МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«Детский сад комбинированного вида № 36 «Жемчужинка»
---------------------------------------------------------------------------------------------------
143900, Московская область, г. Балашиха, шоссе Энтузиастов, 70 тел.8(495) 521-75-66
http:bal-ds36.edumsko.ru e-mail: Gemchuginka36@mail.ru
Принято Утверждаю
Советом педагогов заведующий МБДОУ №36
Протокол № 5 от 30.05.2016 г. А.П. Корчагина
« » ______________2016 г.
Рабочая программа дополнительного образования из внебюджетных средств для детей 6-7 лет
«Лего-техник»
Учебно-программное обеспечение рабочей программы
Ишмакова М.С.
Программа «Конструирование в дошкольном образовании
в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов»,
Издательство ИПЦ Маска, Москва 2013 г.
Рабочая программа учебного курса
включает содержание
за пределами основной
образовательной программы ДОУ
на 2016-2017 учебный год
Руководитель
Шапкина Мария Михайловна
Пояснительная записка
Настоящая программа дополнительного образования разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ, утвержденным приказом Минобрнауки России 3 1008 от 29.08.2013г., направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном и нравственном развитии, социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе.
Данная программа составлена на основе авторской программы Ишмаковой М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов» - Издательство ИПЦ Маска, Москва 2013 г.
Направленность программы – техническая.
Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Данная программа направлена на:
помощь детям в индивидуальном развитии;
мотивацию к познанию и творчеству;
к стимулированию творческой активности;
развитию способностей к самообразованию;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Технология. Проектирование
Создание действующих моделей. Воспроизведение иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел.
Демонстрация умения работать со схемами и различными видами конструктора ЛЕГО.
Технология. Реализация проекта
Сборка и исследование моделей. Изменение модели путём модификации её конструкции.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.
Математика
Измерение времени, ориентирование в пространстве. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Использование чисел и числового ряда для задания продолжительности работы. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Развитие речи
Использование в устной речи специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Освоение навыков робото-конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:
На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.
Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели.
Использование робототехники в проектной деятельности ДОУ.
Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например: дети и педагоги создают проекты: «В мире животных», «Мы идём в зоопарк», «В мире сказок и приключений», «Мы строим Космодром», «Летим к звёздам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия», «Растительный мир и животный», «Чудесный парк».
Итогом работы по освоению программирования в среде ROBOLAB RCX выделены следующие приобретаемые дошкольниками знания:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности. Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.
За этой технологией - большое будущее. Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей.
Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Соревнования по робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
Материально-технические условия внедрения ЛЕГО конструирования и робототехники в ДОУ.
Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе. Для эффективной организации занятий по Лего-конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Конструкторы ЛЕГО - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для проявления креатива (два самых простых кубика LEGO можно сложить 24−я разными способами). Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Моделирование логических отношений и объектов реального мира для всех возрастных групп дошкольного возраста
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Познавательная задача: развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к робототехнике.
Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении
конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO, ROBOLAB, LEGO DUPLO, LEGO DACTA.
Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты:
формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям общеобразовательной программы детского сада : Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое; Социальное развитие.
формирование умения работать по предложенным инструкциям; o формирование умения творчески подходить к решению задачи; o формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
конкурс детских построек на базе детского сада
совместная проектная деятельность детей и родителей
совместная проектная деятельность детей и воспитателей
Тематическое планирование
Месяц
|
Содержание темы
|
Кол-во занятий
|
Сентябрь
|
Знакомство с компонентами конструктора
ROBOLAB RCX. Конструирование по замыслу
Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором)
|
2
|
Октябрь
|
Забавные механизмы
«Умная вертушка»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
«Умная вертушка»: развитие (программирование модели с более сложным поведением
«Железная дорога»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
«Железная дорога»: развитие (программирование модели с более сложным поведением
|
4
|
Ноябрь
|
«Теплоход »: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
«Теплоход»: развитие (программирование модели с более сложным поведением
«Спасение самолета»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
«Спасение самолета»: развитие (программирование модели с более сложным поведением
|
4
|
Итого:
|
|
10
|
Декабрь
|
Животный мир
« Танцующая птица »: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
«Танцующая птица»: развитие (программирование модели с более сложным поведением
«Обезьянка-барабанщик»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
4. «Обезьянка-барабанщик»: развитие (программирование модели с более сложным поведением
|
4
|
Январь
|
«Рычащий лев»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
«Рычащий лев»: развитие (программирование модели с более сложным поведением
|
2
|
февраль
|
«Львиная семейка»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
«Львиная семейка»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением
Человекоподобные роботы
«Нападающий»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
4. «Нападающий»: развитие (программирование модели с более сложным поведением
|
4
|
Итого:
|
|
10
|
Март
|
«Вратарь »: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
«Вратарь»: развитие (программирование модели с более сложным поведением 3. конструирование машин по замыслу
«Чемпионат по футболу» (конструирование 2-х разных моделей)
«Ликующие болельщики»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели
|
4
|
Апрель
|
«Ликующие болельщики»: развитие (программирование модели с более сложным поведением 3. конструирование машин по замыслу
Создание моделей по замыслу
Презентация проектов
Презентация проектов
|
4
|
Итого:
|
|
8
|
Общее количество занятий:
|
28
|
Материальное обеспечение программы:
Конструкторы LEGO WeDo.
Список используемой литературы:
Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»
Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов
Интернет – ресурсы: http://int-edu.ru http://7robots.com/
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ http://insiderobot.blogspot.ru/ https://sites.google.com/site/nxtwallet/ http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.robo-sport.ru/ http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/ http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php
http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
Оборудование:
LEGO DUPLO
LEGO WEDO
LEGO DACTA
ROBOLAB RCX
набор карточек и схем для каждого вида конструктора
Центр «Робототехника»
Оборудование:
LEGO DUPLO
LEGO WEDO
LEGO DACTA
ROBOLAB RCX
набор карточек и схем для каждого вида конструктора
|