306.

Block F. Polanyi’s double movement and the reconstruction of critical theory // Interventions économiques. 2008. Vol. 38, No.2.

Cook S. The obsolete "anti-market" mentality: A critique of the substantive approach to economic anthropology // American Anthropologist, New Series, 1966. Vol. 68, No. 2, Part 1. P. 323-345.

Evans P. Is an alternative globalization possible? // Politics & Society. 2008. Vol. 36, No. 2. P. 271-305.

Gemici K. Karl Polanyi and the antinomies of embeddedness // Socio-Economic Review. 2008. Vol. 6, No. 1. P. 5-33.

Godbout J.T., Caillé A. The world of the gift. McGill-Queen's University Press, 2001. P. 23-100.

Godelier M. The mental and the material. Thetford: Verso, 1986.

Krippner G. The Elusive Market: Embeddedness and the Paradigm of Economic Sociology // Theory and Society. 2001. Vol. 30, No. 6.

Krippner G., Alvarez A. Embeddedness and the intellectual projects of economics sociology // Annual Review of Sociology. 2007. Vol. 33. P. 219-240.

Polanyi K. Our obsolete market mentality // Commentary. 1947. Vol. 3. P. 109-117.
3. Реконструкция экономической мысли-2: М. Фуко
Власть, знание и практика в философии Фуко. Режимы управления в XVII-XIX вв. Raison d’État и полицейское государство. Трансформация gouvernementalité. Истина, эпистема и экономическое знание. Проблема государства. Паноптическая объективность и дисциплина. Биополитика. Человек как самопредприниматель.
Основная литература:

Фуко М. Рождение биополитики. СПб: Наука, 2010. Гл. 1-3.
Дополнительная литература:

Горц А. Нематериальное: Знание, стоимость и капитал. М.: Издательский дом ВШЭ, 2010.

Фуко М. Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem, 1997.

Фуко М. Нужно защищать общество. СПб.: Наука, 2005.

Foucault M. Security, territory, population. New York: Palgrave Macmillan, 2007.

Foucault M. The Chomsky-Foucault debate on human nature. New York, London: The New Press, 2006.

Guala F. Michel Foucault on Neoliberal Governmentality. Economics and Philosophy . 2006. 22: 429-439.

Lemke T. The birth of bio-politics: Michael Foucault’s lectures at the College de France on neo-liberal governmentality // Economy and Society. 2001. Vol. 30, № 2. P. 190-207.

Read J. A Genealogy of Homo Economicus: Neoliberalism and the Production of Subjectivity // Foucault Studies. 2009. No 6, pp. 25-36.

Steiner P. Foucault, Weber and the history of the economic subject // European Journal of History of Economic Thought. 2008. 15:3 503–527.
4. Математизация как проблема: спор о методе наук об обществе.
Спор о методе на рубеже XIX и XX веков: историческая школа (институционализм) versus маржинализм (неоклассика). Физическая метафора в экономике (экономика как социальная физика). Математизация дисциплины и аксиоматизация теории общего равновесия. Критика экономического “мейнстрима” с позиций социально-исторических исследований науки и философии науки.
Основная литература:

Weintraub E.R. How economics became a mathematical science. Duke University Press, 2002. P. 9-40.
Дополнительная литература:

Blaug M. The formalist revolution of the 1950s. In: A companion to the history of economic thought. (Samuels W.J. als. eds.). Blackwell Publishing, 2003.

Breslau D. and Y. Yonay. Beyond Metaphor: Mathematical Models in Economics as Empirical Research // Science in Context. 1999. N 12. P. 317-332.

Hodgson G. How economics forgot history: The problem of historical specificity in social science. London, New York: Routledge, 2001.

Mirowski P. The effortless economy of science? Duke University Press, 2004. P. 1-50.

Yonay Y. The struggle over the soul of economics: institutionalist and neoclassical economists in America between the wars. Princeton University Press, 1998. P. 77-114.
5. Проблема homo oeconomicus в антропологии
“Человек экономический” как междисциплинарное понятие. Эволюция модели человека в экономической науке.

Формализм и субстантивизм. Проблема дара в экономической антропологии. Критика модели homo oeconomicus в экономической социологии.

Экономизация и трансформация человека.
Основная литература:

Лаваль К. Человек экономический: Эссе о происхождении неолиберализма. М.: Новое Литературное Обозрение, 2010. С. 84-164.
Дополнительная литература:

Автономов В. Модель человека в экономической науке. СПб.: «Экономическая школа», 1998.

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укоренённости // Экономическая социология. 2002. Том 3, № 3. С. 44-58.

Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, РАН, 1996. С. 83-222.

Çalişkan K., Callon M. Economization // Economy and Society. 2009. Vol. 38, No. 3. P. 269-298. 2010. Vol. 39, No. 1. P. 1-32.

Dalton G. Theoretical issues in economic anthropology // Current Anthropology. 1969. Vol. 10, No. 1. P. 63-102.

Gouldner A. The norm of reciprocity: a preliminary statement // American Sociological Review. 1960. Vol. 25, No. 2. P. 161-178.

Hahn C. The gift and reciprocity: perspectives from economic anthropology // Handbook of the Economics of Giving, Altruism and Reciprocity. Amsterdam: Elsevier, 2006. Vol. 1. P. 207-223.

Hirschman A.O. The passions and the interests: political arguments for capitalism before its triumph. Princeton University Press, 1977.
6. Экономическая наука и хозяйственная идеология
Роль современного государства в институционализации экономической науки; присутствие экономистов в государственных структурах и их роль в определении политики. Национальные стили в экономике и политическая культура. Экономическая наука в России и СССР.

Основные этапы развития неолиберализма: коллоквиум Уолтера Липпмана, общество «Мон-Пелерин», ордолиберализм. Трансформация элит и неолиберализм в странах Латинской Америки и Восточной Европы. Критика неолиберализма как критика экономической науки.
Основная литература:

Fourcade M. Economists and Societies: Discipline and Profession in the United States, Britain, and France, 1890s to 1990s. New Jersey: Princeton University Press, 2009. Р. 1-60.

Mirowski P. Postface: Defining neoliberalism // Mirowski P., Plehwe D. (eds.) The road from Mont Pèlerin: The making of neoliberal thought collective. Cambridge, MA; London, 2009. P. 417-456.
Дополнительная литература:

Розанваллон П. Утопический капитализм. История идеи рынка. М.: Новое Литературное Обозрение, 2007. С. 24-108.

Фуко М. Рождение биополитики. СПб: Наука, 2010.

Цвайнерт Й. История экономической мысли в России 1805-1905. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

Biglaiser G. 2002. The Internationalization of Chicago’s Economics in Latin America // Economic Development and Cultural Change. Vol. 50, No. 2. P. 269-286.

Bockman J., Eyal G. Eastern Europe as a Laboratory for Economic Knowledge: The Transnational Roots of Neoliberalism // American Journal of Sociology. 2002. N 108 (2). P. 310-352.

Denord F. French neoliberalism and its divisions: From the colloque Walter Lippmann to the Fifth Republic // Mirowski P., Plehwe D. (eds.) The road from Mont Pèlerin: The making of neoliberal thought collective. Cambridge, MA; London, 2009. P. 45-68.

Fourcade-Gourinchas M. Politics, institutional structures, and the rise of economics: a comparative study // Theory and society. 2001. N 30. P. 397-447.

Furner M. O. and B. Supple. 1990. Ideas, institutions, and state in the United States and Britain: an introduction. In: The State and economic knowledge: the American and British experience. Cambridge; New York: Woodrow Wilson International Center for Scholars, Cambridge University Press.

Lazzarato M. Neoliberalism in action: Inequality, insecurity and the reconstitution of the social // Theory, Culture & Society. 2009. Vol. 26, No. 6. P. 109-133.

Plehwe D., Walpen B. Introduction // Neoliberal hegemony: a global critique / Ed. by D. Plehwe, B. Walpen, G. Neunhöffer. Oxford; New York: Routledge, 2006. P. 1-24.

Wagner P., Wittrock B. and R. Whitley. Discourses on society: the shaping of the social science disciplines. Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publishers. P. 3-22, 273-330.
7. Перформативность экономической науки
Понятие “перформативности” (Ч. Остин, прагматическая традиция, П. Бурдьё). Тезис о перформативности экономической науки. Методологические проблемы исследования перформативности. Теория инноваций: проблема соотношения между наукой и практикой.

Три типа перформативности экономического знания (Д. Маккензи). Каким образом экономическая теория “создает” рынки?

Экономическая наука как риторика (Д. Макклоски).
Основная литература:

MacKenzie D. Is economics performative? Option theory and the construction of derivatives markets // Journal of the History of Economic Thought. 2006. Vol. 28, No. 1. P. 29-55.
Дополнительная литература:

Гарсия М.-Ф. Социальное конструирование совершенного рынка: голландский аукцион в Фонтен-ан-Солонь // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 72-89.

Callon M., Muniesa F. Economic markets as calculative collective devices // Organization Studies. 2005. Vol. 26. No. 8. P. 1229-1250.

Callon M. Introduction // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. P. 1-57.

Espeland W., and M. Stevens. Commensuration as a Social Process // Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. P. 313–343.

Guala F. Paradigmatic Experiments: The Ultimatum Game from Testing to Measurement Device // Philosophy of Science. 2008. Vol. 75. P. 658-669.

MacKenzie D. and Y. Millo. Constructing a Market, Performing Theory: The Historical Sociology of a Financial Derivatives Exchange // American Journal of Sociology. 2003. Vol. 109. P. 107-145.

MacKenzie D., Munieasa F. and L. Siu. Introduction. In: Do economists make markets? On the Performativity of Economics. Princeton: Princeton University Press, 2007.

Mirowski P., Nik-Khah E. Markets Made Flesh: Callon, Performativity and a Problem in Science Studies, Augmented with Consideration of the FCC Auctions. In: MacKenzie et al. (eds.) Do Economists Make Markets? On the Performativity of Economics. Princeton: Princeton University Press, 2007.
8. Экономика как технология управления
Экономические дисциплины и экономические технологии. Маркетинг, реклама, менеджмент.

«Эффект Фуко». Экономическое знание в образовании (человеческий капитал, тестовые системы). Экономические технологии в социальной политике.

Социальные технологии перформативности: квантификация и соизмеримость; рынки как “коллективные калькулятивные устройства”. Экономика качеств. Рациональность на финансовых рынках.
Основная литература:

Каллон М., Меадель С., Рабехарисоа В. Экономика качеств // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т.11, № 4. С. 47-58.
Дополнительная литература:

Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход / Пер. М. Добряковой // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 431-444.

Biglaiser G. 2002. The Internationalization of Chicago’s Economics in Latin America // Economic Development and Cultural Change. Vol. 50, No. 2. P. 269-286.

Bockman J., Eyal G. Eastern Europe as a Laboratory for Economic Knowledge: The Transnational Roots of Neoliberalism // American Journal of Sociology. 2002. N 108 (2). P. 310-352.

Cochoy F. Another discipline for the market economy: marketing as a performative knowledge and know-how for capitalism // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. P. 194-221.

Fourcade-Gourinchas M. and S.L. Babb. The Rebirth of the Liberal Creed: Paths to Neoliberalism in Four Countries // American Journal of Sociology. 2002. Vol. 108, No. 3. P. 533-579.

Gordon C. et al. The Foucault effect. Studies in governmentality. Chicago: The University of Chicago Press, 1991.

Guala F. Michel Foucault on neoliberal governmentality // Economics and Philosophy. 2006. N 22. P. 429-439.

MacKenzie D. An engine, not a camera: How financial models shape markets. Massachusetts: MIT Press, 2006.

McFall L. Advertising: a cultural economy. London: Sage, 2004.

Peters M. et al. Governmentality studies in education. Rotterdam: Sense Publishers, 2009.
Примерные темы для эссе

1. Экономист как эксперт: анализ случаев привлечения учёных-экономистов к выработке экономической и социальной политики.

2. Учебный план и идеологический аппарат: анализ обстоятельств распространения экономического знания в учебных планах средних и высших учебных заведений.

3. Профессионализация экономики: анализ случаев становления экономических профессий в их связи с экономической наукой.

4. Генезис технологий контроля: анализ условий введения технологий регламентации повседневной жизни и стоящих за ними экономико-антропологических предпосылок.

5. Контекст советской экономической науки: сопоставление теоретических высказываний советских экономистов и институциональных условий их деятельности.

6. «Нужно ли защищать общество?»: анализ риторики «защиты общества» и примеров защиты в повседневной жизни.

7. Границы калькулятивности: анализ случаев внедрения калькулятивных устройств и их материальной среды.

8. История дара: генезис и трансформация практик дарения.

9. Автономизация хозяйства: анализ условий и следствий автономизации и гетерономизации отдельных хозяйственных практик.

10. Универсальность и специфика экономизации: сравнительный анализ экономизации сходных практик в разных культурах.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачёту:

1. В чём состоит различие между категориями «экономика» и «хрематистика» у Аристотеля?

2. Почему К. Поланьи считает Аристотеля первооткрывателем экономики?

3. Раскройте смысл понятий «укоренённость» и «двойное движение» по К. Поланьи.

4. Основные этические представления И. Бентама, контекст их возникновения и влияние на политическую экономию.

5. В чём, по мнению М. Фуко, состоят изменения эпистемы и режима управления в период зарождения политической экономии?

6. Кто, на Ваш взгляд, одержал победу в споре о методе в экономической науке? Почему?

7. Почему субстантивисты полагают, что формалистский подход в экономической антропологии в современных условиях успешен?

8. В чём состоят основные различия в моделях институционализации экономической науки в разных странах?

9. В чём состояло значение коллоквиума Уолтера Липпмана для распространения экономического знания?

10. Опишите на примерах различия между известными Вам типами перформативности экономической науки.

Авторы программы: _____________________________/ О.И. Кирчик/

_____________________________ / Г.Б. Юдин/

Похожие:

Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Программа комплексного социально- экономического развития
Сравнительный анализ показателей социально-экономического развития Иркутского района и Иркутской области 8
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Рабочая программа Элективный курс «Физика человека»
Элективный курс предназначен для преподавания в классе социально-экономического профиля
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Программы социально-экономического развития пошехонского муниципального...
I. Анализ сложившейся социально-экономической ситуации. Статистические показатели
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Программа социально экономическогоразвития Златоустовскогогородскогоокруга до 2030 г
Стратегический анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития городского округа, в т ч в разрезе...
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Пояснительная записка к мониторингу социально-экономического развития...
Курагинский район крупнейший район на юге Красноярского края, занимает площадь 24072 кв км. Плотность населения 1,92 человека на...
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon «Стратегия социально-экономического развития Нижнедевицкого муниципального...
I. Анализ социально-экономического потенциала Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области 6
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Анализ социально-экономического развития муниципального района «Новооскольский...
Анализ социально–экономического развития муниципального района «Новооскольский район» за январь-июнь 2017 года
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Научная и учебная работа на кафедре гидробиологии. Научные знания...
Научная и учебная работа на кафедре гидробиологии. Научные знания для целей социально-экономического развития и безопасности России...
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon ОтчёТ об исполнении в 2007 году Программы социально-экономического развития
Выполнение основных показателей Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы 5 Раздел Состояние...
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Проект внесения изменений в генеральный план города Комсомольска-на-Амуре...
Сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, для реализации которых...
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Пояснительная записка анализ положения Иркутской агломерации в структуре...
Янием внешних и внутренних объективных социально-экономических процессов в регионе сформирована Иркутская агломерация площадью 2...
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Пояснительная записка последние десятилетия XX и начало XXI века...
Программа предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Пояснительная записка курс «История менеджмента»
Курс «История менеджмента» разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon ОтчёТ об исполнении в 2008 году Программы социально-экономического развития
Состояние социально-экономического развития Удмуртской Республики в сравнении с регионами 14
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Программа социально-экономического развития муниципального образования
Основные показатели социально-экономического развития мо «Юкаменский район» за 2005-2009 годы 8
Пояснительная записка Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» icon Программа социально-экономического развития
Областному закону от 14. 01. 2008 №852-зс об утверждении Программы социально-экономического развития Ростовской области

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск